ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2009 года N 530
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ (2010-2012 ГОДЫ)"
(в редакции Постановлений Правительства Калужской области от 02.12.2010 N 481, от 13.04.2011 N 203, от 18.11.2011 N 613, от 19.01.2012 N 14, от 13.07.2012 N 356)
В целях снижения криминализации общества путем профилактики правонарушений Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную целевую Программу "Комплексная программа профилактики правонарушений в Калужской области (2010-2012 годы)" (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Калужской области разработать и утвердить программы по профилактике правонарушений в соответствующих муниципальных образованиях.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ (2010-2012 ГОДЫ)"
(в редакции Постановлений Правительства Калужской области от 02.12.2010 N 481, от 13.04.2011 N 203, от 18.11.2011 N 613, от 19.01.2012 N 14, от 13.07.2012 N 356)
┌══════════════┬════════════════════════════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │Долгосрочная целевая программа "Комплексная программа профилактики │
│Программы │правонарушений в Калужской области (2010-2012 годы)" (далее - Программа) │
├══════════════┼════════════════════════════════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчики │Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской│
│ │области - заказчик-координатор Программы; министерство образования и науки │
│ │Калужской области; министерство спорта, туризма и молодежной политики │
│ │Калужской области; │
│ │министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области │
├══════════════┼════════════════════════════════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчики │Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской│
│ │области; │
│ │министерство образования и науки Калужской области; министерство │
│ │здравоохранения Калужской области; министерство спорта, туризма и молодежной│
│ │политики Калужской области; │
│ │министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области; │
│ │Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской │
│ │области; │
│ │Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Калужской области; │
│ │Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по │
│ │Калужской области │
│(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 18.11.2011 N 613) │
├══════════════┼════════════════════════════════════════════════════════════════════════════┤
│Дата принятия │Распоряжение Губернатора Калужской области от 16 сентября 2009 года N 107-р │
│решения о │"О разработке долгосрочной целевой программы "Комплексная программа │
│разработке │профилактики правонарушений в Калужской области (2010-2012 годы)" │
├══════════════┼════════════════════════════════════════════════════════════════════════════┤
│Цели Программы│Снижение криминализации общества путем профилактики правонарушений, │
│ │недопущение вовлечения в преступность новых лиц │
├══════════════┼════════════════════════════════════════════════════════════════════════════┤
│Задачи │Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. │
│Программы │Профилактика правонарушений, связанных с употреблением наркотических │
│ │средств, психотропных веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции. │
│ │Снижение уровня рецидивной преступности, обеспечение социальной реабилитации│
│ │лиц, освобожденных из мест лишения свободы. │
│ │Повышение эффективности деятельности службы участковых уполномоченных │
│ │полиции. │
│ │Предупреждение возникновения ситуаций, представляющих опасность для жизни, │
│ │здоровья, собственности граждан, за счет активизации и повышения │
│ │эффективности профилактической деятельности │
│(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 13.07.2012 N 356) │
├══════════════┼════════════════════════┬════════════┬════════════┬════════════┬════════════┤
│Целевые │Наименование показателя │ Единица │ 2010 год │ 2011 год │ 2012 год │
│индикаторы и │ │ измерения │ │ │ │
│показатели ├════════════════════════┼════════════┼════════════┼════════════┼════════════┤
│ │Сокращение количества │В % к уровню│ 2,0│ 4,0│ 6,0│
│ │зарегистрированных │2008 года │ │ │ │
│ │преступлений │ │ │ │ │
│ ├════════════════════════┼════════════┼════════════┼════════════┼════════════┤
│ │Снижение количества │В % к уровню│ 1,0│ 2,0│ 3,0│
│ │преступлений, │2008 года │ │ │ │
│ │совершенных лицами, │ │ │ │ │
│ │ранее совершавшими │ │ │ │ │
│ │преступления, в общем │ │ │ │ │
│ │числе зарегистрированных│ │ │ │ │
│ │преступлений │ │ │ │ │
│ ├════════════════════════┼════════════┼════════════┼════════════┼════════════┤
│ │Снижение количества │В % к уровню│ 1,0│ 2,0│ 3,5│
│ │преступлений, │2008 года │ │ │ │
│ │совершенных лицами в │ │ │ │ │
│ │состоянии алкогольного и│ │ │ │ │
│ │наркотического │ │ │ │ │
│ │опьянения, в общем числе│ │ │ │ │
│ │зарегистрированных │ │ │ │ │
│ │преступлений │ │ │ │ │
├══════════════┼════════════════════════┴════════════┴════════════┴════════════┴════════════┤
│Сроки и этапы │2010-2012 годы │
│реализации │ │
├══════════════┼════════════════════════════════════════════════════════════════════════════┤
│Перечень │Мероприятия Программы сгруппированы в шести разделах: │
│программных │- совершенствование нормативной правовой базы; │
│мероприятий │- мероприятия по реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы и │
│ │отбывающих наказание в виде лишения свободы; │
│ │- профилактика правонарушений на административных участках; │
│ │- развитие института социальной профилактики и вовлечение общественности в │
│ │предупреждение правонарушений; │
│ │- профилактика нарушений законодательства о гражданстве, предупреждение и │
│ │пресечение нелегальной миграции; │
│ │- "Не оступись!" - мероприятия по профилактике правонарушений среди детей и │
│ │молодежи, реабилитации несовершеннолетних │
├══════════════┼════════════════════════┬════════════┬══════════════════════════════════════┤
│Объемы и │Источники финансирования│ Итого │ В том числе по годам │
│источники │ │(тыс. руб.) ├════════════┬════════════┬════════════┤
│финансирования│ │ │ 2010 │ 2011 │ 2012 │
│ ├════════════════════════┼════════════┼════════════┼════════════┼════════════┤
│ │ИТОГО │ 84391,032│ 10568,567│ 40045,065│ 33777,4│
│ ├════════════════════════┼════════════┼════════════┼════════════┼════════════┤
│ │Областной бюджет │ 51171,032│ 10568,567│ 23565,065│ 17037,4│
│ │ │(в т.ч. │(в т.ч. │(в т.ч. │(в т.ч. │
│ │ │региональные│региональные│региональные│региональные│
│ │ │целевые │целевые │целевые │целевые │
│ │ │программы │программы │программы │программы │
│ │ │(ДЦП <*>, │(ДЦП, ВЦП) │(ДЦП, ВЦП) │(ДЦП, ВЦП) │
│ │ │ВЦП <**>) │ │ │ │
│ ├════════════════════════┼════════════┼════════════┼════════════┼════════════┤
│ │Внебюджетные источники │ 33220,0 │ - │ 16480,0 │ 16740,0│
│ ├════════════════════════┴════════════┴════════════┴════════════┴════════════┤
│ │<*> ДЦП - долгосрочная целевая программа; │
│ │<**> ВЦП - ведомственная целевая программа │
│(строка в ред. Постановления Правительства Калужской области от 13.07.2012 N 356) │
├══════════════┼════════════════════════════════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые │Количество преступлений снизится на 6%. │
│результаты │Уровень рецидивной преступности снизится на 3%. │
│ │Уменьшится число правонарушений, совершаемых лицами в алкогольном и │
│ │наркотическом опьянении, на 3,5%. │
│ │Усилится контроль за миграционными потоками. │
├══════════════┼════════════════════════════════════════════════════════════════════════════┤
│Система │Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с Порядком │
│организации │принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за │
│контроля за │счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядком │
│исполнением │проведения и критериями оценки эффективности реализации долгосрочных целевых│
│ │программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, утвержденными │
│ │постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 (в ред. │
│ │от 31.03.2009 N 111) │
└══════════════┴════════════════════════════════════════════════════════════════════════════…
В целях реализации на территории Калужской области Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, а также положений Закона Калужской области "О профилактике правонарушений в Калужской области" принято решение о необходимости разработки программы профилактики правонарушений в Калужской области.
Программа основана на рекомендациях Министерства внутренних дел Российской Федерации по созданию многоуровневой системы профилактики для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Усилия, предпринимаемые одними правоохранительными структурами, не могут привести к желаемому результату снижения криминогенности без соответствующей поддержки всех субъектов, занимающихся профилактикой правонарушений. В Калужской области имеется опыт решения системных проблем программно-целевым методом. Реализация ряда областных целевых программ в последние годы была направлена на решение отдельных аспектов профилактики правонарушений. Законами Калужской области утверждены следующие областные целевые программы, являющиеся элементами системы предупреждения правонарушений: "Правопорядок" на 2007-2009 годы", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы", "Содействие занятости населения Калужской области на 2008-2010 годы", "Семья и дети (2007-2009 годы)", "Комплексная программа развития системы образования Калужской области в 2006-2010 гг.", "Студенчество XXI века (2005-2009 годы)" и поддержки социально незащищенных слоев студенчества и студенческих инициатив", "Развитие и поддержка семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007-2009 годы)", "Безопасность образовательных учреждений Калужской области на период до 2010 года". В текущем году заканчивается срок реализации Комплексной программы профилактики правонарушений в Калужской области (2007-2009 гг.).
В ходе реализации указанных программ достигнуты определенные положительные результаты по снижению уровня преступности в 2007 году на 11,2%, в 2008 году - на 7,6%. Вместе с тем криминогенная обстановка в области остается сложной и нестабильной.
В 2008 году отмечен рост числа зарегистрированных преступлений в Барятинском (+9,6%), Дзержинском (+9,9%), Жиздринском (+6,4%), Износковском (+25,6%), Людиновском (+3,4%), Мосальском (+3,1%), Юхновском (+14,6%) районах. За 6 месяцев 2009 года при снижении общего количества преступлений в Калужской области на 8,9% (по России - на 7,1%, по Центральному федеральному округу - на 3,8%) в области отмечено увеличение числа убийств на 24,2%, (по России - снижение на 10,8%, по Центральному федеральному округу - снижение на 11,3%), причинений тяжкого вреда здоровью - на 21% (по России снижение - на 3,2%, по Центральному федеральному округу - снижение на 3,5%). На 31% вырос количественный показатель бытовой преступности: 40% убийств совершено именно на бытовой почве.
Доминирующее положение в структуре преступности занимают кражи, удельный вес которых составил 40,8%, однако их количество возросло лишь в 5 районах области. Анализ раскрытых преступлений показал, что из числа лиц, совершивших преступления в 2008 году, 48,9% не достигли возраста 30 лет, 6,7% - 18 лет, 56,9% - не имели постоянного источника дохода, 20,9% - ранее судимы за совершение преступлений.
В целом по области в первом полугодии 2009 года число правонарушений, совершенных обучающимися в общеобразовательных учреждениях области, снизилось на 42,8%, среди учащихся учреждений начального профессионального образования - на 62,7%. На 40% снизилось количество подростков, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения. В то же время вызывает тревогу рост подростковой преступности на территории Бабынинского, Малоярославецкого, Козельского, Кировского, Хвастовичского, Юхновского районов.
Остается напряженной ситуация в общественных местах, здесь совершено 569 преступлений (снижение на 1,8%), по России снижение составило 2,1%, по Центральному федеральному округу - увеличение на 16,4%. В структуре уличной преступности преобладают грабежи (57%). Создавшаяся в стране экономическая ситуация может способствовать росту уровня преступности в целом и в первую очередь доли имущественных преступлений, в том числе краж, увеличению количества немотивированных преступлений и нарушений общественного порядка. Предупредить развитие негативных явлений возможно объединив проводимые различными ведомствами профилактические мероприятия в единую комплексную систему по предупреждению правонарушений в Калужской области и предусмотрев в этой системе межведомственное и межотраслевое взаимодействие.
В связи с этим возникла необходимость разработки новой долгосрочной целевой комплексной программы профилактики правонарушений.
В системе предупреждения правонарушений особое место занимает предупреждение рецидива преступлений, так как предполагает специальное воздействие на личность, которая имеет достаточно высокий уровень криминализации, то есть имеет опыт совершения преступлений. В основу профилактической работы с данной категорией лиц положено предупреждение противоправного поведения, развитие общественных и государственных институтов по предоставлению квалифицированной правовой и психологической помощи, создание условий, стимулирующих их к законопослушному поведению.
Освобождаемые из мест лишения свободы граждане представляют особую социально-демографическую группу населения. Основную часть, 88% освобождающихся, составляют лица в трудоспособном возрасте от 18 до 60 лет. При этом 54% из них находятся в наиболее активном трудоспособном возрасте - от 25 до 45 лет, в возрасте для продолжения образования и труда, от 18 до 25 лет, - 34%. В связи с этим вовлечение освобожденных граждан в общественно полезную деятельность, приносящую им доход как источник существования, является первостепенной задачей их социальной реабилитации.
В 2008 году в службу занятости населения Калужской области за содействием в трудоустройстве обратился 101 гражданин, освобожденный из мест лишения свободы. В течение 2008 года центрами занятости населения были поставлены на учет в качестве безработных 56 человек. При содействии службы занятости населения 50 человек нашли доходное занятие, 4 человека были направлены на профессиональное обучение.
Для данной категории граждан проводились индивидуальные и групповые профконсультации, в ходе которых им предоставлялась информация о рынке труда, имеющихся вакансиях, услугах, оказываемых службой занятости. В рамках программ социальной адаптации граждане получали навыки поиска работы, делового общения, самопрезентации, психологическую поддержку.
Анализ образовательного уровня граждан, освобожденных из мест лишения свободы, показывает, что 62% составляют граждане, имеющие общее образование (9 или 11 классов), а 38% - имеющие профессиональное образование.
Большинство обращающихся в службу занятости населения граждан (более 54%) имеют опыт работы, среди них 29% по полученной профессии (специальности). Значительная часть данной категории граждан (более 80%) владеет двумя и более профессиями (специальностями). Около 45% не имеют опыта трудовой деятельности. Примерно 10% граждан владеют профессией, которую получили, находясь в учреждениях исполнения наказания.
Большинство лиц, утративших социально полезные связи в период отбывания наказания, освобождаются без определенного места жительства. В Калужской области функционирует государственное учреждение социального обслуживания "Калужский областной социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства" (далее - Центр), работа которого направлена на оказание социально-медицинской и юридической помощи гражданам, а также на повышение доступности для данной категории граждан государственных услуг в сфере занятости. В 2008 году в Центр обратилось 244 бездомных гражданина, из них 117 человек - лица, освободившиеся из мест лишения свободы. В 1 квартале 2009 года в Центр обратились 60 граждан, в том числе 31 - из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Потребность в стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов из числа ранее судимых, лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, граждан, неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, остается на высоком уровне. В действующем на территории Калужской области государственном специализированном учреждении социального обслуживания "Желябужский специальный дом-интернат" проживают 85 человек. Все они являются лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы, а также лицами без определенного места жительства. В очереди для определения в дом-интернат стоят 8 человек.
В целях пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта среди осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы проводятся спартакиады по различным видам спорта. Ежегодно в спартакиаде участвуют более 400 осужденных, в основном в возрасте до 30 лет. В целях полного охвата осужденных данного возраста физической культурой и спортом требуются модернизация и переоснащение спортивных сооружений в учреждениях уголовно-исполнительной системы области. Для организации круглогодичных занятий массовыми видами спорта необходим ремонт спортивного зала в Калужской воспитательной колонии.