Недействующий

ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 апреля 2005 года N 199

О Комплексе мер по совершенствованию обращения с отходами производства и потребления во Владимирской области на 2005-2008 годы

(Утратил силу - постановление Губернатора Владимирской области от 05.04.2010 N 408; НГР: ru33000201000179)

Изменения:

(постановление Губернатора Владимирской области от 09.01.2007 N 1, НГР:ru33000200700003)

В целях снижения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения отходов производства и потребления, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" постановляю:

1. Утвердить Комплекс мер по совершенствованию обращения с отходами производства и потребления во Владимирской области на 2005-2008 годы согласно приложению.

2. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды администрации области (И.Ф. Шабардин) организовать выполнение Комплекса мер.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов, округов и районов, принять участие в реализации Комплекса мер.

4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на первого заместителя Губернатора области В.В.Веретенникова.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области

Н.В. Виноградов

Приложение
к постановлению Губернатора области от 05.04.2005 N 199

Комплекс мер по совершенствованию обращения с отходами производства и потребления во Владимирской области на 2005-2008 годы


В последние годы во Владимирской области стратегия в сфере управления отходами производства и потребления подвергается существенным изменениям. Главными причинами таких изменений явились увеличение загрязнения природной среды, усиливающееся негативное влияние отходов на здоровье населения, а также перестройка государственной экологической политики и природоохранного законодательства.

Одна из острейших проблем загрязнения окружающей среды в области - ситуация в сфере обращения с отходами. Анализ показывает необходимость привлечения пристального внимания к данной проблеме органов государственной власти, частных предпринимателей и всех слоев населения.

Эффективное решение проблемы нерегулируемого, возрастающего накопления отходов возможно только на основе разработки и реализации единой, комплексной системы государственного управления в сфере обращения с отходами. В целях практической реализации этого положения в течение 2003-2004 гг. реализованы мероприятия по захоронению, обезвреживанию и переработке отходов производства и потребления во Владимирской области на 2003-2005 годы, утвержденные постановлением Губернатора области от 23.12.2002 N 638.

Анализ выполнения мероприятий показал правильность выбранного направления решения проблемы, а также определил необходимость корректировки дальнейших действий и разработки комплекса мер по решению практических вопросов экологически безопасного отходоудаления.

1.1.Отходы производства и потребления

1.1.1. Отходы производства (промышленные отходы)

Во Владимирской области в результате производственной деятельности ежегодно образуется более 500 тыс. тонн токсичных промышленных отходов 408 наименований.

Основными отходобразующими отраслями экономики региона являются:

- машиностроение и металлообработка;

- химическая промышленность;

- деревообрабатывающая промышленность;

- стекольная промышленность;

- промышленность строительных материалов;

- пищевая и перерабатывающая промышленность;

- сельское хозяйство.

Значительное загрязнение в окружающую природную среду промышленными отходами 1(4 классов опасности вносят предприятия гг. Владимира, Коврова, Мурома, Гусь-Хрустального, Кольчугино.

Наибольшее воздействие на окружающую среду оказывают: ртутьсодержащие отходы, металлургические шлаки, отработанные формовочные смеси, отходы гальванических и травильных производств, осадки очистных сооружений реагентной, биологической и механической очистки сточных вод, отходы деревообработки.

По объему образования среди отходов 1 класса опасности наибольшее количество составляют отходы, содержащие ртуть (преимущественно отработанные люминесцентные лампы (97%); во 2 классе опасности 77% приходится на масла отработанные и 13,6% на отходы, содержащие нефтепродукты; среди отходов 3 класса опасности (нефтешламы ловушечные (9 %), шлам станции нейтрализации гальванических производств (0,2%); среди отходов 4 класса опасности (осадок очистных сооружений (7%), зола и шлак угольные (1,8%).

Из годового объема образования промышленных отходов размещается в различных местах 60,75 тыс. тонн токсичных отходов (в основном 4 и 3 классов опасности).

Динамика образования и размещения промышленных отходов во Владимирской области за последние годы приведена в приложении N 1 к Комплексу мер.

Данные об образовании и размещении отходов по муниципальным образованиям области приведены в приложении N 2 к Комплексу мер.

Промышленные отходы на территории Владимирской области размещаются:

- в местах организованного захоронения промышленных отходов;

- в местах организованного складирования и на промплощадках предприятий;

- на санкционированных свалках, полигонах и в местах неорганизованного складирования (несанкционированных свалках).

Складирование и временное накопление отходов на промплощадках предприятий обусловлено отсутствием в области в необходимом количестве специализированных производств по переработке и обезвреживанию отходов, объектов по их экологически безопасному захоронению, а также значительными финансовыми затратами по их вывозу на переработку в соседние регионы.

Сохраняется тенденция накопления на предприятиях следующих токсичных отходов: 1 класса опасности - отходы, содержащие ртуть; 2 класса опасности - масла отработанные; 3 класса опасности - нефтешламы ловушечные; 4 класса опасности - зола и шлак угольные.

Значительные объемы, размещаемые на промплощадках предприятий, составляют так же отходы: осадок иловый очистных сооружений, отходы металлургических форм, отработанные смеси формовочные и стержневые, отходы гальванических производств.

Более 3 % образующихся в области промышленных отходов 1-4 класса опасности размещается на свалках. Это, например: 1 класс опасности - отходы, содержащие ртуть; 2 класс опасности - отходы красильного производства, отходы лакокрасочных материалов, шлам масляных закалочных ванн; 3 класс опасности - шлам шлифовальный маслосодержащий, смесь растворителей с остатками лакокрасочных материалов, материал фильтровальный с остатками токсичных веществ; 4 класс опасности - осадок иловый очистных сооружений, отработанные смеси формовочные и стержневые, стеклобой, отходы древесные, отходы строительные, отходы стекловолокна.

По-прежнему актуальной остается проблема утилизации гальваношламов. На территории области имеется несколько объектов длительного хранения гальваношламов, размещающихся на территории предприятий. Это шламонакопители на территории ФГУП ВПО "Точмаш" г. Владимира, ОАО "ВЭМЗ" г. Владимира, ГНИИЛЦ "Радуга" г. Радужный, ФГУП ВНИИ "Сигнал" г. Коврова, ОАО "Вязниковский льнокомбинат" г. Вязники, ОАО "Бавленский завод электродвигателей" пос. Бавлены Кольчугинского района.

В сложившихся условиях важную роль в обеспечении экологической безопасности играют проведение лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами и разработки государственного кадастра отходов, включающего государственный реестр мест размещения отходов и классификационный каталог отходов.

1.1.2. Отходы потребления (твердые бытовые отходы)

Одной из наиболее трудноразрешимых остается проблема экологически безопасного удаления муниципальных бытовых отходов. Ежегодно во Владимирской области образуется около 1000 тыс. кубических метров твердых бытовых отходов (ТБО).

Проблему ТБО характеризуют следующие общие тенденции:

- рост объемов образования ТБО как в абсолютных величинах, так и на душу населения;

- усложнение состава ТБО, которые включают в себя все большее количество экологически опасных компонентов;

- ужесточение правил обращения с отходами при сохранении противоречий в действующем законодательстве;

- отрицательное отношение населения к строительству объектов по обезвреживанию отходов;

- рост стоимости утилизации отходов. Существующие тарифы ориентированы на компенсацию затрат по сбору и транспортировке ТБО, что не позволяет содержать муниципальные объекты захоронения отходов в экологически безопасном состоянии.

Существующая система обращения с ТБО на территории населенных пунктов включает три основных элемента, характеристика которых представлена в таблице.

Характеристика

основных элементов обращения с твердыми бытовыми отходами

Сбор

Транспортирование

Захоронение

- необеспеченность контейнерами для сбора ТБО в соответствии с нормативными требованиями;

 - отсутствие в большинстве населенных пунктов нормативного количества оборудованных контейнерных площадок;

 - изношенность парка спецтехники;

 - нерешенность вопроса вывоза отходов от частного жилого сектора (основной объем бытовых отходов, образующихся в частных домовладениях, остается в населенных пунктах из-за отсутствия или несоблюдения муниципальных правил благоустройства и содержания территории).

- ограниченное количество специализированного транспорта
 - увеличение затрат на транспортировку.
 - отсутствие практики организации мусоросортировочных станций.
 Опыт России показывает, что для населенных пунктов, значительно удаленных от объектов захоронения отходов, целесообразна организация мусороперегрузочных станций.

- отсутствие отвечающих требованиям экологической безопасности объектов размещения отходов;

 - несоблюдение технологии захоронения;

 - отсутствие учета и контроля за поступлением отходов.
 - отсутствие радиометрического контроля.
 На большинстве объектов размещение отходов ведется стихийно, без оплаты. Тем самым затраты на захоронение отходов осуществляются за счет прибыли предприятий ЖКХ.

По состоянию на 01.12.2004 г. в области зарегистрировано 272 объекта размещения отходов, из них несанкционированных - 130, санкционированных, т. е. имеющих постоянного владельца, земельный отвод и разрешение на размещение отходов - 119, полигонов ТБО - 3, полигонов захоронения промышленных отходов - 1. Общая площадь, занимаемая свалками и полигонами, составляет более 400 га. Объемы образования твердых бытовых отходов в 2003 году и характеристики объектов их захоронения приведены в приложении N 3 к Комплексу мер.

Несмотря на то, что санитарное и экологическое состояние санкционированных свалок и полигонов находится под постоянным контролем природоохранных и санитарных органов, специальные требования по приему и размещению промышленных отходов, разрешенных для размещения на данных объектах, выполняются в неполном объеме.

Состояние санкционированных свалок, их обустройство, технология эксплуатации не соответствует требуемым природоохранным нормам. Это в равной степени относится как к крупным городским объектам, так и к небольшим по площади сельским и поселковым свалкам. Обязательные технологические операции (уплотнение отходов, послойная засыпка грунтом) осуществляются от случая к случаю, контроль за качественным составом отходов не ведется. Свалки не имеют ограждения, отсюда свободный доступ посторонним лицам. Имеют место частые случаи возгорания отходов.

Среди санкционированных свалок 9 расположены в водоохранных и санитарно-защитных зонах населенных пунктов.

Наиболее неблагополучными, т. е. в наибольшей степени оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, продолжают являться:

- Владимирский городской полигон ТБО;

- Ковровская городская свалка;

- Собинская городская свалка.

- свалка г. Курлово (Гусь-Хрустальный район).

В настоящий момент в России практически не осуществима политика, направленная на сокращение образования бытовых отходов. Поэтому основным направлением государственного и муниципального регулирования обращения с бытовыми отходами должно стать сокращение объемов их захоронения. Это может быть достигнуто изменением сложившейся на территории области системы сбора, транспортировки и захоронения отходов, путем внедрения раздельного сбора бытового мусора, его сортировки с целью извлечения компонентов, являющихся вторичным сырьем, стимулированием создания перерабатывающих мощностей.

В тоже время организация сортировки ТБО требует учета не только объемов образования ТБО, но и динамики изменения их состава, которая обуславливается:

- изменением структуры потребления населения;

- увеличением содержания экологически опасных веществ, что связано с расширением спектра применяемых в быту товаров бытовой химии, лекарственных средств, увеличение парка личного автотранспорта и т. д.

- конъюнктурой спроса и цен на рынке вторичных ресурсов;

- увеличением количества предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

Учет образования и движения отходов на предприятиях малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей практически не ведется. Все образующиеся в результате их деятельности отходы либо сжигаются, либо попадают в мусорные контейнеры или на стихийные свалки.

Повсеместно возникающие вокруг населенных пунктов стихийные свалки являются серьезным источником загрязнения поверхностных и грунтовых вод, в результате попадания в них фильтрата- продукта разложения отходов. Большую опасность представляет горение бытовых отходов, приводящее подчас к выделению в атмосферу диоксиновых соединений и иных токсикантов.

1.1.3. Вторичное использование и переработка отходов

С учетом накопления за прошлые годы ежегодно во Владимирской области обезвреживается, используется на предприятиях или передается на другие предприятия с целью переработки и обезвреживания 514,8 тыс. тонн токсичных отходов.

Сложившаяся система государственного регулирования не выделяет переработку отходов, как и всех вторичных ресурсов в целом, в качестве автономного объекта государственного управления.

В этой связи, на обращение с вторичноиспользуемыми отходами распространяются требования нормативных правовых актов, регламентирующих обращение с отходами в целом.

Действующее природоохранное законодательство РФ не обязывает использовать отходы производства и потребления в качестве вторичных ресурсов, хотя декларирует принцип использования методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях минимизации отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

Значительные ограничения на развитие заготовки и переработки вторичноиспользуемых отходов накладывают требования лицензирования любой деятельности по обращению с отходами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»