Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2011 года N 111


Об утверждении долгосрочной целевой программы "Модернизация системы начального и среднего профессионального образования"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Калужской области от 14.02.2014 N 102, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано в сетевом издании "Сайт "Газеты Калужской области "Весть" http://www.vest-news.ru - 17.02.2014).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 2 октября 2013 года)

___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:     
Постановлением Правительства Калужской области от 11 октября  2012 года N 522;
Постановлением Правительства Калужской области от 31 января 2013 года N 25;
Постановлением Правительства Калужской области от 25 июля 2013 года N 375;
Постановлением Правительства Калужской области от 2 октября 2013 года N 516.   
___________________________________________   



В целях повышения мобильности системы начального и среднего профессионального образования и качества подготовки специалистов, востребованных экономикой Калужской области, Правительство Калужской области


  постановляет:


Утвердить долгосрочную целевую программу "Модернизация системы начального и среднего профессионального образования" (прилагается).


Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов

Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 5 марта 2011 года N 111

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
 "Модернизация системы начального и среднего профессионального образования"


Паспорт
долгосрочной целевой программы "Модернизация системы
начального и среднего профессионального образования"

1.Наименование
Программы      

Долгосрочная целевая программа "Модернизация системы начального и среднего профессионального образования" (далее - Программа)

2. Заказчик    
Программы      

Министерство образования и науки Калужской области       

3. Разработчик
Программы      

Министерство образования и науки Калужской области       

4. Дата        
принятия       
решения о      
разработке     
Программы      

Распоряжение Губернатора Калужской области от 27.12.2010 N 158-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Модернизация системы начального и среднего профессионального образования"

5. Цель и      
задачи         
Программы      

Цель Программы - повышение мобильности системы начального и среднего профессионального образования и качества подготовки специалистов, востребованных экономикой Калужской области.

Задачи Программы:                                        

- создание ресурсных центров как инновационных структур подготовки высококвалифицированных кадров в новых социально-экономических условиях;

- совершенствование (за счет реализации инновационных образовательных программ, современных технологий обучения, современной учебно-производственной базы и высокой квалификации педагогов) содержания и качества подготовки обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования Калужской области;

- переход на программы профессионального образования, соответствующие современным потребностям рынка труда и задачам социально-экономического развития Калужской области;

- обеспечение дополнительных возможностей учреждений профессионального образования по внедрению программ краткосрочной подготовки и предоставлению дополнительного профессионального образования и услуг;

- популяризация рабочих профессий и специальностей       

6. Целевые     
индикаторы и   
показатели     
Программы      

- Доля внедренных учебных курсов и программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, в процентах;

- соответствие подготавливаемых учреждениями начального и среднего профессионального образования специалистов прогнозным потребностям рынка труда в процентах;

- доля учащихся, студентов, трудоспособного населения, обученных по программам краткосрочной подготовки и дополнительного профессионального образования, в общем контингенте обучающихся в процентах;

- доля учащихся, получивших профориентационные услуги, в процентах;

- доля учреждений профессионального образования, внедривших новые программы и модели профессионального образования, разработанные в рамках Программы, в общем количестве учреждений профессионального образования в Калужской области  

(абзац дополнительно введен на основании Постановления Правительства Калужской области от 2 октября 2013 года N 516)

7. Сроки и     
этапы          
реализации     
Программы      

Срок реализации Программы - 2011-2015 годы, один этап    

8. Перечень    
основных       
мероприятий    
Программы      

1. Создание условий для инновационного развития учреждений начального и среднего профессионального образования и повышения качества профессиональной подготовки.

2. Реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования.

3. Развитие материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования.

4. Профориентация и популяризация профессий и специальностей начального и среднего профессионального образования.

5. Расширение партнерства учреждений и работодателей в подготовке и трудоустройстве будущих специалистов

9. Объемы      
финансирования
Программы      

   Источник   
финансирования

 Сумма  
расходов
 (тыс.  
 руб.)  

           В том числе по годам          

 2011  

 2012  

  2013  

  2014  

 2015  

Всего         
В том числе:  

506196,0

94021,3

39585,0

143187,7

188700,0

40702,0

Субсидия из   
федерального  
бюджета <*>

174934,0

44951,0

18984,0

110999,0

     0  

    0  

Областной     
бюджет <**>

331262,0

49070,3

20601,0

 32188,7

188700,0

40702,0

<*> Финансовые средства, поступающие в виде субсидии в пределах  
средств, предусмотренных Калужской области в федеральном законе о
федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый    
период на софинансирование мероприятий Программы, и зачисляемые в
установленном законодательством порядке в областной бюджет.      
Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы  
из федерального бюджета, ежегодно уточняются в соответствии с    
федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый
год и на плановый период.                                        
<**> Финансирование программных мероприятий из областного бюджета
будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом
Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый   
год и на плановый период                                        

(пункт 9 в редакции Постановления Правительства Калужской области от 2 октября 2013 года N 516)

10. Ожидаемые  
конечные       
результаты     

К 2015 году будет обеспечено:                            

- увеличение доли внедренных учебных курсов и программ, разработанных в соответствии со стандартами третьего поколения, до 100 процентов;

- увеличение доли учащихся, студентов, трудоспособного населения, обученных по программам краткосрочной подготовки и дополнительного профессионального образования, в общем контингенте обучающихся до 35 процентов;

- увеличение соответствия подготавливаемых учреждениями начального и среднего профессионального образования специалистов прогнозным потребностям рынка труда до 100 процентов;

- увеличение доли учащихся, получивших профориентационные услуги, до 100 процентов

- увеличение доли учреждений профессионального образования, внедривших новые программы и модели профессионального образования, разработанные в рамках Программы, в общем количестве учреждений профессионального образования в Калужской области, до 50 процентов.  

(абзац дополнительно введен на основании Постановления Правительства Калужской области от 2 октября 2013 года N 516)

11. Система    
организации    
контроля за    
исполнением    
Программы      

Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111)




1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом

Сеть учреждений начального и среднего профессионального образования Калужской области представлена 55 учреждениями различных форм собственности и ведомственной принадлежности, из них 37 учреждений регионального подчинения, 12 учреждений федерального подчинения и 6 негосударственных учреждений. Из 37 учреждений регионального подчинения 34 подведомственны министерству образования и науки Калужской области, 2 - министерству культуры Калужской области и 1 - министерству здравоохранения Калужской области. Все эти учреждения осуществляют подготовку кадров более чем по 80 различным направлениям.

Самыми востребованными в Калужской области являются рабочие профессии: слесари различных специализаций, сварщики ручной, контактной сварки и электрогазосварщики, водители автомобилей, троллейбусов, погрузчиков, операторы станков, электрики, техники, швеи. Именно по таким специальностям готовят специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования, подведомственных министерству образования и науки Калужской области. В настоящее время в них обучается около 8800 человек по дневной форме обучения (молодые люди в возрасте 15-20 лет) и около 2000 человек, относящихся к более зрелой категории населения, - по краткосрочным формам обучения (обучение второй профессии, повышение квалификации).

Ежегодно за содействием в поиске работы в службу занятости населения Калужской области обращается свыше 30 тыс. человек. Более 15 тыс. человек получают статус безработного. Из них 11 процентов (1,7 тыс. человек) по направлениям службы занятости повышают квалификацию или обучаются новой профессии в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Тенденции современного социально-экономического развития общества, изложенные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, и Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250, выдвигают качественно новые требования к функционированию системы профессиональной подготовки кадров. Речь идет как о нехватке рабочей силы в растущих отраслях экономики, так и о несоответствии уровня квалификации рабочих, специалистов среднего звена современному уровню технической и технологической оснащенности предприятий. Существующая система подготовки кадров негибка, инерционна, готовит рабочих только массовых профессий и не ориентирована на предоставление непрерывного индивидуализированного образования. Действующая в данный момент ведомственная целевая программа "Развитие системы начального и среднего профессионального образования на 2010-2012 годы" создает основу для решения задач, направленных на усиление роли профессионального образования в инновационном социально ориентированном развитии Калужской области.

Анализ соответствия содержания и структуры профессионального образования потребностям рынка труда Калужской области показывает, что, к примеру, из 7550 дипломированных специалистов с уровнем начального и среднего профессионального образования в 2009 году для предприятий промышленного сектора, строительства и транспортной отрасли экономики подготовлено лишь 3438 человек массовых профессий при потребности 5920 специалистов (58 процентов от потребности). Такой показатель характерен для выпускников 2010 года и 2011 года.

Имеет место существенный разрыв между потребностью предприятий и организаций Калужской области в рабочих и специалистах среднего звена и объемами и структурой их подготовки по технологическому, индустриально-техническому, транспортному, строительному направлениям и направлению автоматизации.

Фактическая наполняемость учреждений начального и среднего профессионального образования учащимися составляет около 60 процентов от плановой.

В настоящее время складывается ситуация, когда по важным для экономики и социальной сферы востребованным работодателями профессиям образовательные учреждения не выполняют государственные задания по приему. Во многом это связано с тем, что при сокращении числа выпускников школ сформировался сильный перекос в сторону высшего образования. Учебу в вузе выбирают более 60 процентов школьников Калужской области. Как сами дети, так и родители считают рабочие профессии непрестижными. Кроме того, новые правила приема в вузы, когда выпускники могут подавать заявления на 15 специальностей, значительно повышают их шансы на поступление в высшие учебные заведения.

В связи с этим необходимо улучшать профориентационную работу с учениками, родителями, школами. Выбор будущих профессий должен быть ориентирован в первую очередь на профессии и специальности, которые приоритетны для социально-экономического развития Калужской области и востребованы предприятиями и организациями, а профессиональное образование должно стать непрерывным.

Развитие экономики Калужской области, появление инновационных предприятий, техническое переоснащение производства, выпуск новых видов продукции делают актуальным вопрос организации на базе образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования опережающего обучения, краткосрочного обучения персонала предприятий вторым профессиям, повышения квалификации, переобучения кадров.

Наиболее оптимальным и перспективным направлением может быть создание ресурсных центров по наиболее значимым для области направлениям подготовки кадров (с возможностью проживания и краткосрочной стажировки групп из разных учреждений профессионального образования), а также организация "точечной" подготовки специалиста, обладающего необходимыми общепрофессиональными знаниями и умениями работать на конкретном узкопрофильном оборудовании, предоставляемом для этих целей работодателями в рамках развития частно-государственного партнерства. Ресурсные центры могут быть созданы либо при уже существующих образовательных учреждениях, как например, "Центр подготовки и переподготовки кадров для автомобильной промышленности" при ГОУ СПО "Калужский колледж информационных технологий и управления", либо будут автономными учреждениями, такими как создаваемое государственное автономное учреждение "Центр подготовки кадров для фармацевтической промышленности".

Анализ учебно-материальной базы учреждений профессионального образования показал высокий процент изношенности техники и оборудования, практически полное отсутствие современных средств обучения для формирования необходимых на современном этапе профессиональных компетенций, особенно при получении рабочей профессии.

Современные требования к условиям предоставления профессионального образования предусматривают оснащение образовательного процесса современным учебным и учебно-наглядным оборудованием. Сегодня в училищах, лицеях, техникумах и колледжах достаточно широко используются интерактивные доски, персональные компьютеры. Учреждения начального и среднего профессионального образования располагают широким спектром электронных учебников, обучающих программ, но востребованным профессионалом выпускник может стать лишь при условии отработки навыков не только на компьютере или тренажере, но и на современном технологичном оборудовании, которым учреждения в настоящее время не обладают (учебные заведения оснащены оборудованием 70-80-х годов прошлого века). При этом необходимо отметить, что в соответствии с образовательными стандартами от 40 до 50 процентов учебного времени отводится на отработку практических навыков, осуществляемую в образовательном учреждении, и на производственную практику. Проведение лабораторно-практических работ на устаревшем и некомплектном оборудовании в подавляющем большинстве учреждений не способствует высокопродуктивной работе инженерно-педагогических коллективов и созданию положительного имиджа учреждений.

Одной из важных задач, стоящих перед профессиональным образованием, является качественное улучшение и омоложение кадрового состава преподавателей и мастеров производственного обучения, закрепление педагогических работников в образовательных учреждениях Калужской области. По состоянию на 1 января 2010 года только 6 процентов из 2304 педагогов молоды и имеют стаж педагогической работы до 5 лет. Стимулированию педагогического труда способствуют конкурсы профессионального мастерства на присуждение премий Правительства Калужской области среди преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений, реализующих программы начального профессионального образования, и среди преподавателей средних специальных учебных заведений, которые проводятся в Калужской области с 2005 года. Премиями к настоящему времени награждены уже 109 человек, но только один этот фактор не может сделать более привлекательной деятельность педагога в учреждении профессионального образования.

С 2011/12 учебного года в учреждениях профессионального образования начнется внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС). Стандартами предыдущего поколения подразумевалось формирование у учащихся знаний, умений и навыков. В настоящее время речь идет о формировании компетентности, что подразумевает способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Будущий специалист в образовательном учреждении должен не только получить профессиональные навыки, но и пройти социализацию, отвечать новым запросам общества, использовать информационно-коммуникационные технологии, обладать навыками коммуникабельности, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного роста и многое другое.

В настоящее время в системе начального и среднего профессионального образования не созданы условия для перехода на новые стандарты: необходимо создать предпосылки для социализации обучающихся, сформировать основные образовательные программы с учетом требований работодателей, определить требования к содержанию и процедурам оценки качества образования, реализовать механизмы общественного участия в деятельности образовательных учреждений, определить модель и методическое обеспечение системы переподготовки преподавателей и мастеров производственного обучения.

Для решения проблем подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов необходимо применение программно-целевого подхода как в части развития материальной базы учреждений, изменения структуры и уровня подготовки кадров, повышения квалификации педагогов и выработки новых мотиваторов деятельности учреждений, так и в части создания новых приоритетов в сознании промышленников и предпринимателей, выпускников школ и их родителей.

Все вышеизложенное определило выбор направлений реализации Программы и перечень программных мероприятий.

2. Цели и задачи Программы


Целью Программы является повышение мобильности системы начального и среднего профессионального образования и качества подготовки специалистов, востребованных экономикой Калужской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- совершенствование (за счет реализации инновационных образовательных программ, современных технологий обучения, современной учебно-производственной базы и высокой квалификации педагогов) содержания и качества подготовки обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования Калужской области;

- создание ресурсных центров как инновационных структур подготовки высококвалифицированных кадров в новых социально-экономических условиях;

- переход на программы профессионального образования, соответствующие современным потребностям рынка труда и задачам социально-экономического развития Калужской области;

- обеспечение дополнительных возможностей учреждений профессионального образования по внедрению программ краткосрочной подготовки и предоставлению дополнительного профессионального образования и услуг;

- популяризация рабочих профессий и специальностей.

Степень достижения цели и задач будет определяться на основе следующих целевых показателей:


Наименование целевых показателей

Единицы
измерения

2010
год

Значения целевых
показателей

2011

2012

2013

2014

2015

Доля внедренных учебных курсов и программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения

%        

15

20

80

100

100

100

Соответствие подготавливаемых учреждениями начального и среднего профессионального образования специалистов прогнозным потребностям рынка труда

%        

55

60

65

75

90

100

Доля учащихся, студентов, трудоспособного населения, обученных по программам краткосрочной подготовки и дополнительного профессионального образования, в общем контингенте обучающихся

%        

16

18

22

30

35

35

Доля учащихся, получивших профориентационные услуги   

%        

70

80

85

90

95

100

Доля учреждений профессионального
образования, внедривших новые    
программы и модели               
профессионального образования,   
разработанные в рамках Программы,
в общем количестве учреждений    
профессионального образования в  
Калужской области            

(строка дополнительно введена на основании Постановления Правительства Калужской области от 2 октября 2013 года N 516)    

%

0

10

22

35

40

50



Для количественного измерения достижения годовых и конечных целевых индикаторов и показателей Программы будут применяться следующие методики:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»