На протяжении последних лет в Калужской области идет планомерный процесс реформирования региональных и муниципальных финансов. Основной целью проводимых преобразований является повышение эффективности и качества управления региональными финансами на территории области.
Реформирование в Калужской области осуществляется в соответствии с целями и задачами управления региональными финансами, определенными на федеральном уровне.
Основные направления реформ определены в бюджетных посланиях Президента Российской Федерации и стратегических документах: Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. № 862; Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584; Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249; Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. № 467-р.
Начало реформ системы управления финансами в Калужской области было положено в 2002 году, когда область приняла участие в конкурсе, проводимом Минфином России и Международным банком реконструкции и развития, и стала одним из субъектов Российской Федерации - получателей субсидий из Фонда реформирования региональных финансов в 2003-2004 годах.
В ходе реформ в Калужской области была внедрена казначейская система исполнения бюджетов, упорядочена система межбюджетных отношений, утверждены концепция по развитию налоговой базы региона и концепция управления государственным имуществом Калужской области и муниципальным имуществом, проведен финансовый анализ эффективности работы государственных унитарных предприятий, сформирован механизм доступа негосударственных поставщиков на рынок государственных услуг (образование, здравоохранение, социальная политика).
Последовательная реализация преобразований в этот период позволила заложить в Калужской области основы современной и конкурентоспособной системы управления финансами - была проведена значительная работа по модернизации системы управления бюджетной сферы, повышению эффективности бюджетных расходов, совершенствованию межбюджетных отношений и долговой политики.
Важные преобразования в финансовой сфере Калужской области происходили в 2005-2007 годах. В этот период реализован ряд существенных мер, направленных на создание новой организации бюджетного процесса и внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат. Серьезные успехи достигнуты на пути построения системы планирования результатов деятельности исполнительных органов власти области и всего бюджетного сектора.
Начиная с 2006 года в Калужской области систематически составляется Реестр расходных обязательств области и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований. В рамках этой деятельности четко отслеживается правовая обоснованность расходов областного бюджета, ведутся работы по стимулированию создания достаточной правовой базы для осуществления расходов местных бюджетов.
В области была проведена большая работа по разработке и внедрению объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи, результатом чего стало формирование и внедрение новой системы межбюджетных отношений.
В целях обеспечения стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной политики в Калужской области важнейшим достижением стал переход на среднесрочное бюджетное планирование. В 2007 году впервые был принят бюджет на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.
Проведена серьезная работа по автоматизации бюджетного процесса, что способствует повышению точности бюджетной отчетности и эффективности среднесрочного и долгосрочного планирования.
Реформа региональных финансов в Калужской области осуществляется в тесной взаимосвязи с административной реформой, в рамках которой проведен анализ функций органов государственной власти области, сформирован перечень государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти, ведется работа по их стандартизации и регламентации, сформирована система по оптимизации расходования бюджетных средств, предусмотренных на содержание бюджетных учреждений.
Проведены мероприятия по внедрению принципов управления бюджетными средствами по результатам деятельности органов исполнительной власти Калужской области, определению критериев и уровней оценки докладов субъектов бюджетного планирования для достижения целевых значений показателей результативности и эффективности оказания бюджетных услуг, используемых при формировании и принятии областного бюджета на 2008-2010 годы.
Разработан механизм формирования и реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, определены критерии оценки их эффективности.
В области также ведутся работы по противодействию коррупции, повышению информационной открытости деятельности органов государственной власти Калужской области.
Несмотря на достигнутые результаты, эффективное и ответственное управление региональными финансами требует его постоянной модернизации, внедрения новых принципов и методов, соответствующих проводимым преобразованиям в финансовой сфере на федеральном уровне.
Кроме того, на современном этапе в Калужской области существует ряд проблем, требующих решений, связанных с необходимостью создания системы учета потребности и повышения качества предоставляемых государственных услуг; организацией мониторинга деятельности бюджетных учреждений и реформирования неэффективного государственного сектора; создания стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами, а также создания эффективной организации финансового управления (менеджмента).
Необходимость реформирования также обусловлена вступлением в силу федеральных новаций в сфере налогово-бюджетного законодательства. Необходимость их учета предполагает существенную модернизацию системы управления региональными финансами, внедрение нового качества финансового менеджмента.
Основной задачей реформирования региональных финансов является создание эффективной системы государственного управления, ориентированной на предоставление высококачественных государственных услуг населению путем внедрения передовых методов управления, современных технологий контроля, оценки и мониторинга, а также повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования механизмов среднесрочной и долгосрочной бюджетной политики.
Реализация этой задачи позволит повысить финансовую устойчивость Калужской области, что в условиях обострившейся ситуации в стране на фоне мирового кризиса финансово-экономической системы становится наиболее актуальным направлением стратегического развития территории.
Решение перечисленных задач планируется осуществить в рамках областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Калужской области на 2008-2010 годы", которая представляет собой комплексный организационно-методологический и практический план действий всех органов государственной власти Калужской области по реформированию региональных финансов и созданию стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами.
Областная целевая программа "Реформирование региональных финансов Калужской области на 2008-2010 годы" разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 859 "Об утверждении Положения о предоставлении в 2008-2009 годах субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов", методическими рекомендациями и приказами Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2004 г. № 238 "Вопросы распределения субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов" и от 19 сентября 2008 г. № 453 "О проведении в 2008 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов" и является необходимым элементом заявки на участие Калужской области в отборе на получение субсидий на реформирование региональных финансов из федерального бюджета.