4.1. Общие подходы к формированию бюджетных расходов
В 2006-2008 годах происходило значительное увеличение расходов на финансирование отраслей социальной сферы и реального сектора экономики, которое связано с достижениями конкретных результатов по решению социально-экономических проблем, улучшению качества и доступности бюджетных услуг. Предоставлению более качественных услуг способствовала введенная в 2008 году в учреждениях социальной сферы новая система оплаты труда, учитывающая объемы и качество труда, направленная на повышение его производительности.
Вместе с тем, снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов областного бюджета и необходимость обеспечения ранее принятых социальных обязательств перед гражданами определяют потребность пересмотра бюджетных расходов в сторону их сокращения по ряду направлений в 2010-2012 годах по сравнению с планом 2009 года. Осложняет финансовое положение бюджета региона планируемое на федеральном уровне уменьшение размеров софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
В этих условиях необходимо обеспечить безусловное выполнение действующих расходных обязательств по обязательным к исполнению полномочиям, закрепленным за регионом Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Чтобы реализовать намеченные планы и не допустить кредиторской задолженности по принятым обязательствам, следует отказаться от расходов, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее утвержденных программ, обеспечить более тщательное обоснование главными распорядителями средств бюджетных ассигнований областного бюджета на 2010-2012 годы.
Усилия всех участников бюджетного процесса должны быть направлены на решение задач, определенных в разделе II настоящих основных направлений бюджетной и налоговой политики Владимирской области, в части повышения эффективности и оптимизации действующих бюджетных обязательств. Высвобождающиеся в результате этого средства изъятию из бюджетных отраслей не подлежат и должны быть направлены на их развитие.
Неопределенность отдельных факторов развития экономики области требует более взвешенных подходов к принятию новых расходных обязательств.
Если решение об их введении принимается по инициативе главных распорядителей средств областного бюджета, то оно должно осуществляться в рамках утвержденных предельных объемов финансирования расходов при условии и в пределах сокращения действующих расходных обязательств.
Это, в первую очередь, касается уровня и сроков повышения оплаты труда работников бюджетной сферы и социальных выплат населению. Данные вопросы должны быть реализованы главными распорядителями бюджетных средств самостоятельно как за счет выделенных в областном бюджете в их распоряжение ресурсов, так и за счет сокращения неэффективных расходов на текущее содержание бюджетных учреждений. Необходимым условием проведения этой работы является осуществление отраслевыми органами исполнительной власти грамотного управления бюджетными средствами по достижению показателей деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р и Указом Губернатора Владимирской области от 2 июня 2009 года N 9.
Принимая во внимание, что планирование расходов областного бюджета на 2011 и 2012 годы осуществляется в объемах на уровне 2010 года, в пунктах 4.2-4.4 настоящих основных направлений бюджетной и налоговой политики Владимирской области приведены данные об основных принципах и особенностях формирования бюджетных ассигнований областного бюджета на 2010 год.
4.2. Основные принципы планирования бюджетных ассигнований областного бюджета
В соответствии со статьей 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование бюджетных ассигнований областного бюджета на 2010 год осуществляется раздельно на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств Владимирской области.
Основой для определения объема расходов областного бюджета на очередной финансовый год является реестр действующих расходных обязательств Владимирской области, составленный главными распорядителями средств областного бюджета.
В расчет бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств положены назначения по расходам, утвержденные Законом Владимирской области от 30 апреля 2009 года N 12-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (без учета расходов, осуществляемых за счет целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета). Также не были учтены программы, не соответствующие статье 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и утвержденные постановлениями Губернатора Владимирской области с несоблюдением условий по объемам планирования на 2010 год, установленных постановлением Губернатора Владимирской области от 29 декабря 2008 года N 948.
Расходы, выполняемые регионом за счет субвенций и субсидий из федерального бюджета, будут включены в областной бюджет по данным, согласованным главными администраторами доходов областного бюджета с главными распорядителями средств федерального бюджета.
Общая сумма действующих расходных обязательств Владимирской области, определенная исходя из плановых назначений 2009 года, составляет в 2010 году 23376 млн. рублей или 12,17 процента ВРП.
В соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Владимирской области на 2010 год доходы областного бюджета, без учета целевых федеральных средств, проектируются в сумме 22277 млн. рублей (11,6 процента ВРП).
Таким образом, расходы областного бюджета на исполнение действующих обязательств, исчисленные по плану 2009 года, не обеспечены доходными источниками в 2010 году на сумму 1099 млн. рублей.
В складывающейся ситуации главными распорядителями средств областного бюджета должна быть проведена инвентаризация областных целевых программ на предмет их соответствия статье 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также рассмотрена возможность переноса реализации отдельных мероприятий на более поздние сроки (приобретение предметов длительного пользования, капитальное строительство объектов с низкой степенью готовности, капитальный ремонт).
В результате сокращение действующих расходных обязательств по непервоочередным статьям затрат составит 1546 млн. рублей или 6,6 процента к плану 2009 года, что позволит обеспечить их источниками финансирования. Кроме того, часть данных ассигнований в сумме 447 млн. рублей может быть направлена на принятие новых обязательств (1546 млн. рублей минус 1099 млн. рублей).
В 2010 году прогнозируется привлечение источников финансирования дефицита областного бюджета в сумме 1983 млн. рублей, которые также обеспечат покрытие новых видов расходов.
Исходя из возможности мобилизации доходов в областной бюджет и привлечения источников финансирования бюджетного дефицита, а также расчетов главных распорядителей средств на исполнение действующих расходных обязательств с учетом их оптимизации, в 2010 году объем ресурсов для финансового обеспечения принимаемых расходных обязательств оценивается в сумме 2430 млн. рублей (447 млн. рублей плюс 1983 млн. рублей).
Расчет объема принимаемых расходных обязательств Владимирской области на 2010 год представлен в таблице 4.