Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2016 ГОДЫ (с изменениями на: 01.02.2016)


 4.1. Направление "Развитие первичной медико-санитарной помощи (амбулаторно-поликлинической помощи, модернизация службы скорой медицинской помощи, сельское здравоохранение) и профилактической направленности здравоохранения, дальнейшее укрепление сети"


Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается в 48 районных и 14 поликлиниках г. Калуги (в том числе 6 самостоятельных и входящих в состав различных муниципальных и государственных учреждений здравоохранения, 24 центральных районных больниц), 21 врачебной амбулатории, 42 офисах врача общей практики, 392 ФАПах. В амбулаторной службе работают 1349 врачей и 2786 средних медицинских работников. Организация оказания амбулаторной первичной медико-санитарной помощи пациентам осуществляется по территориально-участковому принципу в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 4 августа 2006 года N 584 "О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу". Для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи на территории области формируется трехуровневая система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи.

Третий уровень представлен поликлиниками, оказывающими первичную медико-санитарную помощь. Она включает: участковую терапевтическую службу и врачей-специалистов (офтальмолога, хирурга, невролога, эндокринолога, отоларинголога, уролога), дневные стационары при АПУ и стационар на дому, кабинет неотложной помощи с диспетчерской для приема вызовов и связи с СМП. Состав врачей-специалистов будет определяться в соответствии с уровнем заболеваемости и смертности на прикрепленной территории. Кроме того, предусмотрены: кабинет (отделение) профилактики, смотровой кабинет, флюорография, рентгенография, электрокардиография, школы здоровья, отделения медико-социальной помощи, лабораторная диагностика и в ряде ЛПУ центры здоровья.

Второй уровень представлен межтерриториальными амбулаторными центрами, оказывающими квалифицированную специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи. В межтерриториальных центрах широко будут применяться стационарозамещающие формы (дневные стационары) по специализированным профилям и кабинет неотложной помощи с диспетчерской для приема вызовов и связи с СМП. Будет представлен широкий спектр диагностических процедур согласно порядкам оказания медицинской помощи.

Первый уровень - это консультативно-диагностическая специализированная помощь, которая организована в областных консультативно-диагностических поликлиниках и центрах. В них проводятся консультации и диагностические исследования по направлению из амбулаторно-поликлинических учреждений. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные учреждения несут организационно-методическую функцию.

Реализация данной модели амбулаторной службы позволяет осуществлять этапность оказания помощи, соблюдать принципы территориальности и профилактической направленности, а также позволяет компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи. Рациональное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров на третьем уровне дает возможность значительно активизировать профилактическую работу, активизировать деятельность центров здоровья. Кроме того, в полном объеме используется дорогостоящее оборудование, компенсируется дефицит врачей-специалистов по требуемым профилям и, как следствие, снижаются сроки ожидания на диагностические исследования и на прием к врачам.

Таким образом, представленная модель обеспечивает повышение доступности и качества медицинской помощи населению области.

Анализ деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений показал, что в системе выявления заболеваний населения региона имеются недоработки - при общей заболеваемости ниже среднероссийского уровня выявляемость в ходе проведения дополнительной диспансеризации работающего населения ниже показателя РФ. Это в первую очередь свидетельствует о том, что первичное звено не выявляет значительного числа заболеваний, а проведение дополнительной диспансеризации требует усиления в части профилактической направленности.

В 2011 - 2012 гг. планируется увеличить объем оказываемой медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях с 8,73 до 9,24 посещения на 1-го жителя области за счет увеличения посещений населения в организации здравоохранения с профилактической целью до 30%:

- улучшение работы участковой службы с учетом ведения паспорта врачебного участка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 255;

- рост патронажных посещений;

- рост активных посещений до 20%;

- развитие стационарозамещающих организационных форм;

- внедрение новых видов по медицинскому (сестринскому) уходу на дому за маломобильными пациентами, перенесшими инсульт, онкобольными и другими хроническими больными;

- распространение выездных форм работы областных учреждений;

- организация неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

С целью предупреждения обострения хронических заболеваний в период экстремальных погодных условий будет активизирована работа по диспансерному наблюдения пациентов с хроническими заболеваниями, а также будет осуществляться обучение пациентов навыкам самопомощи.

Указанные мероприятия позволят обеспечить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, в том числе социально значимых, что положительно отразится на динамике общей заболеваемости.

Кроме того, своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях повлечет за собой снижение инвалидизации населения и снижение преждевременной смертности населения, включая в трудоспособном возрасте (таблица "Показатели реализации программы модернизации Калужской области на 2011 - 2012 гг.").

Таким образом, регион в процессе реализации программы модернизации выйдет на индикаторы сохранения человеческой жизни путем снижения общей смертности.