ЗАКОН

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 22 июня 2000 года N 25-ОЗ


Об областной целевой программе "Безопасное материнство" на 2001-2002 гг.

Принят
 Законодательным Собранием
 15 июня 2000 года

     Статья 1.     

Утвердить областную целевую программу "Безопасное материнство" на 2001-2002 гг. (прилагается).

     Статья 2.

Финансирование по мероприятиям данной программы уточняется законом Калужской области об областном бюджете Калужской области на очередной финансовый год.

     Статья 3.

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Калужской области В.В.Сударенков

г.Калуга

22 июня 2000 г.

№ 25-ОЗ  

Приложение
к Закону Калужской области
"Об областной целевой программе
"Безопасное материнство" на 2001-2002 гг."
от 22 июня 2000 г. N 25-ОЗ


Областная целевая программа "Безопасное материнство" на 2001-2002 гг.

1. Содержание проблемы


В условиях неустойчивого развития экономики, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности населения в Калужской области проблемы охраны здоровья женщин и детей приобретают особую медико-социальную значимость.

В структуре населения области женщины составляют 53,7%. Продолжает сокращаться численность детского населения - доля детей среди жителей области составила в 1999 г. 17,2% (в 1997 г. - 19,1%). Отсюда становится очевидным, что каждая сохраненная жизнь ребенка является важнейшей государственной задачей.

Ухудшение показателей воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин:

увеличивается число гинекологических заболеваний, бесплодия, осложнений беременности, родов и послеродового периода.

Прогрессивно растет анемизация беременных: за последние 6 лет частота анемий у беременных увеличилась вдвое - с 24,2% в 1994 г. до 47,0% в 1999 г.

Ухудшение качества здоровья беременных женщин приводит к росту осложнений в родах. В Калужской области в 1999 г. неосложненные роды составили 20,2% (по Российской Федерации в 1998 г. - 30,0%). Неблагоприятным фоном является рост злокачественных заболеваний репродуктивной системы женщин, социально-обусловленных заболеваний: инфекций, передаваемых половым путем, включая СПИД, наркомании, алкоголизма и др.

Результатом осложнений, возникших во время беременности и родов, являются высокая заболеваемость новорожденных и перинатальная смертность. Несмотря на снижение в Калужской области перинатальной смертности с 18,3% в 1998 г. до 15,3% в 1999 г., уровень ее остается высоким.

Одним из основных показателей, характеризующих состояние здоровья женщин и качество оказания им медицинской помощи, является материнская смертность, которая в 1999 г. составила 29,7 на 100000 живорожденных или в абсолютных цифрах - 2 случая.

Несмотря на устойчивую тенденцию снижения распространенности абортов (в 1999 г. 52,7 на 1000 женщин фертильного возраста), сохраняется их высокий уровень и существует опасность роста их числа, так как в связи с высокой стоимостью современные средства контрацепции стали недоступными для многих женщин.

Существующая материально-техническая база родовспомогательных учреждений Калужской области, отсутствие высокоэффективных лекарственных средств для "безопасных родов" не позволяют обеспечить достаточное качество оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным.

Перечисленные проблемы требуют незамедлительного решения, в связи с чем и разработана данная целевая программа.

2. Основные цели и задачи программы


Целью программы является сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, создание условий для рождения желанных и здоровых детей, профилактика и снижение числа абортов, материнской и перинатальной смертности.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- повышение квалификации кадров, работающих в области охраны репродуктивного здоровья;

- укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения;

- приобретение лекарственных средств для обеспечения "безопасных родов";

- обеспечение женщин средствами контрацепции;

- информационное обеспечение населения и специалистов по проблемам здорового образа жизни и охраны репродуктивного здоровья населения.

3. Основные направления реализации программы

Повышение квалификации кадров

Планируется провести 5 циклов:

- 2 сертификационных цикла усовершенствования врачей акушеров

- гинекологов по теме "Клиническое акушерство и антенатальная охрана плода" (25 врачей);

- сертификационный цикл усовершенствования врачей-неонатологов по теме "Актуальные вопросы неонатологии" (25 врачей);

- цикл усовершенствования врачей анестезиологов-реаниматологов, работающих в родовспомогательных и педиатрических учреждениях, по теме "Неотложная помощь в акушерстве и неонатологии" (25 врачей);

- цикл усовершенствования акушерок с включением вопросов профилактики абортов, современных технологий подготовки семьи к беременности и родам.

Укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения

Планируется оснастить акушерские отделения областной больницы и ряда районных территориальных медицинских объединений (далее - РТМО) современной лечебно-диагностической аппаратурой (наркозно-дыхательной, ультразвуковой, эндоскопической, фетальными мониторами).

Предусматривается закупка простогландинов для обеспечения "безопасных родов" и гормональных контрацептивных средств для обеспечения ими населения групп социального риска (малообеспеченные, безработные, инвалиды и др.).

Информационное обеспечение по вопросам охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства

Планируются разработка, издание и распространение среди населения специальных информационных материалов по охране репродуктивного здоровья и здоровому образу жизни, включая вопросы пропаганды грудного вскармливания новорожденных, профилактики абортов и инфекций, передаваемых половым путем, раннего выявления онкологических заболеваний репродуктивной системы женщин и др.

Предполагается организовать тематические теле- и радиопередачи, публикации в периодической печати, освещающие указанные проблемы.

Для медицинских работников и населения будет осуществляться тиражирование аудио- и видеопродукции по проблемам здорового образа жизни, подготовленной Министерством здравоохранения Российской Федерации.

4. Источники финансирования программы


На 2001 - 2002 гг. затраты составят 3030,0 тыс. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 1580,0 тыс. рублей; областного бюджета - 1450,0 тыс. рублей.

5. Механизм реализации программы


Государственный заказчик программы - департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения Калужской области (далее - департамент) - является ответственным за реализацию программы, целевое и эффективное использование финансовых средств.

Для получения ассигнований из федерального бюджета государственный заказчик ежегодно готовит и вносит в Министерство здравоохранения России и Министерство финансов России в установленном порядке бюджетную заявку с указанием перечня конкретных мероприятий, предложенных для финансирования.

Государственные заказы на выполнение программных мероприятий размещаются в организациях посредством заключения государственных контрактов.

Порядок размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд по разделу "Укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения" определяет департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области на основе действующего законодательства.

6. Оценка эффективности программы


Реализация программы позволит обеспечить высокий уровень качества оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным за счет внедрения современных перинатальных технологий. В результате можно ожидать снижение перинатальной и материнской смертности, уровня абортов.

7. Организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения

Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения Калужской области контролирует ход выполнения программы, освоение средств и реализацию намеченных мероприятий. Ежегодно департамент предоставляет в Правительство области и Министерство здравоохранения Российской Федерации доклад о ходе реализации программы и эффективности использования финансовых средств.

8. Сроки и этапы реализации программы

--------------------------------------------------------------------------------¬

¦     Наименование      ¦         2001 г.           ¦        2002 г.            ¦

¦      мероприятий      +---------------------------+---------------------------+

¦                       ¦I кв.¦II кв.¦III кв.¦IV кв.¦I кв.¦II кв.¦III кв.¦IV кв.¦

+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+

¦                  Повышение квалификации кадров                                ¦

+-------------------------------------------------------------------------------+

¦Цикл усовершенствования¦     ¦   1  ¦       ¦      ¦     ¦      ¦   1   ¦      ¦

¦врачей акушеров -      ¦     ¦      ¦       ¦      ¦     ¦      ¦       ¦      ¦

¦гинекологов            ¦     ¦      ¦       ¦      ¦     ¦      ¦       ¦      ¦

+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+

¦Цикл усовершенствования¦     ¦      ¦   1   ¦      ¦     ¦      ¦       ¦      ¦

¦врачей - неонатологов  ¦     ¦      ¦       ¦      ¦     ¦      ¦       ¦      ¦

+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+

¦Цикл усовершенствования¦     ¦      ¦       ¦      ¦     ¦   1  ¦       ¦      ¦

¦врачей анестезиологов -¦     ¦      ¦       ¦      ¦     ¦      ¦       ¦      ¦

¦реаниматологов         ¦     ¦      ¦       ¦      ¦     ¦      ¦       ¦      ¦

+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+

¦Цикл усовершенствования¦     ¦      ¦       ¦      ¦     ¦      ¦       ¦  1   ¦

¦акушерок               ¦     ¦      ¦       ¦      ¦     ¦      ¦       ¦      ¦

+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+

¦            Укрепление материально - технической базы                          ¦

+-------------------------------------------------------------------------------+

¦Комплект наркозно -    ¦   1 ¦      ¦       ¦      ¦     ¦   1  ¦       ¦      ¦

¦дыхательной аппаратуры ¦     ¦      ¦       ¦      ¦     ¦      ¦       ¦      ¦

+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+

¦УЗ-аппаратура          ¦     ¦   1  ¦       ¦      ¦     ¦      ¦   1   ¦      ¦

+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+

¦Операционный лапароскоп¦     ¦      ¦   1   ¦      ¦     ¦      ¦       ¦  1   ¦

+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+

¦Гистероскоп            ¦     ¦      ¦       ¦   1  ¦  1  ¦      ¦       ¦      ¦

+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+

¦Фетальный кардиомонитор¦   1 ¦      ¦       ¦      ¦     ¦   1  ¦       ¦      ¦

+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+

¦Закупка простогландинов¦ 100 ¦ 100  ¦ 100   ¦ 100  ¦100  ¦ 100  ¦ 100   ¦100   ¦

¦(упаковок)             ¦     ¦      ¦       ¦      ¦     ¦      ¦       ¦      ¦

+-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+------+

¦Закупка гормональных   ¦ 500 ¦ 500  ¦ 500   ¦ 500  ¦500  ¦ 500  ¦ 500   ¦500   ¦

¦контрацептивов         ¦     ¦      ¦       ¦      ¦     ¦      ¦       ¦      ¦

¦(упаковок)             ¦     ¦      ¦       ¦      ¦     ¦      ¦       ¦      ¦

L-----------------------+-----+------+-------+------+-----+------+-------+-------

9. Перечень мероприятий программы


-----------------------------------------------------------------------¬

¦        Наименование        ¦Всего,  ¦Источник¦Срок    ¦  Исполнитель ¦

¦        мероприятия         ¦тыс.руб.¦финанси-¦реализа-¦              ¦

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»