Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2009 года N 401


О долгосрочной целевой программе Калужской области «Молодежь Калужской области (2010-2015 годы)»

(с изменениями на 15 января 2014 года)
______________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Калужской области от 21 октября 2015 года N 592
______________________________

___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Калужской области от 21 декабря 2010 года N 517;
Постановлением Правительства Калужской области от 22 апреля 2011 года N 231;
Постановлением Правительства Калужской области от 2 июля  2012 года N 330;
Постановлением Правительства Калужской области от 31 июля  2012 года N 383;
Постановлением Правительства Калужской области от 14 сентября 2012 года N 465;
Постановлением Правительства Калужской области от 8 июля 2013 года N 350;
 Постановлением Правительства Калужской области от 15 января 2014 года N 12                   
___________________________________________   


В целях создания условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых людей Правительство Калужской области


  постановляет:


Утвердить долгосрочную целевую программу Калужской области «Молодежь Калужской области (2010-2015 годы)».


Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов


Утверждена
постановлением Правительства
Калужской области
от 29 сентября 2009 года N 401

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«МОЛОДЕЖЬ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ (2010-2015 ГОДЫ)»

(название в редакции Постановления Правительства Калужской области от 22 апреля 2011 года N 231)


Паспорт долгосрочной целевой программы
«Молодежь Калужской области (2010-2015 годы)»

(название в редакции Постановления Правительства Калужской области от 22 апреля 2011 года N 231)


1. Наименование

«Молодежь Калужской области (2010-2015 годы)» (далее - Программа)
(в редакции Постановления Правительства Калужской области от 22 апреля 2011 года N 231)

2. Заказчик Программы

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области - заказчик-координатор Программы;
министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области;
министерство экономического развития Калужской области;
министерство здравоохранения Калужской области               
(в редакции Постановления Правительства Калужской области от 14 сентября 2012 года N 465)                 

3. Разработчик

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области

4. Дата принятия решения о разработке

Распоряжение Губернатора Калужской области № 88-р от 07.08.2009 г.

5. Цель и задачи

Цель Программы - создание условий для самореализации молодых людей, включения их в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Калужской области.
Задачи Программы:
- развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи;
- привлечение молодежи к участию в проектной, управленческой, исследовательской деятельности;
- предупреждение правонарушений, профилактика алкоголизма, наркомании, преступности в подростковой среде;
- оказание адресной социальной помощи молодежи (студенты, молодые специалисты, молодежь, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации);
- вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе (оказание помощи в интеграции в общество молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации);
- создание условий для развития потенциала одаренной молодежи;
- развитие нормативной правовой и материально-технической базы сопровождения молодежной политики;
- создание клубов по работе с молодежью по месту жительства.

6. Целевые индикаторы и показатели

Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- количество молодых людей, принимающих участие в творческих, социальных, научных и иных мероприятиях для молодежи:
- численность молодежи, участвующей в социально значимых проектах общественных молодежных формирований;
- количество молодых людей. информированных о потенциальных возможностях их развития, трудоустройства, занятости;
- количество посетителей сайта «Молодежь Калужской области» www.molodezh40.ru;
- количество молодых семей, охваченных консультационными услугами по вопросам семьи, брака, решения социальных проблем;
- количество клубов молодых семей в муниципальных районах области;
- количество молодежи, участвующей в межрегиональных, всероссийских, международных проектах, программах, конкурсах и мероприятиях;
- количество молодежных инновационных проектов, направленных на развитие области.

7. Сроки и этапы реализации

Срок реализации Программы: 2010 - 2015 гг.

8. Перечень основных мероприятий

Перечень программных мероприятий состоит из следующих разделов:
1. Информационно-аналитическое обеспечение сферы молодежной политики в Калужской области.
2. Вовлечение молодежи в социальную практику и информирование о потенциальных возможностях саморазвития
3. Формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи.
4. Содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.
5. Укрепление правовой, организационной и научно-методической базы молодежной политики

9. Объемы           
финансирования и    
источники           
финансирования      

Всего по Программе - 100887,50 тыс. руб. <*>, в том
числе:                                              
в 2010 году - 12500, 00 тыс. руб.;                  
в 2011 году - 12500, 00 тыс. руб.;                  
в 2012 году - 18600, 00 тыс. руб.;                  
в 2013 году - 18587, 50 тыс. руб.;                  
в 2014 году - 18600, 00 тыс. руб.;                  
в 2015 году - 20100, 00 тыс. руб.                   
Финансовое обеспечение Программы предусматривает    
использование средств областного бюджета.           
<*> Объемы финансовых средств, направляемых на      
реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно
уточняются после принятия закона Калужской области  
об областном бюджете на очередной финансовый год и  
на плановый период                                  

(строка 9 в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 июля 2013 года N 350)

10. Ожидаемые       
результаты          

Реализация мероприятий Программы будет              
способствовать увеличению количества:               
- молодых людей, принимающих участие в творческих,  
социальных, научных и иных мероприятиях для         
молодежи, - в 1,8 раза;                             
- численности молодежи, участвующей в социально     
значимых проектах общественных молодежных           
формирований, - в 1,3 раза;                         
- молодых людей, информированных о потенциальных    
возможностях их развития, трудоустройства,          
занятости, - в 2 раза;                              
- посетителей сайта "Молодежь Калужской области"    
www.molodezh40.ru - в 4 раза, в том числе молодых   
семей, охваченных консультационными услугами по     
вопросам семьи, брака, решения социальных проблем;  
- клубов молодых семей в муниципальных районах      
Калужской области - в 5,2 раза;                     
- молодежи, участвующей в межрегиональных,          
всероссийских, международных проектах, программах,  
конкурсах и мероприятиях, - в 1,3 раза;             
- молодежных инновационных проектов, направленных на
развитие Калужской области, - в 1,6 раза            

(строка 10 в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 июля 2013 года N 350)

11. Система организации контроля за исполнением

 В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 № 315 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета» (в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 № 111; от 29.02.2012 N 95)
     (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 14 сентября 2012 года N 465)                 


1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Молодежь - это социально-возрастная группа населения в возрасте 14-30 лет, которая находится в стадии своего становления, освоения социальных ролей. На территории Калужской области проживает около 250 тыс. молодых людей, что составляет примерно 25% от общей численности населения региона. По своему составу и взглядам на жизнь данная категория населения не является однородной.

В период молодости решаются две группы проблем - личностные, которые ставят перед собой сами молодые люди: это взросление, самопознание, идентификация себя в обществе, саморазвитие, профессиональное самоопределение. Решение данных вопросов зависит от самой личности, ее активности, психологической устойчивости, силы воли, задатков и способностей к различным видам деятельности. Вторую группу проблем создает для молодежи само общество, социальная среда и окружение. От молодежи здесь зависит необходимость освоения социальных ролей, достижения определенного социального статуса, формирование гражданских качеств.

Ставя эти проблемы, общество должно обеспечивать молодежь определенными ресурсами (временными, экономическими, информационными, образовательными и т.п.) по их решению. Тем самым обеспечивается жизнеспособность молодых поколений, их самосохранение, развитие как целостного социально-исторического субъекта. На решение данных проблем должна быть ориентирована государственная молодежная политика в современном российском обществе.

От того какова позиция молодежи в современной жизни, от активности и уверенности молодых людей в завтрашнем дне зависит темп социально-экономического развития Калужской области и России в целом. В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями (таблица 1) сегодняшние молодые жители области станут основным трудовым ресурсом региона и России, а их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов, старшего поколения.

Таблица 1

Численность детей и подростков в Калужской области (тыс. чел.)

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Численность населения на начало года,

1 038,6

1 028,8

1 021,5

1 014,2

1 009,0

1 005,6

в том числе:

 

 

 

 

 

 

дети 0-14 лет

152

144,6

139,3

134,8

132,1

131,7

подростки 1 5 - 1 7 лет

52

51,7

49,1

45,4

41,4

37,3



Источник: Статистический сборник «Здравоохранение в Калужской области». Калуга, сентябрь 2008 г - С.5

Таким образом, в Калужской области наблюдается уменьшение доли детей и подростков в общей численности населения с 19,6 % на начало 2003 года до 16,8 % на начало 2008 года, что свидетельствует о демографическом старении населения области, а, следовательно, в возрастании «нагрузки» на будущее трудоспособное население.

Еще одной особенностью молодежи является аполитичность и привычка к патернализму. Из-за отсутствия устоявшихся моделей поведения выделились прямо противоположные модели поведения. С одной стороны молодые люди не готовы к самостоятельной предпринимательской деятельности, принятию решений, управлению своими расходами. А с другой стороны, значительное количество молодых людей активны, самостоятельны, ответственны. Эта группа проявляет заинтересованность в получении качественного образования, определяющего дальнейшее трудоустройство и карьеру.

В течение 2003-2008 гг. в Калужской области занятость в экономике молодежи уменьшилась с 23,3 % общего числа занятых в 2003 году, до 22,8 % общего числа занятых в 2008 году (согласно таблице 2).

Таблица 2

Распределение численности занятых в экономике по возрастным группам
(в среднем за год; в процентах к итогу)

Годы

Занятые в экономике, всего,

в том числе в возрасте

до 20 лет

20 - 24 лет

25 - 29 лет

2003

100,0

1,8

9,8

11,7

2004

100,0

2,5

8,3

11,4

2005

100,0

1,8

9,9

11,1

2006

100,0

1,5

9,1

12,0

2007

100,0

1,6

9,1

12,5

2008

100,0

1,7

21.1



     Источник: Статистический сборник «Калужская область в 2007 году». Калуга. 2008. - С.39: письмо Калугастата от 11.03.2009 № 4-4/176.


В течение 2006-2008 годов показатель безработных среди молодежи остается высоким - 44,5 % от общего числа безработных по области за 2006 год и 54,3% общего числа безработных по области за 2008 год (согласно таблице 3). Незначительно, но уменьшился средний возраст безработных с 34,8 лет в 2006 году до 32,8 лет в 2008 году.

Таблица 3

Распределение численности безработных по возрастным группам (в процентах к итогу)

Годы

Безработные, всего

В том числе в возрасте.

до 20 лет

20 - 24 лет

25 - 29 лет

2006

100,0

13.4

21,7

9,4

2007

100,0

11,5

23,1

9,6

2008

100,0

17.5

36,8



Источник: Статистический сборник «Калужская область в 2007 году». Калуга, 2008. - С.43: письмо Калугастата от II.03.2009 № 4-4/176

По данным статистического учета, среднее время поиска работы учащимися и студентами увеличилось с 2,35 месяца в 2003 году до 4,1 месяца в 2007 году.

Вовлечение молодежи в трудовые отношения, содействие занятости и карьерному росту молодых граждан являются важнейшими средствами профилактики асоциальных форм поведения в молодежной среде. Привлечение молодежи, и, в первую очередь, молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, к фактической реализации молодежной политики - эффективное средство профилактики социальной апатии и инертности, разжигания межэтнических и межнациональных конфликтов, осуществления экстремистской и противоправной деятельности в молодежной среде.

Грамотное и своевременное информирование молодых граждан о потенциальных возможностях их развития на территории Калужской области, карьерных перспективах, ресурсах и возможностях реализации инновационного потенциала создаст условия для эффективной организации работы в данных направлениях. С этой целью необходимо обеспечить широкий и равный доступ молодежи к информационным ресурсам.

Начиная с 90-х годов прошлого века существенные изменения произошли в одном из важных институтов социализации молодежи - семье. В результате молодым людям не были переданы модели поведения от поколения к поколению, что привело к формированию неопределенных стереотипов, отсутствию выраженной семейной и жизненной стратегии.

Вместе с тем, семья, испытывая серьезные трудности в выполнении социокультурных функций, объективно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, воспитании подрастающего поколения. С точки зрения перспектив его развития, его обновления особую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.

Как и многие субъекты Российской Федерации, Калужская область не владеет большими природными ресурсами, следовательно, наиболее актуальными являются стратегические задачи, направленные на приумножение человеческого потенциала региона, закрепление молодых специалистов в регионе и привлечение инвестиций в экономику путем развития передовых проектов социально-экономического развития. Среди основных ресурсов региона важнейшим является население, в котором стратегическая составляющая - молодое поколение. От качественных параметров данной категории населения зависит социально-экономическое положение области в ближайшем будущем. Именно молодежь в этой связи проявляет мобильность, предприимчивость и нестандартное мышление, а, следовательно, становится главным ресурсом развития региона.

Рассматривая инновации как процесс постоянного инициирования и внедрения того нового, что обеспечивает технологическое и интеллектуальное обновление, важно эффективно использовать потенциал молодых инициативных граждан, что невозможно без создания условий для развития у молодежи лидерских качеств, проектного мышления и социальной ответственности.

Все обозначенные проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены по отдельности. Масштабность и ресурсоемкость реализуемых в рамках Программы задач требует четкой координации и управления. Программа позволит обеспечить последовательность, системность и комплексность развития молодежной политики в регионе в течение ближайших шести лет.

В результате применения программно-целевого метода для решения проблем молодежной политики удельный вес молодежи, охваченной организованным досугом, занятостью, проектами и программами, молодежь, получившая консультационные услуги, составит 55% от общего числа молодежи области. Одновременно использование программно-целевого метода будет способствовать выравниванию диспропорции между молодежью муниципальных районов области и городских округов, задействованных в мероприятиях, принимающих участие в значимых проектах за пределами области, посещающих учреждения сферы молодежной политики, получающих информационные услуги.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»