Срок действия истек
(Действие Закона приостанавливается с 01.01.2005 по 31.12.2005 в части, не обеспеченной финансированием из областного бюджета - Закон Владимирской области от 29.12.2004 N 242-ОЗ, НГР:ru33000200400563)
Принят
Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области
от 27 октября 2004 года N 666
Статья 1. Утвердить Программу улучшения условий и охраны труда во Владимирской области на 2005 - 2007 годы согласно приложению.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Владимирской области
Н.В.ВИНОГРАДОВ
Приложение
к Закону Владимирской области
от 09.11.2004 N 171-ОЗ
Наименование | Программа улучшения условий и охраны труда во |
Основание | Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об |
Заказчик | Администрация Владимирской области |
Основные | Управление по труду администрации Владимирской |
Цели и задачи | Реализация государственной политики в сфере охраны |
Сроки реализации | 2005 - 2007 гг. |
Перечень | Нормативно-правовое обеспечение условий и охраны |
Участники | Управление по труду администрации Владимирской |
Объемы и | Объемы финансирования мероприятий программы составляют |
Ожидаемые | Завершение формирования в области системы |
Контроль за | Администрация Владимирской области, |
--------------------------------
<*> Организации, не входящие в структуру администрации области, привлекаются к разработке и выполнению программы по согласованию.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Областная целевая "Программа улучшения условий и охраны труда во Владимирской области на 2005 - 2007 годы" нацелена на дальнейшее совершенствование созданной в рамках предыдущей "Программы улучшения условий и охраны труда во Владимирской области на 2001 - 2004 годы" системы государственного управления охраной труда, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям, на обеспечение условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, государственных гарантий и правовой защиты работающих в области, на предупреждение и профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Данная программа обеспечивает преемственность "Программы улучшения условий и охраны труда во Владимирской области на 2001 - 2004 годы", исполнение которой во многом способствовало созданию законодательной и нормативной базы, методического и информационно-аналитического обеспечения вопросов охраны труда, формированию экономического и правового механизма, побуждающего работодателей принимать меры по обеспечению безопасных условий труда, что не могло не сказаться на динамике травматизма на производстве, профилактике профессиональных рисков.
В рамках предыдущей программы за последние годы удалось добиться устойчивой тенденции снижения уровня производственного травматизма на 7 - 10% ежегодно. Это позволило впервые за много лет достичь уровня травматизма на 7% ниже среднероссийского, а уровня профессиональной заболеваемости почти в три раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации.
Прямой экономический эффект (без учета стоимости произведенных материальных ценностей людьми, оставшимися в рабочем процессе, без учета снижения затрат на реабилитацию после несчастного случая на производстве и т.д.) - показатель временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями (в оплаченных днях на 100 работающих) снизился в среднем на 12,8%.
И если раньше снижение уровня производственного травматизма связывали во многом со спадом экономической деятельности, то в последние годы снижение показателей травматизма и профессиональной заболеваемости происходило в условиях роста социально-экономических показателей, что говорит об устойчивости достигнутых тенденций.
Предприятия и организации области заметно активизировали работу по аттестации рабочих мест по условиям труда. Если в 2000 году было аттестовано менее 1% рабочих мест, то по итогам 2003 года этот показатель сравнялся со среднероссийским - 10%.
Вместе с тем состояние условий и охраны труда в области не дает оснований для самоуспокоенности.
В условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, трудятся в целом по области почти 14% работников, а в таких территориях, как города Гусь-Хрустальный и Собинка, Камешковский, Киржачский, Меленковский и Юрьев-Польский районы, этот показатель превышает 20%.
Основными причинами неудовлетворительных условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются:
- недостаточная квалификация административно-технических руководителей производства;
- снижение внимания к безопасности производства работ;
- низкий уровень обучения и контроля навыков и знаний по охране труда;
- ухудшение производственной и технологической дисциплины;
- значительная степень износа основных производственных фондов;
- сокращение объемов капитального и профилактического ремонта зданий и сооружений, машин и оборудования;
- существенное сокращение работ по созданию новых технологий, новой техники.
Причины достаточно высокого уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости носят сложный, комплексный характер. Поэтому возможность позитивных сдвигов в улучшении условий и охраны труда связана с совершенствованием работы по различным направлениям государственного управления охраной труда в условиях динамичного развития социально-экономических процессов в обществе.
Сложившаяся ситуация во многом является следствием недостаточного внимания руководителей и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности к внедрению системы управления охраной труда на производстве как целенаправленной деятельности всех участников производственного процесса по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
Необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда на территории Владимирской области обусловливают:
социальная острота проблемы, вызванная относительно высоким уровнем профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;
невозможность решения данной проблемы в условиях рыночной экономики отдельными локальными мерами без создания комплексной системы управления охраной труда на территории Владимирской области, охватывающей исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности;
необходимость усиления взаимодействия и консолидации совместных усилий органов государственного надзора, исполнительной власти и общественного контроля, расширения форм социального партнерства в деле улучшения условий и охраны труда;
отсутствие развитой инфраструктуры по оказанию на договорной основе предприятиям и организациям услуг в области охраны труда.
Настоящая областная программа разработана с учетом тенденций развития охраны труда в Российской Федерации, а также с учетом экономического состояния предприятий и организаций области и представляет комплекс мер для решения проблемы улучшения условий и охраны труда во Владимирской области.
В значительной своей части программа носит преемственный характер и продолжает работы по многим направлениям, которые присутствовали в программах, реализуемых ранее. В частности, остается актуальным проведение работ по созданию в организациях служб охраны труда и их методическому обеспечению, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, создание и организация работы координационных советов по охране труда, организация областного смотра-конкурса по охране труда, организация и проведение обучения по охране труда руководителей, специалистов, членов совместных комитетов и уполномоченных лиц по охране труда, а также всех работающих, проведение семинаров и совещаний по охране труда.
На территориях муниципальных образований необходимо разрабатывать районные (городские) программы по улучшению условий и охраны труда с учетом специфики своего региона.
Основной целью программы является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности посредством реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории Владимирской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
обеспечение эффективного функционирования системы государственного управления охраной труда на территории Владимирской области;
разработка и внедрение эффективных методов профилактики производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
обеспечение социальной защиты пострадавших на производстве, восстановление работоспособности;
реализация механизма экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий и охраны труда работников;
совершенствование нормативного правового и информационного обеспечения государственной политики в сфере охраны труда.
Важнейшим направлением региональной политики по обеспечению безопасных условий труда является создание и совершенствование нормативной базы. Мероприятия данного раздела направлены на совершенствование существующих и создание новых нормативных правовых актов в сфере охраны труда.
Работу по нормативному правовому обеспечению охраны труда предусматривается проводить по двум направлениям:
разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы с целью усиления государственных гарантий по охране труда на федеральном уровне;
разработка областных нормативных правовых актов, регламентирующих безопасные условия и охрану труда в организациях.
3.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Мероприятия раздела направлены, прежде всего, на создание условий для снижения рисков производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Предусматривается дальнейшее развитие механизма социального партнерства и совместной деятельности органов управления охраной труда, надзора и контроля, местного самоуправления, работодателей и объединений профессиональных союзов по улучшению условий и охраны труда в рамках полномочий, определенных соответствующими нормативными правовыми актами.
Меры по улучшению состояния охраны труда в организациях предусматривают внедрение системного подхода к управлению охраной труда в организациях области на основе ГОСТ Р 12.0.006-2002 и OHSAS-18001, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и последующей сертификации работ по охране труда, внедрение механизма экономической заинтересованности работодателей в создании безопасных условий труда.
Содействие обеспечению работников современными сертифицированными средствами индивидуальной защиты заключается в создании реестра организаций, производящих и поставляющих средства индивидуальной защиты, и формирование базы данных (номенклатуры) видов средств защиты.
3.3. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
Мероприятия этого раздела направлены на решение основной задачи - реализацию мер по профилактике профессиональных заболеваний, способствующих сохранению и восстановлению здоровья и работоспособности работников.
Приоритетным направлением раздела является профилактика профессиональной заболеваемости, включающая:
гигиеническую оценку условий труда с прогнозированием возникновения профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;
разработку системы анализа состояния профессиональной инвалидности трудоспособного населения;
учет канцерогенных производств и контингента работающих на них;
улучшение качества обследования работников и оснащение ЛПУ современным диагностическим и лабораторным оборудованием;
разработку механизма ограничения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда;