Действующий

Об утверждении городской целевой Программы "Школьное питание" на 2008-2011 гг. (с изменениями на 8 декабря 2009 года)

4. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения


К приоритетам государственной политики в Российской Федерации относятся охрана и укрепление здоровья детей и подростков. Одним из направлений поддержки детства в России становится деятельность по улучшению питания детей. Правильное питание учащихся признано ключевым фактором здоровья нации.

Ухудшение экологической обстановки, недостаточные возможности для здорового образа жизни ведут к росту детской заболеваемости и инвалидности. Так, по данным мониторингов, проведенных управлением образования города Калуги, удельный вес детей 1 группы здоровья в общем количестве детей в 2006/07 учебном году составил 9% (2004/05 учебный год - 8,3%, 2005/06 учебный год - 7,8%), 2 группы - 59,4% (2004/05 учебный год - 59,6%, 2005/06 учебный год - 59,1%), 3 группы - 30,5% (2004/05 учебный год - 31,1%, 2005/06 учебный год - 32,1%), 4 группы - 1,1% (2004/05 учебный год - 1%, 2005/06 учебный год - 1%). Случаи заболеваний органов дыхания учащихся в 2006/07 учебном году составляли 80% от общего числа (2005/06 учебный год - 76,4%), болезни органов пищеварения - 8,5% (8,1%), болезни эндокринной системы - 5,5% (4,5%), заболевания костно-мышечной системы - 56,9% (54,2%), другие заболевания - 18,1% (17,6%). Число детей с недостаточным весом среди калужских школьников составляет 20% от общего их числа, избыточным весом - 12%. Заболевание туберкулезом среди детей школьного возраста составляет 7,2 человека на 100 тыс. детского населения. Эти данные свидетельствуют об активных негативных процессах в состоянии здоровья детей и подростков, что в значительной мере связано с их питанием.

В условиях интенсификации учебного процесса, увеличения суммарной учебной нагрузки и снижения физической активности проблема сохранения и укрепления здоровья детей, их успехи напрямую связаны с их питанием.

В г. Калуге накоплен значительный опыт организации питания обучающихся в период учебно-воспитательного процесса.

В структуре питания учащихся общеобразовательных учреждений города представлены 3 его вида: горячее, дополнительное профилактическое, дополнительное (промежуточное) питание (буфетная продукция). Как показывают результаты мониторинга, горячее питание организовано в 48 общеобразовательных учреждениях, что составляет 98% от общего их числа.

Удалось сохранить тенденцию увеличения охвата горячим питанием школьников (2003 год - 25,4%, 2004 год - 31,2%, 2005 год - 35%, 2006 год - 42,4%). Вместе с тем в 2007 году процент охвата обучающихся горячим питанием в городе продолжает оставаться низким - в среднем 54%, из них завтраки получают около 29% учащихся, обеды - 26%. Охват горячим питанием учащихся 1 ступени обучения составляет 68%, учащихся 5-9-х классов - 19%, 10-11-х классов - только 13%.

Сохраняется положительная динамика увеличения стоимости питания одного рациона на одного ребенка в день. В соответствии с постановлением Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 20.12.2006 N 280-п "Об установлении стоимости горячего питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и школьного возраста городского округа "Город Калуга" с 01.01.2007 для обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях (начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа, лицей, гимназия, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов) установлена стоимость завтрака до 14 рублей (2006 год - 12 руб.), обеда - до 23 рублей (2006 год - 20 руб.).

Одним из приоритетов является повышение доступности школьного питания. В соответствии с постановлением Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 22.02.2007 N 26-п "Об утверждении Порядка организации и предоставления питания обучающимся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста на территории муниципального образования "Город Калуга" впервые бесплатное двухразовое горячее питание в школах города предоставлено не только детям из социально незащищенных семей, в т.ч. детям из многодетных семей, но и детям-инвалидам. В г. Калуге социальной гарантией на предоставление бесплатного горячего питания обеспечены 3658 школьников, что составляет 14% от общего контингента учащихся, из них 2% - учащиеся специальных (коррекционных) классов, 0,2% - дети-инвалиды, 10% - дети из малообеспеченных семей, 2,3% - дети из многодетных семей. Дополнительным профилактическим питанием на бесплатной основе в 2006/07 учебном году было охвачено 26096 учащихся, в т.ч. дети, индивидуально обучающиеся на дому.

Дополнительное (промежуточное) питание, т.е. реализация буфетной продукции, в 2007 году организовано для 14254 (2006 год - 14811) учащихся, что составляет 54,9% от общего контингента школьников, из них 16% - учащиеся 1 ступени обучения (2006 год - 43,9%), 28% (2006 год - 57,3%) - 2 ступени обучения, 11% (2006 год - 64,8%) - 3 ступени обучения.

Организация горячего питания учащихся в образовательных учреждениях осуществляется путем заключения договоров с организациями питания, которые по итогам квалификационного отбора проходят конкурс.

В 47 образовательных учреждениях г. Калуги функционируют пищеблоки следующих типов: в 19 учреждениях (40%) - работающие на сырье, в 21 учреждении (45%) - работающие на полуфабрикатах (доготовочные), в 7 учреждениях (15%) - по типу - буфет-раздаточная. В их оснащении наблюдается следующая тенденция: продолжается устойчивое сокращение количества устаревшего оборудования (2004/05 учебный год - от 80% до 90%, 2005/06 учебный год - 68%). В 2006-2007 гг. приобретено 12% от общего количества оборудования. Материально-техническая база школьных пищеблоков в целом на сегодняшний день позволяет соблюдать технологию приготовления пищи. Однако вопросы замены и приобретения технологического оборудования остаются актуальными. Так, 25% (12 образовательных учреждений) пищеблоков школьных столовых требуют проведения капитального ремонта, 56% (27 образовательных учреждений) - проведения текущих ремонтных работ.

В 2005-2007 гг. управлением образования города Калуги проведены следующие мероприятия:

1) разработаны и вступили в силу нормативные правовые акты:

- постановление Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 22.02.2007 N 26-п "Об утверждении Порядка организации и предоставления питания обучающимся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста на территории муниципального образования "Город Калуга";

- постановление Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 18.01.2007 N 8-п "Об установлении размера совокупного дохода на одного члена семьи для предоставления горячего питания на бесплатной основе обучающимся из малообеспеченных семей в муниципальных общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста муниципального образования "Город Калуга" (в размере 2100 рублей (2006 год - 1800 рублей);

- постановление Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 20.12.2006 N 280-п "Об установлении стоимости горячего питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и школьного возраста городского округа "Город Калуга" (стоимость горячего питания - завтрак до 14 рублей (2006 год - 12 рублей), обед - до 23 рублей (2006 год - 20 рублей) в целях оптимизации рациона питания обучающихся;

- разработан и введен в действие единый по городу Примерный рацион питания обучающихся общеобразовательных учреждений муниципального образования "Город Калуга" (трехнедельное цикличное меню), согласованный с Управлением Роспотребнадзора по Калужской области, МУЗ "Детская городская больница", для всех питающих организаций;

2) проведены:

- инспектирование работы пищеблоков образовательных учреждений в виде тематических, оперативных проверок по вопросам организации лоточной торговли, горячего питания;

- индивидуальная работа с руководителями образовательных учреждений по данному направлению работы в течение учебного года;

3) вопросы организации питания выносились на рассмотрение секции "Здоровое питание - здоровый ребенок - здоровая нация", прошедшей в г. Москве в рамках III Всероссийского форума "Здоровье нации - основа процветания России", региональной научно-практической конференции, городской муниципальной коллегии, Городской Думы городского округа "Город Калуга", ее комитетов, совещаний директоров муниципальных общеобразовательных учреждений, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, аппаратные совещания; внесены предложения для осуществления законодательной инициативы по проблеме организации питания школьников на заседание "круглого стола" в Комитете по образованию и науке Государственной Думы;

4) ежегодно проводится мониторинг охвата горячим питанием учащихся общеобразовательных учреждений города Калуги; разработана форма для его проведения; в школах города создана система административного и административно-общественного контроля за организацией питания учащихся;

5) проведен капитальный и текущий ремонт пищеблоков в 27 образовательных учреждениях на сумму 2483,3 тыс. рублей;

6) приобретено технологического, холодильного и нейтрального оборудования на сумму 2939,5 тыс. руб.

Существенными недостатками в организации горячего питания школьников города являются:

- не организовано одноразовое горячее питание (завтрак) для всех учащихся образовательных учреждений города Калуги, двухразовое горячее питание для всех учащихся групп продленного дня;

- питающими организациями не выдерживается единое примерное цикличное меню, согласованное Управлением Роспотребнадзора по Калужской области, МУЗ "Детская городская больница", замены блюд происходят с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, в результате чего рационы недостаточно сбалансированы по основным пищевым ингредиентам;

- слабая производственная мощность организаций питания, изношенность их оборудования и устаревшая материальная база;