Долгосрочная целевая программа
«Обеспечение информационной безопасности детей, производства
информационной продукции для детей и оборота информационной
продукции во Владимирской области на 2013-2015 годы»
I. Паспорт
Наименование | Долгосрочная целевая программа «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции во Владимирской области на 2013-2015 годы» (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; |
Государственный | Администрация Владимирской области |
Руководитель | Комитет по социальной политике администрации Владимирской области |
Цели и задачи | Целью Программы является создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и молодежи. |
Целевые индикаторы и показатели | -увеличение доли учащихся образовательных учреждений до 100%, охваченных занятиями по медиабезопасности; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2013-2015 годы |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы , составляет 8595,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит обеспечить к концу 2015 года: |
Контроль за исполнением Программы | Губернатор Владимирской области |
II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения её программными методами
Актуальность разработки данной Программы связана с принятием Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступит в силу 1 сентября 2012 года.
Сегодня информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) предоставляют беспрецедентные возможности для детско-юношеского обучения и творчества. Данный потенциал, обладающий информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей, включает ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов.
В то же время многие ученые, педагоги, родители, общественность серьезно обеспокоены негативным влиянием современной информационной среды на детей и молодежь.
За последние 20 лет в детской среде произошли серьезные изменения, связанные с неограниченной доступностью СМИ, средств мобильной связи и сети Интернет. По данным социологических опросов дети стали гораздо меньше читать книги и предпочитают пользоваться электронными медиаресурсами, проводя много времени у компьютера и телевизора. Так, согласно опросам Фонда «Общественное мнение», каждый четвертый подросток ежедневно работает в сети, три четверти подростков (75,5%) входят в состав полугодовой аудитории Интернета. Не пользуются Интернетом лишь менее четверти (24,5%) подростков. Большинство объясняют это объективными трудностями (нет компьютера или доступа в Интернет, не позволяют финансы, просто нет возможности, в том числе в учебном заведении) и лишь некоторые субъективными трудностями (не умею, не хочу, мне это неинтересно). При этом формы проведения досуга, связанные с межличностным общением, сохранили свою значимость на прежнем высоком уровне. Только средства этого общения стали несколько иными (мобильные телефоны, ICQ, социальные сети).
Серьезной и глобально значимой проблемой стало злоупотребление плодами ИКТ и их использование для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности СМИ, распространения информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты и иные деструктивные организации.
При этом родители зачастую отстают от информационной грамотности своего ребенка, не подозревая, какой опасности он подвергается, сидя дома за компьютером, какой контент ребенок смотрит по телевидению и видео. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает их ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает.
Поскольку большинство современных родителей жалуются на занятость на работе, то для воспитания детей и контроля за их занятиями остается мало времени, сил, а порой и компетентности. Вследствие этого дети и подростки, в силу возраста не обладающие способностью фильтровать качество информации, могут бесконтрольно смотреть любые телепрограммы и посещать небезопасные для детского возраста Интернет-страницы.
Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы.
Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в современном информационном пространстве - это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального, государственного и международного.
В настоящее время регулирование вопросов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних производится неэффективно.
Краткий анализ обеспечения информационной безопасности детей во Владимирской области свидетельствует о следующем. Выход в Интернет имеют 429 общеобразовательных учреждений (из них сельские школы - 207), государственные образовательные учреждения (98%; 2010 г. - 94%), что обеспечивает учащимся и педагогам возможность получать дополнительную учебную информацию. В новом учебном году в 86 школах увеличилась пропускная способность Интернет трафика.
Владимирский филиал ОАО «Ростелеком» предоставляет услуги доступа к сети Интернет образовательным учреждениям с обеспечением контент-фильтрации трафика для целей предотвращения доступа к информации в сети Интернет, несовместимой с целями образования.
Вопрос о наличии системы контентной фильтрации в общеобразовательных учреждениях области, пресекающей доступ обучающихся к ресурсам в сети Интернет, содержащим запрещенную законодательством информацию, находится на постоянном контроле департамента образования администрации области.
Тем не менее в целом на сегодняшний день состояние информационно-образовательной среды можно оценить как небезопасное для ребенка.
Поэтому при реализации Программы обеспечения информационной безопасности детей необходимо действовать системно, комплексно и использовать не только правовые регуляторы, но и технические и технологические возможности.
Данная Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред.от 01.04.2012) «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа направлена на создание условий для обеспечения защиты нравственности и охраны здоровья детей в сфере оборота информации на территории области, производства информационной продукции для детей. Реализация ее программных мероприятий будет способствовать:
-обеспечению концентрации ресурсов для решения задачи информационной безопасности детей;
-проведению единой политики, синхронизированной с федеральными инициативами, при решении задач информационной безопасности детей;
-развитию в детях способности критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, распознавать и противостоять негативной информации в социальной жизни, СМИ, Интернет-пространстве и мобильной связи, применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.
III. Основные цели и задачи программы