ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03.02.2004 № 1/1
О Программе управления
государственным имуществом
Кировской области в 2004 году
(с изменениями на 22 декабря 2004 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Кировской области от 24.08.2004 № 13/188
Постановлением Правительства Кировской области от 22.12.2004 № 24/272
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 7 Закона Кировской области "Об управлении государственным имуществом Кировской области" от 03.07.2001 № 5-ЗО Правительство Кировской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Программу управления государственным имуществом Кировской области в 2004 году (далее - Программа). Прилагается.
2. Поручить департаменту государственной собственности Кировской области (Пентегов Г.А.):
2.1. Исполнение мероприятий Программы в пределах лимитов, установленных Законом Кировской области "Об областном бюджете на 2004 год" от 31.12.2003 № 218-ЗО.
2.2. Обеспечение размещения заказов на закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных мероприятиями Программы, в соответствии с действующим законодательством.
3. Признать утратившими силу:
3.1. Постановления Правительства области:
3.2. Распоряжения Правительства области:
3.2.2. От 14.07.2003 № 308 "О внесении изменений в распоряжение Правительства области от 08.05.2003 № 208".
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего блок имущественных и земельных отношений.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.И. Шаклеин
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Кировской области
от 03.02.2004 № 1/1
ПРОГРАММА
управления государственным имуществом Кировской области в 2004 году
ПАСПОРТ
Программы управления государственным имуществом Кировской области в 2004 году
Наименование Программы | Программа управления государственным имуществом Кировской области в 2004 году (далее - Программа) |
Основание для принятия решения о разработке Программы | статья 7 Закона Кировской области "Об управлении государственным имуществом Кировской области" от 03.07.2001 № 5-ЗО |
Основной разработчик Программы | департамент государственной собственности Кировской области |
Цели Программы | увеличение доходов областного бюджета на основе эффективного управления имуществом; начало подготовки к переходу к новой модели управления государственной собственностью, основанной на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства; развитие механизма передачи прав на земельные участки, в том числе в целях получения доходов в областной бюджет |
Задачи Программы | принятие мер по развитию имущественной основы выполнения органами исполнительной власти области и иными организациями государственных функций; повышение конкурентоспособности государственных областных предприятий и хозяйственных обществ с участием области, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности; приватизация пакетов акций акционерных обществ, областных унитарных предприятий, иного имущества, не требующегося для выполнения государственных функций; развитие системы экономического мониторинга и исполнение контрольно-надзорных функций в среде управления имуществом; формирование земельных участков при разграничении государственной собственности на землю в целях государственной регистрации права собственности Кировской области; совершенствование механизма управления и распоряжения объектами недвижимости; совершенствование информационного обеспечения управления недвижимостью, реформирования и регламентирования земельных и имущественных отношений; формирование единых объектов недвижимости, предполагающих регистрацию права собственности одновременно на земельный участок и на находящиеся на нем здания, сооружения; совершенствование механизма определения и установления платы за использование земельных участков |
Срок реализации Программы | 2004 год |
Перечень основных мероприятий Программы | управление земельными ресурсами; управление акциями (долями), принадлежащими области; воздействие на деятельность областных государственных унитарных предприятий; управление отдельными объектами недвижимости, включая предоставление их в аренду |
Исполнители основных мероприятий Программы | департамент государственной собственности Кировской области, органы исполнительной власти области отраслевой компетенции, департамент экономики при Правительстве области, финансовое управление Кировской области |
Объемы и источники финансирования Программы | областной бюджет - 51,1 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | обеспечение поступления доходов в областной бюджет в сумме 514,551 млн.рублей |
Контроль за исполнением Программы | контроль за исполнением Программы осуществляет департамент государственной собственности Кировской области |
1. Актуальность проблемы
Управление областным имуществом является одним из важнейших направлений государственного регионального управления.
Весь массив областного имущества может быть в соответствии с законом разделен на областное имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления соответственно, акции (доли) хозяйственных обществ, принадлежащие области, а также на областное имущество казны согласно приложению 1.
Владельцем имущества на праве хозяйственного ведения является 171 областное государственное унитарное предприятие.
На праве оперативного управления областное имущество находится во владении 401 областного государственного учреждения.
Значимую часть областного имущества казны составляют акции 51 акционерного общества и доли в уставных капиталах 11 обществ с ограниченной ответственностью.
Иное областное имущество казны представлено объектами недвижимости, общее число которых, по данным реестра областного имущества, составляет 5717. Главным образом это жилые дома и прочие объекты социально-бытовой деятельности.
Указанное недвижимое имущество не вошло в уставные капиталы приватизированных предприятий и продолжает оставаться на балансовом учете акционерных обществ до передачи в муниципальную собственность.
В целях коммерческого использования недвижимости по состоянию на 01.01.2004 заключено 384 договора аренды областного имущества, в соответствии с которыми в аренду предоставляется, в частности, имущество, не используемое предприятиями в основном производстве.
При этом свыше 80% площадей используют субъекты малого и среднего предпринимательства, что способствует развитию негосударственного сектора экономики.
Передача многих зданий со встроенно-пристроенными помещениями в муниципальную собственность существенно уменьшает численность объектов, предоставляемых в аренду. В этих условиях поступление доходов в бюджет будет обеспечиваться главным образом за счет повышения арендной платы.
В целом процедура управления имущественно-земельным комплексом приобретает в области все более системный характер и по большинству направлений детально определена на всех уровнях: начиная с законов Кировской области и постановлений Правительства области и заканчивая должностными инструкциями работников департамента государственной собственности Кировской области.
В основном сформирована нормативная правовая база управления имуществом. Создана информационная база системы пообъектного управления. Начинается работа по внедрению геоинформационной системы, позволяющей вести пообъектный мониторинг процедур управления зданиями, сооружениями в совокупности с земельными участками.
Работа с областным имуществом была подчинена достижению цели, определенной Программой управления государственным имуществом Кировской области в 2003 году, - получению максимального дохода в областной бюджет. В полном объеме выполнено задание по поступлению доходов от продажи земли. Задания по поступлению доходов от аренды зданий, сооружений, приватизации, отчисления части чистой прибыли областных государственных унитарных предприятий будут существенно перевыполнены. В то же время ввиду объективных обстоятельств, анализ которых представлен ниже, не представляется возможным в полном объеме получить доходы от аренды земли.
В итоге бюджетное задание 2003 года выполнено в целом на 105,8%. При этом полученная сумма доходов (334,0 млн.рублей) превышает уровень дохода 2002 года на 112,7 млн.рублей, или на 50,9%.
На данный момент в области имеется серьезный задел для успешного управления государственным имущественным комплексом.
Осуществление предусмотренных настоящей Программой мер позволит задействовать имеющиеся резервы повышения эффективности использования областного имущества и получить в 2004 году в областной бюджет не менее 514,551 млн.рублей согласно приложению 2.
В 2004 году управление государственным имуществом области будет осуществляться под воздействием следующих объективных факторов.
Во-первых, Правительством Российской Федерации взят курс на концептуальные и организационные изменения всей системы управления государственной собственностью.
Логика проводимых в стране экономических и политических реформ ставит на повестку дня осуществление дальнейших шагов в сфере земельно-имущественных отношений и системы управления государственной собственностью.
Задачи в этой области определены Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 года № 1163-р.
Новые подходы и новая модель управления государственной собственностью, предусмотренные данной Программой, основаны на принципах:
соответствия состава государственного имущества функциям государства с последовательной приватизацией или ликвидацией избыточного имущества;
текущего и перспективного планирования при системном контроле за использованием имущества.
Основное положение новой модели управления государственным имуществом заключается в следующем.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления по своей сути являются некоммерческими организациями, созданными народом для осуществления публичных функций. Поэтому извлечение прибыли из своей деятельности не является для них главной целью, что не исключает возможность возмездного оказания ими ряда публичных услуг. Критерием сохранения той или иной функции за публичным образованием является не ее прибыльность, а отнесение к видам деятельности, осуществление которых возложено Конституцией Российской Федерации и федеральными законами исключительно на соответствующий уровень публичной власти.
Предусматривается, что в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований должно находиться исключительно то имущество, которое необходимо для исполнения ими предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами функций.
Такое имущество должно находиться только в собственности того уровня публичной власти, к компетенции которого отнесено осуществление соответствующей публичной функции, а его отчуждение не может иметь место ни в результате приватизации, ни в результате банкротства, ни в результате исполнительного производства.
Федеральным законодательством будет определен состав имущества, которое может находиться в собственности субъекта Федерации в качестве имущественной базы выполнения органами публичной власти соответствующих государственных функций.
Один из законов, регламентирующих данные отношения, уже принят. Это Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.99 № 184-ФЗ.
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается проект федерального закона "О государственном и муниципальном имуществе".
Изложенные положения увязаны с предполагаемой в стране административной реформой, конечной целью которой является обеспечение полномочий всех уровней власти собственной финансовой и имущественной базой.
В этих условиях одной из целей управления имуществом становится обеспечение эффективного функционирования и развития областного имущества для деятельности, которая возложена Конституцией Российской Федерации и федеральными законами на субъекты Федерации.
Начинается подготовительный этап, который связан прежде всего с оценкой соответствия имеющегося в распоряжении областных органов власти имущества исполняемым этими органами государственным функциям. Предстоит работа по формированию оптимального имущественного комплекса, в том числе за счет перераспределения объектов между Российской Федерацией и Кировской областью.
В перспективе к 2005 году должна быть создана постоянно действующая система, обеспечивающая соответствие состава имущества выполняемым государственным функциям.
Во-вторых, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти уже фактически принимают меры по реализации изложенных выше положений и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), что прямо или косвенно влияет на государственный имущественный комплекс области.
С 2003 года активно ведется приватизация федеральных предприятий. В соответствии с Прогнозным планом (Программой) приватизации федерального имущества на 2003 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 № 1155-р, преобразованы в открытые акционерные общества 24 федеральных государственных унитарных предприятия.
В 2004 году планируется преобразовать в открытые акционерные общества 31 федеральное государственное унитарное предприятие.
Российская Федерация начинает отказываться в пользу субъектов Федерации от некоторых организаций и видов имущества. К примеру, области предложено принять в собственность учреждения начального профессионального образования.
Осуществляются и иные подходы. Так, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 1206 ликвидированы все 63 федеральных учреждения ветеринарии. Область была вынуждена создать областные учреждения подобного типа, решать вопросы оснащения их имуществом.
Таким образом, область постепенно будет втягиваться в имущественные отношения нового типа.
В-третьих, действующая нормативная правовая база управления государственным имуществом основана пока еще не на обеспечении выполнения государственных функций, а на приоритете экономически эффективного, в том числе коммерческого, использования государственного имущества. Следовательно, важнейшей целью управления государственным имуществом пока остается получение доходов в областной бюджет.
В-четвертых, в управлении государственным имуществом неуклонно возрастает роль распоряжения земельными участками и государственного регулирования земельных отношений.
В целом мероприятия Программы представляют собой логическое продолжение работы, начатой в предыдущий период.
Важнейшим направлением работы с областным имуществом является управление земельными ресурсами, в том числе разграничение государственной собственности на землю, в результате которого Кировская область станет собственником конкретных земельных участков. На 01.01.2004 плановое задание по представлению в Министерство имущественных отношений Российской Федерации перечней земельных участков для подготовки документов об отнесении их к федеральной, областной или муниципальной собственности выполнено в целом на 170%.
В Министерство имущественных отношений Российской Федерации представлены сведения по 762 участкам, подлежащим передаче в собственность области.
В то же время темпы разграничения весьма низки. На 01.01.2004 не принято ни одного распоряжения Правительства Российской Федерации о разграничении государственной собственности и передаче в собственность области земельных участков.
Такое положение дел не позволяет в полном объеме организовать работу с землей.
В 2003 году департаментом государственной собственности Кировской области проводилась работа по совершенствованию нормативных правовых актов в сфере земельных отношений. Результатом этой работы стало принятие указанных ниже правовых актов.
№ п/п | Наименование документа | Дата, номер документа |
1. | ||
2. | Постановления Правительства области: | |
2.1. | "Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий за счет средств платы за землю" | |
2.2. | ||
2.3. | ||
2.4. | ||
2.5. | ||
2.6. | "О внесении изменений в постановление Правительства области от 06.08.2002 №23/266" | 19.09.2003 № 51/232 |