РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 13 октября 2004 года N 160-ОЗ
Об областной программе "Реформирование государственной службы Владимирской области (2004 - 2005 годы)"
Срок действия исттек
Принят
Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области
от 29 сентября 2004 года N 642
Статья 1. Утвердить областную программу "Реформирование государственной службы Владимирской области (2004 - 2005 годы)", прилагается.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Владимирской области
Н.В.ВИНОГРАДОВ
Приложение
к Закону Владимирской области
от 13.10.2004 N 160-ОЗ
Наименование программы | Областная программа "Реформирование государственной |
Основания для | Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2002 |
Координатор программы | Первый заместитель Губернатора области - |
Заказчик программы | Администрация области. |
Основные исполнители | Администрация Владимирской области, Законодательное |
Цель программы | Повышение эффективности государственной службы |
Задачи программы | - создание условий для оптимального |
Сроки реализации | 2004 - 2005 годы. |
Основные мероприятия | - совершенствование законодательной и нормативной |
Источники | Финансирование программы осуществляется за счет |
Ожидаемые результаты | - приведение нормативной правовой базы |
Контроль за | Контроль за реализацией программы осуществляет |
В 1995 - 2003 годах осуществлялась подготовка нормативных правовых актов в сфере государственной службы. Приняты Законы Владимирской области "О государственной службе Владимирской области", "Об аттестации государственных служащих Владимирской области", "О конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы Владимирской области и вакантной муниципальной должности муниципальной службы во Владимирской области", "О квалификационных разрядах лиц, замещающих государственные должности Владимирской области", иные законодательные и нормативные правовые акты области.
Общая численность государственных служащих и иных работников (далее именуются работники государственных органов) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти области и иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее именуются государственные органы), а также муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления (далее именуются работники органов местного самоуправления) на 1 сентября 2003 года (по данным органов статистики) составила 12786 человек, в том числе в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти - 5201 человек (40,7%), в государственных органах области - 1138 человек (8,9%), в органах местного самоуправления - 6447 человек (50,4%).
Доля работников государственных органов и органов местного самоуправления в численности занятого населения Владимирской области на протяжении последних трех лет не изменилась и составила 1,7%. В среднем на тысячу человек постоянного населения области приходилось 8 работников государственных органов и органов местного самоуправления, этот показатель был равен среднему уровню по России.
За период с 1998 года по 2003 год общая численность работников государственных органов и органов местного самоуправления увеличилась на 1637 человек (на 14,7%). Численность работников в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти увеличилась за этот период на 1213 человек, в государственных органах области - на 363 человека, в органах местного самоуправления - на 61 человека. Этот рост обусловлен формированием в соответствии с федеральным законодательством государственных органов и органов местного самоуправления.
Общая численность государственных служащих государственных органов, а также муниципальных служащих органов местного самоуправления на 1 сентября 2003 года (по данным органов статистики) составила 10222 человека, в том числе в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти замещали государственные должности 4395 человек (43%), государственных органах - 1028 человек (10%), муниципальные должности в органах местного самоуправления - 4799 человек (47%).
В общей численности государственных служащих (5423 человека) государственные служащие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти составляли 81%, государственные служащие государственной службы области - 19%.
По состоянию на 1 сентября 2003 года общая численность работников, замещающих государственные должности государственной службы области, а также муниципальные должности муниципальной службы, составила 5827 человек, из них: государственных служащих - 18%, муниципальных служащих - 82%.
В последние годы в области продолжалась работа по формированию института мировых судей. По состоянию на 1 сентября 2003 года численность мировых судей и работников аппаратов, обеспечивающих их деятельность, составила 192 человека (увеличение в 4,9 раза).
В процессе реформирования государственной службы предполагается оптимизировать численность государственных служащих путем внедрения на государственной службе новых методов управления.
На 1 сентября 2003 года в общей численности работников, замещавших государственные должности, женщины составляли более 73,9%, в органах исполнительной власти - 77,8%.
Такой сравнительно высокий процент объясняется преобладанием их на государственных должностях государственной службы, отнесенных к старшим и младшим группам должностей. Доля женщин возрастает по мере снижения должностного уровня и достигает 85,4% на младших должностях категории "В".
Среди работников, замещавших муниципальные должности муниципальной службы, женщины составляли 82,7%, на старших должностях - 85,6%, младших - 94,3%.
Средний возраст государственных служащих, замещающих государственные должности и муниципальные должности муниципальной службы во Владимирской области, составлял 43 года. Около 30% государственных и муниципальных служащих имели возраст 50 лет и старше.
Лица пенсионного возраста среди государственных служащих составляли 3,6%. В территориальных органах федеральных органов исполнительной власти лица пенсионного возраста составляли 2,7%, в государственных органах области - 6,6%.
Основная часть государственных служащих в возрасте до 30 лет замещали государственные должности, отнесенные к старшим и младшим группам должностей (соответственно 30,1% и 49,4%). Высшие и главные государственные должности категории "В" замещали соответственно 1,9% и 2,6% государственных служащих в возрасте до 30 лет.
Наиболее широко представлена возрастная группа государственных служащих до 30 лет в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти - 32,7%. Государственные служащие государственной службы области в возрасте до 30 лет составляли 16,3%. Удельный вес молодежи до 30 лет на муниципальных должностях составлял 14,8%.
Значительная часть работников (30,7%), замещающих государственные должности, имели стаж работы в государственных органах от 15 лет и выше, каждый пятый проработал в государственных органах от 5 до 10 лет. В органах законодательной власти стаж работы свыше 15 лет имели 37,5% лиц, замещающих государственные должности, в органах исполнительной власти - 30,4%, в органах судебной власти и прокуратуры - 32%, в других государственных органах - 16,7%.
Наиболее высокая доля работников, замещающих государственные должности, с многолетним опытом работы в государственных органах (15 лет и выше) отмечена в органах исполнительной власти Владимирской области - 47%.
Таким образом, в течение 10 лет произойдет высвобождение более трети государственных служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию.
Изменился состав работников, замещающих государственные должности, по уровню образования. На 2,8 процента увеличилась доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование, и составила 77,6%, при снижении на 1% удельного веса лиц со средним профессиональным образованием.
В государственных органах области доля работников, замещающих государственные должности, с профессиональным высшим образованием составляет: в органах законодательной власти - 87,5%, в органах исполнительной власти - 89,6%, в иных государственных органах - 90,7%.
В общей численности работников 41,4% составляли специалисты с высшим образованием по группе специальностей экономики и управления; 28,5% численности имели юридическое образование и 16% - техническое образование. Для сравнения: на 1 января 2002 г. специалисты с профессиональным высшим образованием по указанным направлениям составляли соответственно 47,8%, 24,3%, 17,2%.
Всего в государственных органах области работали 26 (0,5%) кандидатов и докторов наук (на 1 января 2002 года было 28 человек). На муниципальных должностях работало 13 кандидатов и докторов наук (0,3%).
В настоящее время 130 человек из общей численности госслужащих имеют образование по специальности "государственное и муниципальное управление", это 3,6% от численности работников, имеющих высшее образование, из них в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти - 75 человек (2,3%), в государственных органах области - 55 человек (6,2%).
Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих области осуществляется за счет средств областного бюджета. В соответствии с Законом Владимирской области "Об областном бюджете на 2004 год" ассигнования на эти цели составили 362 тыс. рублей.
В 2003 году среднемесячная начисленная заработная плата (денежное содержание и выплаты социального характера) служащих всех уровней управления в области составила 5769,0 тыс. рублей.
В то же время по сравнению с трудом руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики труд государственных служащих недооценен. Дифференциация в оплате труда государственных служащих слабо стимулирует эффективность их служебной деятельности.
В соответствии с данными экспертных оценок, приведенными в Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", в 2001 году оплата труда главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 10 - 15 раз, старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 7 - 10 раз, менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3 - 7 раз, администраторов (исполнителей проектов) в 1,5 - 3 раза превышала оплату труда государственных служащих, замещающих соотносимые должности. Указом Президента Российской Федерации от 10.04.2004 N 519 по отдельным государственным должностям РФ и отдельным государственным должностям федеральной государственной службы оплата труда была значительно увеличена.
Такая разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и руководителей, приводит к оттоку государственных и муниципальных служащих в негосударственный сектор экономики (особенно это касается наиболее востребованных профессий и возрастных категорий), что снижает эффективность деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных служащих.
В ходе осуществления работы по приведению нормативной правовой базы государственной службы области (с учетом федерального законодательства) в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями предполагается проведение оптимизации оплаты труда государственных служащих области в целях приближения ее уровня к уровню оплаты труда руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики.
Сложившееся состояние государственной службы области порождает некоторые негативные тенденции ее развития. Так, например, остается высоким дефицит государственных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях. Одновременно происходит снижение престижа государственной службы как вида профессиональной деятельности. Сохраняется преобладание государственных служащих с непрофильным образованием. Мужчины преобладают на должностях руководителей, а женщины - на должностях специалистов. Частая смена руководителей государственных органов нередко приводит к очередному изменению структуры этих органов и неоправданному увольнению государственных служащих. В ряде случаев качество подготавливаемых документов является неудовлетворительным.
Утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах. Пока еще не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных служащих и законодательные механизмы их реализации. Существуют проблемы в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих.
Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо обеспечить решение следующих проблем государственной службы области:
нарушение принципа единства государственной службы и системы управления ею на федеральном и региональном уровне;
неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;
наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе;
несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;
низкая эффективность деятельности государственных органов;
слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных государственных программ и проектов;
низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;
недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы;
сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих;
недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.
Все эти проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Последовательность и постепенность являются принципами современного реформирования государственной службы.
Для решения названных проблем в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 24 ноября 2000 г. N Пр-2331 разработана и утверждена 15 августа 2001 г. N Пр-1496 Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, в соответствии с которой и разработана настоящая программа.
Цель программы - повышение эффективности государственной службы области, оптимизация затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы;