Действующий

Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Владимирской области и других исходных данных для составления проекта областного бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

Структура межбюджетных трансфертов областного
бюджета на 2010 год


Наименование показателей

Удельный вес видов межбюджетных трансфертов в их   общем объеме на 2010 год, процент

Темпы роста проекта 2010 года к плану 2009 года, процент

Межбюджетные трансферты областного бюджета  - всего, в том числе:

100,0

103,8

* межбюджетные трансферты местным бюджетам, из них:

83,4

104,5

 - дотации бюджетам муниципальных образований, в том числе:

37,9

100,0

        дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

34,5

100,0

- субвенции бюджетам муниципальных образований, в том числе:

37,4

108,7

       субвенция на общеобразовательный процесс

24,5

104,5

- субсидии бюджетам муниципальных образований, в том числе:

8,1

106,9

       субсидии на предоставление мер поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам села,  организацию специализированной медицинской помощи,  совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях

3,5

102,2

       бюджетные инвестиции на жилищное строительство

4,2

102,5

* межбюджетные трансферты областному Владимирскому фонду обязательного медицинского страхования на страхование неработающего населения

16,6

100,0


Значительный удельный вес межбюджетных трансфертов в объеме областного бюджета ставит перед главными распорядителями бюджетных средств задачу обеспечить достижение установленных целей по софинансируемым полномочиям.  По каждой межбюджетной субсидии необходимо установить показатели эффективности предоставления муниципальных услуг (выполнения работ). При этом их применение следует ограничить случаями, когда надо устранить избыточную неравномерность уровня предоставления публичных услуг или когда необходимо стимулировать лучшую практику оказания таких услуг, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов. Повышение эффективности расходования бюджетных средств позволит муниципальным образованиям исполнять их полномочия в полном объеме.

4.3. Отраслевые особенности формирования бюджетных проектировок на 2010 год

4.3.1. В социальной сфере

Расходы на образование из областного бюджета проектируются в 2010 году в сумме 6008,8 млн. рублей, что составляет 3,13 процента ВРП и 24,8 процента от расходов областного бюджета. Ассигнования в отрасль увеличатся на 20 процентов к отчету 2008 года и на 5 процентов к плану 2009 года.

Бюджетные ассигнования в сфере образования в 2010 году будут сконцентрированы на обеспечении формирования современного рынка образовательных услуг, проведении структурных изменений в данной системе.

Обеспечение государственных прав граждан на получение общедоступного начального, основного, среднего (полного) общего образования будет продолжено через механизм нормативного подушевого финансирования  общеобразовательных учреждений.

Более половины расходов на образование будет занимать субвенция  на общеобразовательный процесс, которая выделяется муниципальным образованиям по нормативу на обучение одного учащегося в 479 общеобразовательных школах и школах-интернатах. Таким образом, должен быть реализован принцип «деньги следуют за учеником», и оплата из бюджета должна производиться за конкретный результат деятельности общеобразовательного учреждения. Вместе с тем, органы местного самоуправления не всегда ответственно подходят  к решению вопросов по организации предоставления общего образования,  допуская факты неэффективного использования средств областного бюджета.     Так, по отчету за 2008 год число учащихся школ, приходящихся на одного сотрудника административно-хозяйственного персонала, составило 12,3 человека,  тогда как согласно лучшим практикам по  субъектам Российской Федерации этот показатель составил 16,5 человека, число учащихся школ, приходящихся на одного учителя, - 11,3 человека (по ряду регионов  Российской Федерации - 13,5 человека).  Наполняемость классов в городской местности составляет 23 ученика, в сельской - 9,7, что ниже федеральных нормативов (25 и 14 человек соответственно). В результате  доля неэффективных расходов в отрасли достигает ежегодно порядка 7,9 процента от общих расходов.  Выявленные неэффективные вложения средств могли быть направлены на  повышение заработной платы  работников областных образовательных учреждений и муниципальных школ не менее чем на 11 процентов в  расчете на год.

Для решения этого вопроса органам местного самоуправления в  2010 году следует добиться  прямой зависимости величины фонда оплаты труда в каждой конкретной школе от числа учащихся.

В связи с этим  при разработке закона области о региональном нормативе расходов для реализации основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями на следующий год департаментом образования администрации области должны  учитываться показатели соотношения численности учителей и  вспомогательного персонала общеобразовательных учреждений в пропорции 60 к 40, а также среднего числа учащихся школ и школ-интернатов на одного учителя (10 человек), предусмотренные на 2010 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года      N 1663-р.

Это позволит дополнительно увеличить размер регионального норматива на одного учащегося, который  используется для расчета соответствующей субвенции муниципальным образованиям.

В целях реализации проекта «Наша новая школа» продолжится софинансирование из областного бюджета полномочий муниципальных образований по обеспечению питания обучающихся 1-4 классов школ.

Планируется поощрение лучших учителей, внедрение инновационных образовательных программ, которые будут реализовываться в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Стимулированию социальной активности учащихся, поддержке одаренных детей будет способствовать проведение творческих конкурсов, олимпиад, соревнований Всероссийского и регионального уровней.

С 2010 года должен быть обеспечен переход на нормативно-подушевой механизм оплаты услуг областных учреждений общего образования (детские дома, специальные (коррекционные) учреждения, школы-интернаты).

Будет продолжена ранее начатая деятельность по приведению содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышению доступности качественных образовательных услуг в начальном и среднем профессиональном образовании. Для этого в ближайшей перспективе в данной сфере  необходимо перейти на нормативное подушевое финансирование.

Актуальной остается задача обеспечения доступности к качественному образованию детей с ограниченными возможностями. С этой целью из областного бюджета будут предоставляться меры социальной поддержки детям-инвалидам дошкольного возраста. Планируется увеличить охват детей-инвалидов школьного возраста образовательными услугами в общеобразовательных учреждениях, коррекционных школах-интернатах, а также  число выпускников с ограниченными возможностями, продолжающих дальнейшее обучение на других ступенях образования.

Целью бюджетной политики региона в отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является создание условий для их успешной адаптации в обществе и на рынке труда, обеспечение их социальной мобильности.

Планируется дальнейшее развитие семейных форм устройства таких детей, к которым относятся усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья.

Будет продолжено обеспечение детей-сирот жильем. В 2010 году планируется обеспечить жильем всех детей-сирот, вставших на очередь до 2007 года и реально нуждающихся в жилье.

Предусмотрено сохранить гарантии по поддержке семей с детьми, посещающими детские дошкольные учреждения путем компенсации из бюджета части родительской платы.

Особого внимания требует молодежная политика. Старт, заданный в 2008 году в связи со значительным увеличением финансирования областной целевой программы в сфере молодежной политики, продолживший свое развитие в 2009 году, который объявлен годом молодежи, планируется сохранить на 2010 год.

Предстоит развивать формы вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, поддерживать инициативную и талантливую молодежь.

Расходы на социальную политику из областного бюджета предусматриваются на 2010 год в сумме 4685,4 млн. рублей (2,44 процента ВРП). Удельный вес ассигнований на эти цели составит 19,3 процента от расходов областного бюджета, рост расходов к отчету 2008 года - 154 процента, к  плану  2009 года - 109,1 процента.

Бюджетные средства в отрасли должны обеспечить безусловное выполнение социальных гарантий  перед жителями области.

Размеры, действующие в области по отдельным видам мер социальной  поддержки населения, уже в 2009 году превышают сложившийся уровень данных выплат в Российской Федерации. В частности, ежемесячные пособия на детей-сирот составляют  в среднем 5,6 тыс. рублей,  на питание  детей 1-3 года жизни -  в суммах от 290 до 535 рублей,  базовое пособие на ребенка - 330 рублей, тогда как на федеральном уровне аналогичные выплаты  предусмотрены   соответственно в размерах 4 тыс. рублей,  от 280 до 322 рублей  и  180 рублей.