Действующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе создаваемых многофункциональных центров во Владимирской области на 2009 - 2011 годы" (с изменениями на 30 декабря 2011 года)

     
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
решения ее программными методами


С 2006 года во Владимирской области реализуются мероприятия административной реформы, нормативной основой которой стали распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р и принятое в целях его реализации постановление Губернатора области от 15 марта 2006 года N 186 "О программе административной реформы во Владимирской области в 2006 - 2010 годах".

На первом этапе административной реформы основным направлением являлось исключение дублирования функций и полномочий органов исполнительной власти. В рамках второго этапа реформы оптимизации подвергнут сам механизм исполнения государственных полномочий.

С 2007 года в качестве одного из приоритетов административной реформы является создание многофункциональных центров предоставления государственных услуг, что отмечено в протоколе Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 22 февраля 2007 года N 61.

Многофункциональный центр (далее - МФЦ) представляет собой единый центр, создаваемый для синхронизированного предоставления взаимосвязанных (комплексных) государственных и муниципальных услуг территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе соглашений между этими органами в режиме "единого окна". При этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и т.д.), должно происходить без участия заявителя.

Всего на территории области населению предоставляется около 120 государственных и муниципальных услуг, примерно треть из которых связаны с социальной поддержкой и социальной защитой граждан.

Вместе с тем удовлетворенность граждан качеством и доступностью услуг по различным опросам составляет от 25% до 50%.

Действующий порядок предоставления государственных и муниципальных услуг практически не предусматривает межведомственного взаимодействия, поэтому, несмотря на внедрение административных регламентов, граждане вынуждены лично многократно обращаться за их получением в различные организации, на что неоправданно расходуется их время. Кроме того, они несут дополнительные финансовые потери, связанные с пользованием транспортом, оформлением дублирующих документов и т.д.

Например, для оформления земельного участка в собственность гражданину необходимо лично провести согласование с администрацией сельского поселения наличия свободного участка и его выбор; подать в районную администрацию заявление о выделении участка; обеспечить формирование землеустроительного дела в специализированной земельной организации (процедура платная; предполагает организацию выезда специалиста на место; занимает времени от 1 до 3 месяцев); организовать изготовление кадастрового плана земельного участка в кадастровой палате (занимает от двух недель до месяца); опубликовать в официальном издании объявление о выделении участка по конкурсу (время приема заявок - 1 месяц); принять участие в проведении конкурса (аукциона) (срок - не менее месяца); осуществить выкуп земельного участка; инициировать издание соответствующего распоряжения главы местной администрации, оформить договор купли-продажи земельного участка (продолжительность - около 1 месяца); затем получить справку в администрации сельского поселения о присвоении земельному участку адреса и передать документы в филиал управления Росрегистрации по Владимирской области (запись на подачу документов, в течение 2 недель после подачи заявления выдается свидетельство о праве собственности).

В случае создания МФЦ эта процедура может быть существенным образом упрощена. Сотрудники МФЦ могут произвести заказ землеустроительного дела и кадастрового плана, сбор справок в администрации сельского поселения, обеспечить издание необходимых нормативных документов, осуществить контроль за своевременностью публикации объявления о проведении конкурса, а также требуемые действия по регистрации права собственности в филиале управления Росрегистрации по Владимирской области. Заявителю необходимо будет лишь подать заявление в МФЦ, оформить доверенность на сотрудника МФЦ, произвести выкуп земельного участка и при необходимости принять участие в выезде на место расположения земельного участка при формировании землеустроительного дела.

Если при самостоятельном оформлении участка гражданин затрачивает в среднем от 5 до 12 месяцев, то при передаче функций по сбору документов сотрудникам МФЦ это займет около 3 месяцев (то есть срок оказания услуги может сократиться в 1,6 - 4 раза; количество личных посещений заявителем служащих уменьшится в 3 - 4 раза).

Поскольку отдельные административные процедуры различных ведомств при предоставлении услуг сходны (прием, регистрация документов, выдача документов и т.д.), а требуемые для предоставления государственных услуг документы (удостоверяющие личность документы, справки и т.д.) идентичны, следовательно, предоставление взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг можно оптимизировать за счет:

- организации единой точки приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам при предоставлении разных государственных и муниципальных услуг;

- совершенствования межведомственного взаимодействия (в том числе электронного), сокращения времени документооборота, объединения баз данных различных ведомств;

- возможности получения гражданами одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг в одном месте.

Таким образом, МФЦ позволит сократить количество документов, предоставляемых заявителями для получения государственных и муниципальных услуг, и сроки их предоставления. Этому во многом будет способствовать оптимизация административных процедур и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг за счет принятия "сквозных" (межведомственных) административных регламентов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Владимирской области, органами местного самоуправления.

Для удобства на базе МФЦ будут организованы дополнительные услуги: оплата необходимых пошлин и сборов, нотариальное удостоверение документов и т.д.

Создание МФЦ направлено и на противодействие коррупции посредством ликвидации посредников при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Во Владимирской области в целях координации мероприятий по созданию МФЦ распоряжением Губернатора области от 14 января 2008 года N 6-р образована рабочая группа по созданию МФЦ на территории области, в состав которой вошли представители администрации области, руководители заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления.

Следует также отметить, что в области сложилась положительная практика предоставления государственных и муниципальных услуг населению в отдаленных сельских населенных пунктах посредством организации регулярных выездов востребованных специалистов.

Выезды в сельские населенные пункты специалистов осуществляются, как правило, на основании соглашений о сотрудничестве, заключаемых между органами местного самоуправления разного уровня и территориальными органами администрации области (департаменты ЗАГС, социальной защиты).

В большинстве муниципальных районов при администрациях образованы информационно-аналитические пункты или центры социально-психологической помощи, которые обеспечивают организацию выездов.

Наработанная практика будет учтена при организации деятельности выездных групп создаваемых МФЦ в отдаленных населенных пунктах.