ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21.01.2003 № 33/1
О Программе управления государственным
имуществом Кировской области в 2003 году
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Кировской области от 03.02.2004 N 1/1.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 10.10.2003)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Кировской области от 19.06.2003 № 46/164
Постановлением Правительства Кировской области от 05.08.2003 № 49/207
Постановлением Правительства Кировской области от 05.08.2003 № 49/208
Постановлением Правительства Кировской области от 10.10.2003 № 59/281
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 7 Закона Кировской области «Об управлении государственным имуществом Кировской области» от 03.07.2001 № 5-ЗО Правительство Кировской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Программу управления государственным имуществом Кировской области в 2003 году (далее - Программа). Прилагается.
2. Поручить департаменту государственной собственности Кировской области (Пентегов Г.А.):
2.1. Осуществление выбора наиболее приемлемых условий приватизации имущества, находящегося в собственности Кировской области, в части способа приватизации имущества, определения нормативной цены, дробления и консолидации пакетов акций, срока рассрочки платежа, состава подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия и перечня объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации, в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
2.2. Исполнение мероприятий Программы в пределах лимитов, установленных Законом Кировской области «Об областном бюджете на 2003 год» от 31.12.2002 № 124-ЗО.
2.3. Размещение областного заказа в 2003 году путем проведения торгов по размещению заказов на товары, услуги, работы в соответствии с мероприятиями Программы.
2.4. Внесение коррективов в состав объектов землеустроительных работ с учетом готовности органов местного самоуправления области участвовать в финансировании данных работ.
З. Признать утратившими силу:
3.1. Постановление Правительства области от 05.02.2002 № 9/31 «О Программе управления государственным имуществом Кировской области в 2002 году» (кроме пункта 2).
3.2. Постановление Правительства области от 02.07.2002 № 20/232 «О внесении изменении в постановление Правительства области от 05.02.2002 № 9/31».
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области директора департамента государственной собственности Кировской области Пентегова Г.А.
ПРОГРАММА
управления государственным имуществом Кировской области в 2003 году
Наименование Программы | Программа управления государственным имуществом Кировской области в 2003 году (далее - Программа) |
Основание для принятия решения о разработке Программы | статья 7 Закона Кировской области «Об управлении государственным имуществом Кировской области» от 03.07.2001 № 5-ЗО |
Основной разработчик Программы | департамент государственной собственности Кировской области |
Цель Программы | увеличение доходов областного бюджета на основе эффективного управления имуществом |
Задачи Программы | повышение конкурентоспособности государственных областных предприятий и хозяйственных обществ с участием области, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности; формирование системы экономического мониторинга и исполнение контрольно-надзорных функций в среде управления имуществом; детальная правовая регламентация процесса управления; обеспечение прав области как участника хозяйственных обществ; совершенствование информационного обеспечения управления недвижимостью, реформирования и регламентирования земельных и имущественных интересов; вовлечение максимального числа объектов областного имущества в, хозяйственный оборот; использование государственных активов для привлечения инвестиций |
Срок реализации Программы | 2003 год |
Перечень основных мероприятий Программы | управление земельными ресурсами; управление акциями (долями), принадлежащими области; воздействие на деятельность областных государственных предприятий; управление отдельными объектами недвижимости, включая предоставление их в аренду |
Исполнители основных мероприятий Программы | департамент государственной собственности Кировской области, органы исполнительной власти отраслевой компетенции, департамент экономики при Правительстве области, финансовое управление Кировской области |
Объемы и источники финансирования Программы | всего - 23210 тыс. рублей за счет средств областного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | обеспечение поступления доходов в областной бюджет в сумме 302227 тыс. рублей |
Контроль за исполнением Программы | департамент государственной собственности Кировской области |
Кировская область продолжает оставаться собственником значительного числа объектов имущества, что обуславливает высокую значимость функции управления областной государственной собственностью. Общая характеристика объектов имущества приведена в приложении 1.
В 2002 году управление собственностью области осуществлялось в соответствии с Законом Кировской области «Об управлении государственным имуществом Кировской области» от 03.07.2001 № 5-ЗО (с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 04.07.2002 № 83-ЗО) и Программой управления государственным имуществом Кировской области в 2002 году.
Анализ выполненных в 2002 году мероприятий и достигнутых результатов свидетельствует об определенном росте эффективности управления имуществом области.
Сформировалась устойчивая тенденция роста поступлений в областной бюджет. В результате доля доходов областного бюджета от использования областного имущества в собственных доходах области в 2002 году по сравнению с 2000 годом возросла с 2,5 % до 7,7 %, в 2003 году данная тенденция должна сохраниться. Доходы от использования областного имущества по годам приведены в приложении 2.
В 2002 году полностью выполнены плановые задания по таким видам доходов, как аренда областного имущества и часть чистой прибыли областных государственных унитарных предприятий.
2002 год стал периодом формирования организационно-экономического и правового механизма получения доходов от использования земельных ресурсов. Работа с землей начала давать ощутимые результаты. В 2002 году в качестве арендной платы за землю получено 117246 тыс. рублей, что на 411 % больше, чем в 2001 году. Складывающаяся система управления земельными ресурсами обуславливает реальность увеличения доходов бюджета от арендной платы за землю в 2003 году.
В то же время поступления от продажи земли будут в 2003 году ниже уровня 2002 года в связи с новым порядком перечисления средств, предусмотренным проектом закона «О федеральном бюджете на 2003 год».
Без какого-либо переходящего задела предыдущего года была развернута в 2002 году работа по приватизации областного имущества. Кировскому региональному отделению Российского фонда федерального имущества переданы для реализации почти все запланированные для приватизации объекты.
Отрицательно на ход и результаты приватизации повлияли два обстоятельства, которые придется учитывать и в 2003 году.
Прежде всего, низкий уровень спроса на ряд приватизируемых объектов. Не удалось, например, реализовать по первоначальной цене здание спального корпуса в пгт Нижнеивкино, пакет акций открытого акционерного общества «Вятич».
Значительной помехой является неготовность органов местного самоуправления области быстро и качественно готовить документы на земельные участки под приватизируемыми объектами.
Тем не менее доходы от приватизации и продажи имущества действующих предприятий и учреждений составили 70 886,4 тыс. рублей.
В то же время реально следует подходить к оценке перспектив получения дивидендов. Незначительная величина принадлежащих области пакетов акций не позволяет обеспечить принятие органами управления акционерных обществ решений о начислении дивидендов.
В областной бюджет поступают возобновляемые и невозобновляемые доходы. В условиях, когда область не располагает значительным числом высоколиквидных объектов, необходима ориентация главным образом на использование возобновляемых доходов, так как особого внимания заслуживает задача воспроизводства и роста ресурсов области, наращивания объектов областной собственности.
В 2003 году предстоит сохранить установившуюся тенденцию роста стоимости зданий и сооружений, принадлежащих области:
| (млн. рублей) | |
На 01.01.2001 | На 01.01.2002 | На 01.11.2002 |
15625 | 15981 | 17338 |
В 2003 году предстоит продолжить работу по приобретению в собственность области предприятий и учреждений в порядке разграничения федеральной собственности, тем более что Минимуществом России рассматривается целесообразность существования федеральных государственных предприятий, предприятий с численностью работающих не более 50 человек.
Помимо того, в собственность области необходимо приобрести здания и сооружения на сумму 10920,0 тыс. рублей.
В то же время следует избавляться от объектов, которые не связаны с исполнением функций областного значения. Прежде всего, это жилой фонд и объекты социально-бытового назначения, оставшиеся в казне области после приватизации предприятий. Продолжится передача их, а также некоторых предприятий в муниципальную собственность.
Важной задачей было и остается максимальное вовлечение имущества в хозяйственный оборот.
На 01.12.2002 в собственности области находилось 16993 здания, сооружения. Из них 5477 объектов закреплено на праве хозяйственного ведения за областными предприятиями, 2957 объектов закреплено на праве оперативного управления за областными государственными учреждениями, 9086 объектов составляют казну области. Из них 12 % объектов находится в пользовании государственного учреждения «Кировмелиорация», а также органов
УВД, Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Кировской области, иных государственных органов. 88 % составляют жилой фонд и объекты социально - бытового назначения, подлежащие передаче в муниципальную собственность.
В целях коммерческого использования недвижимости заключено 356 договоров аренды областного имущества, в соответствии с которыми в аренду предоставляется, в частности, имущество, не используемое предприятиями в основном производстве.
При этом 82 % площадей используют субъекты малого и среднего предпринимательства, что способствует негосударственному сектору экономики.
Передача многих зданий со встроено-пристроенными помещениями в муниципальную собственность существенно снижает численность объектов, предоставляемых в аренду. В этих условиях поступление доходов в бюджет будет обеспечиваться главным образом за счет повышения арендной платы.
Основные владельцы и пользователи имущества области - областные государственные предприятия, являющиеся важным элементом государственного сектора экономики области.
Стоимость активов областных государственных предприятий характеризуется следующим образом:
| (млн. рублей) | |
На 01.01.2001 | На 01.01.2002 | На 01.07.2002 |
12967,7 | 13682,0 | 12850,8 |
К трактовке динамики стоимости активов областных государственных предприятий следует подходить с учетом двух аспектов. С одной стороны, стоит задача освобождения предприятий от несвойственных функций содержания жилого фонда путем его передачи в собственность муниципальных образований области. Снижение стоимости активов является логичным следствием данной работы, которая будет продолжаться. В то же время нельзя допустить уменьшения активов вследствие неэффективной работы предприятий, некомпетентных действий их руководителей.
Стоимость активов областных предприятий снизилась в 2002 году ввиду передачи Кировским областным государственным унитарным предприятием «Кировавтодор» значительного числа жилых домов в муниципальную собственность и части имущества Кировскому областному государственному учреждению «Кировское областное государственное управление автомобильных дорог». Озабоченность вызывает тенденция снижения стоимости активов автотранспортных предприятий, финансово-экономическое положение которых продолжает ухудшаться. Стоимость активов предприятий иных отраслей практически остается стабильной.
За 9 месяцев 2002 года областными предприятиями реализовано продукции (оказано услуг) на 1 млрд. 933 млн. 620 тыс. рублей. Это на 4 % меньше уровня прошлого года. Снижение обусловлено сокращением объемов реализации КОГУП «Кировавтодор» - крупнейшим среди областных
предприятий, удельный вес которого в их совокупной выручке составляет 37%. Если не принимать во внимание показатели КОГУП «Кировавтодор», то объем выручки остальных областных государственных унитарных предприятий на 1 октября 2002 года возрос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 17 %. Отметим, что в 2001 году по сравнению с 2000 годом выручка предприятий возросла на 28,2 %.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг)
Показатель | 2000 год | 2001 год | Темп роста(%) | 9 месяцев 2001 года | 9 месяцев 2002 года | Темп роста(%) |
Выручка от реализации продукции (тыс. рублей) -всего | 218685,7 | 2802576,4 | 128,2 | 2015125,6 | 1933620,6 | 96,0 |
в том числе | ||||||
без КОГУП «Кировавтодор» | 1224954,7 | 1546653,4 | 126,3 | 1047890,6 | 1225983,6 | 117,0 |
Совокупная выручка предприятий всех форм собственности Кировской области (справочно) | 66661026,0 | 75930025,0 | 113,9 |
Сложилась тенденция роста чистой прибыли областных предприятий, что позволило перевыполнить бюджетное задание 2002 года в части доли прибыли, перечисленной в бюджет. Объем чистой прибыли в 2000 году составил 30 млн. рублей, в 2001 году - 84 млн. рублей, за 9 месяцев 2002 года -97,6 млн. рублей.
В то же время темпы роста чистой прибыли снизились, что не позволяет прогнозировать доходы бюджета выше уровня плана 2002 года.
Областные предприятия в 2001 году уплатили налогов в областной бюджет 33,8 млн. рублей, а за первое полугодие 2002 года - 23,2 млн. рублей, что позволяет прогнозировать превышение уровня прошлого года.
На 01.07.2002 персонал областных предприятий насчитывал 14569 человек. Средняя заработная плата в первом полугодии составила 2730 рублей (средняя по области - 2737,3 рубля).
Ведется систематическая работа с бухгалтерской отчетностью предприятий и отчетами их руководителей. Результаты финансово - хозяйственной деятельности оцениваются балансовыми комиссиями, организуемыми органами исполнительной власти отраслевой компетенции.
В 2002 году аттестацию прошли 89 руководителей предприятий. Наиболее активно вели эту работу департамент здравоохранения Кировской области, управление транспорта при Правительстве области, комитет сельского хозяйства и продовольствия Кировской области.
Значительным недостатком в работе с предприятиями является неисполнение органами исполнительной власти отраслевой компетенции полномочий, предусмотренных статьей 12 Закона Кировской области «Об управлении государственным имуществом Кировской области» от 03.07.2001 № 5-ЗО в части определения основных технико-экономических и иных качественных показателей работы государственных предприятий. Во многом это связано с отсутствием соответствующей методики. Разработка методики этой работы планируется в 2003 году.