ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25.01.2003 № 34/22

Об утверждении областной целевой программы
"Информатизация здравоохранения Кировской области"
 на 2003 - 2007 годы

Для внедрения и использования новых информационных технологий в системе здравоохранения Кировской области Правительство Кировской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить областную целевую программу "Информатизация здравоохранения Кировской области" на 2003 - 2007 годы (далее - Программа). Прилагается.

2. Финансовому управлению Кировской области (Помаскин A.M.) предусмотреть необходимые объемы финансирования на выполнение Программы в проектах областного бюджета на 2004-2007 годы.

3. Принять предложение Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования (Печенкин Ю.В.) по долевому финансированию Программы на 2003-2007 годы.

4. Рекомендовать главам муниципальных образований области принять долевое участие в финансировании Программы.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Покручину А.А.


Губернатор-
Председатель Правительства
 Кировской oбласти В.Н. Сергеенков

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
 Кировской области
от 25.01.2003 № 34/22


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2003- 2007 ГОДЫ


Паспорт областной целевой программы
"Информатизация здравоохранения Кировской области"
на 2003 - 2007 годы

Наименование Программы

"Информатизация здравоохранения Кировской области"

Основание принятия решения о разработке Программы

письмо департамента здравоохранения Кировской области от 12.04.2002 № 388 "О разработке областной целевой программы по информатизации"

Государственный заказчик Программы

департамент здравоохранения Кировской области, Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - КОТФ ОМС)

Основные разработчики Программы

Кировский областной медицинский информационно-аналитический центр (далее - КОМИАЦ), отдел информатизации информационного обеспечения Исполнительной дирекции КОТФ ОМС

Цель Программы

создание условий для реализации государственной политики по обеспечению гарантий населению на бесплатную медицинскую помощь при одновременном расширении доступности и повышении качества медицинского обслуживания за счет эффективного использования имеющихся ресурсов посредством внедрения современных информационных и коммуникационных технологий

Задачи Программы

создание единого информационного пространства здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Кировской области и его интеграция в информационное пространство Российской Федерации; обеспечение высокой степени компьютеризации рабочих процессов, внедрение современных средств связи и телекоммуникаций; повышение качества управленческих решений за счет обеспечения руководителей и специалистов своевременной детальной информацией о деятельности субъектов здравоохранения; повышение уровня справочно-информационного обслуживания учреждений обязательного медицинского страхования, здравоохранения муниципальных образований районов и городов области и населения области путем создания отраслевой информационно-справочной системы с публичным доступом через Интернет; повышение эффективности и качества всех видов работ, связанных с обработкой информации

Сроки и этапы реализации Программы

2003 - 2007 годы:

I этап -2003 год;

II этап -2004-2005 годы;

III этап -2006-2007 годы

Перечень основных мероприятий Программы

создание информационных банков оказанной застрахованному населению медицинской помощи;

создание Интранет- и Интернет-сайтов департамента здравоохранения Кировской области и КОТФ ОМС;

создание базы моделей (протоколов ведения больных) медицинской помощи для контроля качества лечения больных;

ведение мониторинга Территориальной программы государственных гарантий обеспечения населения Кировской области бесплатной медицинской помощью (далее - Программа государственных гарантий);

организация автоматизированного управления ресурсами здравоохранения и интеграция существующих регистров;

ведение мониторинга рождаемости и смертности (в том числе младенческой) на территории области;

поддержка в актуальном состоянии и интеграция регистров по больным важнейшими заболеваниями: туберкулезом, онкологическими, сахарным диабетом - и актуальным группам пациентов: пострадавших от аварии на Чернобыльской атомной электростанции, детей-инвалидов, детей с врожденными аномалиями, диспансеризации детей;

контроль за льготным лекарственным обеспечением;

оперативное слежение и контроль за использованием ресурсов здравоохранения и деятельностью лечебно-профилактических учреждений на основе первичной медико-статистической информации

Исполнители основных мероприятий Программы

организации, определяемые на конкурсной основе в порядке, установленном законодательством

Объем и источники финансирования Программы

средства областного бюджета - 72,1 млн. рублей;

средства Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования (по согласованию) - 60 млн. рублей;

другие источники финансирования (по согласованию) - 62,5 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

улучшение качества медицинского обслуживания населения за счет повышения эффективности управления здравоохранением и системой обязательного медицинского страхования Кировской области, рационализации использования ресурсов, повышения профессионального уровня медицинских работников и минимизации трудозатрат, связанных с обработкой документов; проведение оптимальной реструктуризации, включающей изменение сети (за счет реорганизации больниц в амбулаторные учреждения, приближения медицинской помощи к населению) и коечного фонда (достижение обеспеченности койками до 98 на 10 тыс. населения), уменьшение дорогостоящих (стационарной и скорой) и увеличение менее затратных (амбулаторной и стационарозамещающей) видов помощи до федеральных нормативов по Программе государственных гарантий, что позволит оказывать более качественную помощь при меньшем финансировании здравоохранения

Система организации контроля за исполнением Программы

осуществляется департаментом здравоохранения Кировской области и КОТФ ОМС в соответствии с законодательством Российской Федерации и постановлением Правительства области от 05.02.2002 № 9/28


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами

Программа разработана с учетом государственных и отраслевых документов:

Концепции информатизации системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации на 2000-2005 годы, утвержденной правлением Федерального фонда обязательного медицинского страхования 26.04.2000;

приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19.01.98 №12/2 "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении";

Концепции информатизации системы обязательного медицинского страхования Кировской области на 2001-2005 годы, утвержденной правлением КОТФ ОМС 26.01.2001, протокол № 1;

федеральной целевой программы "Электронная Россия" (2002 - 2010 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 №65.

Основной целью здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Кировской области в настоящее время является гарантированное обеспечение граждан доступной медицинской помощью.

Указанная задача представляется весьма непростой с учетом того обстоятельства, что Кировская область является дотационной территорией и недостаток финансирования здравоохранения, по самым скромным подсчетам, составляет 27%. При рекомендуемой федеральным центром стоимости Программы государственных гарантий 3661 млн. рублей (2287 рублей на одного жителя) в консолидированном бюджете на здравоохранение запланировано 2271 млн. рублей (1458,9 рубля на одного жителя). В 2001 году область занимала 72-е место в Российской Федерации в обеспечении средствами на обязательное медицинское страхование одного работающего жителя и 82-е - одного неработающего из 91 территории (89 субъектов Российской Федерации, закрытое территориальное образование г. Саров Нижегородской области и Байконур).

Обеспечить приемлемое качество и доступность медицинской помощи в условиях финансового дефицита возможно только при кардинальном реформировании системы здравоохранения области, важнейшим инструментом которого является информатизация.

К числу основных проблем, которые решаются на основе современных информационных технологий, относятся:

1.1. Недопустимо высокий процент непроизводительных с точки зрения лечебного процесса трудозатрат медицинского персонала. Огромное количество документации, заполняемой медицинским персоналом, высокий процент дублирования информации, неизбежность ошибок значительно уменьшает время работы с пациентом. Достаточно отметить, что внедрение электронного талона амбулаторного пациента отменяет 5 учетных форм и автоматизирует формирование 5 отчетных, многократно снижая количество документов и практически исключая появление ошибок.

1.2. Низкий уровень информированности медперсонала о новых лекарственных препаратах, методах диагностики и лечения. Ограниченность средств, выделяемых на повышение квалификации медицинского персонала в ведущих центрах, высокая стоимость специальной литературы и периодики снижают их доступность. В этих условиях резко повышается роль электронных сетевых медицинских ресурсов, к которым относятся сайты признанных мировых медицинских центров, библиотек, медицинские форумы, центры рассылки и т.п., где стоимость специальной информации на несколько порядков ниже при несопоставимом уровне оперативности и ассортименте.

1.3. Недостаточно удовлетворительный коэффициент использования дорогостоящего медицинского оборудования. Рациональное распределение медицинской аппаратуры по лечебно-профилактическим учреждениям (далее - ЛПУ) невозможно без ведения подробной базы данных их ресурсного обеспечения; полноценное использование имеющегося в ЛПУ оборудования требует доступа к современной специальной литературе и периодике.

1.4. Недостаточно высокий уровень информированности управленческого персонала, обусловленный -архаичной технологией документооборота. Низкая скорость и высокие накладные расходы обработки документов ограничивают возможность получения достоверной оперативной информации. Неизбежность принятия важнейших управленческих решений в условиях дефицита существенной информации и, как следствие, невозможность дифференциации и точной подстройки к конкретным проблемам и конкретным условиям создают дополнительную нагрузку на управленческий персонал и снижают качество принимаемых решений.

1.5. Низкий уровень информированности населения в вопросах охраны здоровья. В современных условиях возможности рядового гражданина в получении квалифицированной консультации медицинского характера крайне ограниченны. Как следствие, врачу приходится иметь дело в основном с запущенными стадиями заболевания. С этой точки зрения представляется чрезвычайно перспективным создание и развитие публичных медицинских сайтов с привлечением в качестве консультантов ведущих медицинских специалистов области (внутренний аналог служб doctor.ru и 03.ru).

1.6. Незаинтересованность медперсонала в высоком качестве труда. Отсутствие связи между качеством лечения и уровнем оплаты труда медицинских работников, недостаточная информация о результатах лечения. Одним из наиболее эффективных методов повышения мотивации медперсонала является прогрессивный способ оплаты медицинской помощи по медико-экономическим стандартам на законченный случай лечения, требующий высокого уровня информационной и технологической поддержки.

1.7. Отсутствие института семейных врачей. Планируемое в Кировской области введение института семейных врачей резко повышает требования к уровню информационного обеспечения. Необходим оперативный доступ к базам данных пациентов, лекарственных препаратов, методов диагностики и лечения.


2. Цель и задачи Программы

2.1. Целью настоящей Программы является создание условий для обеспечения населения Кировской области бесплатной медицинской помощью в рамках Программы государственных гарантий при одновременном расширении доступности и повышении качества медицинского обслуживания. Реализация указанной цели возможна только при внедрении современных информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на максимально эффективное использование имеющихся ресурсов, за счет:

повышения эффективности управления;

повышения отдачи от медицинского персонала;

интенсификации подготовки и переподготовки медицинских кадров;

автоматизации документооборота;

повышения информированности населения.

2.2. Для достижения цели Программы необходимо решить важнейшую задачу построения единого информационного пространства здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Кировской области. Под единым информационным пространством понимается совокупность информационных ресурсов и средств доступа к ним. Разработка единого информационного пространства предусматривает решение следующего комплекса задач:

2.2.1. Организационной:

обеспечения высокого уровня взаимодействия органов исполнительной власти области, учреждений здравоохранения и КОТФ ОМС в области совместного использования информационных ресурсов.

2.2.2. Технических:

создания развитой телекоммуникационной инфраструктуры здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования;

обеспечения каждого субъекта информатизации (учреждений здравоохранения и обязательного медицинского страхования) доступом в Интернет и комплектом компьютерного оборудования, достаточным для успешного функционирования в едином информационном пространстве.

2.2.3. Реализации системных мероприятий по переводу информации в цифровую форму:

разработки прикладных программных средств, обеспечивающих высокую степень компьютеризации рабочих процессов;

перехода на электронный документооборот и развития системы электронных взаиморасчетов по обязательному медицинскому страхованию;

разработки системы мероприятий по автоматизированному контролю исполнительской дисциплины;

формирования специализированных регистров, их интеграции в регистр

застрахованного населения Кировской области;

формирования базы данных ресурсного обеспечения ЛПУ;

развития банка моделей (медико-экономических стандартов, далее - МЭС) и протоколов лечения;

создания единой нормативно-справочной системы здравоохранения.

2.2.4. Реализации системных мероприятий по организации доступа к информационным ресурсам:

создания внутренних рабочих сайтов как основного механизма хранения, обслуживания и распространения информационных ресурсов здравоохранения и обязательного медицинского страхования;

развития корпоративной электронной почты здравоохранения и обязательного медицинского страхования;

создания публичных сайтов здравоохранения и обязательного медицинского страхования, содержащих информационные материалы для населения и медицинских работников, медицинские форумы, консультационные службы;

организации информационного взаимодействия с государственными учреждениями, общественными организациями и средствами массовой информации по вопросам здравоохранения и обязательного медицинского страхования;

разработки и реализации политики по обеспечению защиты информации.


3. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на 2003-2007 годы и предполагает три этапа:

3.1. На первом этапе (2003 год) предполагается реализовать следующие мероприятия:

3.1.1. Формирование научной информационно-аналитической основы для комплексного реформирования здравоохранения региона.

3.1.2. Формирование архитектуры и понятийной базы Единой нормативно-справочной системы здравоохранения.

3.1.3. Развитие системы электронных взаиморасчетов по обязательному медицинскому страхованию.

3.1.4. Формирование банка оказанной застрахованному населению медицинской помощи, разработку системы мероприятий по статистической и аналитической обработке его данных.

3.1.5. Подготовительные работы по формированию Интранет- и Интернет-сайтов департамента здравоохранения Кировской области и КОТФ ОМС.

3.2. На втором этапе (2004-2005 годы) предполагается обеспечить:

3.2.1. Создание Интранет- и Интернет-сайтов департамента здравоохранения Кировской области и КОТФ ОМС.

3.2.2. Развитие базы моделей оказания медицинской помощи до уровня протоколов лечения больных и разработку на их основе критериев автоматизированного контроля качества лечения.

3.2.3. Подготовку на основе банка оказанной застрахованному населению медицинской помощи статистической и аналитической платформы для реализации механизма формирования и мониторинга Программы государственных гарантий применительно к специфическим условиям региона.

3.2.4. Построение системы информационного обеспечения управления ресурсами здравоохранения.

3.2.5. Развитие разработанных КОТФ ОМС программных комплексов лечебно-профилактических учреждений и включение в них средств, ориентированных на информационные потребности здравоохранения.

3.3. На третьем этапе (2006-2007 годы) предполагается обеспечить:

3.3.1. Построение системы автоматизированного контроля качества лечения (внутри- и вневедомственного).

3.3.2. Реализацию механизма мониторинга Программы государственных гарантий применительно к специфическим условиям региона.

3.3.3. Унификацию специализированных регистров отдельных контингентов обслуживаемого населения и интеграцию их на основе регистра застрахованного населения Кировской области.

3.3.4. Построение автоматизированной системы мониторинга лекарственного обеспечения.

3.3.5. Создание условий для функционирования телемедицинских технологий.


4. Система программных мероприятий

Программой предусматривается система мероприятий с решением соответствующих задач:

4.1. Организационной:

создания служб информатизации в ЛПУ.

4.2. Технических:

обеспечения ключевых узлов обработки информации в департаменте здравоохранения Кировской области, Исполнительной дирекции КОТФ ОМС, КОМИАЦ широкополосными каналами доступа к Интернету;

обеспечения всех субъектов информатизации выделенными линиями до Интернет-провайдеров;

обеспечения каждого субъекта информатизации стандартизованным комплектом компьютерного оборудования, достаточным для успешного функционирования в едином информационном пространстве.

4.3. Реализации системных мероприятий по переводу информации в цифровую форму:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»