Фактические объемы медицинской помощи на 1 жителя, предоставляемой населению Калужской области по условиям ее оказания в рамках территориальных программ
Условия оказания медицинской помощи | Единица измерения | Норматив по РФ на 2009 г. | Фактически выполнено в | |
2008 | 2009 | |||
1. Скорая медицинская помощь | вызов | 0,318 | 0,323 | 0,325 |
2. Амбулаторная медицинская помощь | посещение | 9,198 | 8,711 | 8,731 |
3. Стационарная медицинская помощь | койко-день | 2,812 | 2,658 | 2,648 |
4. Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов | пациенто-день | 0,577 | 0,551 | 0,553 |
Проведенные преобразования сети учреждений здравоохранения способствовали росту эффективности использования коечного фонда и переводу части объема медицинской помощи на амбулаторный этап:
- число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений составило в 2009 году 7713800, в расчете на одного жителя показатель вырос с 7,6 в 2005 году до 8,7 в 2009 году;
- сократилось число койко-дней, проведенных больными в стационарных медицинских учреждениях, в расчете на одного жителя (с 2,9 в 2005 году до 2,7 в 2009 году);
- по итогам 2009 года объем медицинской помощи, оказанной в дневных стационарах, увеличился и составил 0,553 пациенто-дня на 1 жителя.
Превышение в 2009 году на 0,6% объема скорой медицинской к уровню 2008 года связано с эпидемией высокопатогенного гриппа A (H1N1) в Калужской области в 4-м квартале 2009 года.
Финансовое обеспечение территориальной программы в 2009 году выше уровня 2008 года на 4,8%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом - на 6,4%.
Имеется дефицит территориальной программы. В 2008 году фактическое финансирование указанной программы осуществлялось в соответствии с рекомендованным подушевым нормативом. С 2009 года дефицит составил 39,9%, что связано с ростом федерального подушевого норматива с 4503,0 руб. до 7633,4 руб. В 2010 году дефицит территориальной программы по сравнению с 2009 году снизился на 4,9%.
Соответственно стоимость единицы объема медицинской помощи в 2010 году ниже установленных федеральных нормативов:
- по амбулаторно-поликлинической помощи - 103,5 руб., ниже на 52,5% (норматив - 218,1 руб.);
- по стационарной помощи - 919,6 руб., ниже на 33,3% (норматив - 1380,6 руб.);
- по стационарзамещающей - 309,8 руб., ниже на 35,2% (норматив - 478,0 руб.);
- по скорой медицинской помощи - 629,1 руб., ниже на 63,2% (норматив - 1710,1 руб.).
Утвержденные объемы медицинской помощи на 2010 год практически соответствуют федеральным нормативам. Работа по сбалансированности территориальной программы по видам, объемам и финансовому обеспечению медицинской помощи будет продолжена в рамках Программы.
В 2007 - 2008 годах Калужская область вошла в число участников реализации пилотного проекта, направленного на улучшение качества медицинской помощи. В рамках данной Программы проведено реформирование системы оплаты медицинских услуг по преимущественно одноканальному финансированию путем расширения состава затрат, включаемых в тариф ОМС. В тариф включены дополнительные расходы учреждений здравоохранения, кроме затрат на капитальный ремонт, приобретение оборудования и коммунальных платежей.
В результате проводимой реструктуризации (внутри каждого ЛПУ, формирование межрайонных отношений и по уровням) территориальная программа государственных гарантий в целом сбалансирована по объемам и финансовым средствам с учетом половозрастного состава населения, транспортной доступности, уровня заболеваемости населения. Однако отмечается отклонение фактически развернутых коек от рекомендованного федерального норматива в части превышения числа коек, работающих в системе обязательного медицинского страхования, и ниже норматива по количеству социально значимых коек. Вместе с тем необходимости в увеличении количества социально значимых коек в настоящее время нет (отсутствие очередности на госпитализацию, стационарзамещающие технологии). Заказ по территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи жителям области дополнительно размещен в 3 учреждениях здравоохранения ОАО "РЖД" (в г. Калуге, г. Малоярославце, ст. Сухиничи-Узловая, ст. Фаянсовая Кировского района), МСЧ N 1 и 2 г. Калуги, федеральных ЛПУ (МРНЦ Минздравсоцразвития РФ г. Обнинска и ФГУ "МНТК "Микрохирургия глаза" им. академика С.Н.Федорова, ФГУЗ "Клиническая больница N 8 ФМБА").
Объемы специализированной медицинской помощи планировались с учетом фактически сложившихся потоков больных, уровня заболеваемости, условий госпитализаций, кадрового потенциала с целью обеспечения планового показателя работы койки.
По ряду профилей (пульмонология, урология, нейрохирургия, сосудистая хирургия, неврология) показатель работы койки в 2009 году составлял от 343 до 367 дней в году. При планировании объемов на 2012 год данные показатели приведены к нормативам.
За анализируемый период в области проведена большая работа по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения. Огромные вложения были сделаны для развития службы материнства и детства. На мероприятия приоритетного национального проекта "Здоровье" за 2006 - 2009 годы для муниципальных и государственных учреждений здравоохранения области из федерального бюджета выделено 2584,1 млн. рублей.
Совершенствование материально-технической базы стационарных отделений и учреждений здравоохранения области в настоящее время осуществляется по отдельным направлениям в рамках специализированных проектов (совершенствование медицинской помощи, оказываемой больным с онкологическими заболеваниями, сосудистыми заболеваниями и пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, развитие службы крови, средства программы "Родовой сертификат").
Однако по целому ряду направлений нехватка медицинского оборудования приобрела кризисный характер. По данным проведенного аудита практически во всех ЛПУ медицинское оборудование, приобретенное 5 - 10 лет назад, уже выработавшее свой ресурс и не отвечающее предъявляемым требованиям, нуждается в замене. Имеющиеся проблемы не позволяют проводить качественное обследование больных по месту их проживания, приводят к удлинению периода обследования.
Оснащение рабочих мест врачей основных 4 специальностей и врачей-специалистов в поликлинике и стационаре не соответствует вновь утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации порядкам оказания медицинской помощи.
Проведенный анализ соответствия мощности учреждений здравоохранения уровню и структуре заболеваемости населения по профилям оказания медицинской помощи выявил недостаточный уровень кадровой и материально-технической обеспеченности учреждений здравоохранения по всем профилям оказания медицинской помощи.
Недостаточное оснащение учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием и отсутствие кадров препятствуют соблюдению стандартов диагностики и лечения больных, ущемляют права граждан на получение качественной медицинской помощи, способствуют удлинению сроков ожидания диагностических процедур. Одновременно отмечается рост требований населения к качеству оказываемой медицинской помощи, которые граждане реализуют путем выбора учреждения здравоохранения.
С учетом уже проведенной оптимизации системы медицинской помощи и результатов реализации целого ряда направлений национального проекта "Здоровье" в Калужской области основными задачами по модернизации здравоохранения являются: