Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 апреля 2012 года N 187


Об утверждении долгосрочной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Калужской области (2012-2015 годы)"

(с изменениями на 21 октября 2013 года)
______________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Калужской области от 24 марта 2014 года N 188
______________________________

___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:     
Постановлением Правительства Калужской области от 3 августа 2012 года N 392;
Постановлением Правительства Калужской области от 21 октября 2013 года N 554.
___________________________________________  


В целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, снижения профессиональных рисков и производственного травматизма работающего населения Калужской области Правительство Калужской области


  постановляет:


1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Калужской области (2012-2015 годы)" (прилагается).

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2012 года.

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов


Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 16 апреля 2012 года N 187

     

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
 "Улучшение условий и охраны труда в Калужской области (2012-2015 годы)"


Паспорт
долгосрочной целевой программы "Улучшение условий
и охраны труда в Калужской области (2012-2015 годы)"

1. Наименование

Долгосрочная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Калужской области (2012-2015 годы)" (далее - Программа)                                                  

2. Заказчики    
Программы       

Министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области - заказчик-координатор Программы;                   
министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области;                                 
министерство здравоохранения Калужской области; министерство образования и науки Калужской области; министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области             

3. Разработчик  
Программы       

Министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области                      

4. Дата принятия
решения о       
разработке      
Программы       

Распоряжение Губернатора Калужской области от 02.11.2011 N 110-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Калужской области (2012-2015 годы)"                                           

5. Цель и задачи

Цель Программы - снижение профессиональных рисков, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Калужской области.                               
Задачи Программы:                                           
- совершенствование государственного управления охраной труда на территории Калужской области;                      
- внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда организаций Калужской области;                                      
- обучение и профессиональная подготовка работников в области охраны труда;    
- совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работников;        
- информационное обеспечение и пропаганда охраны труда      

6. Целевые      
показатели      

Наименование показателя

Значение показателей программы по  
годам                

2012  

2013  

2014  

2015   

Численность            
пострадавших в         
результате несчастных  
случаев на производстве
с утратой              
трудоспособности на 1  
рабочий день и более и
со смертельным исходом
в расчете на 1000      
работающих (коэффициент
Кч - относительный     
показатель)            

2,5  

2,5  

2,4  

2,3  

Численность            
пострадавших результате
несчастных случаев на  
производстве со        
смертельным исходом в  
расчете на 1000        
работающих (коэффициент
Ксм - относительный    
показатель)            

0,095

0,085

0,075

0,065

Численность работников,
которым в текущем году
впервые установлен     
диагноз                
профессионального      
заболевания, в расчете
на 10 тыс. работающих  
(относительный         
показатель)            

0,2  

0,19

0,18

0,17

Численность работников,
которым в текущем году
впервые установлена    
инвалидность по        
трудовому увечью, в    
расчете на 10 тыс.     
работающих             
(относительный         
показатель)            

0,69

0,65

0,6  

0,6  

Удельный вес           
работников, занятых в  
условиях, не отвечающих
гигиеническим          
нормативам условий     
труда, в списочной     
численности занятых в  
экономике (%)          

9,7  

19,5  

18,0  

17,7  

Количество рабочих     
мест, прошедших        
государственную        
экспертизу качества    
проведения аттестации  
рабочих мест по        
условиям труда (единиц)

8990    

9380    

9760    

10160    

Количество организаций,
осуществляющих         
деятельность на        
территории Калужской   
области, получивших    
сертификат доверия на  
соответствие условий   
труда требованиям      
охраны труда (единиц)  

18    

23    

28    

36    

7. Сроки и этапы
реализации      

2012-2015 годы, одноэтапно                                  

8. Перечень     
основных        
мероприятий     

Совершенствование государственного управления охраной труда.
Организационно-техническое и методическое обеспечение улучшения условий и охраны труда.                           
Обучение и профессиональная подготовка работников в области охраны труда.         
Лечебно-профилактические мероприятия.                       
Информационное обеспечение охраны труда                     

9. Объемы       
финансирования  

Источники   
финансирования

Итого  
(тыс.  
руб.)  

В том числе по годам        

2012  

2013  

2014  

2015  

Всего         

3122164,3

704444,2

753017,7

804702,6

859999,8

В том числе:  

Областной     
бюджет <*>    

1638,0

398,5

398,5

398,5

442,5

Внебюджетные  
источники <**>

3120526,3

704045,7

752619,2

804304,1

859557,3

<*> Объемы финансовых средств из областного бюджета ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.                                                     
<**> Объемы финансовых средств, привлекаемых на реализацию Программы из внебюджетных источников, состоят их средств Фонда социального страхования Российской Федерации и средств работодателей и определяются на основе соглашений и прогнозов. Средства Фонда социального страхования Российской
Федерации уточняются после принятия Федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период. Средства работодателей уточняются по итогам отчетов организаций территориальному органу Федеральной службы государственной  
статистики по Калужской области об израсходованных средствах на мероприятия по охране труда за прошедший финансовый год  

10. Ожидаемые   
результаты      

В результате реализации Программы будут обеспечены:         
- снижение общего уровня производственного травматизма в организациях, осуществляющих деятельность на территории Калужской области, на 8 процентов, в том числе со смертельным исходом - на 31,6 процента;                     
- снижение уровня профессиональной заболеваемости на 15 процентов;                 
- снижение уровня инвалидности по трудовому увечью на 14 процентов;                    
- снижение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, на 10 процентов;                                         
- увеличение количества рабочих мест, прошедших государственную экспертизу качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, на 13 процентов;           
- увеличение количества организаций, осуществляющих деятельность на территории Калужской области, получивших сертификат доверия на соответствие условий труда требованиям охраны труда, в 2 раза                                      

11. Система     
организации     
контроля        
за исполнением  

В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их          
формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета
" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111)                                           

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по снижению профессиональных рисков, улучшению условий и охраны труда, профилактике и снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также строгое соблюдение сроков проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров работающих. Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы, является социальная значимость данной проблемы в части сохранения жизни и здоровья трудоспособного населения Калужской области.

Уровень производственного травматизма (в расчете на 1000 работающих), профессиональная заболеваемость (в расчете на 10 тыс. работающих), удельная численность работников, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью (в расчете на 10 тыс. работающих), в 2007-2010 годах характеризуются следующими данными:

Наименование показателя
производственного
травматизма

Территория

По годам

2007

2008

2009

2010

Общий уровень              
производственного          
травматизма (коэффициент Кч
- относительный показатель)

Российская Федерация

2,7  

2,5  

2,2  

2,2  

Центральный         
федеральный округ   

2,3  

2,1  

1,78

1,9  

Калужская область   

3,0  

2,5  

2,3  

2,5  

Уровень производственного  
травматизма со смертельным
исходом (коэффициент Кем -
относительный показатель)  

Российская Федерация

0,124

0,109

0,09

0,094

Центральный         
федеральный округ   

0,09

0,084

0,069

0,071

Калужская область   

0,075

0,085

0,122

0,065

Уровень профессиональной   
заболеваемости             
(относительный показатель)

Российская Федерация

1,59

1,52

1,79

1,73

Калужская область   

0,12

0,11

0,087

0,203

Удельная численность       
работников, которым впервые
установлена инвалидность по
трудовому увечью           
(относительный показатель)

Калужская область   

0,687

1,109

0,599

0,687



За период с 2007 по 2010 год абсолютное снижение общего уровня производственного травматизма составило 17 процентов, что позволило Калужской области по данному показателю переместиться среди субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа с 11-го на 9-е место, а по уровню производственного травматизма со смертельным исходом - с 7-го на 4-е место.

В то же время состояние условий и охраны труда в Калужской области требует принятия дополнительных мер по их улучшению. За период с 2007 по 2010 год в результате несчастных случаев на производстве получили травмы 2382 работника, 101 человек погиб, 191 работнику впервые установлена инвалидность по трудовому увечью, 23 работникам впервые установлен диагноз профессионального заболевания. Из-за нетрудоспособности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве за этот период экономикой Калужской области потеряно 80589 человеко-дней, каждый пострадавший в среднем за год отсутствовал на рабочем месте 45 дней.

На протяжении последних лет в Калужской области наблюдается некоторое увеличение удельного веса количества рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, с 17,5 процента в 2007 году до 19,7 процента в 2010 году.

Ситуация, сложившаяся в сфере условий и охраны труда, обусловлена прежде всего низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью оборудования и других производственных фондов, недостаточным обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами контроля за состоянием условий труда. В организациях практически всех видов экономической деятельности основными причинами производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются недостаточное внимание работодателей к реконструкции и модернизации производства, срыв сроков проведения планово-предупредительных ремонтов, технических осмотров и замены устаревшего производственного оборудования на современное. Доля несчастных случаев с тяжелыми последствиями, причинами которых послужили технические факторы, в среднем составляет 11 процентов.

Наряду с техническими причинами несчастных случаев на производстве, устранение которых требует значительных инвестиционных и материально-технических затрат, почти 70 процентов происходящих несчастных случаев связано с организацией труда: неудовлетворительное обеспечение безопасности производства работ и рабочих мест; допуск к руководству работами и к работе должностных лиц и работников, не прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда; нарушения трудовой и производственной дисциплины. Во многих случаях неудовлетворительная организация труда и производства является следствием отсутствия в организациях области современных систем управления охраной труда, в частности, не отработан экономический механизм, побуждающий работодателей принимать эффективные меры по обеспечению безопасных условий труда.

Следует отметить, что статистика не учитывает растянутые во времени причинно-следственные связи вредных производственных факторов с повреждением здоровья трудоспособного населения: профессионально обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета, ускоренное старение и нарушение репродуктивных функций работников, т.е. так называемые скрытые профессиональные риски, уровень которых превышает 70 процентов всех рисков наступления случаев утраты здоровья работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов. Данная ситуация требует от работодателей принятия дополнительных мер по улучшению условий и охраны труда.

Еще одним направлением в работе по улучшению условий и охраны труда в организациях Калужской области должно стать внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда, основанных на международных стандартах менеджмента качества, экологической безопасности, производственной безопасности и здоровья, включая ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" и ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию". Указанные стандарты служат основанием для разработки корпоративных стандартов организаций.

Во многих организациях еще не действует механизм аттестации рабочих мест по условиям труда, позволяющий реально планировать мероприятия по управлению профессиональными рисками, улучшению условий и охраны труда, а также законно предоставлять право на компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах во вредных и (или) опасных условиях труда.

Проведенный анализ фактического состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, осуществляющих деятельность на территории Калужской области, указывает на необходимость решения главной проблемы - устранение управляемых причин, связанных с повышением смертности и профессиональной заболеваемости вследствие воздействия вредных производственных факторов. Этому должны способствовать системные профилактические мероприятия по улучшению условий и охраны труда, направленные на управление профессиональными рисками, в том числе на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, соблюдение порядка обучения, инструктирования, стажировки на рабочих местах и проверки знаний требований охраны труда, а также порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Требует активизации пропаганда проекта "Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей", реализуемого Государственной инспекцией труда в Калужской области при участии Калужской торгово-промышленной палаты и территориального объединения организаций профсоюзов "Калужский областной совет профсоюзов".

Программа разработана на основе типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации, направленной в регионы в декабре 2011 года Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 27 октября 2011 года N 36. Программа является продолжением системного подхода к решению трудоохранных задач в части реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории Калужской области.

Программа носит межведомственный характер, поскольку проблемы улучшения условий и охраны труда затрагивают сферу деятельности органов власти Калужской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере охраны труда, объединений профсоюзов и работодателей и должна реализовываться программно-целевым методом в целях комплексного и системного решения выявленных проблем.

2. Основная цель и задачи Программы

     

Основной целью Программы является снижение профессиональных рисков, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, осуществляющих деятельность на территории Калужской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- совершенствование государственного управления охраной труда на территории Калужской области;

- внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда организаций Калужской области;

- обучение и профессиональная подготовка работников в области охраны труда;

- совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работников Калужской области;

- информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.

Оценка результативности Программы ежегодно будет проводиться на основании выполнения целевых показателей, которые приведены в таблице:

Наименование показателя

Базовое
значение по
Калужской
области <*>

Значение показателей Программы по
годам

2010 год

2012

2013

2014

2015

Численность пострадавших в    
результате несчастных случаев
на производстве с утратой     
трудоспособности на 1 рабочий
день и более и со смертельным
исходом в расчете на 1000     
работающих (коэффициент Кч -  
относительный показатель)     

2,5  

2,5  

2,5  

2,4  

2,3  

Численность пострадавших в    
результате несчастных случаев
на производстве со смертельным
исходом в расчете на 1000     
работающих (коэффициент Кем -
относительный показатель)     

0,095
<*>

0,095

0,085

0,075

0,065

Численность работников,       
которым впервые в текущем году
установлен диагноз            
профессионального заболевания,
в расчете на 10 тыс.          
работающих (относительный     
показатель)                   

0,203

0,2  

0,19

0,18

0,17

Численность работников,       
которым впервые в текущем году
установлена инвалидность по   
трудовому увечью, в расчете на
10 тыс. работающих            
(относительный показатель)    

0,687

0,69

0,65

0,6  

0,6  

Удельный вес работников,      
занятых в условиях,           
не отвечающих гигиеническим   
нормативам условий труда, в   
списочной численности занятых
в экономике (%)               

19,7  

19,7  

19,5  

18,0  

17,7  

Количество рабочих мест,      
прошедших государственную     
экспертизу качества проведения
аттестации рабочих мест по    
условиям труда (единиц)       

8700    

8990    

9380    

9760    

10160    

Количество организаций,       
осуществляющих деятельность на
территории Калужской области,
получивших сертификат доверия
на соответствие условий труда
требованиям охраны труда      
(единиц)                      

15    

18    

23    

28    

35    

<*> Вследствие высоких отклонений показателя по годам за базовое значение      
принята средневзвешенная арифметическая величина за 2007-2010 годы             

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»