Недействующий

ЗАКОН

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 07 ноября 2006 года N 149-ОЗ

Об областной программе "Дети Владимирской области" на 2007-2008 годы"

Принят Законодательным Собранием области 25 октября 2006 года

Срок действия истек.

(Изменения:

Закон Владимирской области от 07.05.2007 N 39-ОЗ, НГР: ru33000200700155;

Закон Владимирской области от 07.09.2007 N 106-ОЗ, НГР: ru33000200700354;

Закон Владимирской области от 06.12.2007 N 151-ОЗ, НГР:ru33000200700514;

Закон Владимирской области от 12.02.2008 N 13-ОЗ, НГР:ru33000200800040;

Закон Владимирской области от 07.07.2008 N 104-ОЗ, НГР:ru33000200800275;

Закон Владимирской области от 24.12.2008 N 219-ОЗ, НГР:ru33000200800566)

Статья 1


Утвердить областную программу "Дети Владимирской области" на 2007-2008 годы" согласно приложению.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
 Владимирской области

Н.В. Виноградов

Владимир

7 ноября 2006 г.

N 149-ОЗ

Приложение

к Закону Владимирской области

от 07.11.2006 N 149-ОЗ

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2007-2008 ГОДЫ"

ПАСПОРТ областной программы "Дети Владимирской области" на 2007-2008 годы"


Наименование Программы

"Дети Владимирской области" на 2007-2008 годы"

Основание для разработки Программы

Указ Президента Российской Федерации c:\content\ngr\RU0000R199403227.doc "О Президентской программе "Дети России";

 постановление Правительства Российской Федерации c:\content\ngr\RU0000R200204787.doc "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы"
 Указ Губернатора области от 31 декабря 2004 года N 23 "Об областном Плане мероприятий (в соответствии с Национальным планом действий) в интересах детей Владимирской области"

Заказчик Программы

Администрация Владимирской области

Основной разработчик Программы

Комитет по социальной политике администрации Владимирской области

Цели и задачи Программы

Цели Программы:
 - создание благоприятных условий по улучшению жизнеобеспечения детей, создание социально-экономических условий для обеспечения их прав и законных интересов;

 - стабилизация и всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности и социализации личности ребенка.
 Задачи Программы:
 - охрана здоровья детей, снижение уровня заболеваемости детей и подростков;

 - обеспечение государственных гарантий доступности общего образования и прав несовершеннолетних на получение качественного образования;

 - создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 - реализация мер по выявлению и поддержке талантливых детей;

 - организация летнего отдыха и занятости детей и подростков, в том числе из социально-незащищенных малообеспеченных семей;

 - повышение общественного статуса и престижа семьи;

 - формирование и развитие оптимальной системы социального обслуживания семьи и детей, повышение эффективности ее развития;

 - привлечение большего количества несовершеннолетних к участию в общественной, культурной и спортивной жизни области, отвлечение подростков от вредных привычек, приобщение к здоровому образу жизни.

Целевые индикаторы и показатели

- удельный вес детей первой и второй групп здоровья в общей численности учащихся государственных (муниципальных) образовательных учреждений;

 - прирост общей заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет;

 - инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) в расчете на 10 тыс. детского населения;

 - удельный вес детей, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями от общего числа детей-инвалидов;

 - обеспеченность общеобразовательных школ автотранспортом для подвоза учащихся;

 - обеспеченность детей в возрасте от года до 6 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях;

 - доля детей, оставшихся без попечения родителей;

 - охват различными формами отдыха и оздоровления детей и подростков в летний период (от количества детей соответствующего контингента);

 - количество одаренных детей школьного возраста - победителей областных конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров, проведенных в рамках программы;

 - количество детей, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей (от общего числа детского населения);

 - удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения;

 - количество детей, занимающихся спортом на базе областных спортивных учреждений.

(в редакции Закона Владимирской области c:\content\ngr\RU33DMJ200800275.doc )

Сроки реализации Программы

2007-2008 годы

Исполнители мероприятий Программы

Департамент здравоохранения администрации области;

 Департамент образования администрации области;

 Департамент социальной защиты населения администрации области;

 Департамент по культуре администрации области;

 Департамент по физической культуре, спорту и туризму администрации области;

 Департамент строительства и архитектуры администрации области;

 Комитет по социальной политике администрации области;

 Комитет по молодежной политике администрации области;

 Администрации городских округов и муниципальных районов (по согласованию)";

(В редакции Закона Владимирской области c:\content\ngr\RU33DMJ200800275.doc )

Объемы и источники финансирования Программы

Общие затраты на реализацию программы "Дети Владимирской
 области" на 2007 - 2008 годы" составят 131555,0 тыс. рублей, в том числе:
 - средства областного бюджета - 100 050,0 тыс. рублей;

 - средства местных бюджетов - 31505,0 тыс. рублей (заявочно). Из областного бюджета предусмотрено:
 в 2007 г. - 20460,0 тыс. рублей,
 из них по подпрограммам:
 - Здоровый ребенок - 2420,0 тыс. рублей;

 - Образование и воспитание детей - 11122,4 тыс. рублей;

 - Семья - естественная среда жизнедеятельности ребенка - 1162,6 тыс. рублей;

 - Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 5755,0 тыс. рублей;

 в 2008 г. - 79590,0 тыс. рублей,
 из них по подпрограммам
 - Здоровый ребенок - 1981,0 тыс. рублей;

 - Образование и воспитание детей - 70654,0 тыс. рублей;

 - Семья - естественная среда жизнедеятельности ребенка - 1220,0 тыс. рублей;

 - Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 5735,0 тыс. рублей.
 Из местных бюджетов предусмотрено:
 в 2007 г. - 8325,0 тыс. рублей,
 из них по подпрограммам:
 - Здоровый ребенок - 730,0 тыс. рублей;

 Образование и воспитание детей - 6225,0 тыс. рублей;

 - профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 1370,0 тыс. рублей;

 в 2008 г. - 23180,0 тыс. рублей,
 из них по подпрограммам:
 - Здоровый ребенок - 1025,0 тыс. рублей;

 - Образование и воспитание детей - 20920,0 тыс. рублей;

 - Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 1235,0 тыс. рублей

(в редакции Закона Владимирской области c:\content\ngr\RU33DMJ200800566.doc )

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит добиться:
 - улучшения здоровья детей, снижения детской заболеваемости (от 0 до 14 лет) с 3,6 % до 3,5 % и стабилизации показателя инвалидности детского населения на уровне 198,0 на 10000 детского населения;

 - создания условий для развития детей-инвалидов, их социальной реабилитации и жизненной адаптации и сохранение уровня охвата реабилитационными услугами детей-инвалидов в пределах 24 % от общего числа детей-инвалидов области;

 - создания условий для безопасного подвоза обучающихся к базовым школам и школам-интернатам, обеспечения авто-транспортом 79 % школ, нуждающихся в подвозе учащихся;

 - обеспечения обучающихся общеобразовательных школ доступным и качественным общим образованием;

 - сохранения при росте рождаемости уровня обеспеченности детей в возрасте от года до 6 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях на уровне 2006 года;

 - увеличения охвата различными формами отдыха и оздоровления детей и подростков в летний период (не менее 62 % детей соответствующего контингента);

 - создания условий для реализации способностей одаренных детей;

 - повышения роли и престижа института семьи, увеличение рождаемости в молодых семьях с 10700 до 11000 детей;

 - повышения уровня социального обслуживания семьи и детей, укрепления материально-технической базы социозащитных учреждений;

 - увеличения количества детей, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, до 10,4 % от общего числа детского населения в 2008 году против 10,1 % - в 2006 году;

 - расширения объема предоставляемых услуг до 21 единицы в расчете на одного клиента данных учреждений в год;

 - уменьшения численности безнадзорных детей, сокращения числа правонарушений несовершеннолетних с 0,3 % до 0,2 % от общего количества детского населения;

 - увеличения численности занимающихся в физкультурно-оздорови-тельных и спортивных секциях и группах на базе областных учреждений спорта с 2836 до 3191 человека.

(В редакции Закона Владимирской области c:\content\ngr\RU33DMJ200800275.doc )

Контроль за исполнением Программы

Губернатор Владимирской области
 Законодательное Собрание Владимирской области

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Данная Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 732 "О Федеральной целевой программе "Дети России" на 2003 - 2006 годы" и Указом Губернатора области от 31 декабря 2002 года N 23 "Об областном Плане мероприятий (в соответствии с Национальным планом действий) в интересах детей Владимирской области".

Программа направлена на улучшение положения детей, разработку единой системы защиты прав детей, оказание помощи и поддержки детскому населению, реализацию базовых требований, определенных Конвенцией о правах ребенка, развитие, защиту и обеспечение условий активного участия в общественной жизни каждого ребенка, проживающего на территории области, повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

Базовыми документами для разработки данной Программы являются: Декларация прав ребенка, принятая 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН; Конвенция о правах ребенка, вступившая в силу на территории России 15 сентября 1990 года; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Предлагаемая программа "Дети Владимирской области" на 2007-2008 годы" (далее - Программа) на основе анализа существующих проблем детства, а также социально-экономической и демографической ситуации в области включает в себя четыре подпрограммы: "Здоровый ребенок", "Образование и воспитание детей", "Семья - естественная среда жизнедеятельности ребенка", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Последовательная реализация мероприятий Программы должна привести к повышению роли и престижа института семьи, укреплению ее интеллектуального и демократического потенциала, к развитию социальной стратегии взаимодействия всех секторов общества, организаций и органов, действующих в интересах детей.

Воспринимая детство как мощный человеческий и социальный ресурс для развития региона в условиях масштабных социально-экономических изменений и интеграции России с мировым сообществом, стратегической целью деятельности органов государственной власти становится сам ребенок, его здоровье, физическое и духовное развитие, образование, подготовка к жизни, а также семья как первичный и базовый элемент общества.

Во Владимирской области в настоящее время в интересах детей реализуются две программы: "Дети Владимирской области" на 2005-2006 годы" и "Охрана материнства и детства во Владимирской области на 2004-2006 годы".

Результаты реализации действующих областных программ по проблемам детства позволяют говорить о преимуществах и экономической эффективности решения проблем программными методами.

Проводимая в последние годы государственная политика в отношении детства в области позволила добиться положительной динамики в отношении некоторых показателей жизнеобеспечения и жизнедеятельности детского населения.

Удалось достичь положительных результатов в области охраны материнства и детства по некоторым параметрам, в частности, отражающим состояние здоровья детей. За последние три года младенческая смертность снизилась на 7,6 %, а показатель детской смертности в расчете на 10 тыс. родившихся уменьшился на 8,4 %. Стабилизировался прирост показателя общей заболеваемости детского населения и сохранился на уровне 3,6 % в 2005 году к уровню заболеваемости 2004 года (темп прироста в 2004 году составлял 4 %, в 2002 году - 6,0 %). Продолжает снижаться заболеваемость детей инфекциями, против которых имеются средства специальной профилактики.

На данный момент в рамках Программы 60 школ области обеспечены автотранспортом для подвоза учащихся, что составляет 54,5 % от заявленной потребности.

Проведен ряд мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы детских лечебно-профилактических, образовательных и социозащитных учреждений, обеспечение средствами реабилитации детей-инвалидов и организацию их оздоровления.

Талантливые дети смогли принять участие в международных конкурсах, во всероссийских соревнованиях и турнирах. Ежегодно вручаются персональные стипендии администрации области "Надежда Земли Владимирской" 125 стипендиатам, в том числе 69 за счет средств Программы.

Благодаря улучшению оснащенности социозащитных учреждений современным реабилитационным, медицинским оборудованием число детей, обслуживаемых данными учреждениями, увеличилось в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 8707 человек и превысило 41 тыс. человек. Приобретение спортивного оборудования для областных спортивных школ способствовало увеличению количества детей, занимающихся спортом, с 30358 человек до 30722, а также росту числа мастеров международного класса с 1 в 2004 году до 17 в 2005.

Несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты реализации данной Программы по улучшению положения детей в области, сохраняется много нерешенных проблем в сфере обеспечения их полноценной жизнедеятельности.

Недостаточно отработана система раннего выявления детей с нарушениями в развитии, оказания им своевременной психолого-медико-педагогической помощи. Остаются проблемы в эффективной реабилитации детей-инвалидов и интеграции их в общество, отсутствует эффективная государственная семейная политика.

По-прежнему высоким остается уровень заболеваемости детей и подростков. Отклонения в состоянии здоровья имеют 42,1 % детей в возрасте от 0 до 6 лет и 51,6 % в возрасте от 7 до 18 лет. Только 9,7 % учащихся имеют высокий уровень физического развития и физической подготовленности.

Значительное ухудшение состояния здоровья детей происходит на этапе школьного обучения. Возрастает число хронических больных.

Основными факторами здесь являются увеличение учебной нагрузки, несоответствие материально-технической базы образовательных учреждений санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, качество питания. Несмотря на рост показателей охвата школьников горячим питанием с 71,7 % в 2002 году до 74,9 % в 2005 году, качество питания не всегда соответствует требуемым нормативам.

Одной из причин ухудшения общего и психического здоровья детей является отсутствие или недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья, адаптацию детей к изменениям в социально-экономической, экологической и образовательной среде.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в области, обуславливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.

Продолжает ухудшаться материально-техническая база образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и загородных оздоровительных лагерей, что создает трудности в получении качественного образования и воспитания, негативно влияет на состояние здоровья детей.

Необходимо продолжить работу по оснащению оборудованием медицинских кабинетов в школах и дошкольных учреждениях, что позволит своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья детей и принимать меры по их устранению, а также по укреплению физкультурно-оздоровительной базы образовательных учреждений, которая пока не дает возможности эффективно проводить занятия, способствующие здоровому образу жизни, и привлекать детей и подростков к занятиям спортом. Замена устаревшего торгово-технологического оборудования и мебели в школьных столовых позволит в полной мере реализовывать здоровьесберегающие технологии, улучшить качество приготовления пищи, а также увеличить количество питающихся. Оснащение производственных мастерских общеобразовательных школ необходимым оборудованием создаст условия для повышения качества трудового воспитания учащихся.

Бедственное положение семьи во многом является определяющим в росте социального сиротства. В настоящее время в области продолжает увеличиваться число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое составляет на 01.07.2006 года 10088 человек. 859 человек находятся в государственных учреждениях. На сегодняшний момент все эти учреждения финансируются из областного бюджета, в связи с этим необходимо предусмотреть мероприятия по укреплению их материальной базы.

Каждый наиболее отличившийся и талантливый ребенок должен иметь условия и возможности для самореализации, развития своих способностей и таланта. Отсутствие системы работы не позволяет реально обеспечить право одаренного ребенка на образование, адекватное его возможностям.

Комплексное решение проблемы позволит включить межведомственный ресурс и создать наиболее оптимальные условия для выявления и развития различных видов одаренности детей и подростков, обеспечить реализацию их прав, приведет к сохранению и развитию интеллектуального и творческого потенциала Владимирской области.

Нуждается в укреплении материальная база 26 муниципальных загородных оздоровительных лагерей, сохраненных благодаря совместным усилиям органов местного самоуправления и администрации области.

Слабое развитие материально-технической базы специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, не позволяет осуществлять программы социальной и трудовой реабилитации детей и подростков в полном объеме.

Бедность, семейное неблагополучие, снижение воспитательной функции школы, детская незанятость, низкая правовая культура населения, социально-экономическая нестабильность общества являются высокими факторами риска распространения детской безнадзорности и детской преступности. В органах и учреждениях социальной защиты населения состоят на учете около 4,0 тыс. семей группы социального риска, в них свыше 6,8 тыс. детей. За прошедший год наблюдается рост подростковой преступности в целом по области на 10,1 %. Наметилась тревожная тенденция к увеличению в общей численности преступлений, совершенных несовершеннолетними, доли тяжких и особо тяжких преступлений.

Вышеперечисленные социальные риски усиливаются снижением общественного статуса и престижа семьи, увеличением числа семей с низким уровнем благосостояния. Низкий статус института семьи в общественном сознании приводит к негативным тенденциям в брачно-семейных отношениях. За 6 месяцев 2006 года на 100 заключенных браков приходится 96 разводов, почти каждый четвертый ребенок рожден вне брака.

Несмотря на некоторый рост уровня жизни в области основной группой бедного населения по-прежнему являются семьи с несовершеннолетними детьми. Среди них многодетные семьи составляют наиболее серьезную группу риска. Более 92 % таких семей имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Более 60 % детей до 16 лет проживают в семьях с низким уровнем благосостояния.

Отсутствие семьи или жизнь в семье с высокой степенью социального риска является для ребенка наиболее опасным фактором, поскольку именно семья способна на совершенно ином качественном уровне по сравнению с государством разрешать противоречия социальной жизни человека, в особенности ребенка. Именно поэтому в отдельный блок задач и мер профилактического характера по укреплению семьи как социального института защиты прав детей выделяется подпрограмма "Семья - естественная среда жизнедеятельности ребенка". В данной подпрограмме семья рассматривается как особый приоритет в осуществлении эффективной социальной политики в интересах ребенка, дополнительный и очень важный ресурс реализации его базовых прав и законных интересов. Акцент в данной подпрограмме ставится на осуществление опытно-экспериментальной и организационной деятельности по разработке и внедрению междисциплинарных моделей социального сопровождения детей и семей, информационно-просветительской деятельности по утверждению здорового образа жизни, повышению престижа социального института семьи в обществе и снижению масштабов социального сиротства.

Программа "Дети Владимирской области" на 2007-2008 годы" является первоочередным планом действий по реализации основных направлений социальной политики по улучшению положения детей в области.

II. Цель и задачи Программы


Целями Программы являются: улучшение здоровья детей, обеспечение развития и интеграции в общество детей-инвалидов, формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей, сохранение и стабилизация системы учреждений детского отдыха и оздоровления, создание лучших условий для организации досуга и занятости детей и подростков, повышение общественного статуса и престижа семьи, усиление профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу: "Здоровый ребенок", "Образование и воспитание детей", "Семья - естественная среда жизнедеятельности ребенка", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»