Действующий

О Концепции демографической политики Калужской области на период до 2025 года

8. Этапы и механизмы осуществления демографической политики


Реализация демографической политики в области на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2008-2010 годы) будут реализованы мероприятия областной целевой программы «Улучшение демографической ситуации в Калужской области на 2008-2010 годы», направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций и уменьшение остроты демографического кризиса, стабилизацию численности населения, формирование правовой, организационной и финансовой базы для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года. В названной областной целевой программе отражены мероприятия других областных целевых программ, касающиеся вопросов демографии.

На втором этапе (2011-2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, сокращении рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, создании условий для комфортной жизнедеятельности семей и обеспечения увеличения потенциала здоровья населения.

На третьем этапе (2016-2025 годы) предусматривается проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в регионе, по сохранению достигнутых показателей.

Механизмами осуществления демографической политики являются разработка и реализация программ демографической политики, их нормативно-правовое обеспечение, представляющее, во-первых, расширение региональной нормативно-правовой базы: создание новых правовых актов, а также дополнение и уточнение уже имеющихся; во-вторых, инициирование принятия новых законов и уточнение существующих, положения которых не соответствует новым реалиям; экономическое обеспечение, включающее систему прямых выплат денежных средств семьям, чья репродуктивная и воспитательная деятельность соответствует проводимой демографической политике; формирование накопительных выплат; установление размеров льгот, компенсирующих полностью или частично расходы семьи в различных сферах жизнедеятельности; информационно-пропагандистское и организационное обеспечение. Программы будут разрабатываться либо как комплексные для всех аспектов демографического развития, либо по отдельным направлениям: рождаемости, смертности, миграции.

Политика в области повышения рождаемости и укрепления института семьи будет осуществляться через реализацию различного рода мер, входящих в региональные демографические программы, по следующим основным направлениям: содействие молодым семьям в приобретении жилья; совершенствование системы пособий и льгот семьям в связи с рождением и воспитанием детей; поддержка беременных и женщин, имеющих детей, в реализации трудовых прав, ориентации в профессиональной деятельности; обеспечение доступности услуг дошкольных образовательных учреждений; развитие и укрепление семейных ценностей, повышение престижа родительского труда по воспитанию нескольких детей; подготовка детей и подростков к семейной жизни; содействие вступлению в зарегистрированный брак, оказание психологической помощи семьям на разных стадиях формирования и развития; развитие семейного досуга и отдыха; профилактика абортов путем повышения культуры регулирования деторождения; содействие в сохранении и улучшении репродуктивного здоровья, реализаций репродуктивных намерений при его нарушениях.

Политика в области снижения смертности будет осуществляться через реализацию различного рода мер, входящих в региональные демографические программы, по основным направлениям: сокращение потерь, обусловленных маргинальными слоями населения, т.е. группами, которые в силу своего имущественного и социального положения оказываются ограничены в общественной самореализации. Предполагается оздоровление образа жизни населения путем создания условий для доступного экономического выбора безопасных для здоровья форм поведения, прежде всего в сфере потребления алкоголя, а также курения, питания, физической активности. Сокращение распространенности и последствий предотвратимых состояний и причин смерти будет осуществляться путем обеспечения экономической и территориальной доступности услуг здравоохранения, и прежде всего в сфере медико-социальной профилактики и лечения на первичном уровне. Предстоит совершенствование информационного обеспечения, разработки, реализации и мониторинга поставленных задач по снижению смертности в различных группах населения, развитие статистической и социологической информации.

Политика в области регулирования постоянной и временной трудовой миграции может быть реализована через принятие специальных региональных миграционных программ стимулирования возвращения соотечественников. Данные программы должны включать мероприятия по развитию инфраструктуры трудовой миграции, системы информирования временных трудовых мигрантов и работодателей об особенностях трудоустройства в России; по развитию межкультурного обмена и стимулирования интеграции мигрантов в социально-экономическую и культурную среду; по стимулированию занятости молодежи и женщин; а также по стимулированию усыновления детей российскими усыновителями.