Приложение N 3
к долгосрочной целевой Программе
"Стимулирование развития жилищного строительства
в Калужской области" на 2011-2015 годы
ПОДПРОГРАММА
"Формирование сбалансированного рынка жилья экономкласса и повышение эффективности обеспечения жильем отдельных категорий граждан" долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области" на 2011-2015 годы
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
На территории Калужской области реализовывался ряд программ государственной поддержки обеспечения жильем отдельных категорий граждан, в том числе подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675, а также мероприятия в рамках Федерального закона "О ветеранах", Закона Калужской области "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение и предоставлении компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг", а также другие программы, направленные на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан.
При этом указанные категории граждан испытывают определенные сложности при подборе жилого помещения, связанные с практическим отсутствием на рынке жилья жилых помещений экономкласса, которые по соотношению "цена-качество" могут удовлетворить данный искусственно стимулированный платежеспособный спрос у отдельных категорий населения, которым оказывается государственная поддержка.
В результате наблюдается задержка в освоении выделенных на эти цели бюджетных средств, что на фоне постоянно растущих цен приводит к обесцениванию денег и снижению эффективности предоставляемых мер государственной поддержки.
Отсутствие на рынке жилья сегмента жилья экономкласса ограничивает доступность приобретения жилья гражданами со средним уровнем доходов. В течение 2007-2008 годов на рынке жилья сформировалось предложение в виде жилых помещений большой площади и повышенной комфортности. При этом объем данного предложения не был обеспечен реальным платежеспособным спросом. По оценкам риэлторских организаций области, наибольшей ликвидностью на рынке обладают жилые помещения небольшой площади со стандартными потребительскими характеристиками.
Указанная ситуация наблюдалась как до проявления кризисных явлений в экономике, так и после их фактического завершения в середине 2010 года.
Таким образом, проблема отсутствия на рынке жилья экономкласса негативно сказалась на всех его участниках, в том числе на организациях строительного комплекса, которые избрали для себя рыночную стратегию сохранения низкого объема предложения дорогостоящего жилья.
При этом социально ориентированная стратегия, направленная на увеличение предложения на рынке жилья при относительно невысокой его стоимости, была проигнорирована большинством организаций строительного комплекса.
В качестве основных причин, сдерживающих развитие сбалансированного рынка жилья и вызывающих отсутствие на рынке предложения жилья экономического класса, можно выделить следующие:
- объективные причины, связанные с наличием значительных административных барьеров при реализации инвестиционно-строительного цикла;
- незначительное количество проектов строительства жилья экономического класса;
- отсутствие кредитно-финансовых механизмов привлечения ресурсов для строительства жилья экономического класса;
- невысокая готовность местных предприятий строительной индустрии к выпуску продукции для строительства жилья экономического класса, в том числе быстровозводимого малоэтажного жилья;
- отсутствие на рынке готовых жилых помещений, необходимых для реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
- недостаточная развитость инструментов ипотечного жилищного кредитования;
- низкая эффективность реализации государственных программ по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
- наличие потребности в трудовых ресурсах в строительной отрасли.
Для устранения указанных проблем требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, предприятий и организаций строительного комплекса Калужской области, а также кредитных и прочих организаций, связанных с процессом строительства и приобретения жилья, что в конечном итоге обусловливает необходимость применения программно-целевого метода.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы "Формирование сбалансированного рынка жилья экономкласса и повышение эффективности обеспечения жильем отдельных категорий граждан" (далее - подпрограмма) является формирование сбалансированного рынка жилья посредством расширения сегмента жилья экономического класса и поддержки платежеспособного спроса на него.
Для достижения основной цели подпрограммы необходимо решить следующие основные задачи:
- снижение административных барьеров на всех этапах инвестиционно-строительного цикла для достижения контрольных показателей по вводу жилья по муниципальным образованиям и Калужской области в целом;
- реализация кредитно-финансовых механизмов поддержки проектов строительства жилья экономического класса, в том числе стимулирование малоэтажного жилищного строительства;
- осуществление государственной поддержки предприятий строительной индустрии Калужской области, выпускающих продукцию для строительства жилья экономического класса;
- улучшение качества жилищного фонда Калужской области;