Основные направления внешнеторговой политики Владимирской области были заложены и реализованы в "Программе развития экспортной базы и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности области на 2001 - 2005 годы", которая предусматривала комплекс мероприятий нормативно-правового регулирования в организационной сфере, информационном обеспечении и в сфере кадрового обеспечения, направленных на активизацию внешнеторговой деятельности предприятий и организаций области. Концепция развития внешнеэкономической деятельности Владимирской области на 2006 - 2010 годы, утвержденная Постановлением Губернатора области 25.11.2005 N 671, определила основные направления дальнейшего развития внешней торговли, которые нашли свое отражение в работе администрации области в 2006 и 2007 гг.
________________________________________________
Вероятно ошибка оригинала. Концепция развития внешнеэкономической деятельности Владимирской области на 2006 - 2010 годы утверждена Постановлением Губернатора области 25.11.2005, а не 25.11.2006. - Примечание “КОДЕКС”.
________________________________________________
Для внешнеторговой деятельности области в период с 2001 - 2006 гг. характерна положительная динамика всех основных показателей, что свидетельствует о правильности выбранной стратегии развития, а также об эффективности большинства проведенных программных мероприятий.
В период с 2001 по 2006 гг. на фоне невысокого темпа прироста промышленного производства, равного 8% в год, среднегодовой темп прироста внешнеторгового оборота составил 15,9%, экспорта - 13,8%.
Таблица 1
ДИНАМИКА
внешней торговли владимирской области, млн. долларов США
Показатели | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
Экспорт | 114,3 113,4% | 141,7 124,0% | 198,0 139,7% | 188,8 95,3% | 213,5 113,1% | 219,6 102,9% |
Импорт | 169,7 | 197,3 | 225,2 | 230,3 | 224,7 | 347,3 |
Внешнеторговый оборот | 284,0 | 339,0 | 423,2 | 419,1 | 438,2 | 566,9 |
Между тем основная доля объемов экспорта продукции по-прежнему приходится на предприятия оборонно-промышленного комплекса, что не является гарантией дальнейшего поступательного развития внешнеторговой деятельности области. Список из 25 предприятий - основных экспортеров, которые обеспечивают 77% объемов экспорта, - сформировался еще в 2000 году и за истекшие семь лет практически не изменился.
Экспортная деятельность в регионе пока не оказывает необходимого стимулирующего действия для поступательного развития экономики. В общем объеме реализации промышленной продукции экспортные поставки снизились с 7% в 2004 году до 5,5% в 2006 году, и по этому показателю Владимирская область находится на 16 месте в ЦФО.
Таблица 2
ДОЛЯ
экспортной продукции в общем объеме производства
Владимирской области
2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |
Объем промышленной продукции (млн. рублей) | 46182 | 50844 | 64132 | 77206 | 87396 | 108585 |
Объем промышленной продукции (млн. долларов) | 1532,2 | 1621,8 | 2089,7 | 2679,8 | 3090,4 | 3995,1 |
Экспорт продукции (млн. долларов) | 114,3 | 141,7 | 198,0 | 188,8 | 213,5 | 219,6 |
Доля экспортной продукции (в %) | 7,5% | 8,7% | 9,5% | 7,0% | 6,9% | 5,5% |
Изменения происходят и в товарной структуре. В 2001 - 2006 годах наибольший рост объемов экспорта достигнут предприятиями, работа которых основана на переработке сырья: в производстве древесины и изделий из нее - в 6,7 раза, в производстве стекла и изделий из него - в 5,6 раза, продукции нефтехимического комплекса - в 2,6 раза. В то же время экспорт произведенных машин, оборудования и транспортных средств вырос только в 1,7 раза, а поставки текстильной продукции, обуви, черных и цветных металлов даже сократились.
Таблица 3
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА
экспорта Владимирской области, млн. долларов США
2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |
Продовольственные товары и сырье | 2,9 | 5,9 | 8,3 | 11,6 | 12,0 | 10,6 |
Продукция топливно- энергетического комплекса | 0,005 | 0,015 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,06 |
Продукция нефтехимического комплекса | 8,7 | 9,9 | 13,5 | 19,3 | 21,9 | 23,0 |
Древесина и изделия из нее | 5,4 | 8,13 | 12,8 | 20,4 | 29,0 | 36,0 |
Текстильная продукция, обувь | 11,6 | 9,3 | 9,1 | 5,8 | 8,6 | 9,3 |
Стекло и изделия из него | 4,4 | 3,2 | 7,1 | 12,9 | 15,3 | 24,6 |
Черные и цветные металлы, изделия | 8,1 | 10,7 | 14,9 | 23,0 | 7,3 | 5,7 |
Машины, оборудование и транспортные средства | 48,5 | 55,9 | 59,0 | 80,4 | 89,7 | 82,7 |
Прочие виды деятельности | 24,7 | 38,66 | 73,3 | 12,6 | 29,7 | 27,74 |
Изменения в географии поставок на экспорт свидетельствуют о том, что продукция владимирских предприятий теряет свои позиции на наиболее значимых мировых рынках. В 2006 г. в страны дальнего зарубежья отправлено товаров и изделий на 16,1% меньше, чем в 2005 г., в том числе в страны ЕС (Испанию сократились на 54,6%, Нидерланды - на 47,6%, Венгрию - 28,4%, Италию - 7,3%).