Недействующий

Об областной программе "Реформирование государственной службы Владимирской области (2004 - 2005 годы)"


1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


В 1995 - 2003 годах осуществлялась подготовка нормативных правовых актов в сфере государственной службы. Приняты Законы Владимирской области "О государственной службе Владимирской области", "Об аттестации государственных служащих Владимирской области", "О конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы Владимирской области и вакантной муниципальной должности муниципальной службы во Владимирской области", "О квалификационных разрядах лиц, замещающих государственные должности Владимирской области", иные законодательные и нормативные правовые акты области.

Общая численность государственных служащих и иных работников (далее именуются работники государственных органов) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти области и иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее именуются государственные органы), а также муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления (далее именуются работники органов местного самоуправления) на 1 сентября 2003 года (по данным органов статистики) составила 12786 человек, в том числе в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти - 5201 человек (40,7%), в государственных органах области - 1138 человек (8,9%), в органах местного самоуправления - 6447 человек (50,4%).

Доля работников государственных органов и органов местного самоуправления в численности занятого населения Владимирской области на протяжении последних трех лет не изменилась и составила 1,7%. В среднем на тысячу человек постоянного населения области приходилось 8 работников государственных органов и органов местного самоуправления, этот показатель был равен среднему уровню по России.

За период с 1998 года по 2003 год общая численность работников государственных органов и органов местного самоуправления увеличилась на 1637 человек (на 14,7%). Численность работников в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти увеличилась за этот период на 1213 человек, в государственных органах области - на 363 человека, в органах местного самоуправления - на 61 человека. Этот рост обусловлен формированием в соответствии с федеральным законодательством государственных органов и органов местного самоуправления.

Общая численность государственных служащих государственных органов, а также муниципальных служащих органов местного самоуправления на 1 сентября 2003 года (по данным органов статистики) составила 10222 человека, в том числе в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти замещали государственные должности 4395 человек (43%), государственных органах - 1028 человек (10%), муниципальные должности в органах местного самоуправления - 4799 человек (47%).

В общей численности государственных служащих (5423 человека) государственные служащие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти составляли 81%, государственные служащие государственной службы области - 19%.

По состоянию на 1 сентября 2003 года общая численность работников, замещающих государственные должности государственной службы области, а также муниципальные должности муниципальной службы, составила 5827 человек, из них: государственных служащих - 18%, муниципальных служащих - 82%.

В последние годы в области продолжалась работа по формированию института мировых судей. По состоянию на 1 сентября 2003 года численность мировых судей и работников аппаратов, обеспечивающих их деятельность, составила 192 человека (увеличение в 4,9 раза).

В процессе реформирования государственной службы предполагается оптимизировать численность государственных служащих путем внедрения на государственной службе новых методов управления.

На 1 сентября 2003 года в общей численности работников, замещавших государственные должности, женщины составляли более 73,9%, в органах исполнительной власти - 77,8%.

Такой сравнительно высокий процент объясняется преобладанием их на государственных должностях государственной службы, отнесенных к старшим и младшим группам должностей. Доля женщин возрастает по мере снижения должностного уровня и достигает 85,4% на младших должностях категории "В".

Среди работников, замещавших муниципальные должности муниципальной службы, женщины составляли 82,7%, на старших должностях - 85,6%, младших - 94,3%.

Средний возраст государственных служащих, замещающих государственные должности и муниципальные должности муниципальной службы во Владимирской области, составлял 43 года. Около 30% государственных и муниципальных служащих имели возраст 50 лет и старше.

Лица пенсионного возраста среди государственных служащих составляли 3,6%. В территориальных органах федеральных органов исполнительной власти лица пенсионного возраста составляли 2,7%, в государственных органах области - 6,6%.

Основная часть государственных служащих в возрасте до 30 лет замещали государственные должности, отнесенные к старшим и младшим группам должностей (соответственно 30,1% и 49,4%). Высшие и главные государственные должности категории "В" замещали соответственно 1,9% и 2,6% государственных служащих в возрасте до 30 лет.

Наиболее широко представлена возрастная группа государственных служащих до 30 лет в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти - 32,7%. Государственные служащие государственной службы области в возрасте до 30 лет составляли 16,3%. Удельный вес молодежи до 30 лет на муниципальных должностях составлял 14,8%.

Значительная часть работников (30,7%), замещающих государственные должности, имели стаж работы в государственных органах от 15 лет и выше, каждый пятый проработал в государственных органах от 5 до 10 лет. В органах законодательной власти стаж работы свыше 15 лет имели 37,5% лиц, замещающих государственные должности, в органах исполнительной власти - 30,4%, в органах судебной власти и прокуратуры - 32%, в других государственных органах - 16,7%.

Наиболее высокая доля работников, замещающих государственные должности, с многолетним опытом работы в государственных органах (15 лет и выше) отмечена в органах исполнительной власти Владимирской области - 47%.

Таким образом, в течение 10 лет произойдет высвобождение более трети государственных служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию.

Изменился состав работников, замещающих государственные должности, по уровню образования. На 2,8 процента увеличилась доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование, и составила 77,6%, при снижении на 1% удельного веса лиц со средним профессиональным образованием.

В государственных органах области доля работников, замещающих государственные должности, с профессиональным высшим образованием составляет: в органах законодательной власти - 87,5%, в органах исполнительной власти - 89,6%, в иных государственных органах - 90,7%.

В общей численности работников 41,4% составляли специалисты с высшим образованием по группе специальностей экономики и управления; 28,5% численности имели юридическое образование и 16% - техническое образование. Для сравнения: на 1 января 2002 г. специалисты с профессиональным высшим образованием по указанным направлениям составляли соответственно 47,8%, 24,3%, 17,2%.

Всего в государственных органах области работали 26 (0,5%) кандидатов и докторов наук (на 1 января 2002 года было 28 человек). На муниципальных должностях работало 13 кандидатов и докторов наук (0,3%).

В настоящее время 130 человек из общей численности госслужащих имеют образование по специальности "государственное и муниципальное управление", это 3,6% от численности работников, имеющих высшее образование, из них в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти - 75 человек (2,3%), в государственных органах области - 55 человек (6,2%).

Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих области осуществляется за счет средств областного бюджета. В соответствии с Законом Владимирской области "Об областном бюджете на 2004 год" ассигнования на эти цели составили 362 тыс. рублей.

В 2003 году среднемесячная начисленная заработная плата (денежное содержание и выплаты социального характера) служащих всех уровней управления в области составила 5769,0 тыс. рублей.

В то же время по сравнению с трудом руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики труд государственных служащих недооценен. Дифференциация в оплате труда государственных служащих слабо стимулирует эффективность их служебной деятельности.

В соответствии с данными экспертных оценок, приведенными в Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", в 2001 году оплата труда главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 10 - 15 раз, старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 7 - 10 раз, менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3 - 7 раз, администраторов (исполнителей проектов) в 1,5 - 3 раза превышала оплату труда государственных служащих, замещающих соотносимые должности. Указом Президента Российской Федерации от 10.04.2004 N 519 по отдельным государственным должностям РФ и отдельным государственным должностям федеральной государственной службы оплата труда была значительно увеличена.