Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2011-2015 годы» (утратил силу на основании Постановления Правительства Калужской области от 15 декабря 2014 года N 746)

1. Содержание проблемы и необходимость её решения программным методом


Тенденции современного социально-экономического развития общества выдвигают качественно новые требования к системе физической культуры и спорта.

В ряде принятых на федеральном уровне документов обозначены основные цели и задачи в области физической культуры и спорта на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

В основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р, высокоприоритетной задачей является создание условий и мотиваций для ведения здорового образа жизни населением путём развития массовой физической культуры и эффективной системы физкультурно-спортивного воспитания.

Более подробно основные направления государственной политики по развитию физической культуры и спорта определены в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р, и федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7

В Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, одобренной постановлением Правительства Калужской области от 26.06.2009 № 250*, одним из главных приоритетов развития региона является пространственное развитие, цель которого заключается в формировании для населения качественной среды проживания и деятельности.

____________________________________

* В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка постановлением Правительства Калужской области N 250 принят 29.06.2009 года. - Примечание "КОДЕКС".

Таким образом, для развития региональной системы физической культуры и спорта необходимо скоординировать использование средств областного и муниципальных бюджетов, а также привлекаемых средств федерального бюджета и внебюджетных источников для обеспечения комплексного подхода к решению имеющихся проблем, к созданию эффективного планирования и мониторинга результатов развития, к определению иерархии целей с учётом имеющихся ресурсов, выделения приоритетов. Эту координацию позволяет осуществить долгосрочная целевая программа.

Необходимо отметить, что в Калужской области имеется опыт применения программно-целевого подхода в области физической культуры. Примером этого служит реализация областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2007-2010 годы» (далее - областная целевая программа), приоритетными направлениями которой являлись развитие массового спорта, укрепление спортивной базы, создание условий для занятий физической культурой и спортом детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие и укрепление сети учреждений дополнительного образования спортивной направленности, спортивных секций в образовательных учреждениях.

Активное участие Калужской области в федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» и реализация указанной областной целевой программы позволили не только значительно укрепить спортивную базу, но и наметить перспективы спортивной отрасли, в том числе по строительству крупных спортивных объектов на основе софинансирования с федеральным бюджетом.

Областная целевая программа позволила также провести капитальный ремонт более 60 муниципальных спортивных объектов. В 2010 году за счет средств областного и местных бюджетов планируется ввести в эксплуатацию 10 универсальных площадок с искусственных покрытием размером 30 х 60 метров и 11 площадок размером 20 х 40 метров в ряде муниципальных образований области.

В рамках реализации программы «Газпром-детям» планируется строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в с. Барятино, г. Сухиничи и г. Мещовск. В рамках реализации социального проекта Всероссийской политической партии «Единая Россия» будет начато строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в с. Бабынино, пос. Воротынск, г. Людиново и завершена реконструкция плавательного бассейна в общеобразовательной школе № 2 г. Кременки Жуковского района.

Несмотря на принятые меры, обследование технико-эксплуатационного состояния несущих конструкций и технического износа спортивных объектов указывает на наличие серьезной проблемы, связанной с высокой степенью износа спортивных объектов, который в среднем по области составляет 40-50 процентов. Например, из обследованных 77 спортивных объектов г. Калуги, по данным Городской Управы г. Калуги, 36 спортивных объектов требуют капитального и текущего ремонта, а 2 спортивных объекта запрещены к эксплуатации.

Все это требует дальнейшего применения программно-целевого подхода в части развития спортивной материально-технической базы.

Другим важнейшим направлением областной целевой программы являлось проведение эффективной кадровой политики. За 2007-2010 годы осуществлена большая работа в направлении эффективной кадровой политики в области физической культуры и спорта.

Однако, несмотря на принимаемые меры, система физической культуры и спорта не укомплектована полностью квалифицированными педагогическими кадрами. Так, по результатам выборочного мониторинга потребности в кадрах на 2010-2014 годы, проведенного в Мещовском, Кировском, Спас-Деменском, Боровском, Сухиничском, Барятинском, Медынском, Дзержинском, Мосальском районах, городах Калуге и Обнинске, потребность в педагогических кадрах для системы дополнительного образования спортивной направленности составляет 223 человека, из них тренеров-преподавателей по разным видам спорта - 184 человека.

Все это требует дальнейшего решения проблемы в рамках программно-целевого подхода при организации целевой контрактной подготовки, повышения квалификации и применения различных социально-материальных мотиваторов к специалистам физической культуры и спорта.

Областная целевая программа в период 2007-2010 годов предусматривала значительный объем финансовых средств на организацию массового спорта и поддержку профессиональных команд по игровым видам спорта. Около 350 тыс. жителей области ежегодно принимали участие в летних и зимних Неделях здоровья. Жители области активно участвовали в массовых всероссийских акциях - «Лыжня России», «Кросс наций», «Российский азимут» и «Оранжевый мяч». В Калужской области ежегодно проводились массовые комплексные соревнования: зимняя и летняя спартакиады среди муниципальных образований, рабочая и сельская спартакиады, спартакиады учащихся высших, средних учебных заведений, комплексные соревнования для допризывной молодежи, среди работников областных органов исполнительной и законодательной власти.

Только в 2009 году для развития профессионального спорта в Калужской области проведено около 400 областных спортивных соревнований, обеспечено участие сборных команд в 300 республиканских и международных соревнованиях. Организовано около 100 учебно-тренировочных сборов. Следует отметить активное развитие спортивного туризма в Калужской области. На протяжении последних 3-х лет область занимала первое место в рейтинге регионов России по уровню развития спортивного туризма. В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 20.02.2009 № 51 «О мероприятиях по подготовке спортсменов Калужской области - кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта к XXI зимним Олимпийским играм 2010 года в г. Ванкувере (Канада), XXX Олимпийским летним играм 2012 года в г. Лондоне (Великобритания)» на базе крупнейших спортивных школ области открыты областные центры спортивной подготовки по легкой атлетике, плаванию, академической гребле, борьбе и настольному теннису.

Несмотря на достигнутые успехи, в области существует ряд проблем, прежде всего связанных с дальнейшим финансированием государственной поддержки команд мастеров, представляющих Калужскую область и выступающих в профессиональных спортивных лигах по игровым видам спорта, а также с реализацией брендовых и приоритетных массовых физкультурно-оздоровительных проектов.

С 2007 года продолжается совместная с муниципальными образованиями работа по развитию сети отделений адаптивной физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Расширена деятельность областного центра по адаптивной физической культуре на базе детско-юношеской спортивной школы «Труд», продолжается работа по укреплению отделения по иппотерапии на базе специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по конному спорту.

В Калужской области в течение 2009 года проводились спартакиада воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, соревнования с лицами, имеющими ограниченные возможности, «Жизнь со спортом». Успешно прошли обучение по курсу специализации, получив право на проведение занятий по адаптивной физкультуре, 10 педагогов физической культуры.

Несмотря на принимаемые меры, в настоящее время не во всех муниципальных районах созданы отделения адаптивной физической культуры. Требуются определенные материальные вложения в спортивно-оздоровительную инфраструктуру с целью беспрепятственного доступа к спортивным объектам лиц, имеющих ограниченные возможности, а также целенаправленная долгосрочная работа по программно-методическому и кадровому обеспечению развития системы физической культуры и спорта.

Таким образом, на период 2011-2015 годов для решения вышеуказанных проблем необходимо применение программно-целевого подхода в части развития спортивной материально-технической базы, организации целевой контрактной подготовки, повышения квалификации и использования различных социально-материальных мотиваторов к специалистам по физической культуре и спорту, финансирования государственной поддержки команд мастеров, представляющих Калужскую область и выступающих в профессиональных спортивных лигах по игровым видам спорта, реализации брендовых и приоритетных массовых физкультурно-оздоровительных проектов, требуются материальные вложения в спортивно-оздоровительную инфраструктуру с целью беспрепятственного доступа к спортивным объектам лиц, имеющих ограниченные возможности.