Действующий

Об областной целевой программе "Комплексная программа развития системы образования Калужской области в 2006-2010 гг."

1. Подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования
"Юный калужанин"

Система дошкольного образования является уникальной как по своей массовости, так и по многоаспектности услуг. В детском саду ребенку обеспечиваются не только воспитание и обучение, но и присмотр в течение целого дня (от 8 до 12 часов), а также питание и медицинское обслуживание, что требует и значительных затрат.

Последнее десятилетие характеризовалось стремительным сокращением сети дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ), повышением родительской платы за содержание детей в детском саду, оттоком детей из детского сада, а следовательно, снижением охвата детей дошкольным образованием. Дошкольные образовательные учреждения для определенной категории семей стали недоступными, что привело к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей, посещавших детский сад и не посещавших.

Проблема предшкольной подготовки усугубляется отсутствием государственного стандарта дошкольного образования. В связи с этим перед системой дошкольного образования области стоит задача разработки и апробации регионального компонента в детских садах.

В 2004/2005 учебном году в области функционирует 277 дошкольных образовательных учреждений (в том числе 174 - в городской и 103 - в сельской местности), в которых воспитывается более 25,5 тыс. детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет (в том числе 21,7 тыс. детей - в городах и 3,8 тыс. - на селе), что составляет 46% от общего количества детей дошкольного возраста.

Процесс интенсивного закрытия детских садов (2000 г. - 304 детских сада) привел к появлению очередности на устройство детей в них в половине районов области. По данным на 1 января 2005 года, в г. Калуге на очереди состоит 2131 ребенок, г. Обнинске - 500, Малоярославецком районе - 550, Боровском - 597, Дзержинском районе - 453, Бабынинском - 90. В текущем году 5072 ребенка дошкольного возраста ожидают своей очереди на зачисление в детские сады области. Вместе с тем появление очередности на получение места в детском саду является ярким показателем необходимости сохранения и развития сети ДОУ в области.

В этих условиях одним из приоритетных направлений решения проблемы сохранения и обеспечения реальной доступности дошкольного образования для всех слоев населения области в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "Об образовании" и федеральной Программой развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях (письмо Минобразования России от 10.04.2000 N 106/23-16) стало создание в области вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного (неполного) пребывания в образовательном учреждении.

В текущем году в области функционирует 75 групп кратковременного пребывания детей с различным режимом и профилем в 18 районах области.

За последние три года численность детей, находящихся в учреждениях компенсирующего вида и учреждениях, имеющих группы компенсирующего вида, увеличилось с 2,5 тыс. до 2,6 тыс. (на 5%).

В системе дошкольного образования работают 3,8 тыс. педагогических работников, из которых только 8% имеют высшее педагогическое образование по специальности 0313 "Дошкольное образование".

Требует значительного обновления материально-техническая база ДОУ области.

Главной целью подпрограммы является совершенствование системы дошкольного образования Калужской области в интересах формирования здорового, любознательного, гармонично развитого ребенка и воспитания у него чувства собственного достоинства и уважения к истории своего Отечества.

Перед развитием дошкольного образования в области в 2006-2010 гг. стоят следующие задачи:

1. Обеспечение доступности услуг дошкольных образовательных учреждений для всех слоев населения как альтернативы беспризорному детству.

2. Обеспечение современного качества и эффективности дошкольного образования на основе, с одной стороны, сохранения традиционно устоявшихся условий образования, с другой, - использования новых форм дошкольного образования, образовательных программ и педагогических технологий, отвечающих современным требованиям.

3. Оптимизация сети дошкольного и школьного образования путем создания единого образовательного пространства "детский сад-школа", обеспечивающего реализацию предшкольного образования.

4. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

5. Привлечение семьи и общественности к активному субъектному взаимодействию с дошкольными образовательными учреждениями.

Целевые индикаторы              

Количественные показатели       

1. Сохранение сети дошкольных образовательных
учреждений и количества групп кратковременного
пребывания детей                              

Увеличение количества групп на 10%     
(2005 г. - 75 групп, к 2010 г. - 83    
группы)                                

2. Охват детей дошкольным образованием        

Увеличение охвата до 55% от общего     
числа детей в возрасте 1-7 лет (2005 г.
- 44,1%)                               

3. Охват детей программами предшкольного      
образования                                   

Увеличение до 50% охвата детей 5-7 лет
(2005 г. - 0%)                         

4. Количество специализированных групп детей с
отклонениями в здоровье                       

Увеличение на 10-12% (2005 г. - 202    
группы, 2010 г. - 245 групп)           

5. Количество дошкольных образовательных      
учреждений, реализующих региональный компонент
и новые образовательные программы и           
педагогические технологии                     

Увеличение на 50% (2005 г. - 35 ДОУ,   
2010 г. - 53 ДОУ)                      


Ожидаемыми результатами подпрограммы являются:

- обеспечение конституционных прав граждан на получение дошкольного образования;

- увеличение охвата детей дошкольным образованием как предупреждение социального сиротства;

- развитие вариативной системы дошкольного образования, отвечающей разнообразным потребностям населения в образовании детей дошкольного возраста;

- разработка и апробация регионального компонента дошкольного образования;

- совершенствование организации работы дошкольных образовательных учреждений в целях сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста;

- организация системы квалифицированной консультативно-методической и диагностической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста;

- развитие экспериментальной и инновационной педагогической деятельности в области дошкольного образования;

- реализация новых подходов к формированию развивающей среды, способствующей наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей дошкольного возраста;