Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 13 октября 2004 года N 160-ОЗ


Об областной программе "Реформирование государственной службы Владимирской области (2004 - 2005 годы)"


Срок действия исттек

Принят
Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области
от 29 сентября 2004 года N 642



Статья 1. Утвердить областную программу "Реформирование государственной службы Владимирской области (2004 - 2005 годы)", прилагается.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор Владимирской области
Н.В.ВИНОГРАДОВ


Приложение
к Закону Владимирской области
от 13.10.2004 N 160-ОЗ


Областная программа
"Реформирование государственной службы Владимирской области (2004 - 2005 годы)"


ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ "РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ (2004 - 2005 ГОДЫ)"

Наименование программы

Областная программа "Реформирование государственной
службы Владимирской области (2004 - 2005 годы)".   

Основания для         
разработки программы  

Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2002
N 1336 "О федеральной программе "Реформирование    
государственной службы Российской Федерации (2003 -
2005 годы)"
, Федеральный закон "О системе          
государственной службы Российской Федерации"
.      

Координатор программы

Первый заместитель Губернатора области -           
госсекретарь, управление организационной работы и  
государственной службы.                            

Заказчик программы    

Администрация области.                             

Основные исполнители  
программы             

Администрация Владимирской области, Законодательное
Собрание Владимирской области, Счетная палата      
Владимирской области, Избирательная комиссия       
Владимирской области.                              

Цель программы        

Повышение эффективности государственной службы     
области, оптимизация затрат на осуществление       
государственной службы и развитие ее ресурсного    
обеспечения.                                       

Задачи программы      

- создание условий для оптимального                
организационно-правового обеспечения               
государственной службы области;                    
- определение обязанностей, полномочий и мер       
ответственности государственных служащих на основе
должностных (служебных) регламентов;               
- внедрение новых методов планирования,            
финансирования, стимулирования и оценки            
деятельности государственных служащих,             
рациональное использование ресурсов государственной
службы;                                            
- обеспечение открытости государственной службы    
области;                                           
- применение эффективных методов подбора           
квалифицированных кадров для государственной       
службы, оценки результатов служебной деятельности  
государственных служащих, а также создание условий
для их должностного (служебного) роста;            
- реализация программ подготовки кадров для        
государственной службы и профессионального развития
государственных служащих;                          
- внедрение механизмов выявления и разрешения      
конфликта интересов на государственной службе, а   
также законодательного регулирования               
профессиональной этики государственных служащих;   
- создание оптимальных материально-технических     
условий для эффективного функционирования          
государственной службы и исполнения                
государственными служащими своих должностных       
(служебных) обязанностей;                          
- обеспечение развития системы управления          
государственной службой области.                   

Сроки реализации      
программы             

2004 - 2005 годы.                                  

Основные мероприятия  
программы             

- совершенствование законодательной и нормативной  
правовой базы по вопросам реформирования           
государственной службы области;                    
- совершенствование организации государственной    
службы области и обеспечение деятельности          
государственных служащих;                          
- совершенствование подготовки, переподготовки и   
повышения квалификации государственных служащих    
области;                                           
- создание материально-технических условий для     
эффективной работы государственных служащих;       
- формирование системы управления государственной  
службой области.                                   

Источники             
финансирования        
программы             

Финансирование программы осуществляется за счет    
средств областного бюджета.                        

Ожидаемые результаты  
реализации программы  

- приведение нормативной правовой базы             
государственной службы области в соответствие с    
федеральным законодательством, сложившимися        
общественными отношениями и новыми экономическими  
условиями;                                         
- создание профессиональной государственной службы
области на основе принципов учета и оценки         
результатов служебной деятельности государственных
служащих;                                          
- внедрение должностных регламентов государственных
служащих;                                          
- достижение качественного уровня исполнения       
государственными служащими должностных обязанностей
и оказываемых ими гражданам и организациям         
государственных услуг;                             
- создание условий для открытости и                
подконтрольности деятельности аппаратов            
государственных органов и государственных служащих
области гражданскому обществу;                     
- создание основы для совершенствования финансово-
экономического обеспечения областной               
государственной службы;                            
- повышение эффективности кадровой политики в      
системе государственной службы в целях улучшения   
кадрового состава государственных служащих;        
- внедрение механизмов выявления и разрешения      
конфликта интересов на государственной службе, а   
также законодательного регулирования               
профессиональной этики государственных служащих;   
- повышение профессионального уровня               
государственных служащих;                          
- оптимизация численности областных государственных
служащих;                                          
- создание материально-технических условий для     
эффективного исполнения государственными служащими
области должностных (служебных) обязанностей;      
- формирование системы управления государственной  
службой области.                                   

Контроль за           
выполнением программы

Контроль за реализацией программы осуществляет     
координатор программы.                             


1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


В 1995 - 2003 годах осуществлялась подготовка нормативных правовых актов в сфере государственной службы. Приняты Законы Владимирской области "О государственной службе Владимирской области", "Об аттестации государственных служащих Владимирской области", "О конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы Владимирской области и вакантной муниципальной должности муниципальной службы во Владимирской области", "О квалификационных разрядах лиц, замещающих государственные должности Владимирской области", иные законодательные и нормативные правовые акты области.

Общая численность государственных служащих и иных работников (далее именуются работники государственных органов) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти области и иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее именуются государственные органы), а также муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления (далее именуются работники органов местного самоуправления) на 1 сентября 2003 года (по данным органов статистики) составила 12786 человек, в том числе в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти - 5201 человек (40,7%), в государственных органах области - 1138 человек (8,9%), в органах местного самоуправления - 6447 человек (50,4%).

Доля работников государственных органов и органов местного самоуправления в численности занятого населения Владимирской области на протяжении последних трех лет не изменилась и составила 1,7%. В среднем на тысячу человек постоянного населения области приходилось 8 работников государственных органов и органов местного самоуправления, этот показатель был равен среднему уровню по России.

За период с 1998 года по 2003 год общая численность работников государственных органов и органов местного самоуправления увеличилась на 1637 человек (на 14,7%). Численность работников в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти увеличилась за этот период на 1213 человек, в государственных органах области - на 363 человека, в органах местного самоуправления - на 61 человека. Этот рост обусловлен формированием в соответствии с федеральным законодательством государственных органов и органов местного самоуправления.

Общая численность государственных служащих государственных органов, а также муниципальных служащих органов местного самоуправления на 1 сентября 2003 года (по данным органов статистики) составила 10222 человека, в том числе в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти замещали государственные должности 4395 человек (43%), государственных органах - 1028 человек (10%), муниципальные должности в органах местного самоуправления - 4799 человек (47%).

В общей численности государственных служащих (5423 человека) государственные служащие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти составляли 81%, государственные служащие государственной службы области - 19%.

По состоянию на 1 сентября 2003 года общая численность работников, замещающих государственные должности государственной службы области, а также муниципальные должности муниципальной службы, составила 5827 человек, из них: государственных служащих - 18%, муниципальных служащих - 82%.

В последние годы в области продолжалась работа по формированию института мировых судей. По состоянию на 1 сентября 2003 года численность мировых судей и работников аппаратов, обеспечивающих их деятельность, составила 192 человека (увеличение в 4,9 раза).

В процессе реформирования государственной службы предполагается оптимизировать численность государственных служащих путем внедрения на государственной службе новых методов управления.

На 1 сентября 2003 года в общей численности работников, замещавших государственные должности, женщины составляли более 73,9%, в органах исполнительной власти - 77,8%.

Такой сравнительно высокий процент объясняется преобладанием их на государственных должностях государственной службы, отнесенных к старшим и младшим группам должностей. Доля женщин возрастает по мере снижения должностного уровня и достигает 85,4% на младших должностях категории "В".

Среди работников, замещавших муниципальные должности муниципальной службы, женщины составляли 82,7%, на старших должностях - 85,6%, младших - 94,3%.

Средний возраст государственных служащих, замещающих государственные должности и муниципальные должности муниципальной службы во Владимирской области, составлял 43 года. Около 30% государственных и муниципальных служащих имели возраст 50 лет и старше.

Лица пенсионного возраста среди государственных служащих составляли 3,6%. В территориальных органах федеральных органов исполнительной власти лица пенсионного возраста составляли 2,7%, в государственных органах области - 6,6%.

Основная часть государственных служащих в возрасте до 30 лет замещали государственные должности, отнесенные к старшим и младшим группам должностей (соответственно 30,1% и 49,4%). Высшие и главные государственные должности категории "В" замещали соответственно 1,9% и 2,6% государственных служащих в возрасте до 30 лет.

Наиболее широко представлена возрастная группа государственных служащих до 30 лет в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти - 32,7%. Государственные служащие государственной службы области в возрасте до 30 лет составляли 16,3%. Удельный вес молодежи до 30 лет на муниципальных должностях составлял 14,8%.

Значительная часть работников (30,7%), замещающих государственные должности, имели стаж работы в государственных органах от 15 лет и выше, каждый пятый проработал в государственных органах от 5 до 10 лет. В органах законодательной власти стаж работы свыше 15 лет имели 37,5% лиц, замещающих государственные должности, в органах исполнительной власти - 30,4%, в органах судебной власти и прокуратуры - 32%, в других государственных органах - 16,7%.

Наиболее высокая доля работников, замещающих государственные должности, с многолетним опытом работы в государственных органах (15 лет и выше) отмечена в органах исполнительной власти Владимирской области - 47%.

Таким образом, в течение 10 лет произойдет высвобождение более трети государственных служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию.

Изменился состав работников, замещающих государственные должности, по уровню образования. На 2,8 процента увеличилась доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование, и составила 77,6%, при снижении на 1% удельного веса лиц со средним профессиональным образованием.

В государственных органах области доля работников, замещающих государственные должности, с профессиональным высшим образованием составляет: в органах законодательной власти - 87,5%, в органах исполнительной власти - 89,6%, в иных государственных органах - 90,7%.

В общей численности работников 41,4% составляли специалисты с высшим образованием по группе специальностей экономики и управления; 28,5% численности имели юридическое образование и 16% - техническое образование. Для сравнения: на 1 января 2002 г. специалисты с профессиональным высшим образованием по указанным направлениям составляли соответственно 47,8%, 24,3%, 17,2%.

Всего в государственных органах области работали 26 (0,5%) кандидатов и докторов наук (на 1 января 2002 года было 28 человек). На муниципальных должностях работало 13 кандидатов и докторов наук (0,3%).

В настоящее время 130 человек из общей численности госслужащих имеют образование по специальности "государственное и муниципальное управление", это 3,6% от численности работников, имеющих высшее образование, из них в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти - 75 человек (2,3%), в государственных органах области - 55 человек (6,2%).

Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих области осуществляется за счет средств областного бюджета. В соответствии с Законом Владимирской области "Об областном бюджете на 2004 год" ассигнования на эти цели составили 362 тыс. рублей.

В 2003 году среднемесячная начисленная заработная плата (денежное содержание и выплаты социального характера) служащих всех уровней управления в области составила 5769,0 тыс. рублей.

В то же время по сравнению с трудом руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики труд государственных служащих недооценен. Дифференциация в оплате труда государственных служащих слабо стимулирует эффективность их служебной деятельности.

В соответствии с данными экспертных оценок, приведенными в Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", в 2001 году оплата труда главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 10 - 15 раз, старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 7 - 10 раз, менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3 - 7 раз, администраторов (исполнителей проектов) в 1,5 - 3 раза превышала оплату труда государственных служащих, замещающих соотносимые должности. Указом Президента Российской Федерации от 10.04.2004 N 519 по отдельным государственным должностям РФ и отдельным государственным должностям федеральной государственной службы оплата труда была значительно увеличена.

Такая разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и руководителей, приводит к оттоку государственных и муниципальных служащих в негосударственный сектор экономики (особенно это касается наиболее востребованных профессий и возрастных категорий), что снижает эффективность деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных служащих.

В ходе осуществления работы по приведению нормативной правовой базы государственной службы области (с учетом федерального законодательства) в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями предполагается проведение оптимизации оплаты труда государственных служащих области в целях приближения ее уровня к уровню оплаты труда руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики.

Сложившееся состояние государственной службы области порождает некоторые негативные тенденции ее развития. Так, например, остается высоким дефицит государственных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях. Одновременно происходит снижение престижа государственной службы как вида профессиональной деятельности. Сохраняется преобладание государственных служащих с непрофильным образованием. Мужчины преобладают на должностях руководителей, а женщины - на должностях специалистов. Частая смена руководителей государственных органов нередко приводит к очередному изменению структуры этих органов и неоправданному увольнению государственных служащих. В ряде случаев качество подготавливаемых документов является неудовлетворительным.

Утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах. Пока еще не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных служащих и законодательные механизмы их реализации. Существуют проблемы в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих.

Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо обеспечить решение следующих проблем государственной службы области:

нарушение принципа единства государственной службы и системы управления ею на федеральном и региональном уровне;

неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;

наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе;

несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;

низкая эффективность деятельности государственных органов;

слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных государственных программ и проектов;

низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;

недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы;

сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих;

недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.

Все эти проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Последовательность и постепенность являются принципами современного реформирования государственной службы.

Для решения названных проблем в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 24 ноября 2000 г. N Пр-2331 разработана и утверждена 15 августа 2001 г. N Пр-1496 Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, в соответствии с которой и разработана настоящая программа.


2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



Цель программы - повышение эффективности государственной службы области, оптимизация затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы области.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»