ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2005 года N 359


О Концепции государственной молодежной политики в Калужской области на 2006-2008 годы


В целях совершенствования реализации государственной молодежной политики на территории Калужской области Правительство Калужской области

  постановляет:


1. Утвердить Концепцию государственной молодежной политики в Калужской области на 2006-2008 годы (прилагается).

2. Министерству образования, культуры и спорта области совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти области подготовить и внести в 2006 году на рассмотрение в Правительство области проекты нормативных правовых актов, направленные на реализацию Концепции государственной молодежной политики в Калужской области на 2006-2008 годы.


Губернатор области
А.Д.Артамонов


Приложение
к постановлению
 Правительства
Калужской области
от 16 декабря 2005 года N 359

КОНЦЕПЦИЯ
 государственной молодежной политики
в Калужской области
 на 2006-2008 годы

1. Введение


В настоящей Концепции государственной молодежной политики в Калужской области на 2006-2008 годы (далее - Концепция) сформулированы цели, задачи, меры и механизмы реализации государственной молодежной политики в Калужской области (далее - молодежная политика). Данная Концепция призвана стать одним из базовых документов в этой сфере на период до 2008 года.

Концепция:

- определяет основные цели, задачи, формы и методы реализации молодежной политики;

- служит основой для подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научного, кадрового и организационного обеспечения молодежной политики;

- является базовым документом для разработки областных целевых программ и других нормативных правовых актов в сфере молодежной политики на период до 2008 года.

2. Подходы к формированию
молодежной политики на современном этапе


На современном этапе нельзя рассматривать молодежную политику как средство, направленное преимущественно на создание специальных привилегированных условий для молодежи по сравнению с остальными социальными группами и обществом в целом. Молодежная политика должна формироваться с учетом специфических интересов молодежи.

Основой молодежной политики должно стать социальное партнерство, стимулирование активности молодежи в различных сферах, выработка эффективных механизмов участия органов государственной власти области в процессах социализации молодежи. Такой подход требует просчитанных инвестиционных вложений, ориентированных на эффективную отдачу, на условиях ответственного опосредованного возврата. При этом органы государственной власти области выступают как адресный и системный инвестор, осуществляющий целенаправленное вложение средств в реализацию молодежной политики через создание государственной системы органов и современных институтов молодежной политики.

Необходимо создание инфраструктуры, деятельность которой будет направлена на реализацию молодежной политики, и обеспечение ее эффективной работы.

Молодым гражданам на всей территории Калужской области должны быть гарантированы равные возможности развития и участия в общественном и государственном строительстве.

Необходимо соблюдение базовых социальных стандартов обеспечения молодежи социальными услугами, формирование единого информационного пространства для молодежи, внедрение общих механизмов экономической поддержки молодежи и молодежных инициатив.

В целом должно быть продолжено формирование молодежной политики как одного из основных направлений социальной политики с одновременным принятием мер, обеспечивающих условия для ее успешной реализации:

- создание специализированных учреждений по работе с молодежью;

- разработка стандартов деятельности и методического обеспечения;

- разработка перечня специальностей и подготовка штата профессиональных работников в сфере реализации молодежной политики;

- совершенствование финансово-организационного механизма;

- материально-техническое обеспечение.


3. Общие положения Концепции.
Основы, цели и задачи реализации молодежной политики

    

     3.1. Общие положения Концепции


Концепция представляет собой изложение официальных взглядов органов государственной власти области на значение молодежной политики, систему задач и первоочередных мер по реализации молодежной политики на территории области.

Концепция направлена на активизацию действий всех органов государственной власти области и институтов гражданского общества по обеспечению государственных и общественных интересов в процессе социального становления молодежи.

Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, законодательства Калужской области, общепризнанных принципах и нормах международного права.

     3.2. Основы реализации молодежной политики


Молодежная политика регулирует отношения молодежи, общества и государства и обеспечивает их эффективность.

Молодежная политика представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера. Она ориентирована на создание доступной и востребованной молодежью системы социальных услуг, разработку предложений, проектов, помогающих молодежи в процессе социального становления.

Реализация молодежной политики направлена на преодоление ведомственной разобщенности в решении проблем молодежи.

Финансирование молодежной политики должно строиться на принципах инвестирования и социального кредита.

Принятые направления молодежной политики должны носить долгосрочный и стабильный характер.

Молодежная политика осуществляется в отношении молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет. Это период активного социального становления и социализации, адаптации к различным формам социальных отношений.

Молодежь должна рассматриваться, с одной стороны, - как самостоятельная социально-демографическая группа, а с другой - как неотъемлемая часть общества, инновационный потенциал и роль которой необходимо учитывать во всех сферах жизни общества.

Социальными партнерами органов государственной власти Калужской области в осуществлении молодежной политики являются сами молодые граждане; государственные учреждения; молодежные и детские общественные объединения; родители или лица, их заменяющие; средства массовой информации; бизнес-сообщество; политические партии; профсоюзы; предприятия, трудовые и учебные коллективы; религиозные конфессии, организации, проводящие работу с молодежью и оказывающие ей поддержку.

В ходе реализации молодежной политики осуществляется целенаправленное воздействие на возрастные, социально-профессиональные, региональные и иные специфические группы молодежи.

Государственные органы и учреждения, занимающиеся предоставлением услуг молодёжи, создают условия для передачи части своих функций в форме социального заказа негосударственным организациям, руководствуясь при этом критериями эффективности и соответствия интересам молодежи.

При этом важнейшим партнером органов государственной власти области по реализации основных направлений молодежной политики являются молодежные и детские общественные объединения.

Реализация молодежной политики должна способствовать расширению возможностей и обеспечению многообразия молодежных и детских общественных объединений, углублению процессов самоорганизации в молодежной среде.

Для эффективной передачи молодежному сообществу тех функций в сфере реализации молодежной политики, которые оно способно выполнять самостоятельно, необходимо:

- определить механизмы привлечения молодежных и детских общественных объединений к выполнению государственного заказа в сфере реализации молодежной политики;

- участие молодежных и детских объединений в осуществлении гражданского контроля и проведении общественной экспертизы в сфере молодежной политики.

     3.3. Цели молодежной политики


Целями молодежной политики являются:

- осуществление системного влияния на процессы социализации молодого поколения;

- создание условий и гарантий самореализации молодых граждан;

- использование инновационного потенциала молодежи для обеспечения стабильного развития государства и гражданского общества, достойной жизни граждан;

- развитие и поддержка молодежных и детских общественных объединений, содействие реализации общественно-полезных инициатив молодежи.

     3.4. Задачи молодежной политики


Задачами молодежной политики являются:

- укрепление и развитие институтов социализации, повышение их эффективности;

- формирование современной нормативной правовой базы молодежной политики;

- создание системы подготовки и переподготовки кадров, а также научно-методологического обеспечения молодежной политики;

- создание на региональном уровне комплексной системы управления государственной молодежной политикой, интегрированной в общую структуру органов государственного управления;

- усиление роли негосударственной составляющей в реализации государственной молодежной политики, активизация институтов гражданского общества;

- формирование единого информационного пространства для молодежи.

4. Опыт реализации молодежной политики

В настоящее время на территории Калужской области проживает 246 192 молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 24,1% от общей численности населения области. Молодежь является особой социально-возрастной группой, которая во многом определяет активность экономических, общественных, демографических и других жизненных процессов.

Различные категории и группы молодежи в нашей области отличаются по своему составу и требуют особого внимания общества и учета их интересов. Среди них: учащаяся молодежь, работающая молодежь, молодые семьи, военнослужащие.

Учащаяся молодежь, в свою очередь, делится на учащихся общеобразовательных учреждений, учащихся системы начального профессионального образования, студентов средних и высших учебных заведений.

В силу объективных причин обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования особенно отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. Такая ситуация требует особых усилий и скоординированности в работе образовательных учреждений и органов по работе с молодежью.

Студенты высших и средних учебных заведений характеризуются большей социальной мобильностью, заинтересованностью в получении достойного образования, обеспечивающего их конкурентоспособность на рынке труда.

Работающая молодежь, а среди них и молодые семьи, наиболее обеспокоены обеспечением социальных стартовых позиций. Наиболее актуальной проблемой здесь является обеспеченность жильем. Молодые семьи, как правило, не располагают накоплениями и имеют меньший доход по сравнению с другими возрастными группами населения, что не позволяет им приобрести жилье за счет собственных средств. Кроме того, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку вынуждены инвестировать часть средств в профессиональную подготовку и приобретение товаров длительного пользования. Важными для молодежи этой категории остаются вопросы занятости, профессионального роста, достойной заработной платы.

В последние 10 лет на территории области велась целенаправленная работа по решению наиболее острых проблем молодежи: за счет расширения спектра социальных услуг для молодежи, развития системы воспитания, повышения социальной активности молодых людей удалось достичь смягчения социальной напряженности, стабильности в сфере реализации молодежной политики. Важными итогами этой работы являются:

1. Усовершенствование нормативной правовой базы.

2. Стабильное финансирование реализации молодежной политики.

3. Активное развитие общественной составляющей в молодежной политике.

     4.1. Нормативная база государственной молодежной политики в Калужской области


Калужская область имеет удачный опыт юридического обоснования молодежной политики региона. На территории области с 1999 года действует Закон Калужской области "О молодежи и государственной молодежной политике в Калужской области". В 2004 году в Закон были внесены изменения в части определения основных направлений реализации молодежной политики, что сделало документ более четким, отражающим основные тенденции развития молодежной сферы.

В 2003 году принят Закон Калужской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений на территории Калужской области", который определил основные принципы, направления и формы работы с молодежными организациями.

С развитием такого направления, как молодежная кадровая политика, возникла необходимость в создании нормативного правового акта, обеспечивающего социально-экономическую защищенность выпускников начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждений области и молодых граждан, пришедших на работу. В 2005 году Законодательным Собранием области принят Закон Калужской области "О молодом специалисте в Калужской области".

Нормативное закрепление плана действий органов исполнительной власти по реализации отдельных аспектов молодежной политики осуществлено путем принятия областных целевых программ:

- "Обеспечение жильем молодых семей в Калужской области на 2003-2010 годы";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»