Недействующий

Об областной целевой программе развития экспортного потенциала на период 2008 - 2010 гг.


2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Основные направления внешнеторговой политики Владимирской области были заложены и реализованы в "Программе развития экспортной базы и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности области на 2001 - 2005 годы", которая предусматривала комплекс мероприятий нормативно-правового регулирования в организационной сфере, информационном обеспечении и в сфере кадрового обеспечения, направленных на активизацию внешнеторговой деятельности предприятий и организаций области. Концепция развития внешнеэкономической деятельности Владимирской области на 2006 - 2010 годы, утвержденная Постановлением Губернатора области 25.11.2005 N 671, определила основные направления дальнейшего развития внешней торговли, которые нашли свое отражение в работе администрации области в 2006 и 2007 гг.

     ________________________________________________

Вероятно ошибка оригинала. Концепция развития внешнеэкономической деятельности Владимирской области на 2006 - 2010 годы утверждена Постановлением Губернатора области 25.11.2005, а не 25.11.2006. - Примечание “КОДЕКС”.

________________________________________________

Для внешнеторговой деятельности области в период с 2001 - 2006 гг. характерна положительная динамика всех основных показателей, что свидетельствует о правильности выбранной стратегии развития, а также об эффективности большинства проведенных программных мероприятий.

В период с 2001 по 2006 гг. на фоне невысокого темпа прироста промышленного производства, равного 8% в год, среднегодовой темп прироста внешнеторгового оборота составил 15,9%, экспорта - 13,8%.

Таблица 1

     

ДИНАМИКА
внешней торговли владимирской области, млн. долларов США



Показатели

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Экспорт

114,3 113,4%

141,7 124,0%

198,0 139,7%

188,8 95,3%

213,5 113,1%

219,6 102,9%

Импорт

169,7
128,0%

197,3
116,3%

225,2
114,1%

230,3
102,3%

224,7
97,6%

347,3
154,6%

Внешнеторговый оборот

284,0
121,7%

339,0
119,4%

423,2
124,8%

419,1
99,0%

438,2
104,5%

566,9
129,4%


Между тем основная доля объемов экспорта продукции по-прежнему приходится на предприятия оборонно-промышленного комплекса, что не является гарантией дальнейшего поступательного развития внешнеторговой деятельности области. Список из 25 предприятий - основных экспортеров, которые обеспечивают 77% объемов экспорта, - сформировался еще в 2000 году и за истекшие семь лет практически не изменился.

Экспортная деятельность в регионе пока не оказывает необходимого стимулирующего действия для поступательного развития экономики. В общем объеме реализации промышленной продукции экспортные поставки снизились с 7% в 2004 году до 5,5% в 2006 году, и по этому показателю Владимирская область находится на 16 месте в ЦФО.

Таблица 2

     

ДОЛЯ
экспортной продукции в общем объеме производства

Владимирской области

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Объем промышленной продукции (млн. рублей)

46182

50844

64132

77206

87396

108585

Объем промышленной продукции (млн. долларов)

1532,2

1621,8

2089,7

2679,8

3090,4

3995,1

Экспорт продукции (млн. долларов)

114,3

141,7

198,0

188,8

213,5

219,6

Доля экспортной продукции (в %)

7,5%

8,7%

9,5%

7,0%

6,9%

5,5%


Изменения происходят и в товарной структуре. В 2001 - 2006 годах наибольший рост объемов экспорта достигнут предприятиями, работа которых основана на переработке сырья: в производстве древесины и изделий из нее - в 6,7 раза, в производстве стекла и изделий из него - в 5,6 раза, продукции нефтехимического комплекса - в 2,6 раза. В то же время экспорт произведенных машин, оборудования и транспортных средств вырос только в 1,7 раза, а поставки текстильной продукции, обуви, черных и цветных металлов даже сократились.


Таблица 3

     

ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА
экспорта Владимирской области, млн. долларов США


2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Продовольственные товары и сырье

2,9

5,9

8,3

11,6

12,0

10,6

Продукция топливно- энергетического комплекса

0,005

0,015

0,0

0,0

0,0

0,06

Продукция нефтехимического комплекса

8,7

9,9

13,5

19,3

21,9

23,0

Древесина и изделия из нее

5,4

8,13

12,8

20,4

29,0

36,0

Текстильная продукция, обувь

11,6

9,3

9,1

5,8

8,6

9,3

Стекло и изделия из него

4,4

3,2

7,1

12,9

15,3

24,6

Черные и цветные металлы, изделия

8,1

10,7

14,9

23,0

7,3

5,7

Машины, оборудование и транспортные средства

48,5

55,9

59,0

80,4

89,7

82,7

Прочие виды деятельности

24,7

38,66

73,3

12,6

29,7

27,74


Изменения в географии поставок на экспорт свидетельствуют о том, что продукция владимирских предприятий теряет свои позиции на наиболее значимых мировых рынках. В 2006 г. в страны дальнего зарубежья отправлено товаров и изделий на 16,1% меньше, чем в 2005 г., в том числе в страны ЕС (Испанию сократились на 54,6%, Нидерланды - на 47,6%, Венгрию - 28,4%, Италию - 7,3%).