ЗАКОН

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 12 ноября 2007 года N 373-ОЗ


Об областной целевой программе "Улучшение демографической ситуации в Калужской области на 2008-2010 годы"

(с изменениями на 1 ноября 2008 года)

____________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Калужской области от 25 сентября 2008 года N 456-ОЗ;
Законом Калужской области от 1 ноября 2008 года N 479-ОЗ.
____________________________________               


Принят
 Законодательным Собранием
 25 октября 2007 года


     Статья 1.


Утвердить областную целевую программу "Улучшение демографической ситуации в Калужской области на 2008 - 2010 годы" (прилагается).


     Статья 2.


Финансирование мероприятий данной программы, осуществляемых за счет средств областного бюджета, уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.


     Статья 3.


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.


Губернатор Калужской области
 А.Д.Артамонов

г.Калуга

12 ноября 2007 г.

N 373-ОЗ


Приложение
 к Закону Калужской области
 от 12 ноября 2007 года N 373-ОЗ
"Об областной целевой программе
 "Улучшение демографической ситуации
 в Калужской области на 2008-2010 годы"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Улучшение демографической ситуации в Калужской области на 2008-2010 годы"


ПАСПОРТ
 областной целевой программы

Наименование программы

 «Улучшение демографической ситуации в Калужской области на 2008-2010 годы» (далее - Программа)

Заказчики областной целевой программы

  Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области - координатор; министерство здравоохранения Калужской области; министерство образования и культуры Калужской области; министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области; министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.

(в редакции Закона Калужской области от 1 ноября 2008 года N 479-ОЗ)

Разработчик

Рабочая группа, созданная распоряжением Губернатора Калужской области от 30.07.2007 № 88-р

Дата принятия решения о разработке  

Распоряжение  Губернатора Калужской области  от 30.07.2007 № 88-р

Цель программы

Задачи программы:

Создание предпосылок и условий для последующей стабилизации численности населения в Калужской области к 2015 году и последующему демографическому росту.

­     создание предпосылок для повышения рождаемости;
­     всестороннее укрепление института семьи;
­     совершенствование адресной социальной защиты семьи;
­     увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
­     увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
­     улучшение репродуктивного здоровья населения;
­     повышение эффективности использования миграционных потоков.

Целевые индикаторы и показатели

Наименование показателя                                  Значение по годам:           

                                                                                2008                    2009                2010
Коэффициент рождаемости,                                        10,3                      10,4                  10,4           
(число родившихся на 1000 населения)                                                                                            


Коэффициент смертности                                            17,3                      17,2                  16,8          
(число умерших на 1000 населения)                   


Коэффициент миграционного прироста                    4,5                         5,1                    6,6             

(человек на 1000 населения)

Сроки и этапы  реализации  

2008 - 2010 годы

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

­ стимулирование рождаемости и укрепление семьи в  Калужской области;

­ укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Калужской области;

­ стимулирование миграционного прироста населения в интересах социально-экономического развития Калужской области

Объемы финансирования

Источник финансирования

Итого
(тыс. руб.)

в том числе по годам:

(в редакции

2008

2009

2010

Закона Калужской области от 1 ноября 2008 года N 479-ОЗ)

Областной
бюджет

26299,0

5250,0

5000,0

16049,0

Источник финансирования           Итого (тыс.руб.)                       в том числе по годам:              
                                                                                                 2008                2009              2010
Областной бюджет                              50752,0                   18079,0         16624,0        16049,0    

Ожидаемые результаты:  

­     создание предпосылок для последующей стабилизации численности населения Калужской области, которая позволит достичь к 2015 году численности населения области не менее 1 млн.человек;
­     увеличение рождаемости в Калужской области;
­     снижение общей смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте

Система организации контроля за исполнением  

Заказчики осуществляют контроль за ходом реализации мероприятий Программы в соответствии  с Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным   постановлением Губернатора Калужской области от 02.02.2005 № 33, готовят информационно-аналитические материалы на заседания Совета при Губернаторе Калужской области по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, утвержденным постановлением  Губернатора Калужской области  от 23.01.2006 № 18

  

   

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


В Калужской области, как и в целом по России, проблемы демографического развития в настоящее время входят в число первоочередных.

На начало 2007 года Калужская область по численности населения занимала 15-е место среди восемнадцати регионов Центрального федерального округа (ЦФО). Ниже, чем в нашей области, число жителей только в Смоленской, Орловской и Костромской областях. В то же время сокращение численности населения Калужской области за 2006 год по сравнению с пятнадцатью регионами ЦФО, в которых наблюдалась убыль населения, было наименьшим (на 0,5% к уровню 2005 года). Коэффициент естественной убыли населения составил 8,4 человека на 1000 населения, ниже он зарегистрирован лишь в г.Москве, Белгородской, Липецкой и Московской областях.

На протяжении двух десятилетий (с 1990 года) демографическая ситуация в области характеризовалась сохранением устойчивого процесса депопуляции. Однако в 2006 году, благодаря снижению естественной убыли населения и сохранению положительного сальдо миграции, интенсивность депопуляции населения снизилась. При этом по сравнению с 2004 годом коэффициент общей убыли населения уменьшился в 1,1 раза, и в абсолютном выражении естественная убыль населения составила 8584 человека на 1000 населения против 9710 человек в 2004 году и 10546 человек в 2005 году.

В 2006 году снижение численности населения было зарегистрировано во всех муниципальных районах области, кроме Бабынинского, Боровского, Людиновского и Ферзиковского районов и городского округа «Город Обнинск».

Превышение числа умерших над числом родившихся наблюдалось как в городской, так и в сельской местности области. Начиная с 1994 года в целом по области общий коэффициент смертности превышал общий коэффициент рождаемости более чем в два раза. В 2006 году это превышение снизилось до 1,9 раза. В сельской местности наблюдалась наиболее неблагополучная ситуация: коэффициент смертности превышал общий коэффициент рождаемости в среднем в 2,6 раза. В таких муниципальных районах, как Куйбышевский, Спас-Деменский и Ульяновский, характерно соотношение числа родившихся и умерших 1 к 4 и более.

Демографические показатели за период 2004-2006 гг., сложившиеся в Калужской области, в сопоставлении с показателями по Российской Федерации и Центральному федеральному округу (ЦФО) представлены в следующей таблице:

Показатель

Калужская область

ЦФО

РФ

2004

2005

2006

2006

2006

Численность населения, тыс. человек (среднегодовая)

1025,1

1017,9

1011,6

х

х

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении - оба пола (лет)

64,5

64,3

66,0

66,3

67,1

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении - мужчин (лет)

57,9

57,4

59,5

59,9

58,9

Естественная убыль населения (на 1000 населения)

9,5

10,3

8,4

7,7

4,8

Коэффициент рождаемости,  (число родившихся на 1000 населения)

9,2

8,9

9,2

9,0

10,4

Коэффициент смертности (число умерших на 1000 населения)

18,7

19,2

17,6

16,7

15,2

Коэффициент миграционного прироста (человек на 1000 населения)

0,5

2,6

2,3

3,7

0,9

Доля населения моложе трудоспособного возраста (в % от общей численности населения на начало года)

15,1

14,7

14,3

13,9

16,3

Доля населения старше трудоспособного возраста (в % от общей численности населения на начало года)

23,5

23,5

23,7

23,4

20,4

Доля мужчин трудоспособного возраста (в % от общей численности населения на начало года)

30,7

31,1

31,4

32,3

32,3



Одной из причин сохранения в области естественной убыли является высокий уровень смертности населения. В 2006 году наблюдалось некоторое улучшение показателя смертности по сравнению с предыдущим годом (17,6 умерших на 1000 жителей). В 19 муниципальных районах области общий коэффициент смертности населения превышал среднеобластной, а в Барятинском, Жиздринском, Износковском, Куйбышевском, Перемышльском, Спас-Деменском, Ульяновском Хвастовичском муниципальных районах составил свыше 25 умерших на 1000 жителей.

Основной причиной смерти населения области являлись заболевания сердечно-сосудистой системы, на долю которых ежегодно приходилось около 60% смертей. Далее - новообразования: 13% от общего количества смертей, среди которых чаще других встречаются новообразования органов пищеварения и органов дыхания. Внешние причины смертей (несчастные случаи, отравления и травмы) составляют около 12% от общего количества смертей, т.е. становятся причиной смерти более 2 тыс. человек.

В 2006 году число умерших в трудоспособном возрасте уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 0,8 тыс. человек (на 13,4%) и составило 5,2 тыс. человек, или 28,9% от общего числа умерших (в 2005 году - 6 тыс.человек, или 30,5%). После негативной динамики предшествующих лет снижение уровня смертности населения трудоспособного возраста наблюдалось по всем основным причинам смерти.

Ведущее место в причинах смертности трудоспособного населения занимают болезни системы кровообращения, явившиеся причиной смерти 1,76 тыс.человек, или 34% умерших в трудоспособном возрасте, а также внешние причины, жертвами которых стали 1,5 тыс.человек, или 29,5% от общего числа умерших в трудоспособном возрасте.

Более 80% из числа умерших в трудоспособном возрасте ежегодно составляют представители «сильного пола». Наибольшая разница между мужской и женской смертностью наблюдалась в возрасте от 30 до 45 лет. Смертность мужчин в указанном возрасте в 4 раза выше смертности женщин. Ярко выраженной «мужской» причиной смерти трудоспособного населения является смертность от внешних причин - почти 80% мужского населения, умершего по этим причинам, находилось в трудоспособном возрасте. В структуре внешних причин, приведших к смерти, отравления алкоголем составили 22%, самоубийства - 11,6%, дорожно-транспортный травматизм - 11,4%, убийства - 11,6%. В 2006 году в целом по области из числа умерших мужчин 44,6% не достигло пенсионного возраста.

Повышенный уровень смертности граждан в трудоспособном возрасте отрицательно воздействует на формирование и состав трудовых ресурсов области. Начиная с 2004 года незначительный прирост этой возрастной группы населения обеспечивался только за счет иммигрантов из стран ближнего зарубежья. Внутренние ресурсы для увеличения населения в трудоспособном возрасте исчерпаны. Численность преждевременно умерших начала превышать пополнение трудовых ресурсов за счет смены поколений (2004 г. - на 107 человек, 2005 г. - на 1667 человек, 2006 г. - на 4019 человек). Последний резерв практически исчерпан: в трудоспособный возраст начинают вступать поколения, родившиеся в 90-е годы прошлого столетия, когда наблюдался низкий уровень рождаемости.

Показатель младенческой смертности является интегрированным медико-демографическим показателем, характеризующим как социально-экономическое состояние общества, так и деятельность органов здравоохранения (с 2000 года имеет динамичную тенденцию к снижению). В структуре причин смерти детей до года преобладали состояния, возникшие в перинатальный период, доля которых в 2006 году составила 45%. Наряду с этим значительна (20%) доля смертей от врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений, число умерших от которых по сравнению с 2005 годом увеличилось в 1,5 раза. Указанные причины смерти младенцев относятся к эндогенным и трудноуправляемым причинам. Они в большинстве случаев связаны со здоровьем матери, неблагоприятным течением беременности и родов.

Естественной убыли населения способствует и низкий уровень рождаемости. В 2006 году коэффициент рождаемости вновь вернулся к показателю 2004 года и составил 9,2 на 1000 населения. Наибольшее увеличение числа родившихся в 2006 году по сравнению с 2005 годом было зарегистрировано в муниципальных районах- Бабынинском (на 34,8%), Барятинском (на 35,7%), Мосальском (на 35,9%), Жиздринском (на 29,6%), Сухиничском (на 22,8%).

Основным показателем воспроизводства населения является суммарный коэффициент рождаемости. В 2006 году в целом по области указанный показатель составил 1,23 рождения в расчете на одну женщину. Рождаемость в сельской местности традиционно выше, чем в городской, и суммарный коэффициент рождаемости в сельской местности в среднем превышает городской показатель в 1,3 раза. В то же время суммарный коэффициент рождаемости почти в 2 раза ниже необходимого для простого воспроизводства населения.

Уровень рождаемости определяется возрастом вступления в брак, прочностью и типом союза. Самый эффективный детородный возраст женщин для рождения детей - до 24 лет. В то же время по сравнению с 2000 годом количество женщин в данном возрасте, родивших ребенка, сократилось на 6 процентных пунктов и составило 47,8% от общего количества. Кроме того, очередность рождения первенца возросла почти на 10%. В 2006 году 28,4% детей родились вне брака, тогда как в 1990 году этот показатель составлял только 12,2 %. Изменение социальных ориентиров и нравственных ценностей, ослабление института семьи привели к снижению количества браков и повышению количества разводов. Если в 1990 году в среднем распадалось 45% браков, то в 2006 году - 60%.

Основным источником частичной компенсации естественных потерь населения является миграционный прирост. В 2006 году объем миграционного прироста составил 2,3 тыс. человек. Миграционный прирост населения в 2006 году наблюдался в 11 из 24 муниципальных районов, а также в городских округах «Город Калуга» и «Город Обнинск». В Барятинском, Износковском, Куйбышевском, Мосальском, Перемышльском, Спас-Деменском, Ульяновском, Хвастовичском и Юхновском муниципальных районах на протяжении последних 5 лет число выбывших превышало число прибывших. Следует также отметить, что в городах и поселках городского типа области миграционный прирост населения обеспечивался как за счет внешних потоков (в основном за счет прибывших из стран СНГ и Балтии), так и за счет внутриобластной миграции населения, т.е. за счет переехавших из сельской местности в города и поселки городского типа. В результате во всех городах и поселках городского типа, за исключением поселка Думиничи, городов Козельск, Сосенский, Мосальск и Юхнов, в 2006 году наблюдался миграционный прирост населения, тогда как в сельской местности миграционный прирост был зарегистрирован лишь в девяти муниципальных районах (Бабынинском, Боровском, Думиничском, Жуковском, Людиновском, Медынском, Мещовском, Тарусском и Ферзиковском).

Анализ показателей, характеризующих изменение численности населения, а также демографические процессы, происходящие в Калужской области, позволяют сделать вывод о наиболее существенных проблемах, на которых необходимо сконцентрировать внимание органов государственной власти области и органов местного самоуправления в ближайшей перспективе, это:

- низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий на современном уровне сохранение численности населения на долгосрочную перспективу для ускорения социально-экономического развития области, что особенно выражено в сельской местности;

-сверхсмертность мужчин в трудоспособном возрасте, в основном от предотвратимых причин;

-ухудшение репродуктивного здоровья населения, в том числе ведущее к смертности в младенческом возрасте;

-снижение ценности семьи и брака.

Таким образом, без проведения в Калужской области активной демографической политики, направленной на производственный и жилищный секторы, на улучшение здравоохранения и состояния окружающей среды, демографическое развитие невозможно. Демографические показатели 2006 года дают основания для формирования более оптимистичных прогнозов по численности населения Калужской области на 2015-й и последующие годы.

Программа является началом формирования системного подхода к решению задач по улучшению демографической ситуации в области, проведению скоординированных действий всех органов власти области и ориентации на долгосрочный период. Необходимость разработки Программы обусловлена инертностью существующих демографических процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов.

2. Основные цели и задачи областной целевой программы


В Калужской области в настоящее время принят целый ряд нормативных правовых актов, в том числе более 30 областных целевых программ, определяющих деятельность органов государственной власти области. Они направлены на создание благоприятных условий для роста рождаемости и укрепления семьи, улучшение состояния здоровья и снижение смертности населения, рационализацию миграционных процессов. Это способствует реализации идей, сформулированных в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 №1270-р, и ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»