(с изменениями на 20 ноября 2012 года)
______________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Калужской области от 24 мая 2013 года N 273
______________________________
___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Калужской области от 8 сентября 2011 года N 483;
Постановлением Правительства Калужской области от 25 июля 2012 года N 379;
Постановлением Правительства Калужской области от 20 ноября 2012 года N 578.
___________________________________________
В целях обеспечения безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ Калужской области путем своевременного проведения необходимых работ, обеспечивающих безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений, и осуществления мероприятий по охране водных объектов и предупреждению негативного воздействия вод путем расчистки русел рек Правительство Калужской области
постановляет:
Утвердить долгосрочную целевую программу «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и предупреждение негативного воздействия вод на территории Калужской области (2011 -2015 годы)»
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
Приложение
к постановлению Правительства
Калужской области
от 2 августа 2010 года N 311
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и предупреждение негативного воздействия вод на территории Калужской области (2011-2015 годы)»
Паспорт
долгосрочной целевой программы «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и предупреждение негативного воздействия вод на территории Калужской области (2011-2015 годы)»
1 . Наименование | Долгосрочная целевая программа «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и предупреждение негативного воздействия вод на территории Калужской области (2011-2015 годы)» (далее - Программа) | |||||
2. Заказчик Программы | Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 сентября 2011 года N 483) | |||||
3. Разработчик | Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 сентября 2011 года N 483) | |||||
4. Дата принятия решения о разработке | Распоряжение Губернатора Калужской области от 02.11.2009 № 122-р «О разработке долгосрочной целевой программы «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений Калужской области (2011-2015 годы)» | |||||
5. Цель и задачи | Приведение в безопасное состояние эксплуатируемых гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ Калужской области. | |||||
6. Целевые индикаторы и показатели | Удельный вес обследованных ГТС от общего их количества, %; | |||||
7. Сроки и этапы реализации | 2011-2015 годы | |||||
8. Перечень основных мероприятий | 1. Строительство и реконструкция водохозяйственных сооружений. | |||||
9. Объемы и | Годы | Федеральный | Областной | Местные | Внебюджетные | Итого |
2011 | 33993,25 | 13227,48 | 30,0 | 3500,0 | 50750,73 | |
2012 | 80632,3 | 52545,3 | 6469,0 | 6000,0 | 145646,6 | |
2013 | 6816,10 | 0 | 0 | 0 | 6816,10 | |
2014 | 6816,10 | 0 | 0 | 0 | 6816,10 | |
2015 | 6816,10 | 0 | 0 | 0 | 6816,10 | |
Итого | 135073,85 | 65772,78 | 6499,0 | 9500,0 | 216845,63 | |
<1> Объемы финансовых средств федерального бюджета ежегодно уточняются | ||||||
(пункт 9 в редакции Постановления Правительства Калужской области от 20 ноября 2012 года N 578) | ||||||
10. Ожидаемые конечные результаты | В результате реализации Программы к 2015 году предполагается: | |||||
11 . Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 № 315 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 № 111) |
Совокупность водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений как единый водохозяйственный комплекс имеет важнейшее значение для социально-экономического развития любого региона.
На территории Калужской области существует около 500 искусственных водных объектов (прудов и водохранилищ), которые используются для водоснабжения, рыборазведения, орошения, рекреации, хозяйственно-бытовых и противопожарных целей. Общий объем воды, аккумулированный в прудах и водохранилищах, составляет 150 млн. куб. м, в том числе в 19 водохранилищах - 87 млн. куб. м.
Общая информация о гидротехнических сооружениях, расположенных на территории Калужской области
Объем пруда или водохранилища, образованного гидротехническим сооружением | Количество сооружений, единиц |
Наиболее значительные сооружения | 197 |
в том числе: |
|
более 1 млн. куб. м | 19 |
от 0,5 млн. куб. м до 1 млн. куб. м | 38 |
от 0,1 млн. куб. м до 0,5 млн. куб. м | 140 |
Менее 0,1 млн. куб. м | около 300 |
Около 60% прудов области построено в 50-60 годах прошлого века и ранее для хозяйственно-бытовых и противопожарных целей. Значительная часть искусственных водных объектов была образована при строительстве мелиоративных систем в 70-80 годы прошлого века.
ГТС делят на четыре класса, устанавливаемые с учетом возможных аварий или нарушения режима эксплуатации, принимая во внимание наличие в нижнем бьефе населенных пунктов, предприятий и объектов хозяйства, транспортных магистралей, максимальную высоту водопроводных сооружений и объем водохранилища, геологическое строение основания, сейсмичность, топографию района строительства ГТС.
В Калужской области ГТС прудов и водохранилищ, как правило, представляют собой земляные плотины с водосбросами и водоспусками различных типов. Сооружения Кировского верхнего и Людиновского водохранилищ относятся к III классу капитальности, все остальные сооружения - к IV классу.
За последние годы эксплуатации гидроузлов на большинстве из них образовалось значительное количество дефектов и локальных повреждений. Практически все сооружения нуждаются в проведении ремонтных работ различной степени капитальности. К тому же нарушаются правила эксплуатации гидроузлов, отсутствует постоянный надзор за сооружениями. Инструментальные наблюдения за параметрами ГТС не проводятся, контрольно-измерительная аппаратура на сооружениях отсутствует. На ряде гидроузлов основные водоподпорные сооружения - земляные плотины находятся в удовлетворительном состоянии, а водопроводящие сооружения - паводковые водосбросы, водоспуски - находятся в предаварийном или аварийном состоянии. Последнее особенно относится к подъемному гидромеханическому оборудованию, к состоянию бетонных поверхностей быстротоков, гасителей и рисберм.
В результате обследования ГТС, выполнявшегося в 1999-2001 годах, было установлено, что около 40% сооружений находились в неудовлетворительном состоянии и требовали текущего или капитального ремонта. Только 25% находились в хорошем, а 15% - в удовлетворительном состоянии. Из прудов с объемами от 500 тыс. куб. м до 1 млн. куб. м в неудовлетворительном состоянии находились 30%. По сравнению с данными обследования 1981-1982 годов прослеживалось серьезное ухудшение состояния сооружений: в тот период 45% сооружений были в хорошем состоянии, 38% - в удовлетворительном и только около 15% требовали капитального ремонта или реконструкции.
Проведенные в настоящее время предварительная инвентаризация ГТС и анализ современного технического состояния и уровня эксплуатации ГТС Калужской области, прошедших инвентаризацию, позволяют сделать вывод о неудовлетворительном состоянии ГТС, что является предпосылкой для возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
Уточненные данные о техническом состоянии ГТС и их балансовой принадлежности по состоянию на 1 мая 2010 года отсутствуют. Однако очевидно, что общий уровень безопасности гидротехнических сооружений области можно оценить как недостаточный, что определяется как объективными, так и субъективными причинами.
Спад производства практически во всех сферах экономики 90-х годов прошлого века привёл к тому, что предприятия, на балансе которых находились ГТС, попали в тяжелейшее финансовое положение и не могли выделять достаточных средств не только на текущий ремонт сооружений, но и на их нормальную эксплуатацию.
К объективной причине снижения уровня безопасности гидротехнических сооружений относится и временной фактор. С течением времени под влиянием природных и техногенных нагрузок первоначальное состояние сооружений постепенно ухудшается.
К субъективной причине снижения уровня безопасности сооружений относится недооценка со стороны их владельцев всей тяжести последствий возможных аварий на сооружениях.
Особую опасность для населения и территории представляют бесхозяйные ГТС, требующие безотлагательного решения вопроса их принадлежности для обеспечения надлежащего технического состояния и уровня эксплуатации.
Перечень ГТС, представляющих, по предварительным оценочным данным, наибольшую потенциальную опасность, расположенных на территории Калужской области, представлен в приложении № 1 к Программе.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, обязанности органов государственной власти, собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС регулируются Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений».
В последние годы проблема обеспечения безопасности ГТС все острее проявляется на территории всей Российской Федерации. В настоящее время по инициативе Федерального агентства водных ресурсов разрабатывается федеральная целевая программа по обеспечению безопасности ГТС на территории Российской Федерации, действие которой предусмотрено с 2012 года.
Как и в прежние годы, остается актуальным вопрос поддержания экологически полноценного состояния рек области. Деградация рек происходит из-за возрастающей антропогенной нагрузки. Слабый уклон местности определяет медленное течение и сильную извилистость их русел, заиление, загрязнение и, как следствие, обмеление. В результате многие реки утрачивают свои естественно-природные качества и нуждаются в восстановлении.
Одним из полномочий органов исполнительной власти Калужской области является обеспечение выполнения мероприятий по охране водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий.
Финансирование данных мероприятий полностью осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Необходимость разработки долгосрочной целевой программы по обеспечению безопасности ГТС и предупреждению негативного воздействия вод на территории Калужской области обусловлена следующими основными причинами:
1. Высоким уровнем опасности аварий для жизни и здоровья людей; большими размерами материального ущерба, подтверждаемыми всероссийским опытом ликвидации последствий таких аварий.
2. Данными всероссийской статистики о значительном усилении интенсивности аварий по мере увеличения возраста ГТС, эксплуатируемого более 30-40 лет.
3. Введением регулирования обеспечения безопасности ГТС в большинстве регионов Российской Федерации.
4. Экономическими трудностями, приводящими к снижению собственниками ГТС затрат на их эксплуатацию ниже минимального необходимого уровня.
Необходимо отметить, что в случае развития ситуации, когда меры, направленные на повышение уровня безопасности ГТС, не будут предприняты, увеличится риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разрушением плотин, дорог, нарушением энергоснабжения и связи, а также затоплением территорий с расположенными на них жилыми, промышленными строениями и объектами инфраструктуры.
В настоящее время деятельность по безопасности ГТС осуществляется в рамках областной целевой программы «Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 годы)». Проблемы требуют комплексного решения и межведомственной координации, взаимодействия с органами местного самоуправления, организациями-собственниками и балансодержателями ГТС.
Кроме того, следует отметить, что принятие Программы позволит привлечь средства федерального бюджета на решение поставленных задач.
В текущий период привлечение средств на капитальный ремонт ГТС из федерального бюджета осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 года № 353 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений» путем подготовки обосновывающих материалов и последующей их защиты в Федеральном агентстве водных ресурсов в ходе ежегодных бюджетных проектировок.
Субсидии выделяются на основании Соглашения о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации субсидий на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений и перечня объектов капитального ремонта гидротехнических сооружений, согласованного с Федеральным агентством водных ресурсов.
Условием выделения субсидий является софинансирование объектов из областного бюджета.
Субвенции выделяются бюджету области на основании Соглашения о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации субвенций на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.
В результате проводимых мероприятий в паводковые периоды сокращены площади затопления территорий жилой застройки населенных пунктов и объектов инфраструктуры. Кроме того, увеличивается пропускная способность рек, улучшился ландшафт и экологическое состояние как водных объектов, так и прилегающих к ним территорий населенных пунктов области.
Социальная экономическая значимость поставленных проблем обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с привлечением дополнительных инвестиций и использованием программно-целевого метода.