ЗАКОН

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 7 мая 2008 года N 430-ОЗ


О внесении изменений в Закон Калужской области "Об областной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2007-2009 годы"


Принят
 Законодательным Собранием
 24 апреля 2008 года


     Статья 1.


Внести в Закон Калужской области от 8 декабря 2006 года № 267-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2007-2009 годы" изменения, изложив его в новой редакции:

"Об областной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2007-2010 годы"


     Статья 1.


Утвердить областную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2007-2010 годы" (прилагается).


     Статья 2.


Финансирование мероприятий данной программы за счет средств областного бюджета уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период".


     Статья 2.


Настоящий Закон вступает в силу после вступления в силу Закона Калужской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Калужской области "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".

 

Губернатор Калужской области
 А.Д.Артамонов


г.Калуга
07 мая 2008 г.  

N 430-ОЗ



     Приложение
     к Закону Калужской области
     от 7 мая 2008 года N 430-ОЗ
     «О внесении изменений в Закон Калужской области
 «Об областной целевой программе
 «Развитие физической культуры и спорта в
     Калужской области на 2007-2009 годы»

Областная целевая программа
 «Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2007-2010 годы»


Паспорт областной целевой программы


1.      

Наименование программы

«Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2007 - 2010 годы» (далее - программа)

2.      

Заказчик программы

Министерство образования, культуры и спорта Калужской области

3.      

Разработчики программы

Рабочая группа, созданная приказом министерства образования, культуры и спорта Калужской области, органы местного самоуправления области, общественные организации

4.      

Дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Губернатора области от 12.04.2006  № 81-р «О разработке областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2007-2009 годы»

5.      

Цель программы




Задачи программы

Создание условий для укрепления здоровья населения путем развития материально-технической базы спортивных учреждений, инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта и приобщения различных слоев населения Калужской области к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

1. Развитие материально-технической базы для занятий населения области массовым спортом в образовательных, спортивных  учреждениях и клубах по месту жительства.

2. Создание условий населению с ограниченными возможностями для занятий физической культурой и спортом.

3. Разработка механизма проведения эффективной кадровой политики и повышение квалификации работников физической культуры, целевая поддержка учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Калужской области, осуществляющих подготовку специалистов в области физической культуры и спорта, а также целевая поддержка научных и методических разработок в области физической культуры и спорта

6.      

Целевые индикаторы и показатели

Наименование показателя
2007
2008
2009
2010


Удельный вес населения
Калужской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом (в %)

19
21
22
23


Количество квалифицированных тренеров, педагогов дополнительного образования  и учителей физической культуры (чел.)

1650
1700
1750
1800


Удельный вес детей в возрасте от 6 до 15 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, к общему  количеству детей данного возраста,  (в %)  

30
32
33
35


Численность лиц, занимающихся в спортивных секциях и группах (тыс. чел.)  

195,0
200,0
205,0
207,0


Численность лиц, обучающихся в специализированных спортивных образовательных учреждениях (тыс. чел.)

33
34
35
36


Число спортивных сооружений и их единовременная пропускная способность  (ед./тыс. чел.)

1938/49
1943/52
1948/55
1952/56

 

7.      

Сроки  реализации

2007-2010 годы

8.      

Перечень основных мероприятий

Мероприятия программы  сформированы по следующим направлениям:

I. Развитие материально-технической базы для занятий населения области массовым спортом в образовательных, спортивных учреждениях и клубах по месту жительства.

II. Совершенствование научно-методической и информационно-образовательной деятельности по вопросам физического воспитания и образования населения.

III. Стимулирование развития массового спорта и физической культуры среди населения области.

IV. Создание условий для занятий физической культурой и спортом населения с ограниченными возможностями.

V. Реализация эффективной кадровой политики и повышение квалификации работников физической культуры.

Основные мероприятия:

- ремонт, реконструкция и строительство спортивных объектов, их материально-техническое оснащение;

- научно-методическое обеспечение процесса проведения физкультурно-оздоровительной работы среди населения области;

- организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных акций (в том числе всероссийского масштаба) среди населения области;

- развитие системы физкультурно-оздоровительной работы с категорией населения, имеющей ограниченные возможности;

- оказание поддержки кадрам в сфере физической культуры и спорта и дальнейшее развитие системы работы с ними.

9.      

Объемы финансирования

2007
2008
2009
2010


Всего

150091,8
409371
388367, 9
365286,8


в том числе по бюджетам:

Областной

бюджет   

100000
239500
330004,7
337666,8


Бюджеты муниципальных образований области  

50091,8
169871
58363,2
27620


в том числе по направлениям:

1. Развитие материально-технической базы для занятий населения области массовым спортом в образовательных, спортивных учреждениях и клубах по месту жительства - всего

132565,8
384309,2
361990,9
338775


Областной

бюджет  

82474
214438,2
303627,7
311155

Бюджеты муниципальных образований области

50091,8
169871
58363,2
27620


Федеральный бюджет*

*
*
*
*


2.Совершенствование научно-методической и информационно-образовательной деятельности по вопросам физического воспитания и образования населения - всего

527,1
521,1
521,1
521,1


Областной бюджет   

527,1
521,1
521,1
521,1


3.Стимулирование развития массового спорта и физической культуры среди населения области - всего

12921,5
17837,5
17837,5
17837,5


Областной бюджет   

12921,5
17837,5
17837,5
17837,5


4.Создание условий для  физического развития населения с ограниченными возможностями - всего  

2318,5
2572,5
2758,5
2822,5


Областной бюджет   

2318,5
2572,5
2758,5
2822,5


5.Реализация эффективной кадровой политики и повышение квалификации работников физической культуры - всего

1758,9
4130,7
5259,9
5330,7


Областной бюджет   

1758,9
4130,7
5259,9
5330,7


* Финансирование мероприятий за счет средств федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов ежегодно определяется после утверждения объемов финансирования федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» и иных мероприятий по развитию физической культуры и спорта, а также после заключения государственных контрактов о порядке финансирования строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу.  

10.      

Ожидаемые результаты

Увеличение в 2010 году по сравнению с 2006 годом:

- удельного веса  населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом  с 18 до 24 %;

- количества квалифицированных тренеров и учителей физической культуры с 1804 до 2100 человек;

- удельного веса детей в возрасте от 6 до 15 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом,  к общему  количеству детей данного возраста до 35%;   

- численности лиц, обучающихся в специализированных спортивных образовательных  учреждениях, до 36 тыс. человек;

-  численности лиц, занимающихся в спортивных секциях и группах,  до 68 тысяч человек.

 Обеспечение социальных гарантий работникам физической культуры и спорта.

Обеспечение реальной потребности населения в регулярных занятиях спортом и массовой физической культурой.

Реконструкция и улучшение инфраструктуры более 50% спортивных объектов, находящихся в   областной собственности.

11.      

Система организации контроля за исполнением

Организация управления программой и контроль за ее выполнением осуществляется в соответствии с действующим Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от  02.02.2005 № 33


1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Создание основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан является одним из важнейших элементов социально-экономического и социально-политического развития общества. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всего жизненного пути человека.

Реализация стратегических целей совершенствования региональной системы физической культуры и спорта предполагает создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Нужно отметить, что в настоящий момент не найдено более эффективного средства профилактики наркомании, преступности и антисоциального поведения, чем привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Данные занятия способствуют возникновению у личности стремления к саморазвитию, повышают ее социальную ответственность и самостоятельность в принятии решений в любой сфере жизнедеятельности. Таким образом, развитие системы физической культуры и спорта является необходимым фактором становления личности как гражданина с активной жизненной позицией и одним из факторов становления всего гражданского общества в целом.

Динамика развития физической культуры и спорта характеризуется следующими показателями:

Таблица № 1. Динамика базовых показателей развития физической культуры и спорта в Калужской области за период с 2003 по 2005 год:

№ п/п

Наименование базовых показателей

2003 год

2004 год

2005 год

1.

Численность населения,  систематически занимающегося физической культурой и спортом (тыс. чел.)

179,8

184,2

190,2

2.

Численность штатных работников физической культуры (чел.)

1808

1825

1804

3.

Количество подготовленных спортсменов высших разрядов (чел.),

862

798

960

4.

Количество спортсооружений, находящихся в федеральной, областной и муниципальной собственности

1910

1927

1933

         

Однако в области существует ряд проблем, снижающих эффективность работы по развитию физической культуры и спорта среди населения Калужской области.

В области на настоящий момент функционируют 1933 спортсооружения (с единой пропускной способностью 47420 чел.), из которых в областной собственности находятся 37, в муниципальной собственности - 1831. Из общего количества спортсооружений насчитывается 25 стадионов, 515 спортивных залов, 27 плавательных бассейнов, 57 сооружений для стрелковых видов спорта. Около 30% сооружений находятся в нестабильно функционирующем или аварийном состоянии. В разрезе общеобразовательных учреждений это процентное соотношение составляет около 40%.

Для исправления сложившейся ситуации в сфере материально-технической базы необходимо скоординированное использование средств областного и муниципальных бюджетов, а также привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников, что невозможно без разработки программно-целевого метода. Принятие данной программы позволит привлекать для ее реализации средства федерального бюджета, выделяемые в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 № 7. Так, в 2006 году при поддержке федерального бюджета в рамках указанной федеральной целевой программы завершено строительство муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский клуб «Вымпел» г. Калуги. За период с 2007 по 2010 год на условиях софинансирования из федерального бюджета планируется осуществить строительство современных физкультурно-оздоровительных комплексов в Хвастовичском, Мещовском, Козельском районах и на базе государственного учреждения «Туристко-оздоровительный центр «Орленок», строительство крытых катков с искусственным льдом в г. Калуге и г. Обнинске. Уже завершено строительство спортивного комплекса государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Ларисы Латыниной» в г. Обнинске.

Большая работа проводится и в сфере поддержки кадрового потенциала в системе физической культуры и спорта. Учителям физической культуры общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования из областного бюджета выплачивается ежемесячная доплата в размере 700 рублей за организацию внеучебных форм физкультурно-оздоровительной работы. Из областного бюджета осуществляются выплаты гражданам, работающим в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности, финансируемых из областного и муниципальных бюджетов, награжденным российскими отраслевыми знаками «Отличник физической культуры и спорта», почетными знаками «За заслуги в развитии физической культуры и спорта» и «За заслуги в развитии олимпийского движения в России» в размере 700 рублей в месяц, осуществляются также выплаты за звания «Заслуженный тренер России», «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации» и «Заслуженный мастер спорта России» в размере 1000 рублей в месяц.

Учреждены ежегодные стипендии Губернатора области для спортивно одаренной молодежи (1500 рублей в месяц) и выплаты лучшим тренерам области (3000 рублей в месяц).

Вместе с тем приходится признать, что в настоящий момент не до конца выстроена четкая система взаимодействия органов исполнительной власти области, администраций муниципальных образований области и учреждений среднего и высшего профессионального образования по вопросам поддержки кадрового потенциала в области физической культуры и спорта в долгосрочной перспективе. Требует дальнейшей оптимизации целевая система подготовки специалистов в данной отрасли, а также финансовые и социально-экономические механизмы привлечения молодых специалистов в образовательные учреждения различных видов и типов. Назрела потребность в создании специализированного образовательного учреждения для повышения квалификации работников системы дополнительного образования спортивной направленности и учебно-методического обеспечения преподавания физической культуры. Решение вышеобозначенных проблем возможно только в рамках программно-целевого подхода.

В настоящий момент регулярными занятиями физической культурой и спортом охвачено около 19 % населения области. В связи с изменением в современных условиях структуры потребностей в определенных видах спорта и физкультурно-оздоровительных услугах необходимо осуществление на всей территории области мониторинга качества и уровня проводимых физкультурно-оздоровительных мероприятий. Это будет способствовать получению эффективной обратной связи от населения как потребителя услуг с целью корректировки политики в области развития физкультурно-массовой работы в области.

Развитие массовой физкультуры и спорта среди населения области имеет приоритетное значение. Об этом свидетельствует количество регулярно занимающегося физической культурой и спортом населения - 19500 человек. Два раза в год - осенью и зимой - в соответствии с постановлением Губернатора области проходит Неделя здоровья, в рамках которой во всех образовательных учреждениях и на предприятиях ежедневно в течение недели проводятся спортивные мероприятия. В области проводятся такие массовые соревнования, как спартакиады школьников, допризывной молодежи, учащихся учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также спартакиады среди сельской молодежи, воспитанников коррекционных школ-интернатов и инвалидов, дошкольных образовательных учреждений, соревнования по авиационным, техническим и военно-прикладным видам спорта, первенства и чемпионаты области по более чем 40 видам спорта, легкоатлетические пробеги и др. Необходимо усилить централизованное информационное освещение и материальное обеспечение данных мероприятий с целью привлечения к участию в них еще большего числа населения.

Данные мероприятия отражают потребность в активизации работы по созданию условий для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и массовых спортивных соревнований по месту жительства и отдыха молодежи, что подразумевает реконструкцию и строительство доступных для населения спортивных площадок и спортивных городков для населения различных возрастных групп, которых в настоящий момент в области насчитывается 853 единиц с пропускной способностью 16865 человек.

На настоящий момент в 59 учреждениях дополнительного образования спортивной направленности занимается более 37 тыс. человек. Среди данных учреждений только около 85% имеют свою собственную материально-техническую базу.

Проводится целенаправленная работа по подготовке спортивного резерва и ведущих спортсменов области. Более сорока спортсменов области являются победителями и призерами чемпионатов и первенств мира и Европы по легкой атлетике, полиатлону, плаванию, фехтованию, академической гребле, борьбе дзюдо и самбо, арче-биатлону и другим видам спорта. Перспективные и ведущие спортсмены регулярно обеспечиваются дополнительным питанием и фармакологическими средствами, с ними проводятся учебно-тренировочные сборы. В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 26.01.2006 № 20 «О мероприятиях по подготовке ведущих спортсменов области - кандидатов в сборные команды России к ХХ зимней Олимпиаде 2006 года в г. Турине (Италия) и ХХIХ летней Олимпиаде 2008 года в г. Пекине (Китай)» функционируют региональные центры подготовки ведущих спортсменов области по фехтованию, плаванию, легкой атлетике, академической гребле и гребле на байдарках и каноэ и спортивной борьбе. Однако в настоящий момент существует потребность в финансировании данных приоритетных видов спорта и создании современной материально-технической базы (современный легкоатлетический стадион, реконструкции гребных баз и др.) в целях обеспечения эффективной подготовки спортсменов-профессионалов к участию в международных соревнованиях (Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы) и создания современной инфраструктуры спорта высших достижений. Данная работа возможна при консолидации усилий всех заинтересованных сторон и бюджетов различных уровней на основе программно-целевого подхода.

Таким образом, дальнейшее качественное развитие системы физической культуры и спорта осложняется рядом проблем, наиболее существенными из которых являются:

- неполное соответствие уровня развития материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта существующим потребностям населения, а также имеющийся моральный и физический износ основных фондов учреждений физической культуры и спорта, препятствующий решению задач по развитию массового спорта в области;

- недостаточное количество и недостаточная материальная мотивация высокопрофессиональных педагогических и тренерских кадров, способных осуществлять эффективную работу по физическому воспитанию и оздоровлению населения области;

- недостаточная мотивация у выпускников педагогических вузов и профессиональных колледжей спортивной направленности к работе в качестве тренеров-педагогов в учреждениях дополнительного образования спортивной и военно-спортивной направленности;

- несоответствие существующего уровня развития инфраструктуры спорта потребностям населения с ограниченными жизненными возможностями;

- недостаточный уровень современного программно-методического и технологического обеспечения процесса физического воспитания и оздоровления;

- необходимость активизации работы по созданию условий для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и массовых спортивных соревнований по месту жительства и отдыха молодежи.

Решение данных проблем возможно на основе программно-целевого подхода, позволяющего эффективно планировать развитие условий для укрепления здоровья населения, популяризировать массовый и профессиональный спорт, создавать механизмы проведения эффективной кадровой политики и повышать квалификацию работников физической культуры, координировать работу органов исполнительной власти по развитию инфраструктуры спорта, тем самым создавая основы для единства усилий по развитию системы физической культуры и спорта в целом. Реализация программно-целевого подхода в данной сфере жизнедеятельности позволит осуществить комплексный подход к решению проблем, распределить полномочия и ответственность, эффективно планировать и проводить мониторинг развития физической культуры и спорта.

Приоритетными направлениями в создании системы физического воспитания и оздоровления населения должны стать формирование культуры здорового образа жизни, создание инфраструктуры физического воспитания и спортивного досуга на территории Калужской области.

Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов исполнительной власти разных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций на основе единой областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта Калужской области на 2007-2010 годы».

2.Основные цели и задачи


Целями программы являются создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта и приобщение различных слоев населения Калужской области к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Система мероприятий программы предусматривает решение следующих задач:

1. Развитие материально-технической базы для занятий населения области массовым спортом в образовательных, спортивных учреждениях и клубах по месту жительства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»