(с изменениями на 15 января 2014 года)
______________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Калужской области от 21 октября 2015 года N 592
______________________________
___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Калужской области от 21 декабря 2010 года N 517;
Постановлением Правительства Калужской области от 22 апреля 2011 года N 231;
Постановлением Правительства Калужской области от 2 июля 2012 года N 330;
Постановлением Правительства Калужской области от 31 июля 2012 года N 383;
Постановлением Правительства Калужской области от 14 сентября 2012 года N 465;
Постановлением Правительства Калужской области от 8 июля 2013 года N 350;
Постановлением Правительства Калужской области от 15 января 2014 года N 12
___________________________________________
В целях создания условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых людей Правительство Калужской области
постановляет:
Утвердить долгосрочную целевую программу Калужской области «Молодежь Калужской области (2010-2015 годы)».
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
Утверждена
постановлением Правительства
Калужской области
от 29 сентября 2009 года N 401
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«МОЛОДЕЖЬ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ (2010-2015 ГОДЫ)»
(название в редакции Постановления Правительства Калужской области от 22 апреля 2011 года N 231)
(название в редакции Постановления Правительства Калужской области от 22 апреля 2011 года N 231)
1. Наименование | «Молодежь Калужской области (2010-2015 годы)» (далее - Программа) |
2. Заказчик Программы | Министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области - заказчик-координатор Программы; |
3. Разработчик | Министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области |
4. Дата принятия решения о разработке | Распоряжение Губернатора Калужской области № 88-р от 07.08.2009 г. |
5. Цель и задачи | Цель Программы - создание условий для самореализации молодых людей, включения их в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Калужской области. |
6. Целевые индикаторы и показатели | Целевыми индикаторами и показателями Программы являются: |
7. Сроки и этапы реализации | Срок реализации Программы: 2010 - 2015 гг. |
8. Перечень основных мероприятий | Перечень программных мероприятий состоит из следующих разделов: |
9. Объемы | Всего по Программе - 100887,50 тыс. руб. <*>, в том |
(строка 9 в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 июля 2013 года N 350) | |
10. Ожидаемые | Реализация мероприятий Программы будет |
(строка 10 в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 июля 2013 года N 350) | |
11. Система организации контроля за исполнением | В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 № 315 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета» (в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 № 111; от 29.02.2012 N 95) |
Молодежь - это социально-возрастная группа населения в возрасте 14-30 лет, которая находится в стадии своего становления, освоения социальных ролей. На территории Калужской области проживает около 250 тыс. молодых людей, что составляет примерно 25% от общей численности населения региона. По своему составу и взглядам на жизнь данная категория населения не является однородной.
В период молодости решаются две группы проблем - личностные, которые ставят перед собой сами молодые люди: это взросление, самопознание, идентификация себя в обществе, саморазвитие, профессиональное самоопределение. Решение данных вопросов зависит от самой личности, ее активности, психологической устойчивости, силы воли, задатков и способностей к различным видам деятельности. Вторую группу проблем создает для молодежи само общество, социальная среда и окружение. От молодежи здесь зависит необходимость освоения социальных ролей, достижения определенного социального статуса, формирование гражданских качеств.
Ставя эти проблемы, общество должно обеспечивать молодежь определенными ресурсами (временными, экономическими, информационными, образовательными и т.п.) по их решению. Тем самым обеспечивается жизнеспособность молодых поколений, их самосохранение, развитие как целостного социально-исторического субъекта. На решение данных проблем должна быть ориентирована государственная молодежная политика в современном российском обществе.
От того какова позиция молодежи в современной жизни, от активности и уверенности молодых людей в завтрашнем дне зависит темп социально-экономического развития Калужской области и России в целом. В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями (таблица 1) сегодняшние молодые жители области станут основным трудовым ресурсом региона и России, а их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов, старшего поколения.
Таблица 1
Численность детей и подростков в Калужской области (тыс. чел.) | ||||||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Численность населения на начало года, | 1 038,6 | 1 028,8 | 1 021,5 | 1 014,2 | 1 009,0 | 1 005,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
дети 0-14 лет | 152 | 144,6 | 139,3 | 134,8 | 132,1 | 131,7 |
подростки 1 5 - 1 7 лет | 52 | 51,7 | 49,1 | 45,4 | 41,4 | 37,3 |
Источник: Статистический сборник «Здравоохранение в Калужской области». Калуга, сентябрь 2008 г - С.5
Таким образом, в Калужской области наблюдается уменьшение доли детей и подростков в общей численности населения с 19,6 % на начало 2003 года до 16,8 % на начало 2008 года, что свидетельствует о демографическом старении населения области, а, следовательно, в возрастании «нагрузки» на будущее трудоспособное население.
Еще одной особенностью молодежи является аполитичность и привычка к патернализму. Из-за отсутствия устоявшихся моделей поведения выделились прямо противоположные модели поведения. С одной стороны молодые люди не готовы к самостоятельной предпринимательской деятельности, принятию решений, управлению своими расходами. А с другой стороны, значительное количество молодых людей активны, самостоятельны, ответственны. Эта группа проявляет заинтересованность в получении качественного образования, определяющего дальнейшее трудоустройство и карьеру.
В течение 2003-2008 гг. в Калужской области занятость в экономике молодежи уменьшилась с 23,3 % общего числа занятых в 2003 году, до 22,8 % общего числа занятых в 2008 году (согласно таблице 2).
Таблица 2
Распределение численности занятых в экономике по возрастным группам | ||||
Годы | Занятые в экономике, всего, | в том числе в возрасте | ||
до 20 лет | 20 - 24 лет | 25 - 29 лет | ||
2003 | 100,0 | 1,8 | 9,8 | 11,7 |
2004 | 100,0 | 2,5 | 8,3 | 11,4 |
2005 | 100,0 | 1,8 | 9,9 | 11,1 |
2006 | 100,0 | 1,5 | 9,1 | 12,0 |
2007 | 100,0 | 1,6 | 9,1 | 12,5 |
2008 | 100,0 | 1,7 | 21.1 |
Источник: Статистический сборник «Калужская область в 2007 году». Калуга. 2008. - С.39: письмо Калугастата от 11.03.2009 № 4-4/176.
В течение 2006-2008 годов показатель безработных среди молодежи остается высоким - 44,5 % от общего числа безработных по области за 2006 год и 54,3% общего числа безработных по области за 2008 год (согласно таблице 3). Незначительно, но уменьшился средний возраст безработных с 34,8 лет в 2006 году до 32,8 лет в 2008 году.
Таблица 3
Распределение численности безработных по возрастным группам (в процентах к итогу) | ||||
Годы | Безработные, всего | В том числе в возрасте. | ||
до 20 лет | 20 - 24 лет | 25 - 29 лет | ||
2006 | 100,0 | 13.4 | 21,7 | 9,4 |
2007 | 100,0 | 11,5 | 23,1 | 9,6 |
2008 | 100,0 | 17.5 | 36,8 |
Источник: Статистический сборник «Калужская область в 2007 году». Калуга, 2008. - С.43: письмо Калугастата от II.03.2009 № 4-4/176
По данным статистического учета, среднее время поиска работы учащимися и студентами увеличилось с 2,35 месяца в 2003 году до 4,1 месяца в 2007 году.
Вовлечение молодежи в трудовые отношения, содействие занятости и карьерному росту молодых граждан являются важнейшими средствами профилактики асоциальных форм поведения в молодежной среде. Привлечение молодежи, и, в первую очередь, молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, к фактической реализации молодежной политики - эффективное средство профилактики социальной апатии и инертности, разжигания межэтнических и межнациональных конфликтов, осуществления экстремистской и противоправной деятельности в молодежной среде.
Грамотное и своевременное информирование молодых граждан о потенциальных возможностях их развития на территории Калужской области, карьерных перспективах, ресурсах и возможностях реализации инновационного потенциала создаст условия для эффективной организации работы в данных направлениях. С этой целью необходимо обеспечить широкий и равный доступ молодежи к информационным ресурсам.
Начиная с 90-х годов прошлого века существенные изменения произошли в одном из важных институтов социализации молодежи - семье. В результате молодым людям не были переданы модели поведения от поколения к поколению, что привело к формированию неопределенных стереотипов, отсутствию выраженной семейной и жизненной стратегии.
Вместе с тем, семья, испытывая серьезные трудности в выполнении социокультурных функций, объективно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, воспитании подрастающего поколения. С точки зрения перспектив его развития, его обновления особую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.
Как и многие субъекты Российской Федерации, Калужская область не владеет большими природными ресурсами, следовательно, наиболее актуальными являются стратегические задачи, направленные на приумножение человеческого потенциала региона, закрепление молодых специалистов в регионе и привлечение инвестиций в экономику путем развития передовых проектов социально-экономического развития. Среди основных ресурсов региона важнейшим является население, в котором стратегическая составляющая - молодое поколение. От качественных параметров данной категории населения зависит социально-экономическое положение области в ближайшем будущем. Именно молодежь в этой связи проявляет мобильность, предприимчивость и нестандартное мышление, а, следовательно, становится главным ресурсом развития региона.
Рассматривая инновации как процесс постоянного инициирования и внедрения того нового, что обеспечивает технологическое и интеллектуальное обновление, важно эффективно использовать потенциал молодых инициативных граждан, что невозможно без создания условий для развития у молодежи лидерских качеств, проектного мышления и социальной ответственности.
Все обозначенные проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены по отдельности. Масштабность и ресурсоемкость реализуемых в рамках Программы задач требует четкой координации и управления. Программа позволит обеспечить последовательность, системность и комплексность развития молодежной политики в регионе в течение ближайших шести лет.
В результате применения программно-целевого метода для решения проблем молодежной политики удельный вес молодежи, охваченной организованным досугом, занятостью, проектами и программами, молодежь, получившая консультационные услуги, составит 55% от общего числа молодежи области. Одновременно использование программно-целевого метода будет способствовать выравниванию диспропорции между молодежью муниципальных районов области и городских округов, задействованных в мероприятиях, принимающих участие в значимых проектах за пределами области, посещающих учреждения сферы молодежной политики, получающих информационные услуги.