ЗАКОН

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 28 июня 2006 года N 211-ОЗ

О губернаторской инвестиционной программе по развитию технопарка "Грабцево" в Калужской области  

(с изменениями на 28 июня 2007 года)

_____________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Законом Калужской области от 30 марта 2007 года N 294-ОЗ;
Законом Калужской области от 28 июня 2007 года N 320-ОЗ.

 _____________________________________________



Принят
 Постановлением
 Законодательного Собрания Калужской области
 от 22 июня 2006 года N 441


     Статья 1


Утвердить Губернаторскую инвестиционную программу по развитию технопарка "Грабцево" в Калужской области (прилагается).


     Статья 2


Объем финансирования мероприятий Губернаторской инвестиционной программы по развитию технопарка "Грабцево" в Калужской области за счет средств областного бюджета уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год.


     Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования.


Губернатор Калужской области
 А.Д.Артамонов

г. Калуга
28 июня 2006 г.
N 211-ОЗ

Приложение
 к Закону Калужской области
 от 28 июня 2006 года N 211-ОЗ

ГУБЕРНАТОРСКАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА  
по развитию технопарка "Грабцево" в Калужской области


ПАСПОРТ
губернаторской инвестиционной программы по развитию технопарка
"Грабцево" в Калужской области



+-----------------------+----------------------------------------------------+
¦Наименование           ¦Губернаторская инвестиционная программа по развитию ¦
¦                       ¦технопарка "Грабцево" в г. Калуге                   ¦
+-----------------------+----------------------------------------------------+
¦Заказчик - координатор ¦Министерство экономического развития Калужской      ¦
¦Программы              ¦области                                             ¦
+-----------------------+----------------------------------------------------+
¦Заказчики по отдельным ¦Министерство экономического развития Калужской      ¦
¦направлениям           ¦области; министерство строительства и жилищно-      ¦
¦                       ¦коммунального хозяйства Калужской области;          ¦
¦                       ¦министерство дорожного хозяйства Калужской области; ¦
¦                       ¦министерство природных ресурсов Калужской области;  ¦
¦                       ¦ управление лесами Калужской области                ¦  
¦                       ¦министерство образования, культуры и спорта         ¦
¦                       ¦Калужской области; городской округ "Город Калуга"   ¦
¦                       ¦(по согласованию); ОАО "Калугаоблгаз" (по           ¦
¦                       ¦согласованию); ООО "Калужский областной водоканал"  ¦
¦                       ¦(по согласованию); ОАО "Калугаэнерго" (по           ¦
¦                       ¦согласованию)(в редакции Закона Калужской области   ¦
¦                       ¦от 28 июня 2007 года N 320-ОЗ)                      ¦
+-----------------------+----------------------------------------------------+
¦Разработчики           ¦Министерства Калужской области                      ¦
+-----------------------+----------------------------------------------------+
¦Цели и задачи          ¦Увеличение объемов инвестиций, привлекаемых в       ¦
¦                       ¦экономику Калужской области, через формирование     ¦
¦                       ¦механизмов создания индустриальных зон и            ¦
¦                       ¦организация на их базе качественного предложения    ¦
¦                       ¦инвесторам площадок для промышленной застройки.     ¦
¦                       ¦Задачи:                                             ¦
¦                       ¦- упрощение начальных этапов реализации             ¦
¦                       ¦инвестиционных проектов и устранение                ¦
¦                       ¦административных барьеров;                          ¦
¦                       ¦- обеспечение промышленных площадок инженерной      ¦
¦                       ¦инфраструктурой;                                    ¦
¦                       ¦- создание новых рабочих мест                       ¦
+-----------------------+----------------------------------------------------+
¦Важнейшие целевые      ¦Привлечение инвестиций до 2009 года в развитие      ¦
¦показали               ¦технопарка "Грабцево" в объеме не менее             ¦
¦                       ¦9 млрд. рублей.                                     ¦
¦                       ¦Создание к 2008 году до 3500 рабочих мест           ¦
+-----------------------+----------------------------------------------------+
¦Сроки реализации       ¦2006-2008 годы                                      ¦
+-----------------------+----------------------------------------------------+
¦Перечень основных      ¦- подготовка земельного участка под промышленную    ¦
¦мероприятий            ¦застройку;                                          ¦
¦                       ¦- обеспечение технопарка инженерными коммуникациями;¦
¦                       ¦- создание режима льготного налогообложения         ¦
¦                       ¦организациям, размещаемым на территории технопарка  ¦
¦                       ¦"Грабцево";                                         ¦
¦                       ¦- обеспечение организаций-инвесторов технопарка     ¦
¦                       ¦"Грабцево" квалифицированными рабочими кадрами;     ¦
¦                       ¦- организационное обеспечение развития технопарка   ¦
¦                       ¦"Грабцево"                                          ¦
+-----------------------+----------------------------------------------------+
¦Исполнители            ¦Программные мероприятия реализуются организациями,  ¦
¦программных            ¦указанными в приложении 1 к программе.              ¦
¦мероприятий            ¦Для решения организационных вопросов развития       ¦
¦                       ¦технопарка создается ООО "Технопарк "Грабцево"      ¦
+-----------------------+-------------------+-------+-------+--------+-------+
¦Объемы и источники     ¦Источники          ¦2006 г.¦2007 г.¦2008 г. ¦ Итого ¦
¦финансирования         ¦финансирования     ¦       ¦       ¦        ¦       ¦
¦(тыс. руб.)            +-------------------+-------+-------+--------+-------+
¦                       ¦Областной бюджет   ¦ 809476¦1447092¦   97140¦2353708¦
¦                       +-------------------+-------+-------+--------+-------+
¦                       ¦Внебюджетные       ¦ 173200¦   1000¦       -¦ 174200¦
¦                       ¦источники          ¦       ¦       ¦        ¦       ¦
¦                       +-------------------+-------+-------+--------+-------+
¦                       ¦Всего              ¦ 982676¦1448092¦   97140¦2527908¦
+-----------------------+-------------------+-------+-------+--------+-------+
¦Ожидаемые результаты   ¦Привлечение в период с 2006 по 2011 годы            ¦
¦                       ¦организациями - инвесторами технопарка инвестиций в ¦
¦                       ¦объеме не менее 14 млрд. рублей.                    ¦
¦                       ¦Создание на 1 этапе формирования технопарка до 3500 ¦
¦                       ¦новых рабочих мест                                  ¦
+-----------------------+----------------------------------------------------+
¦Система организации    ¦Заказчики осуществляют контроль за ходом реализации ¦
¦контроля за            ¦программных мероприятий по соответствующим          ¦
¦исполнением            ¦направлениям и ежемесячно представляют информацию   ¦
¦                       ¦координатору Программы. Координатор Программы       ¦
¦                       ¦обобщает представленную информацию и готовит        ¦
¦                       ¦информационно-аналитический доклад Губернатору      ¦
¦                       ¦Калужской области                                   ¦
+-----------------------+----------------------------------------------------+

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Среди субъектов Российской Федерации ведется постоянная конкуренция по созданию более привлекательного инвестиционного климата с целью увеличения объемов инвестиций, вкладываемых инвесторами в развитие региональной экономики. Наряду с традиционными направлениями повышения инвестиционного рейтинга регионами в настоящее время используются новые формы создания комфортных условий для привлечения инвестиций. Это формирование промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, деятельность которых регламентируется Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также создание технопарков, регулируемых государственной программой "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2006 N 328-р. В период с 2005 по 2006 годы объявлено о создании первых шести особых экономических зон, расположенных в городах Дубна, Зеленоград, Санкт-Петербург, Томск, Елабуга и Грязинский район Липецкой области, и их финансовой поддержке из федерального бюджета. Новое направление инвестиционной политики по созданию наиболее благоприятного инвестиционного климата на отдельных территориях начал применять ряд регионов России, потенциал для использования и развития указанного направления на региональном уровне имеет и Калужская область.

Наличие ряда преимуществ в инвестиционном потенциале Калужской области создает условия для привлечения крупных международных и отечественных компаний к развитию своего бизнеса на территории региона.

Инвесторов привлекает выгодное расположение области. Это - центр Европейской части России, являющийся наиболее населенной и развитой территорией. В радиусе 600 километров от г. Калуги проживают 38 млн. человек, более четверти (26%) всего населения Российской Федерации. Северная часть Калужской области находится на расстоянии 100 километров от главного административного и финансового центра страны, одного из крупнейших мировых мегаполисов - Москвы.

Через территорию области проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, по которым осуществляются местные и транзитные связи не только с регионами России, но и странами зарубежья.

Развитая транспортная инфраструктура позволяет оптимально организовать грузовые потоки предприятий. Плотность железных и автомобильных дорог общего пользования в Калужской области значительно превосходит аналогичные показатели в среднем по России. По этому показателю Калужская область входит в двадцатку передовых регионов страны.

По уровню телефонизации область занимает второе место в Центральном федеральном округе (после г. Москвы). Каждый десятый житель области является пользователем услуг мобильной связи. По всей территории области доступен Интернет.

На начало 2006 года в области проживало более 1 млн. человек, из них три четверти - в городах и рабочих поселках, в том числе в областном центре г. Калуге - 329 тыс. человек.

Численность экономически активного населения области составляет около половины от общей численности населения области. Рост экономики Калужской области предопределяет позитивные тенденции на рынке труда. Общий уровень безработицы за период 2000-2005 год снизился с 10,6% до 6% от экономически активного населения. При этом количество вакансий, заявленных в службу занятости области в 2005 году, составило 70,2 тыс. единиц.

Среди городов области большая часть трудовых ресурсов сосредоточена в г. Калуге. Так, в городе работает около 150 тыс. человек, или более 45% от общего числа работников крупных, средних и малых организаций области. В обрабатывающих производствах занято около 37% численности работников Калуги.

На формирование валового регионального продукта значительную роль оказывает промышленное производство. Доминирующее положение в промышленном производстве занимают обрабатывающие производства - 87% от общего объема промышленного производства. В структуре обрабатывающих производств наибольший удельный вес занимают следующие виды экономической деятельности: производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство металлоконструкций, производство транспортных средств и оборудования, производство пищевых продуктов (включая напитки), целлюлозно-бумажное производство, производство прочих неметаллических минеральных продуктов. Удельный вес машиностроительного комплекса составляет около 45% в обрабатывающих производствах.

Обрабатывающие производства формируют около 30% валового регионального продукта Калужской области и обеспечивают более половины налоговых поступлений в бюджет области. Поэтому темпы роста валового регионального продукта и повышение качества жизни населения во многом определяются ростом объемов промышленного производства области и повышением его конкурентоспособности.

Для стимулирования роста инвестиций в промышленность в области постоянно ведется работа по улучшению инвестиционного климата посредством установления благоприятного налогового режима, создания условий для справедливой конкуренции, обеспечения бизнеса качественной инфраструктурой и минимизации административных барьеров.

Гарантии прав инвесторов и поддержка инвестиционной деятельности в области обеспечены базовым Законом от 16.12.1998 N 31-ОЗ "О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области" (в редакции Законов Калужской области от 26.06.2003 N 223-ОЗ, от 05.04.2005 N 42-ОЗ), в котором определены основные формы, порядок и условия поддержки субъектов инвестиционной деятельности. Для организаций, которые осуществляют инвестиционную деятельность, областным законодательством предусмотрены льготы по налогу на прибыль и на имущество.

В области также действуют Закон от 04.07.2002 N 134-ОЗ "О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности" и ряд нормативных актов, направленных на стимулирование инновационных разработок, которые являются важной составляющей современного промышленного производства.

Согласно инвестиционному рейтингу регионов России, ежегодно формируемому агентством "Эксперт-РА", Калужская область входит в число регионов России с наиболее динамично развивающимся инвестиционным потенциалом. В совокупной градации по инвестиционному климату среди 18 регионов Центрального федерального округа Калужская область занимает седьмое место.

Анализ экономического развития области показывает, что преимущественная концентрация вновь создаваемых промышленных производств происходит в городах, что связано с наличием в них развитой инженерной инфраструктуры и возможностью привлечения квалифицированных трудовых ресурсов.

Калужская область является генератором инновационных технологических проектов. По доле занятых научными исследованиями и разработками область входит в число первых пяти регионов России. В более чем 40 научных организациях области работают около 12 тыс. человек. В области расположены научно-исследовательские институты, обеспечивающие приоритет России в фундаментальных и прикладных исследованиях по следующим направлениям: атомная энергетика, материаловедение, медицина, биотехнологии, новые полупроводниковые материалы.

Для размещения высокотехнологичными компаниями своих производств на территории Калужской области возникла необходимость формирования механизмов создания технопарка и организации на его базе качественного предложения инвесторам площадок для промышленной застройки.

Для отработки механизмов создания технопарка и дальнейшего их внедрения выбран земельный участок вблизи г. Калуги, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения к северо-западу от сельского поселения "Село Грабцево" муниципального образования "Ферзиковский район". Схема места размещения прилагается (схема 1). Выбранный земельный участок находится рядом с существующей зоной промышленной застройки вдоль Грабцевского шоссе г. Калуги, поэтому создаваемому технопарку присвоено наименование "Грабцево".

Площадь выбранного земельного участка под размещение технопарка "Грабцево" составляет 800 га, в том числе под организацию 1 очереди технопарка - 400 га. Схема контуров земельного участка прилагается (схема 2).

Выбор места размещения технопарка связан с наличием в г. Калуге развитого промышленного потенциала, квалифицированных трудовых ресурсов, высокого образовательного уровня населения, широкой сети образовательных учреждений для осуществления подготовки и переподготовки рабочих кадров, высокого уровня обеспеченности жителей областного центра социальной инфраструктурой, наличием железнодорожных подъездных путей и автомобильных магистралей, оптимального уровня затрат по инженерному обустройству производственной площадки и рядом других факторов.

Основанием для успешного формирования технопарка является опыт ранее реализуемых в областном центре инвестиционных проектов и наличие условий для обеспечения высоких темпов экономического роста.

Так, объем отгруженной промышленной продукции города Калуги в 2005 году по крупным и средним организациям составил 29,8 млрд. рублей, или 53% от общего объема отгруженной продукции по области.

Основной составляющей промышленного производства города являются обрабатывающие производства (80%). В структуре обрабатывающих производств преобладают производства машиностроительного комплекса (производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлургических изделий, производство транспортных средств и оборудования) - около 55%, производство пищевых продуктов (включая напитки) - около 29%.

Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям города Калуги составил в 2005 году 4,3 млрд. рублей, или 48% от объема инвестиций по области.

Размещение новых высокотехнологичных производств выдвигает повышенные требования к профессиональному уровню рабочих кадров. В Калужской области имеется развитая система профессионального образования. На начало 2005/2006 учебного года в области действовало 36 учреждений начального профессионального, 31 учреждение среднего специального образования, 27 вузов и их филиалов, осуществляющих обучение как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»