Недействующий

Об областной целевой программе "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2006 - 2010 годы"

II. Основные итоги выполнения программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области за 2004-2010 годы" в2004-2005 годах и обоснование необходимости ее модификации


(наименование раздела в редакции Закона Владимирской области от 26.12.2007 N 206-ОЗ).

Реализация программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области за 2004-2010 годы" была рассчитана на 3 этапа.

(абзац в редакции Закона Владимирской области от 26.12.2007 N 206-ОЗ)

Основными направлениями двух лет первого этапа являлись:

- создание необходимой нормативной правовой базы для реализации Программы;

- обновление основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве области;

- обеспечение финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса,

- адресная социальная поддержка семей с низкими доходами;

- повышение квалификации персонала предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

За 2004-2005 годы на обновление основных фондов жилищно-коммунального хозяйства за счет всех источников финансирования направлено 912,5 млн. рублей, из них на модернизацию систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и энергоснабжающего оборудования направлено 678 млн. рублей.

Кроме этого, в 2005 году инвестиции в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры были вложены частными организациями: 19,5 млн. рублей - ООО "Владимиртеплогаз"; 30,0 млн. рублей - ОАО "Владимирэнерго" и 87,0 млн. рублей - ОАО "Владимирские коммунальные системы".

Отставание от запланированных Программой общих объемов финансирования за два года составляет 33%. Наибольшее недофинансирование в размере 282 млн. рублей - по модернизации систем водоснабжения и водоотведения. Выдержано в соответствии с плановыми цифрами только финансирование за счет внебюджетных источников.

Использование этих средств позволило за два года реализации Программы сократить средний физический износ тепловых сетей на 10,6 процентов (с 70,2 до 59,6%), водопроводных на 7 процентов (с 69,7 до 62,7%), канализационных сетей на 5,3 процента (с 66,7 до 61,4%). Не удалось снизить средний физический износ котельных и котлоагрегатов, а средний износ очистных сооружений увеличился почти на 3 процента. Проблема состоит в том, что модернизация таких объектов требует вложения больших финансовых средств, что осилить только за счет средств организаций ЖКХ и местных бюджетов практически невозможно.

Повышение эффективности работы жилищно-коммунального комплекса в первую очередь было связано с постепенным переводом этого сектора экономики на режим безубыточного функционирования с переориентацией бюджетных субсидий от дотирования производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей.

Несмотря на принимаемые меры по финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального комплекса за два прошедших года реализации Программы не удалось остановить рост дебиторской и кредиторской задолженности организаций ЖКХ. На 1 января 2006 года кредиторская задолженность составила 3,7 млрд. рублей и превысила дебиторскую в 1,7 раза.

В 2004 году 247 организаций жилищно-коммунального комплекса области сработали с убытками в 305 млн. рублей. В 2005 году данный показатель уменьшился в 1,5 раза и составил чуть более 200 млн. рублей.

За 2004-2005 годы 3 организации ЖКХ ликвидированы на основании решения суда в связи с завершением конкурсного производства в рамках процедуры банкротства, в настоящее время в процедуре банкротства находится еще 26 организаций.

Серьезной проблемой продолжает оставаться имеющаяся задолженность по заработной плате работникам отрасли. На начало 2006 года задолженность имеется у 21 предприятия в 7 территориях области и составляет 8,9 млн. рублей. По сравнению с этим же периодом прошлого года она уменьшилась на 4,5 млн. рублей.

В 2004 году принято решение о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, т.е. введен стопроцентный уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, что позволило перевести отрасль в бездотационный режим финансирования.

Приоритетной задачей при переходе к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг является социальная защита населения.

В 2004 году субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставлены 55377 семьям или 9,3% от общего числа семей, проживающих в области. В течение 2005 года такие субсидии предоставлены 56506 семьям или 9,9% от общего числа семей, проживающих в области.

В 2006 году областным бюджетом на покрытие расходов органов местного самоуправления по предоставлению гражданам жилищных субсидий предусмотрено 390 млн. рублей, что выше уровня прошлого года в 1,3 раза.

В целях наибольшей защиты населения области за период действия Программы региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи постановлением Губернатора области устанавливался в размере 18 процентов, что на 4 пункта ниже по сравнению с федеральным стандартом.

С 2005 года область повсеместно перешла на адресное предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг через отделы социальной защиты. В этой связи проведена большая подготовительная работа по проведению разъяснительной работы с населением, внедрению программных продуктов по начислению субсидий, созданию базы данных, заключению соответствующих договоров с отделениями Сберегательного Банка РФ, управлением федеральной почтовой связи по Владимирской области.

Одним из основных факторов, влияющих на эффективность работы жилищно-коммунального хозяйства, качество и надежность предоставления жилищно-коммунальных услуг является квалификационный уровень руководящего состава организаций отрасли.

Проведенный анализ квалификационного состава руководителей организаций жилищно-коммунального хозяйства показал, что не во всех организациях он отвечает требуемому профессиональному уровню. В настоящее время только 70 процентов директоров организаций жилищно-коммунального хозяйства области имеют высшее образование, среднее специальное - 24 процента, что ниже уровня 2003 года по обоим показателям на 2 пункта. В городе Владимире и Ковровском районе директора двух организаций не имеют даже среднего специального образования.

В целях повышения квалификационного уровня руководящего состава и специалистов организаций жилищно-коммунального хозяйства области принято постановление Губернатора области "О вопросах кадровой политики в системе жилищно-коммунального хозяйства области", которым органам местного самоуправления рекомендовано содействовать повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерения осуществлять такую деятельность.

Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, является одной из самых острых социальных проблем. Наибольшая доля жилых помещений, признанных непригодными для проживания, находится в городах Карабаново, Курлово, Струнино, поселках Гусь-Хрустального района, Мелехово Ковровского района, сельских населенных пунктах Меленковского района, сельских населенных пунктах Меленковского, Селивановского и Собинского районов.