_____________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Городского Головы г.Калуги от 24.03.99 N 97-п
_____________________________________________________________
Во исполнение Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", постановления администрации Калужской области от 27.01.94 г. N 26 "Об утверждении "Примерного положения о приватизации жилищного фонда в Калужской области"
1. Утвердить Инструкцию по оформлению документов на передачу в собственность гражданам занимаемых ими жилых помещений (приложение 1).
2. Муниципальному предприятию "Городское жилищное управление" (Лихачев А.Б.) организовать работу отдела приватизации жилья в соответствии с настоящей Инструкцией.
3. Руководителям предприятий, учреждений и организаций, имеющим ведомственный жилой фонд, обеспечить регистрацию приватизированного жилья (в том числе ранее приватизированного жилья) в городской Управе.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя городского Головы по управлению городским хозяйством - Стороженко Н.Е.
Городской Голова
А.И.Минаков
Приложение N 1
к постановлению
Городского Головы г. Калуги
от 5 октября 1994 г. N 422-п
Инструкция
по оформлению документов на передачу в собственность
гражданам занимаемых ими жилых помещений
1.1. Документы на передачу квартир (домов) муниципального жилищного фонда в собственность гражданам, постоянно проживающих и прописанных в г.Калуге, оформляются муниципальным предприятием "Городское жилищное управление", именуемым в дальнейшем МП "ГЖУ", в соответствии с законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 23 декабря 1992 г. и 20 июля 1994 г.), "Примерным положением о приватизации жилищного фонда в Калужской области", утвержденным Постановлением Администрации Калужской области от 27.01.94 г. N 26 и настоящей инструкцией.
1.2. Перед оформлением документов гражданам необходимо разъяснить смысл, возможные последствия приватизации, порядок заключения договора, сроки получения документов после их регистрации, порядок оплаты услуг по техническому обслуживанию приватизированного жилья, порядок расторжения договора передачи жилья в собственность.
По желанию граждан они могут получить более подробную информацию по вопросам:
- приватизация жилья - в юридической службе МП "ГЖУ";
- расчета стоимости квартир, находящихся в собственности граждан, - в органах технической инвентаризации;
- налогообложения физических лиц (квартир, комнат, находящихся в частной собственности) - в налоговых инспекциях;
- совершения сделок отчуждения квартир - у нотариуса;
- страхования квартир (комнат) - в страховых агентствах;
- залога квартир (комнат) - в организациях, принимающих жилье в залог, - в банках;
- расторжения договора приватизации в одностороннем порядке - в народных судах.
1.3. При обращении граждан по вопросу приватизации жилого помещения работники МП "ГЖУ" должны проверить, подлежит ли дом (квартира, комната) приватизации, и предупредить калужан, что необходимым условием для передачи жилья в собственность граждан является наличие постоянной прописки их на этой площади либо наличие документа о бронировании или сохранении на временно отсутствующим нанимателем и членами его семьи права на жилые помещения в соответствии со ст. 60, 62, 63 Жилищного кодекса РФ.
1.4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, служебные жилые помещения (за исключением жилищного фонда совхозов и др. сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных), а также жилые помещения в специализированных домах.
Основанием для признания муниципального дома не подлежащим приватизации по причине аварийного состояния является заключение городской комиссии, утвержденное постановлением городского Головы.
Основанием для признания ведомственного дома не подлежащим приватизации по причине аварийного состояния является приказ руководителя предприятия.
1.5. При приватизации коммунальной квартиры оформление документов осуществляется одновременно нанимателями всех комнат этой квартиры в присутствии всех проживающих в ней совершеннолетних граждан.
1.6. Граждане, забронировавшие занимаемые жилые помещения, осуществляют приватизацию жилья по месту бронирования жилых помещений.
1.7. По желанию граждан жилые помещения передаются им, в порядке приватизации, в общую собственность (совместную или долевую) всех проживающих в них граждан либо в собственность одного или части из них в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением.
1.8. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
1.9. Граждане, имеющие претензии по оформлению документов на приватизацию жилья, могут обратиться в народный суд в установленном порядке.
2.1. Граждане, изъявившие желание приватизировать жилое помещение, подают в МП "ГЖУ" следующие документы:
- заявление на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя;
- ордер на жилое помещение;
- справку ЖРЭУ, подтверждающую право граждан на пользование жилым помещением;
- решение об установлении опеки или попечительства (если опекаемый или подопечный участвует в приватизации жилья);
- справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано.
В случае, если передаваемое жилье включено в перечень домов (квартир) - памятников истории и архитектуры, следует проинформировать граждан о необходимости соблюдения Закона РФ "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и оформления охранного обязательства в городском Управлении культуры.
2.2. Для оформления заявления установленного образца на передачу в собственность занимаемого жилья в МП "ГЖУ" должны явиться все совершеннолетние члены семей, проживающих в данной квартире.
Личность совершеннолетних граждан устанавливается по паспорту, военнослужащих - на основании удостоверения личности или военного билета, выдаваемых командованием войсковых частей и военными учреждениями.
Личность несовершеннолетних членов семьи, не достигших 16 лет, устанавливается на основании свидетельства о рождении.
Оформление заявлений по паспортам без личного участия всех совершеннолетних членов семьи или их представителей категорически запрещается.
В случае невозможности явки кого-либо из совершеннолетних членов семьи при оформлении должен присутствовать представитель, полномочия которого подтверждаются выданной на его имя доверенностью, удостоверенной в соответствии со ст. 65 ГК РФ. При этом в доверенности должно быть оговорено право представителя совершать все операции, связанные с приватизацией жилья.
При оформлении документов на временно отсутствующих нанимателей или членов их семей, наряду с доверенностью от них, представитель должен предъявить документ, удостоверяющий причину их отсутствия на данной площади более 6-ти месяцев. Представитель может передоверить доверенность, если в ней оговорено такое право.
Оформленная в установленном порядке доверенность может быть подписана другим лицом с указанием причины невозможности подписать доверенность доверителем собственноручно.
При оформлении приватизации жилья следует проверять срок действия доверенности. Если срок не оговорен, доверенность действует 1 год. В случае смерти доверителя действие доверенности прекращается.
2.3. В заявлении на приватизацию жилья указывается:
- вид собственности на приватизированную квартиру (комнату) - общая без определения долей (совместная), общая с определением долей (долевая);
- домашний адрес;
- фамилии, имена, отчества всех проживающих и прописанных на данной площади членов семьи, включая несовершеннолетних и временно отсутствующих, за которыми по закону сохраняется жилплощадь, начиная с ответственного квартиросъемщика;
- степень родства членов семьи по отношению к основному квартиросъемщику;
- дата рождения;
- данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность (серия, номер, кем и когда выдан).
Текст заявления должен быть написан четко; фамилии, имена, отчества указываются полностью. Дополнения и поправки не допускаются.
2.4. При оформлении заявления все совершеннолетние члены семьи должны дать письменное согласие на приватизацию жилья. Если кто-либо из совершеннолетних членов семьи согласен с приватизацией, но не хочет принять свою долю, в заявлении должен указать об этом, пояснив в пользу кого отдаст свою долю.
В этом случае за ним сохраняется право на проживание в приватизированной квартире в соответствии с законодательством и остается право в дальнейшем на приватизацию вновь полученного жилья.
Отказ от включения несовершеннолетних в число участников общей собственности на приватизируемое жилье может быть осуществлен опекунами и попечителями несовершеннолетних, только при наличии разрешения органов опеки и попечительства.
За несовершеннолетних до 15 лет в заявлении расписывается один из родителей, дети от 15 до 16 лет расписываются сами с согласия родителей, о чем один из них удостоверяет своей подписью. В этом случае присутствие детей при подписании заявления, а затем и договора, обязательно.
2.5. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
2.6. Если опекун по каким-либо причинам (пребывание в командировке или проживание в другой местности и т.д.) не может дать согласие на оформление договора, договор может быть оформлен с участием представителя органа опеки.
2.7. После заполнения работник МП "ГЖУ" проверяет правильность оформления и ставит свою подпись на принятом заявлении. Заявление регистрируется в журнале с присвоением соответствующего номера (начальная буква фамилии, порядковый номер, дата регистрации заявления).
Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов в МП "ГЖУ".
2.8. При работе с заявлениями сотрудниками МП "ГЖУ" составляется экспликация к плану с характеристикой дома и квартиры и дополнительная характеристика дома и квартиры.
Расчет долей площади при приватизации коммунальных квартир и квартир, передаваемых в долевую собственность гражданам, производится согласно Методике (Приложение 1).
2.9. В случае выявления ошибок и неточных сведений в документах на приватизацию жилья МП "ГЖУ" обязано письменно сообщить об этом заявителю с указанием о необходимости устранения ошибок.
2.10. Передача жилья в собственность гражданам оформляется договором на передачу квартир (домов) в собственность граждан (Приложение N 2), заключаемым городской Управой, (предприятием, учреждением) с гражданином, получающим жилое помещение в собственность, в трех экземплярах. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется, и государственная пошлина не взимается.
2.11. Предприятия и организации могут передавать права на оформление договора на передачу в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в ведомственном жилом фонде муниципальному предприятию "Городское жилищное управление" на основании договора.
3.1. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в городской Управе.
3.2. Регистрация договоров на передачу в собственность гражданам жилых помещений в ведомственном жилом фонде производится МП "ГЖУ" на основании материалов, представленных предприятиями и организациями, в течение 7 дней со дня поступления документов.
При регистрации указанных договоров МП "ГЖУ" проверяет правильность оформления договоров.
Если МП "ГЖУ" будет установлено, что документы оформлены не в полном соответствии с действующим законодательством, то договор передачи в собственность жилья не подлежит регистрации. МП "ГЖУ" возвращает в ведомственное ЖКО все документы с письменным уведомлением о причине отказа.
3.3. Регистрация договора передачи муниципального жилого помещения в собственность производится в книге регистрации договоров по форме согласно приложению 3.
3.4. Регистрация договоров передачи жилых помещений в собственность ведомственного жилого фонда производится в отдельной книге регистрации договоров по аналогичной форме.
3.5. Договор считается зарегистрированным в городской Управе после отметки в тексте договора о реестровом номере, полной расшифровки даты регистрации, подписи регистрации, подписи регистрирующего и скрепления гербовой печатью городской Управы.
3.6. После регистрации договора МП "ГЖУ" заносит соответствующие сведения в банк данных и оформляет свидетельства о собственности на жилище (приложение 4).
Номер свидетельства соответствует регистрационному номеру договора, серия - коду владельца жилого фонда.
3.7. После регистрации договора МП "ГЖУ" выдает собственнику под роспись в журнале выдачи документов по форме согласно приложению 5:
- договор передачи жилого помещения в собственность в двух экземплярах;
- свидетельство о собственности на жилище в одном экземпляре.
Передача документов лицам, не являющимся собственниками квартиры (комнаты), категорически запрещается.
Если в договоре передачи жилого помещения в собственность собственником или одним из собственников является несовершеннолетний ребенок или лицо, которому в установленном порядке назначен опекун или попечитель, то МП "ГЖУ" в установленном порядке обязано в недельный срок направить в адрес органов опеки и попечительства по месту прописки копию оформленного договора.
3.8. В том случае, если до регистрации договора передачи жилья в собственность заявитель, проживающий один в квартире (комнате) умер, то это обстоятельство не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований наследников, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано. В случае возникновения спора по поводу наследования жилого помещения вопрос решается в судебном порядке.
3.9. В случае утери подлинника документа гражданин вправе получить дубликат договора или свидетельства о собственности на жилище в МП "ГЖУ".
3.10. После оформления документов на передачу жилья в собственность граждан в МП "ГЖУ" остаются на бессрочном хранении:
- документы, указанные в п. 2.1.;
- договор на передачу квартиры в собственность;
- дополнительная характеристика дома и квартиры;
- экспликация к плану;
- свидетельство о собственности.
3.11. Ежемесячно МП "ГЖУ" направляет сведения:
- в муниципальные ЖРЭУ - о приватизированных жилых помещениях;
- в органы охраны в использования памятников истории и культуры г.Калуги - о приватизированных квартирах (комнатах), расположенных в домах - памятниках истории и архитектуры, для заключения с собственниками охранных обязательств.