Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 августа 2010 года N 311


Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и предупреждение негативного воздействия вод на территории Калужской области (2011-2015 годы)»

(с изменениями на 20 ноября 2012 года)
______________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Калужской области от 24 мая 2013 года N 273
______________________________

___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:     
Постановлением Правительства Калужской области от 8 сентября 2011 года N 483;
Постановлением Правительства Калужской области от 25 июля 2012 года N 379;
Постановлением Правительства Калужской области от 20 ноября 2012 года N 578.          
___________________________________________  


В целях обеспечения безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ Калужской области путем своевременного проведения необходимых работ, обеспечивающих безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений, и осуществления мероприятий по охране водных объектов и предупреждению негативного воздействия вод путем расчистки русел рек Правительство Калужской области


  постановляет:


Утвердить долгосрочную целевую программу «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и предупреждение негативного воздействия вод на территории Калужской области (2011 -2015 годы)»

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов


Приложение
 к постановлению Правительства
 Калужской области
 от 2 августа 2010 года N 311

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и предупреждение негативного воздействия вод на территории Калужской области (2011-2015 годы)»

Паспорт
долгосрочной целевой программы «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и предупреждение негативного воздействия вод на территории Калужской области (2011-2015 годы)»


1 . Наименование

Долгосрочная целевая программа «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и предупреждение негативного воздействия вод на территории Калужской области (2011-2015 годы)» (далее - Программа)

2. Заказчик Программы

Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области

(в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 сентября 2011 года N 483)     

3. Разработчик

Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области

(в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 сентября 2011 года N 483)     

4. Дата принятия решения о разработке

Распоряжение Губернатора Калужской области от 02.11.2009 № 122-р «О разработке долгосрочной целевой программы «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений Калужской области (2011-2015 годы)»

5. Цель и задачи

Приведение в безопасное состояние эксплуатируемых гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ Калужской области.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
- проведение инвентаризации гидротехнических сооружений (далее - ГТС) области в части обследования их технического состояния;
- проведение реконструкции, строительства и ремонта ГТС для предотвращения чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
- осуществление мер по охране водных объектов

6. Целевые индикаторы и показатели

Удельный вес обследованных ГТС от общего их количества, %;
удельный вес ГТС, приведенных к уровню безопасной эксплуатации, от количества расположенных на территории Калужской области ГТС, представляющих потенциальную опасность, %;
экономический эффект от осуществления капитального ремонта гидротехнических сооружений, млн. руб.;
доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, %;
экономический эффект от проведения расчистки русел рек, млн. руб.

7. Сроки и этапы реализации

2011-2015 годы

8. Перечень основных мероприятий

1. Строительство и реконструкция водохозяйственных сооружений.
2. Капитальный ремонт ГТС.
3. Исследования и работы в сфере водных отношений.
4. Осуществление мер по охране водных объектов и предотвращению негативного воздействия вод и ликвидация его последствий.

9. Объемы и     
источники       
финансирования  
(в целом по     
Программе, а    
также по годам и
источникам      
финансирования),
тыс. руб.       

Годы

Федеральный
бюджет <1>

Областной
 бюджет  
<2>

Местные
бюджеты
<3>

Внебюджетные
 источники  
<4>

  Итого  

2011

   33993,25

 13227,48

   30,0

      3500,0

 50750,73

2012

   80632,3

 52545,3

 6469,0

      6000,0

145646,6

2013

    6816,10

     0   

    0  

         0  

  6816,10

2014

    6816,10

     0   

    0  

         0  

  6816,10

2015

    6816,10

     0   

    0  

         0  

  6816,10

Итого

  135073,85

 65772,78

 6499,0

      9500,0

216845,63

<1> Объемы финансовых средств федерального бюджета ежегодно уточняются     
после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной      
финансовый год и на плановый период.                                       
<2> Финансирование программных мероприятий из областного бюджета будет     
осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом Калужской       
области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый     
период.                                                                    
<3> Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из     
местных бюджетов, ежегодно уточняются в соответствии с решениями органов   
местного самоуправления муниципальных образований Калужской области о      
местных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период.         
<4> Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из     
внебюджетных источников, ежегодно уточняются в процессе реализации         
Программы                                                                  

(пункт 9 в редакции Постановления Правительства Калужской области от 20 ноября 2012 года N 578)

10. Ожидаемые конечные результаты

В результате реализации Программы к 2015 году предполагается:
- провести инвентаризацию и обследование 410 ГТС;
- увеличить на 26,7% к уровню 2009 года удельный вес ГТС, приведенных к уровню безопасной эксплуатации, от расположенных на территории Калужской области ГТС, представляющих потенциальную опасность. Экономический эффект от осуществления капитального ремонта ГТС составит 58 млн. руб., от проведения расчистки русел рек - 16 млн. руб.

11 . Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 № 315 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 № 111)



1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом

Совокупность водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений как единый водохозяйственный комплекс имеет важнейшее значение для социально-экономического развития любого региона.

На территории Калужской области существует около 500 искусственных водных объектов (прудов и водохранилищ), которые используются для водоснабжения, рыборазведения, орошения, рекреации, хозяйственно-бытовых и противопожарных целей. Общий объем воды, аккумулированный в прудах и водохранилищах, составляет 150 млн. куб. м, в том числе в 19 водохранилищах - 87 млн. куб. м.     

Общая информация о гидротехнических сооружениях, расположенных на территории Калужской области

Объем пруда или водохранилища, образованного гидротехническим сооружением

Количество сооружений, единиц

Наиболее значительные сооружения

197

в том числе:

 

более 1 млн. куб. м

19

от 0,5 млн. куб. м до 1 млн. куб. м

38

от 0,1 млн. куб. м до 0,5 млн. куб. м

140

Менее 0,1 млн. куб. м

около 300



Около 60% прудов области построено в 50-60 годах прошлого века и ранее для хозяйственно-бытовых и противопожарных целей. Значительная часть искусственных водных объектов была образована при строительстве мелиоративных систем в 70-80 годы прошлого века.

ГТС делят на четыре класса, устанавливаемые с учетом возможных аварий или нарушения режима эксплуатации, принимая во внимание наличие в нижнем бьефе населенных пунктов, предприятий и объектов хозяйства, транспортных магистралей, максимальную высоту водопроводных сооружений и объем водохранилища, геологическое строение основания, сейсмичность, топографию района строительства ГТС.

В Калужской области ГТС прудов и водохранилищ, как правило, представляют собой земляные плотины с водосбросами и водоспусками различных типов. Сооружения Кировского верхнего и Людиновского водохранилищ относятся к III классу капитальности, все остальные сооружения - к IV классу.

За последние годы эксплуатации гидроузлов на большинстве из них образовалось значительное количество дефектов и локальных повреждений. Практически все сооружения нуждаются в проведении ремонтных работ различной степени капитальности. К тому же нарушаются правила эксплуатации гидроузлов, отсутствует постоянный надзор за сооружениями. Инструментальные наблюдения за параметрами ГТС не проводятся, контрольно-измерительная аппаратура на сооружениях отсутствует. На ряде гидроузлов основные водоподпорные сооружения - земляные плотины находятся в удовлетворительном состоянии, а водопроводящие сооружения - паводковые водосбросы, водоспуски - находятся в предаварийном или аварийном состоянии. Последнее особенно относится к подъемному гидромеханическому оборудованию, к состоянию бетонных поверхностей быстротоков, гасителей и рисберм.

В результате обследования ГТС, выполнявшегося в 1999-2001 годах, было установлено, что около 40% сооружений находились в неудовлетворительном состоянии и требовали текущего или капитального ремонта. Только 25% находились в хорошем, а 15% - в удовлетворительном состоянии. Из прудов с объемами от 500 тыс. куб. м до 1 млн. куб. м в неудовлетворительном состоянии находились 30%. По сравнению с данными обследования 1981-1982 годов прослеживалось серьезное ухудшение состояния сооружений: в тот период 45% сооружений были в хорошем состоянии, 38% - в удовлетворительном и только около 15% требовали капитального ремонта или реконструкции.

Проведенные в настоящее время предварительная инвентаризация ГТС и анализ современного технического состояния и уровня эксплуатации ГТС Калужской области, прошедших инвентаризацию, позволяют сделать вывод о неудовлетворительном состоянии ГТС, что является предпосылкой для возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

Уточненные данные о техническом состоянии ГТС и их балансовой принадлежности по состоянию на 1 мая 2010 года отсутствуют. Однако очевидно, что общий уровень безопасности гидротехнических сооружений области можно оценить как недостаточный, что определяется как объективными, так и субъективными причинами.

Спад производства практически во всех сферах экономики 90-х годов прошлого века привёл к тому, что предприятия, на балансе которых находились ГТС, попали в тяжелейшее финансовое положение и не могли выделять достаточных средств не только на текущий ремонт сооружений, но и на их нормальную эксплуатацию.

К объективной причине снижения уровня безопасности гидротехнических сооружений относится и временной фактор. С течением времени под влиянием природных и техногенных нагрузок первоначальное состояние сооружений постепенно ухудшается.

К субъективной причине снижения уровня безопасности сооружений относится недооценка со стороны их владельцев всей тяжести последствий возможных аварий на сооружениях.

Особую опасность для населения и территории представляют бесхозяйные ГТС, требующие безотлагательного решения вопроса их принадлежности для обеспечения надлежащего технического состояния и уровня эксплуатации.

Перечень ГТС, представляющих, по предварительным оценочным данным, наибольшую потенциальную опасность, расположенных на территории Калужской области, представлен в приложении № 1 к Программе.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, обязанности органов государственной власти, собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС регулируются Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений».

В последние годы проблема обеспечения безопасности ГТС все острее проявляется на территории всей Российской Федерации. В настоящее время по инициативе Федерального агентства водных ресурсов разрабатывается федеральная целевая программа по обеспечению безопасности ГТС на территории Российской Федерации, действие которой предусмотрено с 2012 года.

Как и в прежние годы, остается актуальным вопрос поддержания экологически полноценного состояния рек области. Деградация рек происходит из-за возрастающей антропогенной нагрузки. Слабый уклон местности определяет медленное течение и сильную извилистость их русел, заиление, загрязнение и, как следствие, обмеление. В результате многие реки утрачивают свои естественно-природные качества и нуждаются в восстановлении.

Одним из полномочий органов исполнительной власти Калужской области является обеспечение выполнения мероприятий по охране водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий.

Финансирование данных мероприятий полностью осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Необходимость разработки долгосрочной целевой программы по обеспечению безопасности ГТС и предупреждению негативного воздействия вод на территории Калужской области обусловлена следующими основными причинами:

1. Высоким уровнем опасности аварий для жизни и здоровья людей; большими размерами материального ущерба, подтверждаемыми всероссийским опытом ликвидации последствий таких аварий.

2. Данными всероссийской статистики о значительном усилении интенсивности аварий по мере увеличения возраста ГТС, эксплуатируемого более 30-40 лет.

3. Введением регулирования обеспечения безопасности ГТС в большинстве регионов Российской Федерации.

4. Экономическими трудностями, приводящими к снижению собственниками ГТС затрат на их эксплуатацию ниже минимального необходимого уровня.

Необходимо отметить, что в случае развития ситуации, когда меры, направленные на повышение уровня безопасности ГТС, не будут предприняты, увеличится риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разрушением плотин, дорог, нарушением энергоснабжения и связи, а также затоплением территорий с расположенными на них жилыми, промышленными строениями и объектами инфраструктуры.

В настоящее время деятельность по безопасности ГТС осуществляется в рамках областной целевой программы «Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 годы)». Проблемы требуют комплексного решения и межведомственной координации, взаимодействия с органами местного самоуправления, организациями-собственниками и балансодержателями ГТС.

Кроме того, следует отметить, что принятие Программы позволит привлечь средства федерального бюджета на решение поставленных задач.

В текущий период привлечение средств на капитальный ремонт ГТС из федерального бюджета осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 года № 353 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений» путем подготовки обосновывающих материалов и последующей их защиты в Федеральном агентстве водных ресурсов в ходе ежегодных бюджетных проектировок.

Субсидии выделяются на основании Соглашения о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации субсидий на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений и перечня объектов капитального ремонта гидротехнических сооружений, согласованного с Федеральным агентством водных ресурсов.

Условием выделения субсидий является софинансирование объектов из областного бюджета.

Субвенции выделяются бюджету области на основании Соглашения о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации субвенций на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

В результате проводимых мероприятий в паводковые периоды сокращены площади затопления территорий жилой застройки населенных пунктов и объектов инфраструктуры. Кроме того, увеличивается пропускная способность рек, улучшился ландшафт и экологическое состояние как водных объектов, так и прилегающих к ним территорий населенных пунктов области.

Социальная экономическая значимость поставленных проблем обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с привлечением дополнительных инвестиций и использованием программно-целевого метода.

2. Основные цели и задачи Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»