(с изменениями на 15 января 2014 года)
___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Калужской области от 23 августа 2011 года N 458;
Постановлением Правительства Калужской области от 12 декабря 2011 года N 655;
Постановлением Правительства Калужской области от 12 сентября 2012 года N 457;
Постановлением Правительства Калужской области от 11 апреля 2013 года N 189;
Постановлением Правительства Калужской области от 17 января 2014 года N 15;
Постановлением Правительства Калужской области от 15 января 2014 года N 12
___________________________________________
В целях совершенствования системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан, проживающих на территории Калужской области, формирования социально активной личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, готового к защите Отечества, Правительство Калужской области
постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу «Патриотическое воспитание населения Калужской области и подготовка граждан к военной службе на 2011-2015 годы» (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Калужской области разработать и утвердить программы по патриотическому воспитанию и подготовке граждан к военной службе.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
Приложение
к постановлению Правительства
Калужской области
от 13 октября 2010 года N 404
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Патриотическое воспитание населения Калужской области и подготовка граждан к военной службе на 2011-2015 годы»
1. | Наименование | «Патриотическое воспитание населения Калужской области и подготовка граждан к военной службе на 2011-2015 годы» (далее - Программа) | |||||||||||
2. | Заказчики Программы | Министерство образования и науки Калужской области - заказчик-координатор Программы; | |||||||||||
3. | Разработчики Программы | Министерство образования и науки Калужской области; министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области; | |||||||||||
4. | Дата принятия решения о разработке | Распоряжение Губернатора Калужской области от 06.09.2010 № 112-р «О разработке долгосрочной целевой программы Калужской области «Патриотическое воспитание населения Калужской области и подготовка граждан к военной службе на 2011-2015 годы» | |||||||||||
5. | Цель и задачи | Цель Программы: | |||||||||||
6. | Целевые индикаторы и показатели | Наименование целевых индикаторов и показателей, единица измерения | 2009 г. (отчет) | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | ||||
Количество граждан в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в проведении массовых мероприятий патриотической направленности (человек) | 9500 | 10000 | 11000 | 12000 | 13000 | 14000 | 15000 | ||||||
Количество граждан допризывного возраста, принимающих участие в оборонно-спортивных мероприятиях, военно-полевых сборах, военно-спортивных играх, лагерях, слётах, обучающихся в кадетских классах и т.д. (% от числа граждан допризывного возраста) | 21,2 | 23,4 | 25,6 | 27,4 | 29,0 | 31,6 | 34,2 | ||||||
Количество действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных (единиц) | 70 | 73 | 75 | 77 | 79 | 81 | 83 | ||||||
Количество граждан, вовлеченных в деятельность патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных (человек) | 1500 | 1700 | 1900 | 2100 | 2200 | 2300 | 2500 | ||||||
Количество музеев и комнат боевой славы в образовательных учреждениях и в организациях Калужской области (единиц) | 220 | 225 | 226 | 228 | 230 | 232 | 235 | ||||||
Количество проведенных акций, выставок, фестивалей, конкурсов и других мероприятий патриотической направленности с использованием государственных символов Российской Федерации и Калужской области (единиц) | 200 | 230 | 240 | 250 | 260 | 270 | 280 | ||||||
7. | Сроки и этапы реализации | 2011-2015 годы, одноэтапно | |||||||||||
8. | Перечень основных мероприятий | 1. Совершенствование организационной, научно-методической базы системы патриотического воспитания. | |||||||||||
9 | Объемы | Источник финансирования | Всего | В том числе по годам | |||||||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||||||||
Областной бюджет <*> | 30991,594 | 10574,3 | 1928,124 | 4925,57 | 6973,3 | 6590,3 | |||||||
<*> Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской | |||||||||||||
(пункт 9 в редакции Постановления Правительства Калужской области от 17 января 2014 года N 15) | |||||||||||||
10. | Ожидаемые конечные результаты | Реализация мероприятий Программы позволит к концу 2015 года: | |||||||||||
11. | Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 № 315 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 № 111) «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета» |
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти Калужской области, организаций и общественных объединений по формированию у населения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан.
Программа направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания населения, проживающего на территории Калужской области, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества, что в полной мере соответствует стратегическим целям государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укреплению обороноспособности страны, Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 № 134-р.
Выбор направлений и комплекса программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием различных категорий населения Российской Федерации в Калужской области, но приоритетным направлением является патриотическое воспитание детей и молодежи, основанное на анализе текущей ситуации, потребностей, интересов и запросов молодых жителей Калужской области.
Патриотическое, нравственное, гражданское воспитание населения, повышение престижа воинской службы среди молодого поколения традиционно остаются первостепенными задачами региональной политики. Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания населения Калужской области обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти Калужской области, организаций и общественных объединений.
Патриотическое воспитание населения основано на взаимодействии поколений. Проблема сохранения и укрепления межпоколенных взаимодействий - одна из наиболее важных и значимых в современном обществе, так как затрагивает все слои населения и влияет на многие сферы жизнедеятельности.
Для Калужской области проблемы взаимодействия поколений носят актуальный характер. На основе анкетных данных, интервьюирования и наблюдения, проведенных группой исследователей Института социальных отношений Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, были определены следующие явления и процессы, характеризующие современное межпоколенное взаимодействие в Калужское области, его значимость, а также способы укрепления и развития. Количество опрошенных граждан в возрасте 17-23 лет охарактеризовали свое отношение к пожилым людям как «позитивное», в свою очередь пожилые люди (более 50 процентов) считают, что молодежь - это достойные представители нации, двигатель прогресса. Мнения о том, что в современном обществе утрачивается связь между поколениями, придерживается 76 процентов молодых людей и 55 процентов представителей старшего поколения. Большинство из числа молодежи (17-18 лет - 80 процентов и 19-23 лет - 96 процентов) высказали точку зрения о необходимости укрепления связи между старшим и младшим поколениями. 75 процентов из числа представителей старшего поколения считают, что необходимо укрепить межпоколенные связи, и в этом поможет совместная деятельность, общение с молодежью. Наиболее интересными респондентам показались следующие сферы сотрудничества: культура, образование, спорт.
Следовательно, необходимо увеличивать количество совместных дел (практик) представителей старшего поколения и молодежи, способствующих сохранению и передаче традиций, обычаев, воспитанию патриотизма, толерантности, гражданского долга и ответственности.
Итоги реализации областных целевых программ по патриотическому воспитанию населения Калужской области позволяют сделать вывод о том, что в Калужской области в целом создана система патриотического воспитания граждан.
Проводимая органами государственной власти Калужской области, организациями и общественными объединениями работа позволила повысить эффективность мероприятий патриотической направленности, участниками которых стали около 10 тыс. школьников, учащихся образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Калужской области.
На территории Калужской области, единственного региона в Центральном федеральном округе, возрождено проведение военно-спортивных игр для всех категорий молодежи.
Проводится большая работа по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества. В области работают 50 поисковых отрядов, входящих в областной реестр поисковых объединений. Более конкретной и адресной стала и деятельность ветеранских организаций.
Начата работа по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.
В школах области расширилась сеть профильных кадетских классов.
Тем не менее для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще недостаточно.
Отдельные военно-патриотические объединения (клубы) сохранились, адаптировались к новым рыночным условиям, но не имеют единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, охватывают своей деятельностью лишь незначительную часть населения. Учебно-материальное и техническое обеспечение подобных объединений является неудовлетворительным.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести:
- снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- недостаточная мотивация к военной службе по призыву и наличие контингента граждан призывного возраста, уклоняющихся от службы;
- упущения с начала 90-х годов XX века в работе системы военно-патриотического воспитания детей и молодёжи;
- освоение учащимися недостаточного для прохождения военной службы объёма знаний и умений по основам военной службы;
- низкое качество подготовки призывников по военно-учетным специальностям;
- отсутствие преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов;
- недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта;
- отсутствие органа, обеспечивающего координацию деятельности органов государственной власти Калужской области, организаций и общественных объединений в системе подготовки граждан к военной службе.
Базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья. Доля граждан Калужской области, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям к прохождению военной службы, составила в 2009 году 36,5 процента.
По данным министерства здравоохранения Калужской области из 81 627 человек, обучающихся в школах, только 26 процентов абсолютно здоровы, 20,6 процента имеют хронические, в том числе инвалидизирующие заболевания. Первичная и общая заболеваемость подростков в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросла на 14 процентов.
Общий показатель годности к военной службе (суммарная доля годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями) граждан, прибывших на призывные комиссии, ежегодно снижается.
Введение подготовки граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» не может полноценно заменить предмет «Начальная военная подготовка» и не помогает добиться желаемых результатов. Несмотря на то, что удалось охватить большое количество обучаемых, качество подготовки граждан по основам военной службы остаётся низким.
Подготовка граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям - солдат, матросов, сержантов и старшин - в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов осуществляется в общественных объединениях, крупнейшим из которых является Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».
Одной из основных причин низкого качества подготовки молодого пополнения, поступающего в Вооруженные Силы Российской Федерации в период призывной кампании, продолжает оставаться низкий уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, призванных на военную службу, связанный с отсутствием осознанной мотивации к ее прохождению.
За последние годы численность граждан Калужской области, уклоняющихся от призыва на военную службу, уменьшилась с 1,15 процента в 2007 году до 0,46 процента в 2009 году. Тем не менее этот показатель остается довольно высоким.
Существующая в Калужской области система подготовки граждан к военной службе не отвечает современным требованиям, необходимым для обеспечения безопасности и обороноспособности государства, и требует модернизации.
Основным направлением данной модернизации является обеспечение условий для создания в Калужской области регионального центра по подготовке граждан к военной службе.
Основой системы подготовки граждан к военной службе должны явиться меры, направленные на улучшение состояния здоровья граждан, совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий, военно-патриотическое воспитание и подготовка граждан по основам военной службы и военно-учетным специальностям.
Вызывает определенную обеспокоенность рост среди населения в целом и среди молодежи, в частности нетерпимости к людям другой национальности, появление альтернативных молодежных движений, в том числе экстремистской направленности.
В связи с этим особенно актуальной становится работа по распространению в обществе и в молодежной среде идей толерантного сознания, формированию межэтнической культуры. Предотвратить и остановить рост преступности в молодежной среде можно путем вовлечения молодежи в деятельность молодежных общественных организаций патриотической направленности.
Определенные проблемы существуют и в подготовке квалифицированных кадров по организации работы в сфере патриотического воспитания населения.
Рассматривая инновации как процесс постоянного инициирования и внедрения того нового, что обеспечивает технологическое и интеллектуальное обновление, важно эффективно использовать имеющийся потенциал Калужской области, ее населения, для воспитания чувства патриотизма у граждан.