Недействующий

ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2002 года N 638

О мероприятиях по захоронению, обезвреживанию и переработке отходов производства и потребления Владимирской области на 2003-2005 годы

(Утратило силу:
постановление Губернатора Владимирской области от 17.12.2004 N 694, НГР: ru33000200400491)

В целях снижения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения отходов производства и потребления, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 6 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" постановляю:

1. Утвердить мероприятия по захоронению, обезвреживанию и переработке отходов производства и потребления во Владимирской области на 2003-2005 годы согласно приложению.

2. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды администрации области (Шабардин И.Ф.) организовать выполнение мероприятий.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов, округов и районов, Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Владимирской области (Белоусов Н.Д.) принять участие в реализации данных мероприятий.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Карпова Е.А.

4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области

Н. Виноградов

Приложение
 к постановлению
 Губернатора области
 от 23.12.2002 N 638

Мероприятия по захоронению, обезвреживанию, и переработке отходов производства и потребления Владимирской области на 2003-2005 годы.


I. Проблемы обращения с отходами в соседних регионах

Эффективное решение проблемы нерегулируемого, возрастающего накопления отходов возможно только на основе разработки и реализации единой, комплексной системы государственного управления в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Сложившаяся в большинстве субъектов Российской Федерации ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов ведет к возникновению необратимых процессов деградации природной среды и представляет реальную угрозу здоровью населения.

В Ивановской области ежегодно образуется 675,7 тыс. т промышленных и 1,2 млн. м3 бытовых отходов. На территории области имеется 54 свалки, из которых 9 несанкционированные. Полигонов для захоронения промышленных и бытовых отходов, отвечающих санитарным нормам и правилам, в области нет. Происходит накопление на предприятиях и организациях отработанных люминесцентных ламп.

В Московской области ежегодно образуется и захоранивается до 25 млн. т (100 млн. куб. метров) твердых бытовых отходов, 38 млн. т промышленных отходов, иловых осадков - 14 млн. т, отходов животноводческих комплексов и птицефабрик - 2 млн. т, отходов гальванического производства и металлообработки - 32 тыс. т. В настоящее время на территории области размещено 210 полигонов и свалок, из которых 96 - действующих. Площадь эксплуатируемых полигонов и свалок - 678 га. На территории области выявлено 236 несанкционированных свалок ТБО и промышленных отходов в лесах, оврагах, брошенных карьерах, придорожных кюветах. Официальных полигонов для захоронения промышленных отходов в области нет.

Наиболее остро стоит проблема утилизации, переработки уничтожения и захоронения токсичных отходов.

Свыше 1 млн. т промышленных и более 2 млн. куб. метров твердых бытовых отходов ежегодно образуется в Нижегородской области. Объемы накопления токсичных отходов, составляют около 10 млн. т.

Около 50% отходов вовлекается в повторный оборот или используется в качестве сырья на предприятиях области. Наиболее успешно решается вопрос использования на предприятиях отработавших нефтесодержащих продуктов, отходов красок, эмалей, органических растворителей, отходов металлургического производства (шлаков, формовочных и стержневых смесей), золошлаковых отходов. В г. Выкса введен в эксплуатацию полигон для длительного хранения промышленных отходов Выксунского металлургического завода (промасленная окалина 3 класса опасности) и полигон для захоронения твердых бытовых отходов.

В Рязанской области ежегодно образуется около 1377 тыс. тонн промышленных отходов, включая золы и шлаки ТЭЦ, а также около 1 млн. куб. метров ТБО.

В области действуют всего три типовых полигона твердых бытовых отходов в городах Касимов, Ряжск, Кадом. Остальные районные центры и населенные пункты, в том числе г. Рязань, не имеют полигонов бытовых отходов, отвечающих нормативным требованиям.

Показатели загрязнения окружающей среды Владимирской области отходами производства и потребления в сравнении с некоторыми соседними регионами представлены в таблице 1.

Отходы потребления (твердые бытовые отходы).

Ежегодно во Владимирской области образуется более 900 тыс. кубических метров твердых бытовых отходов (ТБО).

Проблему ТБО характеризуют следующие общие тенденции:

- рост объемов образования ТБО как в абсолютных величинах, так и на душу населения;

- усложнение состава ТБО, которые включают в себя все большее количество экологически опасных компонентов;

- ужесточение правил обращения с отходами при сохранении противоречий в действующем законодательстве;

- отрицательное отношение населения к строительству объектов по обезвреживанию отходов;

- рост стоимости утилизации отходов. Существующие тарифы ориентированы на компенсацию затрат по сбору и транспортировке ТБО, что не позволяет содержать муниципальные объекты захоронения отходов в экологически безопасном состоянии.

Существующая система обращения с ТБО на территории населенных пунктов, сложившаяся в 1940-60-х годах, включает три основных элемента:

- сбор отходов;

- транспортирование отходов;

- захоронение.

Основные проблемы сбора ТБО:

- необеспеченность контейнерами для сбора ТБО в соответствии с нормативными требованиями;

- отсутствие в большинстве населенных пунктов нормативного количества оборудованных контейнерных площадок;

- изношенность парка мусоровозов;

- вывоз отходов от частного жилого сектора (основной объем бытовых отходов, образующихся в частных домовладениях, остается в населенных пунктах из-за отсутствия или несоблюдения муниципальных правил благоустройства и содержания территории).

Транспортирование отходов специализированным транспортом осуществляется лишь в крупных городах. В большинстве населенных пунктов вывоз осуществляется любой имеющейся в распоряжении предприятий ЖКХ техникой, что приводит к увеличению затрат на транспортировку.

Опыт России показывает, что для населенных пунктов, значительно удаленных от объектов захоронения отходов, целесообразна организация мусороперегрузочных станций.

Данная практика на настоящий момент не получила развития во Владимирской области. Единственная в регионе мусороперегрузочная станция расположена в областном центре.

Захоронение ТБО осуществляется в условиях:

- отсутствия отвечающих требованиям экологической безопасности объектов размещения отходов;

- отсутствия учета и контроля за поступлением отходов. На большинстве объектов размещение отходов ведется стихийно, без оплаты. Тем самым затраты на захоронение отходов осуществляются за счет прибыли предприятий ЖКХ.

По состоянию на 01.12.2002 г. в области зарегистрировано 275 объектов размещения отходов, из них несанкционированных - 177; санкционированных, т. е. имеющих постоянного владельца, земельный отвод и разрешение на размещение отходов, - 82; полигонов ТБО - 3; полигонов захоронения промотходов - 1. Общая площадь, занимаемая свалками и полигонами, составляет более 400 га.

Объемы образования отходов в 2001 году и характеристики объектов их захоронения приведены в таблице 2.

Несмотря на то, что санитарное и экологическое состояние санкционированных свалок и полигонов находится под постоянным контролем природоохранных и санитарных органов, специальные требования по приему и размещению промотходов, разрешенных для размещения на данных объектах, выполняются в неполном объеме.

Состояние санкционированных свалок, их обустройство, технология эксплуатации не соответствует требуемым природоохранным нормам. Это в равной степени относится как к крупным городским объектам, так и к небольшим по площади сельским и поселковым свалкам. Обязательные технологические операции (уплотнение отходов, послойная засыпка грунтом) осуществляются от случая к случаю, контроль за качественным составом отходов не ведется. Свалки не имеют ограждения, отсюда свободный доступ посторонним лицам. Имеют место частые случаи возгорания отходов.

Среди санкционированных свалок 9 расположены в водоохранных и санитарно-защитных зонах населенных пунктов.

Наиболее неблагополучными, т. е. в наибольшей степени оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, в последние годы являлись:

- Владимирский городской полигон ТБО

- Ковровская городская свалка;

- Собинская городская свалка;

- Камешковская городская свалка.

Учитывая, что в настоящий момент в России практически не осуществима политика, направленная на сокращение образования бытовых отходов, основным направлением государственного и муниципального регулирования обращения с бытовыми отходами должно стать сокращение объемов их захоронения. Это может быть достигнуто изменением сложившейся на территории области системы сбора, транспортировки и захоронения отходов, путем внедрения раздельного сбора бытового мусора, его сортировки с целью извлечения компонентов, являющихся вторичным сырьем, стимулированием создания перерабатывающих мощностей.

При принятии решения об организации сортировки ТБО необходимо учитывать не только объемы образования ТБО, но и динамику изменения их состава.

Изменение состава бытовых отходов обуславливается:

- изменением структуры потребления населения;

- ростом спроса и цен на рынке вторичных ресурсов;

- увеличением количества предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

В то же время в бытовых отходах увеличивается содержание экологически опасных веществ, что связано с расширением спектра применяемых в быту товаров бытовой химии, лекарственных средств, увеличение парка личного автотранспорта и т. д.

Учет образования и движения отходов на предприятиях малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей практически не ведется. Все образующиеся в результате их деятельности отходы либо сжигаются, либо попадают в мусорные контейнеры и на несанкционированные свалки.

В настоящее время назрела необходимость пересмотра норм накопления бытовых отходов от различных абонентов, а также пересмотр тарифной политики.

Отходы производства (промышленные отходы).

Во Владимирской области в результате производственной деятельности ежегодно образуется более 500 тыс. тонн токсичных промышленных отходов 324 наименований, в том числе:

- 1 класс опасности -10 наименований;

- 2 класс опасности - 38 наименований;

- 3 класс опасности - 71 наименования;

- 4 класс опасности - 225 наименований;

По объему образования отходов 1 класса опасности приоритетными являются отходы, содержащие ртуть (преимущественно отработанные люминесцентные лампы - 97%); во 2 классе опасности 77% приходится на масла отработанные и 13,6% на отходы, содержащие нефтепродукты; среди отходов 3 класса опасности - нефтешламы ловушечные (9%), шлам станции нейтрализации гальванических производств (0,2%); среди отходов 4 класса опасности - осадок очистных сооружений (7%), зола и шлак угольные (1,8%).

Проблема снижения объемов образования промышленных отходов может рассматриваться в двух направлениях:

- внедрением малоотходных технологий (дорогостоящее направление, требующее значительных финансовых затрат, в настоящее время по силам только крупным высокорентабельным предприятиям);

- снижением образования отходов вспомогательных производств (отработанные автопокрышки, аккумуляторы и др.). Данное направление в сложившихся условиях практически неосуществимо.

Из-за отсутствия необходимых финансовых средств на строительство регионального комплекса по переработке и обезвреживанию промышленных отходов на современном этапе ставится задача достигнуть положительного эффекта за счет создания на предприятиях локальных специализированных установок по переработке и обезвреживанию отходов, сети комплексных приемных пунктов, максимального использования существующих на территории области перерабатывающих мощностей, а также за счет сотрудничества с предприятиями - переработчиками отходов из других регионов.

В условиях недостатка на территории области специализированных объектов захоронения промышленных отходов и перерабатывающих мощностей, важную роль в обеспечении экологической безопасности играют проведение лицензирования обращения с опасными отходами и разработка государственного кадастра отходов, включающего государственный реестр мест размещения отходов и классификационный каталог отходов.

Размещение отходов.

Из годового объема образования промышленных отходов размещается в различных местах 60,75 тыс. тонн токсичных отходов (в основном 4 и 3 классов опасности). Динамика образования и размещения промышленных отходов во Владимирской области за последние годы приведена в таблице 3.

Наибольший вклад в загрязнение окружающей природной среды промышленными отходами 1-4 классов опасности вносят предприятия гг. Владимир, Ковров, Гусь-Хрустальный, округов Муром, Кольчугино. Данные об образовании и размещении отходов по муниципальным образованиям области приведены в таблице 4.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»