Принят
Законодательным Собранием
15 июня 2000 года
Утвердить областную целевую программу "Безопасное материнство" на 2001-2002 гг. (прилагается).
Финансирование по мероприятиям данной программы уточняется законом Калужской области об областном бюджете Калужской области на очередной финансовый год.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Калужской области В.В.Сударенков
г.Калуга
22 июня 2000 г.
№ 25-ОЗ
Областная целевая программа "Безопасное материнство" на 2001-2002 гг.
В условиях неустойчивого развития экономики, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности населения в Калужской области проблемы охраны здоровья женщин и детей приобретают особую медико-социальную значимость.
В структуре населения области женщины составляют 53,7%. Продолжает сокращаться численность детского населения - доля детей среди жителей области составила в 1999 г. 17,2% (в 1997 г. - 19,1%). Отсюда становится очевидным, что каждая сохраненная жизнь ребенка является важнейшей государственной задачей.
Ухудшение показателей воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин:
увеличивается число гинекологических заболеваний, бесплодия, осложнений беременности, родов и послеродового периода.
Прогрессивно растет анемизация беременных: за последние 6 лет частота анемий у беременных увеличилась вдвое - с 24,2% в 1994 г. до 47,0% в 1999 г.
Ухудшение качества здоровья беременных женщин приводит к росту осложнений в родах. В Калужской области в 1999 г. неосложненные роды составили 20,2% (по Российской Федерации в 1998 г. - 30,0%). Неблагоприятным фоном является рост злокачественных заболеваний репродуктивной системы женщин, социально-обусловленных заболеваний: инфекций, передаваемых половым путем, включая СПИД, наркомании, алкоголизма и др.
Результатом осложнений, возникших во время беременности и родов, являются высокая заболеваемость новорожденных и перинатальная смертность. Несмотря на снижение в Калужской области перинатальной смертности с 18,3% в 1998 г. до 15,3% в 1999 г., уровень ее остается высоким.
Одним из основных показателей, характеризующих состояние здоровья женщин и качество оказания им медицинской помощи, является материнская смертность, которая в 1999 г. составила 29,7 на 100000 живорожденных или в абсолютных цифрах - 2 случая.
Несмотря на устойчивую тенденцию снижения распространенности абортов (в 1999 г. 52,7 на 1000 женщин фертильного возраста), сохраняется их высокий уровень и существует опасность роста их числа, так как в связи с высокой стоимостью современные средства контрацепции стали недоступными для многих женщин.
Существующая материально-техническая база родовспомогательных учреждений Калужской области, отсутствие высокоэффективных лекарственных средств для "безопасных родов" не позволяют обеспечить достаточное качество оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным.
Перечисленные проблемы требуют незамедлительного решения, в связи с чем и разработана данная целевая программа.
Целью программы является сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, создание условий для рождения желанных и здоровых детей, профилактика и снижение числа абортов, материнской и перинатальной смертности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- повышение квалификации кадров, работающих в области охраны репродуктивного здоровья;
- укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения;
- приобретение лекарственных средств для обеспечения "безопасных родов";
- обеспечение женщин средствами контрацепции;
- информационное обеспечение населения и специалистов по проблемам здорового образа жизни и охраны репродуктивного здоровья населения.
Планируется провести 5 циклов:
- 2 сертификационных цикла усовершенствования врачей акушеров
- гинекологов по теме "Клиническое акушерство и антенатальная охрана плода" (25 врачей);
- сертификационный цикл усовершенствования врачей-неонатологов по теме "Актуальные вопросы неонатологии" (25 врачей);
- цикл усовершенствования врачей анестезиологов-реаниматологов, работающих в родовспомогательных и педиатрических учреждениях, по теме "Неотложная помощь в акушерстве и неонатологии" (25 врачей);
- цикл усовершенствования акушерок с включением вопросов профилактики абортов, современных технологий подготовки семьи к беременности и родам.
Планируется оснастить акушерские отделения областной больницы и ряда районных территориальных медицинских объединений (далее - РТМО) современной лечебно-диагностической аппаратурой (наркозно-дыхательной, ультразвуковой, эндоскопической, фетальными мониторами).
Предусматривается закупка простогландинов для обеспечения "безопасных родов" и гормональных контрацептивных средств для обеспечения ими населения групп социального риска (малообеспеченные, безработные, инвалиды и др.).
Информационное обеспечение по вопросам охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства
Планируются разработка, издание и распространение среди населения специальных информационных материалов по охране репродуктивного здоровья и здоровому образу жизни, включая вопросы пропаганды грудного вскармливания новорожденных, профилактики абортов и инфекций, передаваемых половым путем, раннего выявления онкологических заболеваний репродуктивной системы женщин и др.
Предполагается организовать тематические теле- и радиопередачи, публикации в периодической печати, освещающие указанные проблемы.
Для медицинских работников и населения будет осуществляться тиражирование аудио- и видеопродукции по проблемам здорового образа жизни, подготовленной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
На 2001 - 2002 гг. затраты составят 3030,0 тыс. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 1580,0 тыс. рублей; областного бюджета - 1450,0 тыс. рублей.
Государственный заказчик программы - департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения Калужской области (далее - департамент) - является ответственным за реализацию программы, целевое и эффективное использование финансовых средств.
Для получения ассигнований из федерального бюджета государственный заказчик ежегодно готовит и вносит в Министерство здравоохранения России и Министерство финансов России в установленном порядке бюджетную заявку с указанием перечня конкретных мероприятий, предложенных для финансирования.
Государственные заказы на выполнение программных мероприятий размещаются в организациях посредством заключения государственных контрактов.
Порядок размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд по разделу "Укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения" определяет департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области на основе действующего законодательства.
Реализация программы позволит обеспечить высокий уровень качества оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным за счет внедрения современных перинатальных технологий. В результате можно ожидать снижение перинатальной и материнской смертности, уровня абортов.
Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения Калужской области контролирует ход выполнения программы, освоение средств и реализацию намеченных мероприятий. Ежегодно департамент предоставляет в Правительство области и Министерство здравоохранения Российской Федерации доклад о ходе реализации программы и эффективности использования финансовых средств.
--------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Наименование ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦
¦ мероприятий +---------------------------+---------------------------+
¦ ¦I кв.¦II кв.¦III кв.¦IV кв.¦I кв.¦II кв.¦III кв.¦IV кв.¦
+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+
¦ Повышение квалификации кадров ¦
+-------------------------------------------------------------------------------+
¦Цикл усовершенствования¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ ¦
¦врачей акушеров - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гинекологов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+
¦Цикл усовершенствования¦ ¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦врачей - неонатологов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+
¦Цикл усовершенствования¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦
¦врачей анестезиологов -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦реаниматологов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+
¦Цикл усовершенствования¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦
¦акушерок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+
¦ Укрепление материально - технической базы ¦
+-------------------------------------------------------------------------------+
¦Комплект наркозно - ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦
¦дыхательной аппаратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+
¦УЗ-аппаратура ¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ ¦
+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+
¦Операционный лапароскоп¦ ¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦
+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+
¦Гистероскоп ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+
¦Фетальный кардиомонитор¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+
¦Закупка простогландинов¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦100 ¦ 100 ¦ 100 ¦100 ¦
¦(упаковок) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+
¦Закупка гормональных ¦ 500 ¦ 500 ¦ 500 ¦ 500 ¦500 ¦ 500 ¦ 500 ¦500 ¦
¦контрацептивов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(упаковок) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+-------
-----------------------------------------------------------------------¬
¦ Наименование ¦Всего, ¦Источник¦Срок ¦ Исполнитель ¦
¦ мероприятия ¦тыс.руб.¦финанси-¦реализа-¦ ¦