Принят
Законодательным Собранием
19 ноября 2008 года
Статья 1.
Внести в приложение к Закону Калужской области "Об областной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2007-2010 годы" (в редакции Закона Калужской области от 07.05.2008 г. № 430-ОЗ) изменения, изложив его в новой редакции (прилагается).
Статья 2.
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
г.Калуга
08 декабря 2008 г.
N 500-ОЗ
Приложение
к Закону Калужской области
"О внесении изменений в Закон Калужской области
"Об областной целевой программе
"Развитие физической культуры
и спорта в Калужской области
на 2007-2010 годы"
Областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2007-2010 годы"
1. | Наименование программы | "Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2007 - 2010 годы" (далее - программа) | |||||||
2. | Заказчик программы | Уполномоченный орган исполнительной власти Калужской области в сфере физической культуры и спорта | |||||||
3. | Разработчики программы | Рабочая группа, созданная приказом министерства образования, культуры и спорта Калужской области, органы местного самоуправления области, общественные организации | |||||||
4. | Дата принятия решения о разработке программы | Распоряжение Губернатора области от 12.04.2006 г. № 81-р "О разработке областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2007-2009 годы" | |||||||
5. | Цель программы | Создание условий для укрепления здоровья населения путем развития материально-технической базы спортивных учреждений, инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта и приобщения различных слоев населения Калужской области к регулярным занятиям физической культурой и спортом. | |||||||
6. | Задачи программы | 1. Развитие материально-технической базы для занятий населения области массовым спортом в образовательных, спортивных учреждениях и клубах по месту жительства. 2. Создание условий населению с ограниченными возможностями для занятий физической культурой и спортом. 3. Разработка механизма проведения эффективной кадровой политики и повышение квалификации работников физической культуры, целевая поддержка учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Калужской области, осуществляющих подготовку специалистов в области физической культуры и спорта, а также целевая поддержка научных и методических разработок в области физической культуры и спорта | |||||||
7. | Целевые индикаторы и показатели | Наименование показателя | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Удельный вес населения | 19 | 21 | 22 | 23 | |||||
Количество квалифицированных тренеров, педагогов дополнительного образования и учителей физической культуры (чел.) | 1650 | 1700 | 1750 | 1800 | |||||
Удельный вес детей в возрасте от 6 до 15 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, к общему количеству детей данного возраста, (в %) | 30 | 32 | 33 | 35 | |||||
Численность лиц, занимающихся в спортивных секциях и группах (тыс. чел.) | 195 | 200 | 205 | 207 | |||||
Численность лиц, обучающихся в специализированных спортивных образовательных учреждениях (тыс. чел.) | 33 | 34 | 35 | 36 | |||||
Число спортивных сооружений и их единовременная пропускная способность (ед./тыс. чел.) | 1938/49 | 1943/52 | 1948/55 | 1952/56 | |||||
8. | Сроки реализации | 2007-2010 годы | |||||||
9. | Перечень основных мероприятий | Мероприятия программы сформированы по следующим направлениям: I. Развитие материально-технической базы для занятий населения области массовым спортом в образовательных, спортивных учреждениях и клубах по месту жительства. II. Совершенствование научно-методической и информационно-образовательной деятельности по вопросам физического воспитания и образования населения. III. Стимулирование развития массового спорта и физической культуры среди населения области. IV. Создание условий для занятий физической культурой и спортом населения с ограниченными возможностями. V. Реализация эффективной кадровой политики и повышение квалификации работников физической культуры. Основные мероприятия: - ремонт, реконструкция и строительство спортивных объектов, их материально-техническое оснащение; - научно-методическое обеспечение процесса проведения физкультурно-оздоровительной работы среди населения области; - организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных акций (в том числе всероссийского масштаба) среди населения области; - развитие системы физкультурно-оздоровительной работы с категорией населения, имеющей ограниченные возможности; - оказание поддержки кадрам в сфере физической культуры и спорта и дальнейшее развитие системы работы с ними. | |||||||
10. | Объемы финансирования | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||
Всего | 150091,8 | 431963,3 | 438367,9 | 365286,8 | |||||
в том числе по бюджетам: | |||||||||
Областной бюджет | 100000 | 262092,3 | 330004,7 | 337666,8 | |||||
Бюджеты муниципальных образований области | 50091,8 | 169871 | 108363,2 | 27620 | |||||
в том числе по направлениям: | |||||||||
1. Развитие материально-технической базы для занятий населения области массовым спортом в образовательных, спортивных учреждениях и клубах по месту жительства - всего | 132565,8 | 404809,2 | 411990,9 | 338775 | |||||
Областной бюджет | 82474 | 234938,2 | 303627,7 | 311155 | |||||
Бюджеты муниципальных образований области | 50091,8 | 169871 | 108363,2 | 27620 | |||||
Федеральный бюджет* | * | * | * | * | |||||
2.Совершенствование научно-методической и информационно- | 527,1 | 521,1 | 521,1 | 521,1 | |||||
Областной бюджет | 527,1 | 521,1 | 521,1 | 521,1 | |||||
3.Стимулирование развития массового спорта и физической культуры среди населения области - всего | 12921,5 | 19929,8 | 17837,5 | 17837,5 | |||||
Областной бюджет | 12921,5 | 19929,8 | 17837,5 | 17837,5 | |||||
4.Создание условий для физического развития населения с ограниченными возможностями - всего | 2318,5 | 2572,5 | 2758,5 | 2822,5 | |||||
Областной бюджет | 2318,5 | 2572,5 | 2758,5 | 2822,5 | |||||
5. Реализация эффективной кадровой политики и повышение квалификации работников физической культуры - всего | 1758,9 | 4130,7 | 5259,9 | 5330,7 | |||||
Областной бюджет | 1758,9 | 4130,7 | 5259,9 | 5330,7 | |||||
* Финансирование мероприятий за счет средств федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов ежегодно определяется после утверждения объемов финансирования федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" и иных мероприятий по развитию физической культуры и спорта, а также после заключения государственных контрактов о порядке финансирования строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу. | |||||||||
11. | Ожидаемые результаты | Увеличение в 2010 году по сравнению с 2006 годом: - удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом с 18 до 23 %; - количества квалифицированных тренеров и учителей физической культуры с 1804 до 2100 человек; - удельного веса детей в возрасте от 6 до 15 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, к общему количеству детей данного возраста до 35%; - численности лиц, обучающихся в специализированных спортивных образовательных учреждениях, до 36 тыс. человек; - численности лиц, занимающихся в спортивных секциях и группах, до 68 тысяч человек. Обеспечение социальных гарантий работникам физической культуры и спорта. Обеспечение реальной потребности населения в регулярных занятиях спортом и массовой физической культурой. Реконструкция и улучшение инфраструктуры более 50% спортивных объектов, находящихся в областной собственности. | |||||||
12. | Система организации контроля за исполнением | Организация управления программой и контроль за ее выполнением осуществляется в соответствии с действующим Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 02.02.2005 № 33 |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
Создание основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан является одним из важнейших элементов социально-экономического и социально - политического развития общества. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всего жизненного пути человека.
Реализация стратегических целей совершенствования региональной системы физической культуры и спорта предполагает создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Нужно отметить, что в настоящий момент не найдено более эффективного средства профилактики наркомании, преступности и антисоциального поведения, чем привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Данные занятия способствуют возникновению у личности стремления к саморазвитию, повышают ее социальную ответственность и самостоятельность в принятии решений в любой сфере жизнедеятельности. Таким образом, развитие системы физической культуры и спорта является необходимым фактором становления личности как гражданина с активной жизненной позицией и одним из факторов становления всего гражданского общества в целом.
Динамика развития физической культуры и спорта характеризуется следующими показателями:
Таблица № 1. Динамика базовых показателей развития физической культуры и спорта в Калужской области за период с 2003 по 2005 год:
№ п/п | Наименование базовых показателей | 2003 год | 2004 год | 2005 год |
1. | Численность населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (тыс. чел.) | 179,8 | 184,2 | 190,2 |
2. | Численность штатных работников физической культуры (чел.) | 1808 | 1825 | 1804 |
3. | Количество подготовленных спортсменов высших разрядов (чел.), | 862 | 798 | 960 |
4. | Количество спортсооружений, находящихся в федеральной, областной и муниципальной собственности | 1910 | 1927 | 1933 |
Однако в области существует ряд проблем, снижающих эффективность работы по развитию физической культуры и спорта среди населения Калужской области.
В области на настоящий момент функционируют 1933 спортсооружения (с единой пропускной способностью 47420 чел.), из которых в областной собственности находятся 37, в муниципальной собственности - 1831. Из общего количества спортсооружений насчитывается 25 стадионов, 515 спортивных залов, 27 плавательных бассейнов, 57 сооружений для стрелковых видов спорта. Около 30% сооружений находятся в нестабильно функционирующем или аварийном состоянии. В разрезе общеобразовательных учреждений это процентное соотношение составляет около 40%.
Для исправления сложившейся ситуации в сфере материально-технической базы необходимо скоординированное использование средств областного и муниципальных бюджетов, а также привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников, что невозможно без разработки программно-целевого метода. Принятие данной программы позволит привлекать для ее реализации средства федерального бюджета, выделяемые в рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 г. № 7. Так, в 2006 году при поддержке федерального бюджета в рамках указанной федеральной целевой программы завершено строительство муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеский клуб "Вымпел" г.Калуги. За период с 2007 по 2010 год на условиях софинансирования из федерального бюджета планируется осуществить строительство современных физкультурно-оздоровительных комплексов в Хвастовичском, Мещовском, Козельском районах и на базе государственного учреждения "Туристко-оздоровительный центр "Орленок", строительство крытых катков с искусственным льдом в г.Калуге и г.Обнинске. Уже завершено строительство спортивного комплекса государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Ларисы Латыниной" в г.Обнинске.
Большая работа проводится и в сфере поддержки кадрового потенциала в системе физической культуры и спорта. Учителям физической культуры общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования из областного бюджета выплачивается ежемесячная доплата в размере 700 рублей за организацию внеучебных форм физкультурно-оздоровительной работы. Из областного бюджета осуществляются выплаты гражданам, работающим в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности, финансируемых из областного и муниципальных бюджетов, награжденным российскими отраслевыми знаками "Отличник физической культуры и спорта", почетными знаками "За заслуги в развитии физической культуры и спорта" и "За заслуги в развитии олимпийского движения в России" в размере 700 рублей в месяц, осуществляются также выплаты за звания "Заслуженный тренер России", "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации" и "Заслуженный мастер спорта России" в размере 1000 рублей в месяц.
Учреждены ежегодные стипендии Губернатора области для спортивно одаренной молодежи (1500 рублей в месяц) и выплаты лучшим тренерам области (3000 рублей в месяц).
Вместе с тем приходится признать, что в настоящий момент не до конца выстроена четкая система взаимодействия органов исполнительной власти области, администраций муниципальных образований области и учреждений среднего и высшего профессионального образования по вопросам поддержки кадрового потенциала в области физической культуры и спорта в долгосрочной перспективе. Требует дальнейшей оптимизации целевая система подготовки специалистов в данной отрасли, а также финансовые и социально-экономические механизмы привлечения молодых специалистов в образовательные учреждения различных видов и типов. Назрела потребность в создании специализированного образовательного учреждения для повышения квалификации работников системы дополнительного образования спортивной направленности и учебно-методического обеспечения преподавания физической культуры. Решение вышеобозначенных проблем возможно только в рамках программно-целевого подхода.
В настоящий момент регулярными занятиями физической культурой и спортом охвачено около 19 % населения области. В связи с изменением в современных условиях структуры потребностей в определенных видах спорта и физкультурно-оздоровительных услугах необходимо осуществление на всей территории области мониторинга качества и уровня проводимых физкультурно-оздоровительных мероприятий. Это будет способствовать получению эффективной обратной связи от населения как потребителя услуг с целью корректировки политики в области развития физкультурно-массовой работы в области.
Развитие массовой физкультуры и спорта среди населения области имеет приоритетное значение. Об этом свидетельствует количество регулярно занимающегося физической культурой и спортом населения - 195000 человек. Два раза в год - осенью и зимой - в соответствии с постановлением Губернатора области проходит Неделя здоровья, в рамках которой во всех образовательных учреждениях и на предприятиях ежедневно в течение недели проводятся спортивные мероприятия. В области проводятся такие массовые соревнования, как спартакиады школьников, допризывной молодежи, учащихся учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также спартакиады среди сельской молодежи, воспитанников коррекционных школ-интернатов и инвалидов, дошкольных образовательных учреждений, соревнования по авиационным, техническим и военно-прикладным видам спорта, первенства и чемпионаты области по более чем 40 видам спорта, легкоатлетические пробеги и др. Необходимо усилить централизованное информационное освещение и материальное обеспечение данных мероприятий с целью привлечения к участию в них еще большего числа населения.
Данные мероприятия отражают потребность в активизации работы по созданию условий для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и массовых спортивных соревнований по месту жительства и отдыха молодежи, что подразумевает реконструкцию и строительство доступных для населения спортивных площадок и спортивных городков для населения различных возрастных групп, которых в настоящий момент в области насчитывается 853 единиц с пропускной способностью 16865 человек.
На настоящий момент в 59 учреждениях дополнительного образования спортивной направленности занимается более 37 тыс. человек. Среди данных учреждений только около 85% имеют свою собственную материально-техническую базу.
Проводится целенаправленная работа по подготовке спортивного резерва и ведущих спортсменов области. Более сорока спортсменов области являются победителями и призерами чемпионатов и первенств мира и Европы по легкой атлетике, полиатлону, плаванию, фехтованию, академической гребле, борьбе дзюдо и самбо, арче-биатлону и другим видам спорта. Перспективные и ведущие спортсмены регулярно обеспечиваются дополнительным питанием и фармакологическими средствами, с ними проводятся учебно-тренировочные сборы. В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 26.01.2006 г. № 20 "О мероприятиях по подготовке ведущих спортсменов области - кандидатов в сборные команды России к ХХ зимней Олимпиаде 2006 года в г.Турине (Италия) и ХХIХ летней Олимпиаде 2008 года в г. Пекине (Китай)" функционируют региональные центры подготовки ведущих спортсменов области по фехтованию, плаванию, легкой атлетике, академической гребле и гребле на байдарках и каноэ и спортивной борьбе. Однако в настоящий момент существует потребность в финансировании данных приоритетных видов спорта и создании современной материально-технической базы (современный легкоатлетический стадион, реконструкции гребных баз и др.) в целях обеспечения эффективной подготовки спортсменов-профессионалов к участию в международных соревнованиях (Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы) и создания современной инфраструктуры спорта высших достижений. Данная работа возможна при консолидации усилий всех заинтересованных сторон и бюджетов различных уровней на основе программно-целевого подхода.