Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРАВОПОРЯДОК" НА 2005-2008 ГГ. (с изменениями на: 22.10.2008)


Характеристика проблемы


Завершается срок исполнения городской целевой Программы "Правопорядок" на 2002-2004 гг.", утвержденной постановлением Городской Думы г. Калуги N 77 от 26 марта 2002 года, основной целью которой являлось обеспечение правопорядка, сдерживание роста преступности, укрепление материально-технической базы правоохранительных органов города.

Все мероприятия, предусмотренные Программой и не требующие финансовых затрат, выполнены.

За прошедший период с учетом сложившейся криминогенной обстановки в городе основные усилия правоохранительных органов были направлены на предупреждение, пресечение и раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений против личности, разбоев, грабежей, краж, преступлений в сфере экономики, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на обеспечение порядка на улицах и других общественных местах города, на противодействие организованной преступности и коррупции, предупреждение проявлений терроризма и экстремизма.

Регулярно проводились оперативно-профилактические операции по предупреждению различных преступных проявлений. Осуществлен комплекс мероприятий, направленных на предотвращение хищений черных, цветных и редкоземельных металлов, проверены соответствующие структуры, занимающиеся сбором, заготовкой и реализацией указанной продукции. Выполнялись мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, особое внимание при этом уделялось работе по профилактике наркомании среди несовершеннолетних. Предпринимались необходимые меры для пресечения нелегального оборота алкогольной продукции. Проводилась работа по организации охраны садовых, дачных и гаражных кооперативов. В целях предупреждения хищений имущества граждан предпринимались меры по укреплению жилищ, проводилась необходимая разъяснительная работа, в том числе с привлечением средств массовой информации, об имеющихся возможностях по охране имущества. Предпринимались усилия по борьбе с хищениями и неправомерным завладением транспортных средств, борьбе с рецидивной преступностью. Для профилактики тяжких и особо тяжких преступлений против личности предпринимались меры по выявлению и пресечению преступлений двойной превентиции, создан и систематически пополняется единый банк данных о лицах, привлекаемых к административной ответственности.

Регулярно проводились рабочие встречи представителей правоохранительных органов города для обсуждения наиболее актуальных вопросов борьбы с преступностью, улучшился обмен информацией. Усилена роль постоянно действующих межведомственных рабочих групп по отдельным направлениям борьбы с преступностью.

Определенный положительный результат дала координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В течение 2002-2004 гг. на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов г. Калуги выработаны и реализованы совместные меры по предупреждению и раскрываемости убийств; преступлений, совершенных в общественных местах; профилактике детской беспризорности и безнадзорности; по улучшению раскрываемости преступлений; по соблюдению требований закона при регистрации заявлений и сообщений о совершенных преступлениях; по соблюдению конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве; по предупреждению и пресечению актов терроризма на территории г. Калуги; по борьбе с кражами и неправомерными завладениями транспортными средствами.

На основании анализа криминогенной ситуации в г. Калуге по многим актуальным вопросам укрепления законности и правопорядка в Городскую Думу и Городскую Управу внесены предложения, направленные на повышение эффективности борьбы с преступностью. Значительная часть их органами местного самоуправления реализована. По предложению координационного совещания руководителей правоохранительных органов г. Калуги установлены доплаты к заработной плате сотрудников ОБ ППСм УВД Калужской области, осуществляющих обязанности по охране общественного порядка в городе; участковых уполномоченных милиции ОВД округов и их помощников, содержащихся за счет средств городского бюджета. Городской Думой г. Калуги 23 декабря 2003 года принята комплексная городская целевая Программа "Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2004-2006 гг."; во всех общеобразовательных школах города введены должности социальных педагогов; создан социально-реабилитационный приют "Мечта" для беспризорных и безнадзорных детей. С 14.10.2004 открыта специальная общеобразовательная школа открытого типа "Альтера" для детей с девиантным поведением.

Выполнение мероприятий Программы позволило сдержать темпы роста преступности в городе, обеспечить общественный порядок, сократить число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

В структуре преступности снизилось число зарегистрированных умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, хулиганств. На 45,9% возросло количество выявленных преступлений экономической направленности. Улучшились общая раскрываемость преступлений - 55,6%, раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений - 62,3%.

Вместе с тем финансирование мероприятий, предусмотренных городской целевой Программой "Правопорядок" на 2002-2004 гг., проводилось недостаточно. Поступающие средства расходовались на нужды правоохранительных органов с учетом первостепенной необходимости и в рамках утвержденных мероприятий.

Сложившаяся ситуация, связанная с недостаточным материально-техническим обеспечением, влияет на отток кадров, и прежде всего из службы участковых уполномоченных милиции, что неблагоприятным образом отражается на состоянии правопорядка.

Несмотря на предпринимаемые меры, число зарегистрированных преступлений продолжает расти. За 9 месяцев 2004 года в городе зарегистрировано 6698 преступлений, что на 28,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Низкой остается раскрываемость преступлений компетенции милиции общественной безопасности - 44,1%, что влияет и на общую раскрываемость преступлений.

Это связано, прежде всего, с изменениями, внесенными в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, и отнесением значительного количества преступлений к компетенции милиции общественной безопасности; недостаточной готовностью подразделений милиции общественной безопасности к увеличению нагрузки.

Остается сложной обстановка на улицах и в общественных местах города.

На 6,7% увеличилось количество зарегистрированных преступлений, совершенных в общественных местах города, в том числе на 2,5% возросла уличная преступность; на 52,2% увеличилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 26,5% - рецидивная преступность, на 56,4% - групповая.

Отрицательно влияет на состояние работы по охране общественного порядка неукомплектованность подразделений милиции общественной безопасности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка, недостаточное количество стационарных постов милиции, отсутствие камер наружного наблюдения на улицах города. В округах города в вечернее время службу по охране общественного порядка несут по три автопатруля, а в ночное время - по одному, что явно не соответствует состоянию криминогенной обстановки.

В структуре преступности преобладают посягательства на собственность: разбои, грабежи, квартирные кражи, кражи транспортных средств.

Прогностическая оценка на ближайшее время свидетельствует о дальнейшем росте корыстных преступлений, в том числе различных форм хищений, увеличении числа преступлений против жизни и здоровья граждан, росте немотивированных преступлений и нарушений общественного порядка.

Сложившаяся в городе наркоситуация характеризуется дальнейшим ростом незаконного распространения наркотических средств и их немедицинского потребления. Количество состоящих на учете потребителей наркотических средств составило 1088 человек, из них в возрасте от 18 до 30 лет - 523 человека. На учете по поводу наркомании состоит 857 человек, в связи с злоупотреблением наркотиками - 193 человека.

Особое внимание необходимо сосредоточить на профилактике и предупреждении наркомании среди несовершеннолетних. По данным медицинских учреждений города, в настоящее время на учете по поводу употребления наркотиков состоит 43 подростка, из них - 3 несовершеннолетних, имеющих диагноз наркомания, 4 - злоупотребляющих наркотиками; 29 - злоупотребляющих ненаркотическими веществами, 7 - по поводу токсикомании. Проводимые правоохранительными органами города оперативно-профилактические операции "Допинг", "Мак" позволяют контролировать ситуацию, связанную с незаконным оборотом наркотиков, однако принимаемые меры являются явно недостаточными. В целях пресечения деятельности организованных преступных групп, занимающихся распространением наркотических средств на территории города, требуется необходимое оснащение правоохранительных органов специальной техникой, укрепление их материально-технической базы.

Особую опасность представляет угроза террористических актов. Предупреждение и пресечение преступлений террористической направленности требуют проведения комплекса мероприятий, реализация которых возможна лишь при условии достаточного материально-технического обеспечения правоохранительных органов и необходимых усилий со стороны органов местного самоуправления города.

В значительной степени на состояние правопорядка в городе влияет отвлечение значительной части сотрудников правоохранительных органов для проведения контртеррористической операции в Чеченской республике.

Вместе с тем существующие трудности в материально-техническом обеспечении привели к значительному некомплекту личного состава правоохранительных органов.

Оценка количественной обеспеченности правоохранительных органов города и качественного состояния их материально-технической базы свидетельствует об их несоответствии современным требованиям, необходимым для эффективного решения задач по борьбе с преступностью.

Криминогенная обстановка в городе, решение стоящих перед правоохранительными органами задач по предупреждению и пресечению преступных проявлений требуют дальнейшей активизации работы и объединения усилий правоохранительных органов и органов местного самоуправления, укрепления материально-технической базы правоохранительных органов.