(с изменениями на 8 декабря 2017 года)
(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 06.03.2013 N 118, от 08.12.2017 N 723)
В соответствии с Уставом Калужской области, Законом Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области", Законом Калужской области "О Правительстве Калужской области", а также во исполнение пункта 2.1 постановления Правительства Калужской области от 12.08.2008 N 333 "Об организации работы по обеспечению кадрами предприятий, строящихся на территории Калужской области", в целях формирования системы обеспечения региона необходимыми трудовыми ресурсами Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить стратегию развития трудовых ресурсов Калужской области до 2020 года (далее - Стратегия) (прилагается).
2. Министерству труда, занятости и кадровой политики Калужской области совместно с органами исполнительной власти Калужской области:
2.1. Разработать план мероприятий I этапа реализации Стратегии и представить его на рассмотрение в Правительство Калужской области в срок до 1 марта 2009 года.
2.2. Утратил силу. - Постановление Правительства Калужской области от 06.03.2013 N 118.
Заместитель Губернатора области
М.А.Акимов
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 08.12.2017 N 723)
Экономическое развитие Калужской области на современном этапе характеризуется существенными позитивными изменениями. Наблюдается улучшение большинства макроэкономических показателей, среди которых - рост объемов производства в сочетании с финансовой стабильностью, приток инвестиций в экономику региона, увеличение реальных доходов населения, повышение потребительского спроса. Все более важным фактором для такого развития становятся трудовые ресурсы, эффективное использование которых - стратегическая задача руководства области, условие устойчивого экономического роста региона и повышения благосостояния людей.
Под стратегией развития трудовых ресурсов Калужской области (далее - Стратегия) понимаются общий курс и последовательная деятельность органов исполнительной власти Калужской области по обеспечению экономики региона эффективной рабочей силой, развитию возможностей для приобретения работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей трудовой жизни, повышению уровня профессионального образования и практической подготовки кадров в соответствии с востребованностью отраслями экономики Калужской области.
Стратегия определяет цель, задачи, принципы, приоритетные направления деятельности, механизмы и этапы реализации мероприятий, проводимых органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, работодателями, объединениями работодателей, представительными органами работников, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования и направленных на обеспечение экономики Калужской области профессионально подготовленными рабочими и специалистами, создание механизмов регулирования кадровых процессов и отношений с учетом перспектив социально-экономического развития региона.
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 08.12.2017 N 723)
Сегодняшнее состояние трудовых ресурсов области и имеющийся в регионе трудовой потенциал по своим параметрам не соответствуют современному этапу социально-экономического развития и стратегическим направлениям формирования инновационно ориентированной экономики региона. Такой вывод основан на комплексном анализе явлений и процессов формирования, развития, распределения и эффективного использования трудовых ресурсов на основе статистических данных и прогноза развития экономики и социальной сферы Калужской области.
На начало 2008 года численность населения области составляла 1005,6 тыс. человек. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, по области к 2012 году она составит 998,9 тыс. человек. В течение данного периода будет иметь место снижение численности населения области от 3,7 до 1,7 тыс. человек в год (от 0,17 до 0,36% в год), что обусловлено продолжающейся естественной убылью и недостаточным миграционным притоком населения. Однако к 2020 году ожидается рост численности населения Калужской области до 1020 тыс. человек.
Таким образом, в долгосрочной перспективе рост рождаемости и увеличение миграционного прироста позволят приостановить негативные демографические процессы.
Основным источником частичной компенсации естественных потерь населения области будет являться миграционный прирост. Увеличение миграционной активности населения в 2007 году наблюдалось в 14 из 24 муниципальных районов, а также в городских округах "Город Калуга" и "Город Обнинск". Миграционный прирост обеспечен исключительно за счет притока граждан из стран СНГ и Балтии. В 2020 году прогнозируется миграционный прирост порядка 11,3 тыс. человек, который будет полностью компенсировать естественную убыль населения.
Численность экономически активного населения в 2007 году составила 507,3 тыс. человек (50,3% общей численности населения области) и за последние пять лет уменьшилась на 2%, в том числе доля занятых в экономике области - на 1%. Несмотря на положительный миграционный прирост, демографическая ситуация, сложившаяся в постперестроечный период, негативно скажется на ситуации на рынке труда: доля населения в трудоспособном возрасте сократится с 61,6% в 2008 году до 53,4% - в 2020 году. В то же время ухудшится возрастная структура населения - коэффициент демографической нагрузки (на 1000 лиц трудоспособного возраста приходится нетрудоспособных) к началу 2020 года составит 873 против 624 в 2008 году.
В результате набирающее темпы экономическое развитие в ближайшие годы столкнется с дефицитом трудовых ресурсов, поскольку соответствующий демографическому спаду рост производительности труда не может осуществляться аналогичными темпами. Следовательно, ситуация на рынке труда области в 2009-2020 годах во многом будет формироваться под влиянием демографических ограничений.
Ситуация на регистрируемом рынке труда на протяжении ряда последних лет характеризуется тенденцией к снижению предложения рабочей силы при заметном повышении спроса, особенно на высококвалифицированных работников.
За 9 месяцев 2008 года в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы обратилось 27,8 тыс. человек, что на 14% меньше, чем в соответствующем периоде 2007 года. Численность безработных, состоящих на учете, уменьшилась с начала года на 22%, а уровень безработицы снизился с 0,6 до 0,5%. В то же время центры занятости населения в начале октября 2008 года располагали 12,8 тыс. вакансий (почти на 9% больше, чем в предыдущем году). При этом три четверти вакансий предназначались в основном для рабочих мужских профессий. Женщины составляли около половины занятых в экономике и более 60% безработных.
Создание новых рабочих мест на строящихся и вновь вводимых предприятиях потребует увеличения численности работающих. Дополнительная потребность работающих в 2009 году ожидается в 14 районах. Наиболее значительной потребность будет в г. Обнинске, Износковском, Медынском и Ульяновском районах.
Дальнейшая активная работа с иностранными и российскими инвесторами позволяет прогнозировать последующий рост инвестиций в основной капитал. К 2020 году он увеличится в номинальном выражении в 5 раз. Кроме уже реализующихся проектов создания технопарков в г. Калуге, г. Обнинске и п. Ворсино планируется освоить более 1000 га земель посредством создания индустриальных парков на территории Людиновского, Кировского, Сухиничского, Думиничского, Козельского, Ферзиковского и других районов области, где и будут сосредоточены основные инвестиции.
При усилении конкуренции за квалифицированную рабочую силу определенное преимущество будут иметь секторы экономики и территории с более высоким уровнем заработной платы, социального обеспечения и достойными условиями труда.
В настоящее время происходит изменение ситуации на рынке труда по видам экономической деятельности. С одной стороны, продолжается увеличение численности занятых в обрабатывающих производствах, с другой - прогнозируется рост числа работников в сфере обслуживания, торговли, сервиса и других. В ближайшие годы ожидается усиление дефицита кадров, особенно по рабочим профессиям, в машиностроительной, металлообрабатывающей отраслях промышленности, строительстве, коммунальном и сельском хозяйстве. К тому же этот дефицит усугубляется несоответствием уровня квалификации кадров требованиям технологий современного производства, а также дисбалансом между потребностями экономики Калужской области в рабочих, специалистах и системой подготовки по уровням профессионального образования.
Подготовка кадров на территории области осуществляется:
- 13 образовательными организациями высшего образования по 68 профессиям и специальностям (число студентов, завершивших обучение по очной форме в 2017 году, - около 2000 человек);
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 08.12.2017 N 723)
- 33 профессиональными образовательными организациями по 80 профессиям и специальностям (число выпускников, получивших образование по очной форме в 2017 году, - около 3250 человек).
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 08.12.2017 N 723)
Абзацы шестнадцатый - восемнадцатый утратили силу. - Постановление Правительства Калужской области от 08.12.2017 N 723.
Постоянную потребность в квалифицированных кадрах испытывают организации двух основных отраслей: промышленность (нужны квалифицированные рабочие) и сельское хозяйство (нужны как специалисты, так и квалифицированные рабочие). Требуются кадры также организациям бюджетной сферы, и в первую очередь организациям здравоохранения, расположенным в сельской местности.
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 08.12.2017 N 723)
Предложения на рынке труда имеют существенные структурные отличия от спроса. Так, спрос на строителей почти в 3 раза превышает предложение, на водителей и инженеров - в 2,1 раза, на станочников - в 2,4 раза, а на бухгалтеров, наоборот, предложение превышает спрос в 3,5 раза.
Существующая система профессионального образования слабо ориентирована на развивающуюся экономику области и не удовлетворяет потребности предприятий в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов.
Несбалансированность объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций (особенно коммерческого сектора профессионального образования).
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 08.12.2017 N 723)
Существенной проблемой, затрудняющей достижение профессионального баланса, является недостаточно развитая система профориентационной работы. У подростков и молодежи отсутствуют навыки профессионального самоопределения, планирования профессиональной карьеры, среди них не ведется работа по формированию мотивации к востребованным, но "непрестижным" профессиям.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров являются одними из важных факторов перераспределения трудовых ресурсов и обеспечения предприятий кадрами требуемого уровня квалификации.
В 2007 году по направлению центров занятости населения области завершили профессиональное обучение и были трудоустроены 1230 человек. На большинстве предприятий области система внутрифирменной подготовки рабочих и специалистов отсутствует.
Невысокий социальный потенциал значительной части рабочих мест - низкая заработная плата, неудовлетворительные условия труда и быта, отсутствие перспективы профессионального роста, неразвитая система социального партнерства и т.д. - делают подобные рабочие места непривлекательными для активной части населения. Кроме того, низкая оплата труда имеет отрицательные последствия для конкретной организации и для региона в целом в виде неустойчивого конкурентного положения на рынке производимых товаров и услуг и, как следствие, недостаточного уровня профессионализма и квалификации работников, низкой материальной заинтересованности в конечных результатах труда.
На протяжении последних лет в области сохраняется тенденция к росту денежных доходов населения, главной составляющей которых является заработная плата. Средняя заработная плата в организациях Калужской области в 2008 году составила около 15 тыс. рублей. По уровню заработной платы область стабильно опережает близлежащие регионы, однако существенно отстает от Московской области, что ведет к миграционному оттоку рабочей силы.
Состояние здоровья работающего населения является специфическим ограничителем экономического роста региона. Неблагоприятные условия труда являются следствием применения устаревших технологий и изношенного оборудования. В организациях области в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, занято 18,8 тыс. человек, или 17,5% от списочной численности.
В 2007 году потери рабочего времени из-за временной нетрудоспособности в связи с производственными травмами составили 21,7 тыс. человеко-дней. В результате несчастных случаев на производстве каждый пострадавший в среднем за год отсутствовал 42 дня.
Проведенный анализ трудового потенциала региона позволил выявить следующий комплекс проблем областного рынка труда.
Качественные и количественные изменения в социально-трудовой сфере, динамика развития ситуации на рынке труда свидетельствуют о наличии серьезных деструктивных процессов в области формирования трудовых ресурсов: