Приложение N 4
к областной целевой программе
"Доступное жилье в Калужской области" на 2006-2010 годы
ПОДПРОГРАММА
"Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы
"Доступное жилье в Калужской области" на 2006-2010 годы
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
В настоящее время остро стоит проблема низкой доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы в возрасте до 30 лет. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
С 1990 года в Калужской области наблюдается естественная убыль населения, в период с 2000 по 2005 годы естественная убыль населения ежегодно составляет около 1% от общей численности населения области.
Если в 80-х годах количество разводов составляло 50% от количества заключенных браков, то с середины 90-х годов количество разводов составляет в среднем 75% от количества заключенных браков.
Молодые семьи, как правило, не располагают накоплениями и имеют меньший доход по сравнению с другими возрастными группами населения, что не позволяет им приобрести жилье за счет собственных средств. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. Кроме того, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку вынуждены инвестировать часть средств в профессиональную подготовку и приобретение товаров длительного пользования. Данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста, позволит сформировать экономически активный слой населения и создаст условия для улучшения демографической ситуации в области.
На начало 2005 года 1617 молодых семей Калужской области состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При создании обоснованной системы решения проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, заинтересованных в решении жилищных вопросов своих молодых специалистов, а также прочих организаций, связанных с процессом строительства и приобретения жилья, что в конечном итоге и обуславливает необходимость применения программных методов.
В 2003-2005 гг. государственная поддержка молодых семей в Калужской области осуществлялась в рамках областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Калужской области на 2003-2010 годы", утвержденной Законом Калужской области от 28.11.2003 N 270-ОЗ (далее - Программа), которая была разработана в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 N 638.
Для решения поставленной задачи за счет средств областного бюджета молодым семьям, участвующим в реализации Программы, предоставлялись льготные займы на приобретение жилья, за счет средств федерального бюджета - субсидии на компенсацию части стоимости построенного (строящегося) или приобретенного жилья в случае рождения (усыновления) ребенка.
В 2003-2005 годах 44 молодые семьи, участвовавшие в Программе, улучшили свои жилищные условия. При этом за счет средств федерального бюджета молодым семьям было предоставлено 26 субсидий при рождении (усыновлении) ребенка на общую сумму 4460,0 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 19 льготных займов на общую сумму 7065,5 тыс. рублей.
В рамках реализации Программы в 2003-2005 годах были задействованы механизмы ипотечного жилищного кредитования.
Анализ результатов реализации Программы выявил целесообразность ее корректировки в части совершенствования механизма осуществления государственной поддержки молодых семей при улучшении жилищных условий.
С 2006 года государственная поддержка молодых семей в Калужской области будет осуществляться в рамках настоящей подпрограммы.
Настоящая подпрограмма отвечает программным требованиям и условиям подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Федеральная подпрограмма) и предусматривает государственную поддержку решения жилищной проблемы молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом решение демографической проблемы не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается как ее дополнительный социальный эффект.
Подпрограмма учитывает требования Федеральной подпрограммы для консолидации усилий федерального и регионального уровней в достижении целей подпрограммы.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Подпрограмма направлена на реализацию в Калужской области одного из направлений приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Основной целью подпрограммы является государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в решении жилищной проблемы.
Для достижения основной цели подпрограммы необходимо решить следующие основные задачи:
1. Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
(в редакции Закона Калужской области от 11 января 2009 года N 519-ОЗ)
2. Создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Основными принципами реализации подпрограммы являются:
- добровольность участия в подпрограмме молодых семей;
- наличие у молодой семьи средств, позволяющих быть участниками подпрограммы;