ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2012 года N 888
Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение
информационной безопасности детей, производства
информационной продукции для детей и оборота
информационной продукции во Владимирской области на 2013-2015 годы»
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Законом Владимирской области от 10.12.2001 N 129-ОЗ «О Губернаторе (главе администрации) и администрации Владимирской области» в целях защиты прав и законных интересов детей
постановляю:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции во Владимирской области на 2013-2015 годы» согласно приложению.
2. Комитету по социальной политике администрации области обеспечить координацию работы исполнителей, ответственных за выполнение программных мероприятий.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области по социальной политике.
4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о.Губернатора области
А.В.Конышев
Долгосрочная целевая программа
«Обеспечение информационной безопасности детей, производства
информационной продукции для детей и оборота информационной
продукции во Владимирской области на 2013-2015 годы»
I. Паспорт
Наименование | Долгосрочная целевая программа «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции во Владимирской области на 2013-2015 годы» (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; |
Государственный | Администрация Владимирской области |
Руководитель | Комитет по социальной политике администрации Владимирской области |
Цели и задачи | Целью Программы является создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и молодежи. |
Целевые индикаторы и показатели | -увеличение доли учащихся образовательных учреждений до 100%, охваченных занятиями по медиабезопасности; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2013-2015 годы |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы , составляет 8595,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит обеспечить к концу 2015 года: |
Контроль за исполнением Программы | Губернатор Владимирской области |
II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения её программными методами
Актуальность разработки данной Программы связана с принятием Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступит в силу 1 сентября 2012 года.
Сегодня информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) предоставляют беспрецедентные возможности для детско-юношеского обучения и творчества. Данный потенциал, обладающий информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей, включает ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов.
В то же время многие ученые, педагоги, родители, общественность серьезно обеспокоены негативным влиянием современной информационной среды на детей и молодежь.
За последние 20 лет в детской среде произошли серьезные изменения, связанные с неограниченной доступностью СМИ, средств мобильной связи и сети Интернет. По данным социологических опросов дети стали гораздо меньше читать книги и предпочитают пользоваться электронными медиаресурсами, проводя много времени у компьютера и телевизора. Так, согласно опросам Фонда «Общественное мнение», каждый четвертый подросток ежедневно работает в сети, три четверти подростков (75,5%) входят в состав полугодовой аудитории Интернета. Не пользуются Интернетом лишь менее четверти (24,5%) подростков. Большинство объясняют это объективными трудностями (нет компьютера или доступа в Интернет, не позволяют финансы, просто нет возможности, в том числе в учебном заведении) и лишь некоторые субъективными трудностями (не умею, не хочу, мне это неинтересно). При этом формы проведения досуга, связанные с межличностным общением, сохранили свою значимость на прежнем высоком уровне. Только средства этого общения стали несколько иными (мобильные телефоны, ICQ, социальные сети).
Серьезной и глобально значимой проблемой стало злоупотребление плодами ИКТ и их использование для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности СМИ, распространения информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты и иные деструктивные организации.
При этом родители зачастую отстают от информационной грамотности своего ребенка, не подозревая, какой опасности он подвергается, сидя дома за компьютером, какой контент ребенок смотрит по телевидению и видео. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает их ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает.
Поскольку большинство современных родителей жалуются на занятость на работе, то для воспитания детей и контроля за их занятиями остается мало времени, сил, а порой и компетентности. Вследствие этого дети и подростки, в силу возраста не обладающие способностью фильтровать качество информации, могут бесконтрольно смотреть любые телепрограммы и посещать небезопасные для детского возраста Интернет-страницы.
Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы.
Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в современном информационном пространстве - это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального, государственного и международного.
В настоящее время регулирование вопросов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних производится неэффективно.
Краткий анализ обеспечения информационной безопасности детей во Владимирской области свидетельствует о следующем. Выход в Интернет имеют 429 общеобразовательных учреждений (из них сельские школы - 207), государственные образовательные учреждения (98%; 2010 г. - 94%), что обеспечивает учащимся и педагогам возможность получать дополнительную учебную информацию. В новом учебном году в 86 школах увеличилась пропускная способность Интернет трафика.
Владимирский филиал ОАО «Ростелеком» предоставляет услуги доступа к сети Интернет образовательным учреждениям с обеспечением контент-фильтрации трафика для целей предотвращения доступа к информации в сети Интернет, несовместимой с целями образования.
Вопрос о наличии системы контентной фильтрации в общеобразовательных учреждениях области, пресекающей доступ обучающихся к ресурсам в сети Интернет, содержащим запрещенную законодательством информацию, находится на постоянном контроле департамента образования администрации области.
Тем не менее в целом на сегодняшний день состояние информационно-образовательной среды можно оценить как небезопасное для ребенка.
Поэтому при реализации Программы обеспечения информационной безопасности детей необходимо действовать системно, комплексно и использовать не только правовые регуляторы, но и технические и технологические возможности.
Данная Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред.от 01.04.2012) «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа направлена на создание условий для обеспечения защиты нравственности и охраны здоровья детей в сфере оборота информации на территории области, производства информационной продукции для детей. Реализация ее программных мероприятий будет способствовать:
-обеспечению концентрации ресурсов для решения задачи информационной безопасности детей;
-проведению единой политики, синхронизированной с федеральными инициативами, при решении задач информационной безопасности детей;
-развитию в детях способности критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, распознавать и противостоять негативной информации в социальной жизни, СМИ, Интернет-пространстве и мобильной связи, применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.
III. Основные цели и задачи программы
Основной целью Программы является создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и молодежи.
Для достижения указанных целей планируется решение следующих основных задач:
-создание организационно - правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
-внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно - программных и технико - технологических устройств;
-профилактика у детей и подростков интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно - телекоммуникационных технологий, формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно -телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации;
-информационное просвещение граждан о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
IV. Механизм реализации и управления программой
Механизм выполнения поставленных в Программе задач и решения существующих проблем основывается на указанных выше целевых установках и представляет собой реализацию программных мероприятий.
Заказчиком Программы является администрация Владимирской области.
Взаимодействие между исполнителями Программы, координацию по реализации мероприятий и внесение в установленном порядке предложений по их уточнению с учетом складывающейся социально-экономической ситуации осуществляет комитет по социальной политике администрации области.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется по отраслям через главных распорядителей средств областного бюджета (департаменты, комитеты администрации области) на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета на очередной год в пределах бюджетных ассигнований и утвержденных лимитов бюджетных обязательств согласно таблице 1.
Исполнители мероприятий Программы являются ответственными за реализацию этих мероприятий.
Главные распорядители средств областного бюджета осуществляют ведение учета, контроля и отчетности по расходованию средств Программы и обеспечивают целевое использование средств.
В целях обеспечения контроля за ходом реализации Программы исполнители мероприятий представляют в комитет по социальной политике администрации области ежеквартально отчеты до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным годом.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Губернатор Владимирской области.
V. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально - экономических результатов от реализации программы
Выполнение Программы позволит обеспечить к концу 2015 года:
-100% охват государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, культуры, социального обслуживания семьи и детей аппаратными и программными средствами защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
-100% охват учащихся, их родителей, педагогов занятиями по медиабезопасности;
-оздоровление криминогенной обстановки на территории области среди несовершеннолетних, сокращение на 9,0 % количества преступлений, совершённых ими или при их соучастии;
-увеличение информированности до 70,0% граждан об имеющихся возможностях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система целевых индикаторов и показателей по основным направлениям деятельности в рамках задач Программы, которая приведена в таблице 2.
Таблица 2
Целевые индикаторы и показатели эффективности и результативности реализации долгосрочной целевой Программы
N п/п | Наименование целевых индикаторов и показателей | Единица измерения | 2011 г. (базовый) | Динамика основных целевых индикаторов и показателей реализации Программы | ||
2013 год | 2014 год | 2015 год | ||||
1. | Охват государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, культуры, социального обслуживания семьи и детей аппаратными и программными средствами защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию | в процентах |
|
|
|
|
2. | Охват учащихся, их родителей, педагогов занятиями по медиабезопасности | в процентах | 95 | 97 | 99 | 100 |
3. | Оздоровление криминогенной обстановки на территории области среди несовершеннолетних, сокращение на 9,0 % количества преступлений, совершённых ими или при их соучастии | количество преступлений | 890 | 872 | 846 | 812 |
4. | Информированность граждан об имеющихся возможностях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию | в процентах | 10 | 30 | 50 | 70 |
Оценка эффективности реализации Программы представляет собой механизм контроля за выполнением мероприятий Программы в зависимости от степени достижения определенных целевых индикаторов и показателей.