Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции во Владимирской области на 2013-2015 годы»

     
Приложение
к постановлению Губернатора области
от 09.08.2012 N 888

     

Долгосрочная целевая программа
«Обеспечение информационной безопасности детей, производства
информационной продукции для детей и оборота информационной
продукции во Владимирской области на 2013-2015 годы»



I. Паспорт

Наименование
программы

Долгосрочная целевая программа «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции во Владимирской области на 2013-2015 годы» (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Распоряжение Губернатора области от 15.02.2011 N 68-р «О создании рабочей группы по разработке проекта долгосрочной целевой программы «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции во Владимирской области на 2013-2015 годы»

Государственный
заказчик

Администрация Владимирской области

Руководитель
Программы

Комитет по социальной политике администрации Владимирской области

Цели и задачи
Программы

Целью Программы является создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и молодежи.
Задачи Программы:
-создание организационно - правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
-внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно - программных и технико - технологических устройств;

-профилактика у детей и подростков интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно - телекоммуникационных технологий, формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно - телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации;
-информационное просвещение граждан о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Целевые индикаторы и показатели

-увеличение доли учащихся образовательных учреждений до 100%, охваченных занятиями по медиабезопасности;
-увеличение доли педагогов образовательных учреждений до 100%, охваченных занятиями по медиабезопасности;
-увеличение доли родителей до 100%, ознакомленных с информацией по медиабезопасности;
-увеличение доли образовательных учреждений до 100%, имеющих программный продукт, обеспечивающий контент-фильтрацию Интернет - трафика;
-увеличение доли населения, информированного о возможностях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, до 30,0% в 2013 году, до 50,0% в 2014 году, до 70,% в 2015 году;
-сокращение на 2,0% количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в 2013 году, на 3 % - в 2014 году, на 4% - в 2015 году

Сроки и этапы реализации Программы

2013-2015 годы

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы , составляет 8595,0 тыс. рублей.
Финансирование Программы предполагается осуществить за счёт средств областного бюджета:
в 2013 году - 3060,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 2140,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 3395,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит обеспечить к концу 2015 года:
-100% охват государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, культуры, социального обслуживания семьи и детей аппаратными и программными средствами защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию ;
-100% охват учащихся, их родителей, педагогов занятиями по медиабезопасности;
-оздоровление криминогенной обстановки на территории области среди несовершеннолетних, сокращение на 9,0 % количества преступлений, совершённых ими или при их соучастии;
-увеличение информированности до 70,0% граждан об имеющихся возможностях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Контроль за исполнением Программы

Губернатор Владимирской области


II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения её программными методами

Актуальность разработки данной Программы связана с принятием Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступит в силу 1 сентября 2012 года.

Сегодня информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) предоставляют беспрецедентные возможности для детско-юношеского обучения и творчества. Данный потенциал, обладающий информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей, включает ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов.

В то же время многие ученые, педагоги, родители, общественность серьезно обеспокоены негативным влиянием современной информационной среды на детей и молодежь.

За последние 20 лет в детской среде произошли серьезные изменения, связанные с неограниченной доступностью СМИ, средств мобильной связи и сети Интернет. По данным социологических опросов дети стали гораздо меньше читать книги и предпочитают пользоваться электронными медиаресурсами, проводя много времени у компьютера и телевизора. Так, согласно опросам Фонда «Общественное мнение», каждый четвертый подросток ежедневно работает в сети, три четверти подростков (75,5%) входят в состав полугодовой аудитории Интернета. Не пользуются Интернетом лишь менее четверти (24,5%) подростков. Большинство объясняют это объективными трудностями (нет компьютера или доступа в Интернет, не позволяют финансы, просто нет возможности, в том числе в учебном заведении) и лишь некоторые субъективными трудностями (не умею, не хочу, мне это неинтересно). При этом формы проведения досуга, связанные с межличностным общением, сохранили свою значимость на прежнем высоком уровне. Только средства этого общения стали несколько иными (мобильные телефоны, ICQ, социальные сети).

Серьезной и глобально значимой проблемой стало злоупотребление плодами ИКТ и их использование для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности СМИ, распространения информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты и иные деструктивные организации.

При этом родители зачастую отстают от информационной грамотности своего ребенка, не подозревая, какой опасности он подвергается, сидя дома за компьютером, какой контент ребенок смотрит по телевидению и видео. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает их ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает.

Поскольку большинство современных родителей жалуются на занятость на работе, то для воспитания детей и контроля за их занятиями остается мало времени, сил, а порой и компетентности. Вследствие этого дети и подростки, в силу возраста не обладающие способностью фильтровать качество информации, могут бесконтрольно смотреть любые телепрограммы и посещать небезопасные для детского возраста Интернет-страницы.

Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы.

Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в современном информационном пространстве - это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального, государственного и международного.

В настоящее время регулирование вопросов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних производится неэффективно.

Краткий анализ обеспечения информационной безопасности детей во Владимирской области свидетельствует о следующем. Выход в Интернет имеют 429 общеобразовательных учреждений (из них сельские школы - 207), государственные образовательные учреждения (98%; 2010 г. - 94%), что обеспечивает учащимся и педагогам возможность получать дополнительную учебную информацию. В новом учебном году в 86 школах увеличилась пропускная способность Интернет трафика.

Владимирский филиал ОАО «Ростелеком» предоставляет услуги доступа к сети Интернет образовательным учреждениям с обеспечением контент-фильтрации трафика для целей предотвращения доступа к информации в сети Интернет, несовместимой с целями образования.

Вопрос о наличии системы контентной фильтрации в общеобразовательных учреждениях области, пресекающей доступ обучающихся к ресурсам в сети Интернет, содержащим запрещенную законодательством информацию, находится на постоянном контроле департамента образования администрации области.

Тем не менее в целом на сегодняшний день состояние информационно-образовательной среды можно оценить как небезопасное для ребенка.

Поэтому при реализации Программы обеспечения информационной безопасности детей необходимо действовать системно, комплексно и использовать не только правовые регуляторы, но и технические и технологические возможности.

Данная Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред.от 01.04.2012) «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа направлена на создание условий для обеспечения защиты нравственности и охраны здоровья детей в сфере оборота информации на территории области, производства информационной продукции для детей. Реализация ее программных мероприятий будет способствовать:

-обеспечению концентрации ресурсов для решения задачи информационной безопасности детей;

-проведению единой политики, синхронизированной с федеральными инициативами, при решении задач информационной безопасности детей;

-развитию в детях способности критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, распознавать и противостоять негативной информации в социальной жизни, СМИ, Интернет-пространстве и мобильной связи, применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

III. Основные цели и задачи программы