(с изменениями на 1 ноября 2008 года)
____________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Калужской области от 25 сентября 2008 года N 456-ОЗ;
Законом Калужской области от 1 ноября 2008 года N 479-ОЗ.
____________________________________
Принят
Законодательным Собранием
25 октября 2007 года
Утвердить областную целевую программу "Улучшение демографической ситуации в Калужской области на 2008 - 2010 годы" (прилагается).
Финансирование мероприятий данной программы, осуществляемых за счет средств областного бюджета, уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
г.Калуга
12 ноября 2007 г.
N 373-ОЗ
Приложение
к Закону Калужской области
от 12 ноября 2007 года N 373-ОЗ
"Об областной целевой программе
"Улучшение демографической ситуации
в Калужской области на 2008-2010 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Улучшение демографической ситуации в Калужской области на 2008-2010 годы"
ПАСПОРТ
областной целевой программы
Наименование программы | «Улучшение демографической ситуации в Калужской области на 2008-2010 годы» (далее - Программа) | ||||
Заказчики областной целевой программы | Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области - координатор; министерство здравоохранения Калужской области; министерство образования и культуры Калужской области; министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области; министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области. (в редакции Закона Калужской области от 1 ноября 2008 года N 479-ОЗ) | ||||
Разработчик | Рабочая группа, созданная распоряжением Губернатора Калужской области от 30.07.2007 № 88-р | ||||
Дата принятия решения о разработке | Распоряжение Губернатора Калужской области от 30.07.2007 № 88-р | ||||
Цель программы | Создание предпосылок и условий для последующей стабилизации численности населения в Калужской области к 2015 году и последующему демографическому росту. | ||||
Целевые индикаторы и показатели | Наименование показателя Значение по годам: 2008 2009 2010
(человек на 1000 населения) | ||||
Сроки и этапы реализации | 2008 - 2010 годы | ||||
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | стимулирование рождаемости и укрепление семьи в Калужской области; укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Калужской области; стимулирование миграционного прироста населения в интересах социально-экономического развития Калужской области | ||||
Объемы финансирования | Источник финансирования | Итого | в том числе по годам: | ||
(в редакции | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Закона Калужской области от 1 ноября 2008 года N 479-ОЗ) | Областной | 26299,0 | 5250,0 | 5000,0 | 16049,0 |
Источник финансирования Итого (тыс.руб.) в том числе по годам: | |||||
Ожидаемые результаты: | создание предпосылок для последующей стабилизации численности населения Калужской области, которая позволит достичь к 2015 году численности населения области не менее 1 млн.человек; | ||||
Система организации контроля за исполнением | Заказчики осуществляют контроль за ходом реализации мероприятий Программы в соответствии с Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 02.02.2005 № 33, готовят информационно-аналитические материалы на заседания Совета при Губернаторе Калужской области по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 23.01.2006 № 18 |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
В Калужской области, как и в целом по России, проблемы демографического развития в настоящее время входят в число первоочередных.
На начало 2007 года Калужская область по численности населения занимала 15-е место среди восемнадцати регионов Центрального федерального округа (ЦФО). Ниже, чем в нашей области, число жителей только в Смоленской, Орловской и Костромской областях. В то же время сокращение численности населения Калужской области за 2006 год по сравнению с пятнадцатью регионами ЦФО, в которых наблюдалась убыль населения, было наименьшим (на 0,5% к уровню 2005 года). Коэффициент естественной убыли населения составил 8,4 человека на 1000 населения, ниже он зарегистрирован лишь в г.Москве, Белгородской, Липецкой и Московской областях.
На протяжении двух десятилетий (с 1990 года) демографическая ситуация в области характеризовалась сохранением устойчивого процесса депопуляции. Однако в 2006 году, благодаря снижению естественной убыли населения и сохранению положительного сальдо миграции, интенсивность депопуляции населения снизилась. При этом по сравнению с 2004 годом коэффициент общей убыли населения уменьшился в 1,1 раза, и в абсолютном выражении естественная убыль населения составила 8584 человека на 1000 населения против 9710 человек в 2004 году и 10546 человек в 2005 году.
В 2006 году снижение численности населения было зарегистрировано во всех муниципальных районах области, кроме Бабынинского, Боровского, Людиновского и Ферзиковского районов и городского округа «Город Обнинск».
Превышение числа умерших над числом родившихся наблюдалось как в городской, так и в сельской местности области. Начиная с 1994 года в целом по области общий коэффициент смертности превышал общий коэффициент рождаемости более чем в два раза. В 2006 году это превышение снизилось до 1,9 раза. В сельской местности наблюдалась наиболее неблагополучная ситуация: коэффициент смертности превышал общий коэффициент рождаемости в среднем в 2,6 раза. В таких муниципальных районах, как Куйбышевский, Спас-Деменский и Ульяновский, характерно соотношение числа родившихся и умерших 1 к 4 и более.
Демографические показатели за период 2004-2006 гг., сложившиеся в Калужской области, в сопоставлении с показателями по Российской Федерации и Центральному федеральному округу (ЦФО) представлены в следующей таблице:
Показатель | Калужская область | ЦФО | РФ | ||
2004 | 2005 | 2006 | 2006 | 2006 | |
Численность населения, тыс. человек (среднегодовая) | 1025,1 | 1017,9 | 1011,6 | х | х |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении - оба пола (лет) | 64,5 | 64,3 | 66,0 | 66,3 | 67,1 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении - мужчин (лет) | 57,9 | 57,4 | 59,5 | 59,9 | 58,9 |
Естественная убыль населения (на 1000 населения) | 9,5 | 10,3 | 8,4 | 7,7 | 4,8 |
Коэффициент рождаемости, (число родившихся на 1000 населения) | 9,2 | 8,9 | 9,2 | 9,0 | 10,4 |
Коэффициент смертности (число умерших на 1000 населения) | 18,7 | 19,2 | 17,6 | 16,7 | 15,2 |
Коэффициент миграционного прироста (человек на 1000 населения) | 0,5 | 2,6 | 2,3 | 3,7 | 0,9 |
Доля населения моложе трудоспособного возраста (в % от общей численности населения на начало года) | 15,1 | 14,7 | 14,3 | 13,9 | 16,3 |
Доля населения старше трудоспособного возраста (в % от общей численности населения на начало года) | 23,5 | 23,5 | 23,7 | 23,4 | 20,4 |
Доля мужчин трудоспособного возраста (в % от общей численности населения на начало года) | 30,7 | 31,1 | 31,4 | 32,3 | 32,3 |
Одной из причин сохранения в области естественной убыли является высокий уровень смертности населения. В 2006 году наблюдалось некоторое улучшение показателя смертности по сравнению с предыдущим годом (17,6 умерших на 1000 жителей). В 19 муниципальных районах области общий коэффициент смертности населения превышал среднеобластной, а в Барятинском, Жиздринском, Износковском, Куйбышевском, Перемышльском, Спас-Деменском, Ульяновском Хвастовичском муниципальных районах составил свыше 25 умерших на 1000 жителей.
Основной причиной смерти населения области являлись заболевания сердечно-сосудистой системы, на долю которых ежегодно приходилось около 60% смертей. Далее - новообразования: 13% от общего количества смертей, среди которых чаще других встречаются новообразования органов пищеварения и органов дыхания. Внешние причины смертей (несчастные случаи, отравления и травмы) составляют около 12% от общего количества смертей, т.е. становятся причиной смерти более 2 тыс. человек.
В 2006 году число умерших в трудоспособном возрасте уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 0,8 тыс. человек (на 13,4%) и составило 5,2 тыс. человек, или 28,9% от общего числа умерших (в 2005 году - 6 тыс.человек, или 30,5%). После негативной динамики предшествующих лет снижение уровня смертности населения трудоспособного возраста наблюдалось по всем основным причинам смерти.
Ведущее место в причинах смертности трудоспособного населения занимают болезни системы кровообращения, явившиеся причиной смерти 1,76 тыс.человек, или 34% умерших в трудоспособном возрасте, а также внешние причины, жертвами которых стали 1,5 тыс.человек, или 29,5% от общего числа умерших в трудоспособном возрасте.
Более 80% из числа умерших в трудоспособном возрасте ежегодно составляют представители «сильного пола». Наибольшая разница между мужской и женской смертностью наблюдалась в возрасте от 30 до 45 лет. Смертность мужчин в указанном возрасте в 4 раза выше смертности женщин. Ярко выраженной «мужской» причиной смерти трудоспособного населения является смертность от внешних причин - почти 80% мужского населения, умершего по этим причинам, находилось в трудоспособном возрасте. В структуре внешних причин, приведших к смерти, отравления алкоголем составили 22%, самоубийства - 11,6%, дорожно-транспортный травматизм - 11,4%, убийства - 11,6%. В 2006 году в целом по области из числа умерших мужчин 44,6% не достигло пенсионного возраста.
Повышенный уровень смертности граждан в трудоспособном возрасте отрицательно воздействует на формирование и состав трудовых ресурсов области. Начиная с 2004 года незначительный прирост этой возрастной группы населения обеспечивался только за счет иммигрантов из стран ближнего зарубежья. Внутренние ресурсы для увеличения населения в трудоспособном возрасте исчерпаны. Численность преждевременно умерших начала превышать пополнение трудовых ресурсов за счет смены поколений (2004 г. - на 107 человек, 2005 г. - на 1667 человек, 2006 г. - на 4019 человек). Последний резерв практически исчерпан: в трудоспособный возраст начинают вступать поколения, родившиеся в 90-е годы прошлого столетия, когда наблюдался низкий уровень рождаемости.
Показатель младенческой смертности является интегрированным медико-демографическим показателем, характеризующим как социально-экономическое состояние общества, так и деятельность органов здравоохранения (с 2000 года имеет динамичную тенденцию к снижению). В структуре причин смерти детей до года преобладали состояния, возникшие в перинатальный период, доля которых в 2006 году составила 45%. Наряду с этим значительна (20%) доля смертей от врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений, число умерших от которых по сравнению с 2005 годом увеличилось в 1,5 раза. Указанные причины смерти младенцев относятся к эндогенным и трудноуправляемым причинам. Они в большинстве случаев связаны со здоровьем матери, неблагоприятным течением беременности и родов.
Естественной убыли населения способствует и низкий уровень рождаемости. В 2006 году коэффициент рождаемости вновь вернулся к показателю 2004 года и составил 9,2 на 1000 населения. Наибольшее увеличение числа родившихся в 2006 году по сравнению с 2005 годом было зарегистрировано в муниципальных районах- Бабынинском (на 34,8%), Барятинском (на 35,7%), Мосальском (на 35,9%), Жиздринском (на 29,6%), Сухиничском (на 22,8%).
Основным показателем воспроизводства населения является суммарный коэффициент рождаемости. В 2006 году в целом по области указанный показатель составил 1,23 рождения в расчете на одну женщину. Рождаемость в сельской местности традиционно выше, чем в городской, и суммарный коэффициент рождаемости в сельской местности в среднем превышает городской показатель в 1,3 раза. В то же время суммарный коэффициент рождаемости почти в 2 раза ниже необходимого для простого воспроизводства населения.
Уровень рождаемости определяется возрастом вступления в брак, прочностью и типом союза. Самый эффективный детородный возраст женщин для рождения детей - до 24 лет. В то же время по сравнению с 2000 годом количество женщин в данном возрасте, родивших ребенка, сократилось на 6 процентных пунктов и составило 47,8% от общего количества. Кроме того, очередность рождения первенца возросла почти на 10%. В 2006 году 28,4% детей родились вне брака, тогда как в 1990 году этот показатель составлял только 12,2 %. Изменение социальных ориентиров и нравственных ценностей, ослабление института семьи привели к снижению количества браков и повышению количества разводов. Если в 1990 году в среднем распадалось 45% браков, то в 2006 году - 60%.
Основным источником частичной компенсации естественных потерь населения является миграционный прирост. В 2006 году объем миграционного прироста составил 2,3 тыс. человек. Миграционный прирост населения в 2006 году наблюдался в 11 из 24 муниципальных районов, а также в городских округах «Город Калуга» и «Город Обнинск». В Барятинском, Износковском, Куйбышевском, Мосальском, Перемышльском, Спас-Деменском, Ульяновском, Хвастовичском и Юхновском муниципальных районах на протяжении последних 5 лет число выбывших превышало число прибывших. Следует также отметить, что в городах и поселках городского типа области миграционный прирост населения обеспечивался как за счет внешних потоков (в основном за счет прибывших из стран СНГ и Балтии), так и за счет внутриобластной миграции населения, т.е. за счет переехавших из сельской местности в города и поселки городского типа. В результате во всех городах и поселках городского типа, за исключением поселка Думиничи, городов Козельск, Сосенский, Мосальск и Юхнов, в 2006 году наблюдался миграционный прирост населения, тогда как в сельской местности миграционный прирост был зарегистрирован лишь в девяти муниципальных районах (Бабынинском, Боровском, Думиничском, Жуковском, Людиновском, Медынском, Мещовском, Тарусском и Ферзиковском).
Анализ показателей, характеризующих изменение численности населения, а также демографические процессы, происходящие в Калужской области, позволяют сделать вывод о наиболее существенных проблемах, на которых необходимо сконцентрировать внимание органов государственной власти области и органов местного самоуправления в ближайшей перспективе, это:
- низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий на современном уровне сохранение численности населения на долгосрочную перспективу для ускорения социально-экономического развития области, что особенно выражено в сельской местности;
-сверхсмертность мужчин в трудоспособном возрасте, в основном от предотвратимых причин;
-ухудшение репродуктивного здоровья населения, в том числе ведущее к смертности в младенческом возрасте;
-снижение ценности семьи и брака.
Таким образом, без проведения в Калужской области активной демографической политики, направленной на производственный и жилищный секторы, на улучшение здравоохранения и состояния окружающей среды, демографическое развитие невозможно. Демографические показатели 2006 года дают основания для формирования более оптимистичных прогнозов по численности населения Калужской области на 2015-й и последующие годы.
Программа является началом формирования системного подхода к решению задач по улучшению демографической ситуации в области, проведению скоординированных действий всех органов власти области и ориентации на долгосрочный период. Необходимость разработки Программы обусловлена инертностью существующих демографических процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов.
В Калужской области в настоящее время принят целый ряд нормативных правовых актов, в том числе более 30 областных целевых программ, определяющих деятельность органов государственной власти области. Они направлены на создание благоприятных условий для роста рождаемости и укрепления семьи, улучшение состояния здоровья и снижение смертности населения, рационализацию миграционных процессов. Это способствует реализации идей, сформулированных в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 №1270-р, и ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.