(с изменениями на 21 октября 2013 года)
______________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Калужской области от 24 марта 2014 года N 188
______________________________
___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Калужской области от 3 августа 2012 года N 392;
Постановлением Правительства Калужской области от 21 октября 2013 года N 554.
___________________________________________
В целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, снижения профессиональных рисков и производственного травматизма работающего населения Калужской области Правительство Калужской области
постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Калужской области (2012-2015 годы)" (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2012 года.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 16 апреля 2012 года N 187
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Улучшение условий и охраны труда в Калужской области (2012-2015 годы)"
1. Наименование | Долгосрочная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Калужской области (2012-2015 годы)" (далее - Программа) | |||||||||
2. Заказчики | Министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области - заказчик-координатор Программы; | |||||||||
3. Разработчик | Министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области | |||||||||
4. Дата принятия | Распоряжение Губернатора Калужской области от 02.11.2011 N 110-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Калужской области (2012-2015 годы)" | |||||||||
5. Цель и задачи | Цель Программы - снижение профессиональных рисков, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Калужской области. | |||||||||
6. Целевые | Наименование показателя | Значение показателей программы по | ||||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||||||
Численность | 2,5 | 2,5 | 2,4 | 2,3 | ||||||
Численность | 0,095 | 0,085 | 0,075 | 0,065 | ||||||
Численность работников, | 0,2 | 0,19 | 0,18 | 0,17 | ||||||
Численность работников, | 0,69 | 0,65 | 0,6 | 0,6 | ||||||
Удельный вес | 9,7 | 19,5 | 18,0 | 17,7 | ||||||
Количество рабочих | 8990 | 9380 | 9760 | 10160 | ||||||
Количество организаций, | 18 | 23 | 28 | 36 | ||||||
7. Сроки и этапы | 2012-2015 годы, одноэтапно | |||||||||
8. Перечень | Совершенствование государственного управления охраной труда. | |||||||||
9. Объемы | Источники | Итого | В том числе по годам | |||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||||||
Всего | 3122164,3 | 704444,2 | 753017,7 | 804702,6 | 859999,8 | |||||
В том числе: | ||||||||||
Областной | 1638,0 | 398,5 | 398,5 | 398,5 | 442,5 | |||||
Внебюджетные | 3120526,3 | 704045,7 | 752619,2 | 804304,1 | 859557,3 | |||||
<*> Объемы финансовых средств из областного бюджета ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. | ||||||||||
10. Ожидаемые | В результате реализации Программы будут обеспечены: | |||||||||
11. Система | В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их |
Одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по снижению профессиональных рисков, улучшению условий и охраны труда, профилактике и снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также строгое соблюдение сроков проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров работающих. Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы, является социальная значимость данной проблемы в части сохранения жизни и здоровья трудоспособного населения Калужской области.
Уровень производственного травматизма (в расчете на 1000 работающих), профессиональная заболеваемость (в расчете на 10 тыс. работающих), удельная численность работников, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью (в расчете на 10 тыс. работающих), в 2007-2010 годах характеризуются следующими данными:
Наименование показателя | Территория | По годам | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Общий уровень | Российская Федерация | 2,7 | 2,5 | 2,2 | 2,2 |
Центральный | 2,3 | 2,1 | 1,78 | 1,9 | |
Калужская область | 3,0 | 2,5 | 2,3 | 2,5 | |
Уровень производственного | Российская Федерация | 0,124 | 0,109 | 0,09 | 0,094 |
Центральный | 0,09 | 0,084 | 0,069 | 0,071 | |
Калужская область | 0,075 | 0,085 | 0,122 | 0,065 | |
Уровень профессиональной | Российская Федерация | 1,59 | 1,52 | 1,79 | 1,73 |
Калужская область | 0,12 | 0,11 | 0,087 | 0,203 | |
Удельная численность | Калужская область | 0,687 | 1,109 | 0,599 | 0,687 |
За период с 2007 по 2010 год абсолютное снижение общего уровня производственного травматизма составило 17 процентов, что позволило Калужской области по данному показателю переместиться среди субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа с 11-го на 9-е место, а по уровню производственного травматизма со смертельным исходом - с 7-го на 4-е место.
В то же время состояние условий и охраны труда в Калужской области требует принятия дополнительных мер по их улучшению. За период с 2007 по 2010 год в результате несчастных случаев на производстве получили травмы 2382 работника, 101 человек погиб, 191 работнику впервые установлена инвалидность по трудовому увечью, 23 работникам впервые установлен диагноз профессионального заболевания. Из-за нетрудоспособности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве за этот период экономикой Калужской области потеряно 80589 человеко-дней, каждый пострадавший в среднем за год отсутствовал на рабочем месте 45 дней.
На протяжении последних лет в Калужской области наблюдается некоторое увеличение удельного веса количества рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, с 17,5 процента в 2007 году до 19,7 процента в 2010 году.
Ситуация, сложившаяся в сфере условий и охраны труда, обусловлена прежде всего низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью оборудования и других производственных фондов, недостаточным обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами контроля за состоянием условий труда. В организациях практически всех видов экономической деятельности основными причинами производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются недостаточное внимание работодателей к реконструкции и модернизации производства, срыв сроков проведения планово-предупредительных ремонтов, технических осмотров и замены устаревшего производственного оборудования на современное. Доля несчастных случаев с тяжелыми последствиями, причинами которых послужили технические факторы, в среднем составляет 11 процентов.
Наряду с техническими причинами несчастных случаев на производстве, устранение которых требует значительных инвестиционных и материально-технических затрат, почти 70 процентов происходящих несчастных случаев связано с организацией труда: неудовлетворительное обеспечение безопасности производства работ и рабочих мест; допуск к руководству работами и к работе должностных лиц и работников, не прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда; нарушения трудовой и производственной дисциплины. Во многих случаях неудовлетворительная организация труда и производства является следствием отсутствия в организациях области современных систем управления охраной труда, в частности, не отработан экономический механизм, побуждающий работодателей принимать эффективные меры по обеспечению безопасных условий труда.
Следует отметить, что статистика не учитывает растянутые во времени причинно-следственные связи вредных производственных факторов с повреждением здоровья трудоспособного населения: профессионально обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета, ускоренное старение и нарушение репродуктивных функций работников, т.е. так называемые скрытые профессиональные риски, уровень которых превышает 70 процентов всех рисков наступления случаев утраты здоровья работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов. Данная ситуация требует от работодателей принятия дополнительных мер по улучшению условий и охраны труда.
Еще одним направлением в работе по улучшению условий и охраны труда в организациях Калужской области должно стать внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда, основанных на международных стандартах менеджмента качества, экологической безопасности, производственной безопасности и здоровья, включая ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" и ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию". Указанные стандарты служат основанием для разработки корпоративных стандартов организаций.
Во многих организациях еще не действует механизм аттестации рабочих мест по условиям труда, позволяющий реально планировать мероприятия по управлению профессиональными рисками, улучшению условий и охраны труда, а также законно предоставлять право на компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах во вредных и (или) опасных условиях труда.
Проведенный анализ фактического состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, осуществляющих деятельность на территории Калужской области, указывает на необходимость решения главной проблемы - устранение управляемых причин, связанных с повышением смертности и профессиональной заболеваемости вследствие воздействия вредных производственных факторов. Этому должны способствовать системные профилактические мероприятия по улучшению условий и охраны труда, направленные на управление профессиональными рисками, в том числе на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, соблюдение порядка обучения, инструктирования, стажировки на рабочих местах и проверки знаний требований охраны труда, а также порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Требует активизации пропаганда проекта "Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей", реализуемого Государственной инспекцией труда в Калужской области при участии Калужской торгово-промышленной палаты и территориального объединения организаций профсоюзов "Калужский областной совет профсоюзов".
Программа разработана на основе типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации, направленной в регионы в декабре 2011 года Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 27 октября 2011 года N 36. Программа является продолжением системного подхода к решению трудоохранных задач в части реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории Калужской области.
Программа носит межведомственный характер, поскольку проблемы улучшения условий и охраны труда затрагивают сферу деятельности органов власти Калужской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере охраны труда, объединений профсоюзов и работодателей и должна реализовываться программно-целевым методом в целях комплексного и системного решения выявленных проблем.
Основной целью Программы является снижение профессиональных рисков, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, осуществляющих деятельность на территории Калужской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- совершенствование государственного управления охраной труда на территории Калужской области;
- внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда организаций Калужской области;
- обучение и профессиональная подготовка работников в области охраны труда;
- совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работников Калужской области;
- информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
Оценка результативности Программы ежегодно будет проводиться на основании выполнения целевых показателей, которые приведены в таблице:
Наименование показателя | Базовое | Значение показателей Программы по | |||
2010 год | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Численность пострадавших в | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,4 | 2,3 |
Численность пострадавших в | 0,095 | 0,095 | 0,085 | 0,075 | 0,065 |
Численность работников, | 0,203 | 0,2 | 0,19 | 0,18 | 0,17 |
Численность работников, | 0,687 | 0,69 | 0,65 | 0,6 | 0,6 |
Удельный вес работников, | 19,7 | 19,7 | 19,5 | 18,0 | 17,7 |
Количество рабочих мест, | 8700 | 8990 | 9380 | 9760 | 10160 |
Количество организаций, | 15 | 18 | 23 | 28 | 35 |
<*> Вследствие высоких отклонений показателя по годам за базовое значение |