Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛУГА" НА 2008-2011 ГОДЫ (с изменениями на: 08.07.2009)


 1. Характеристика проблемы развития дошкольного образования на территории городского округа "Город Калуга"


Необходимость разработки и принятия муниципальной целевой Программы "Развитие дошкольного образования на территории городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы" обусловлена возрастанием роли дошкольного образования в образовательном пространстве муниципального образования "Город Калуга", необходимостью предоставления всем детям дошкольного возраста качественного дошкольного образования, расширения спектра услуг, предоставляемых образовательными учреждениями. Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность, наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь), которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.

Кроме того, развитая система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ), с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.

Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются Концепция модернизации российского образования, приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года. В названных документах обозначены базовые принципы развития системы российского образования:

- открытость к общественным запросам и требованиям времени;

- привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, в образовательных реформах;

- внедрение новых организационно-управленческих, финансово-экономических и нормативно-правовых механизмов;

- переход на современные образовательные технологии;

- повышение качества и доступности образования.

С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 года N Пр-2065 и Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N МФ-П44-6344, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 4 августа 2006 года N 9) был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы (далее - Комплекс мер).

Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на муниципальном уровне по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.

В целях обеспечения устойчивого поступательного развития муниципальной системы дошкольного образования на основе возможного полного удовлетворения разнообразных образовательных потребностей детей и их родителей, а также для повышения качества дошкольных образовательных услуг, общественного статуса дошкольного образования города разработана данная Программа.

В основу Программы заложены приоритетные цели развития дошкольной образовательной системы Российской Федерации: улучшение содержания дошкольного образования, развитие системы обеспечения качества дошкольных образовательных услуг, сохранение и улучшение здоровья дошкольников, совершенствование экономических и правовых механизмов, создание системы оценки качества дошкольного образования на муниципальном уровне.

Отсутствие конкретных мер по модернизации системы дошкольного образования на протяжении последних лет обусловило проблему сокращения сети дошкольных образовательных учреждений и контингента детей, охваченных дошкольным образованием как в целом по России, так и по городу Калуге со 109 в 1992 году (из них 23 муниципальных, 86 ведомственных) до 77 в 2007 году (из них 72 муниципальных, 5 негосударственных). Анализ этой проблемы в городе показал, что среди причин, обусловивших сокращение сети детских садов и контингента детей в них, в качестве основных можно выделить следующие: снижение рождаемости; закрытие детских садов, в основном ведомственных, из-за отсутствия средств на их содержание; недоступность дошкольных образовательных услуг для определенного контингента населения в связи с низкими доходами этой категории.

В настоящее время дошкольное образование в городе Калуге представлено сетью образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Большую часть этих учреждений составляют муниципальные дошкольные образовательные учреждения - 69, образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 3, негосударственные образовательные учреждения - 5.

Начиная с 2002 года вследствие повышения рождаемости и роста потребности населения в услугах дошкольного образования, начинается увеличение числа воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях с 7814 в 2002 году до 11317 в 2007 году.

Показатель охвата детей-дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет различными формами дошкольного образования на 1 сентября 2006 года составил 74%. Данный показатель находится на уровне значения среднероссийского показателя 72,3%. В то же время общий охват детей от 1 года до 7 лет услугами дошкольного образования в 2006-2007 году составил 71%, что отличается от среднероссийского показателя в лучшую сторону - 58,3%.

Увеличение процента охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием стало результатом целенаправленной работы органов местного самоуправления и органов управления образованием по реализации решения Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2004 г. по развитию дошкольного образования в целом и образования детей старшего дошкольного возраста в частности.

Несмотря на указанные положительные тенденции в развитии системы дошкольного образования, показатель очередности в дошкольные образовательные учреждения остается высоким. В списках детей, нуждающихся в устройстве в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, числятся на 1 января 2007 года 3781 человек. Однако структура очереди неоднородна. 26,3% детей в указанных списках - это дети в возрасте до 1,5 лет, которым детский сад реально понадобится через 1-1,5 года, большую часть детей, нуждающихся в местах в ДОУ, составляют дети в возрасте до 3 лет - 67,3%, в возрасте от 5 до 7 лет - 6,4% (данные показатели находятся на уровне значений среднероссийских 62,9% и 7,9% соответственно).

Программа направлена на обеспечение доступности услуг дошкольного образования для детей города Калуги. В результате интенсивного жилищного строительства в 1,3-1,5 раза увеличилось количество детей в дошкольных образовательных учреждениях в таких микрорайонах города, как Терепец, ул. Кубяка, Правобережье, Северный, Сосновая роща, центр города. Из-за отсутствия дошкольных образовательных учреждений по улицам Салтыкова-Щедрина, Болдина, Хрустальной, в п. Росва, п. Дубрава, микрорайоне Байконур с перегрузкой сверх санитарных нормативов функционирует 83% учреждений. В настоящее время возможности дополнительного обеспечения местами в муниципальных ДОУ исчерпаны, фактическая "уплотненность" групп превышает существующие нормы (на 100 мест в ДОУ приходится 128 детей). Согласно прогнозу МУЗ "Детская городская больница" (отдел медицинской статистики) демографическая ситуация в дальнейшем будет улучшаться, следовательно, проблема с устройством детей в ДОУ будет усугубляться. Требуется в кратчайшие сроки решить вопрос доступности услуг дошкольного образования.

В связи с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня путем развития различных форм дошкольного образования, а также создания более гибкого режима пребывания детей в ДОУ.

В практику работы дошкольных образовательных учреждений внедряются группы кратковременного пребывания детей. В настоящее время накоплен определенный опыт организации таких групп разной направленности: группы адаптации (для детей раннего возраста), группы развития, группы для детей-инвалидов. В целом по городу на 1 сентября 2007 года группы кратковременного пребывания детей организованы в 5 дошкольных образовательных учреждениях (9% от общего количества ДОУ).

Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей) используется также 14-часовой режим. Как показывает практика, 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный. Введение новых режимов функционирования позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования существует необходимость апробирования новых моделей создания дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также систематического образования детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

В целях обеспечения финансовой доступности дошкольного образования для различных категорий граждан в городе действует система дифференцированной родительской платы за содержание детей в МДОУ. Размер взимаемой с родителей платы не превышает 20% общего содержания и составляет 500, 514, 524, 540 рублей в зависимости от категории учреждения. В городе Калуге также приняты нормативные правовые акты по определению категорий граждан, пользующихся льготами по оплате содержания детей в МДОУ. Однако продолжают оставаться актуальными проблемы вовлечения в систему дошкольного образования детей из неблагополучных семей, оказания им адресной социальной помощи. В связи с этим актуальной становится реализация положений статьи 52.2 Закона РФ "Об образовании", в которой устанавливаются компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательном учреждении.

В Программе представлены различные подходы для решения проблемы общедоступности дошкольного образования: строительство новых зданий дошкольных образовательных учреждений, использование внутренних резервов системы образования, открытие закрытых ранее детских садов, организация дополнительных групп в действующих ДОУ, организация работы групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста на базе детских садов, школ, учреждений дополнительного образования. Решение проблемы общедоступности дошкольного образования в городе предполагается решить путем формирования муниципального задания (для МДОУ) и муниципального заказа (для частного сектора) на услуги дошкольного образования. На конкурсной основе будут определяться учреждения и организации (помимо муниципальных дошкольных образовательных учреждений), предоставляющие населению услуги дошкольного образования. Указанный подход позволит сократить очередность в дошкольные образовательные учреждения, привлечь к оказанию этих услуг негосударственные учреждения, а также осуществить контроль за качеством предоставляемых услуг дошкольного образования.

С учетом мер, принятых в рамках Программы, планируется увеличить охват детей от 1 года до 7 лет дошкольным образованием до 80% при соблюдении нормативных требований; расширить сеть учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

Дефицит финансовых ресурсов продолжает оказывать негативное влияние на оснащение образовательного и социально-бытового процессов в МДОУ. В области дошкольного образования обозначился ряд проблем, одной из которых является несоответствие технологического оборудования ДОУ современным требованиям. В дошкольных учреждениях устарело 80% технологического оборудования, необходимого для оснащения пищеблоков, что создает угрозу безопасности качества детского питания. Также неудовлетворительным является и состояние оборудования для прачечных. Дата выпуска большей части оборудования - 1976-80 гг., нормативный срок эксплуатации истек. Требуется замена и оснащение прогулочных площадок для детей, обновление асфальтового покрытия территорий (дата ввода 79% учреждений - до 1985 г.), ощущается дефицит технических средств обучения, физкультурного оборудования, игрушек и программно-методических пособий. Санитарно-гигиеническая оценка условий воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях выявила выраженную степень риска целого ряда показателей (недостаточная освещенность, пожарная безопасность и др.). По целому ряду актуальных направлений образовательной работы с детьми (формирование здорового образа жизни, безопасность на дорогах и др.) отсутствуют современные обучающие пособия и тренажеры. Остается актуальной проблема эффективности планирования и расходования бюджетных средств, выделяемых на образование. Высокий удельный вес в общей структуре затрат на образование занимают расходы МДОУ на коммунальные услуги, которые зачастую предоставляются им не в полном объеме. Задача Программы - оптимизировать использование бюджетных средств, направляемых на развитие материально-технической базы для создания нормальных условий содержания и развития детей.

Предоставление качественного дошкольного образования становится одной из ключевых задач развития системы дошкольного образования. В настоящее время существенные изменения произошли в содержании образования детей дошкольного возраста, в характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, средств и методов образования, что значительно обогащает содержание дошкольной ступени образования. Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения, проявляется тенденция со стороны педагогов совершенствовать способы общения с ребенком в направлении личностно ориентированного взаимодействия. Новые положительные тенденции затронули не только содержание и методы, но и формы организации жизнедеятельности детей. В дошкольных образовательных учреждениях развивается дополнительное образование, что позволяет удовлетворять индивидуальные потребности детей и их родителей, делает педагогический процесс более гибким и дифференцированным с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка.