Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 9 ноября 2004 года N 171-ОЗ


О Программе улучшения условий и охраны труда во Владимирской области на 2005 - 2007 годы

Срок действия истек

(Действие Закона приостанавливается с 01.01.2005 по 31.12.2005 в части, не обеспеченной финансированием из областного бюджета - Закон Владимирской области от 29.12.2004 N 242-ОЗ, НГР:ru33000200400563)



Принят
Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области
от 27 октября 2004 года N 666



Статья 1. Утвердить Программу улучшения условий и охраны труда во Владимирской области на 2005 - 2007 годы согласно приложению.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор
Владимирской области
Н.В.ВИНОГРАДОВ





Приложение
к Закону Владимирской области
от 09.11.2004 N 171-ОЗ

Программа
улучшения условий и охраны труда во Владимирской области на 2005 - 2007 годы


ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2007 ГОДЫ

Наименование     
программы        

Программа улучшения условий и охраны труда во         
Владимирской области на 2005 - 2007 годы              

Основание        
разработки       
программы        

Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об   
основах охраны труда в Российской Федерации"
,         
Закон Владимирской области от 10.06.2004 N 55-ОЗ "О   
Программе развития Владимирской области на 2004 - 2006
гг.",                                                 
Закон Владимирской области от 07.05.2001 N 29-ОЗ "Об  
охране труда во Владимирской области"                 

Заказчик         
программы        

Администрация Владимирской области                    

Основные         
разработчики     
программы <*>    

Управление по труду администрации Владимирской        
области.                                              
Отраслевые департаменты и управления администрации    
Владимирской области.                                 
Центр государственного санитарно-эпидемиологического  
надзора во Владимирской области.                      
Государственная инспекция труда во Владимирской       
области.                                              
Владимирское областное объединение организаций        
профсоюзов.                                           
Владимирское региональное отделение Фонда социального
страхования Российской Федерации.                     
Ассоциация работодателей и товаропроизводителей       
Владимирской области.                                 
Владимирский государственный университет.             

Цели и задачи    
программы,       
важнейшие        
целевые          
показатели       

Реализация государственной политики в сфере охраны    
труда на территории области.                          
Создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и   
здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Осуществление мер экономической заинтересованности    
работодателей в обеспечении безопасных условий труда.
Снижение производственного травматизма и              
профессиональной заболеваемости работающих.           
Повышение уровня гарантий социальной защиты работников
от профессионального риска.                           
Совершенствование системы обучения по охране труда    
руководителей и специалистов. Повышение эффективности
правовой защиты трудящихся в сфере охраны труда.      

Сроки реализации
программы        

2005 - 2007 гг.                                       

Перечень         
разделов         
мероприятий      
программы        

Нормативно-правовое обеспечение условий и охраны      
труда.                                                
Организационно-техническое обеспечение условий и      
охраны труда.                                         
Санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические    
мероприятия.                                          
Информационно-аналитическое обеспечение условий и     
охраны труда. Обучение, подготовка и повышение        
квалификации кадров по охране труда.                  

Участники        
(исполнители)    
основных         
мероприятий      
программы <*>    

Управление по труду администрации Владимирской        
области.                                              
Отраслевые департаменты, управления, комитеты         
администрации Владимирской области.                   
Центр государственного санитарно-эпидемиологического  
надзора во Владимирской области.                      
Государственная инспекция труда во Владимирской       
области.                                              
Органы местного самоуправления.                       
Ассоциация работодателей и товаропроизводителей       
Владимирской области.                                 
Владимирское областное объединение организаций        
профсоюзов.                                           
Владимирское региональное отделение Фонда социального
страхования Российской Федерации.                     
Владимирский государственный университет.             
Владимирский областной комитет государственной        
статистики.                                           
Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по   
Владимирской области.                                 
Специализированные центры, аккредитованные в "Системе
сертификации работ по охране труда в организациях".   
Обучающие организации области, ведущие обучение по    
охране труда.                                         

Объемы и         
источники        
финансирования   
программы        

Объемы финансирования мероприятий программы составляют
83160 тыс. руб., в т.ч.:                              
- средства областного бюджета - 405 тыс. руб.;        
- внебюджетные средства - 82750 тыс. руб.,            
из них:                                               
- средства Владимирского регионального отделения Фонда
социального страхования - 78250 тыс. руб.;            
- средства Фонда социального страхования РФ,          
передаваемые на реализацию мероприятий по обучению по
охране труда отдельных категорий застрахованных, -    
4500 тыс. руб.                                        

Ожидаемые        
конечные         
результаты       
программы        
(социальный и    
экономический    
эффект)          

Завершение формирования в области системы             
государственного управления охраной труда.            
Улучшение условий и охраны труда на предприятиях и в  
организациях, снижение уровня профессионального риска
травм и заболеваний, сохранение здоровья работающих.  
Повышение эффективности профилактики производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости         
работающих, сокращение вследствие этого               
государственных расходов и непроизводственных затрат  
работодателей.                                        
Усиление взаимодействия органов управления, надзора и
контроля за улучшением условий и охраны труда.        
Улучшение информационного обеспечения по вопросам     
условий и охраны труда, повышение уровня знаний всех  
субъектов управления охраной труда.                   
Ежегодное снижение уровня производственного           
травматизма 7 - 10%.                                  

Контроль за      
исполнением      
программы        

Администрация Владимирской области,                   
Законодательное Собрание Владимирской области         


--------------------------------

<*> Организации, не входящие в структуру администрации области, привлекаются к разработке и выполнению программы по согласованию.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ "ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ
И ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2004 ГОДЫ".
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ


Областная целевая "Программа улучшения условий и охраны труда во Владимирской области на 2005 - 2007 годы" нацелена на дальнейшее совершенствование созданной в рамках предыдущей "Программы улучшения условий и охраны труда во Владимирской области на 2001 - 2004 годы" системы государственного управления охраной труда, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям, на обеспечение условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, государственных гарантий и правовой защиты работающих в области, на предупреждение и профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Данная программа обеспечивает преемственность "Программы улучшения условий и охраны труда во Владимирской области на 2001 - 2004 годы", исполнение которой во многом способствовало созданию законодательной и нормативной базы, методического и информационно-аналитического обеспечения вопросов охраны труда, формированию экономического и правового механизма, побуждающего работодателей принимать меры по обеспечению безопасных условий труда, что не могло не сказаться на динамике травматизма на производстве, профилактике профессиональных рисков.

В рамках предыдущей программы за последние годы удалось добиться устойчивой тенденции снижения уровня производственного травматизма на 7 - 10% ежегодно. Это позволило впервые за много лет достичь уровня травматизма на 7% ниже среднероссийского, а уровня профессиональной заболеваемости почти в три раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации.

Прямой экономический эффект (без учета стоимости произведенных материальных ценностей людьми, оставшимися в рабочем процессе, без учета снижения затрат на реабилитацию после несчастного случая на производстве и т.д.) - показатель временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями (в оплаченных днях на 100 работающих) снизился в среднем на 12,8%.

И если раньше снижение уровня производственного травматизма связывали во многом со спадом экономической деятельности, то в последние годы снижение показателей травматизма и профессиональной заболеваемости происходило в условиях роста социально-экономических показателей, что говорит об устойчивости достигнутых тенденций.

Предприятия и организации области заметно активизировали работу по аттестации рабочих мест по условиям труда. Если в 2000 году было аттестовано менее 1% рабочих мест, то по итогам 2003 года этот показатель сравнялся со среднероссийским - 10%.

Вместе с тем состояние условий и охраны труда в области не дает оснований для самоуспокоенности.

В условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, трудятся в целом по области почти 14% работников, а в таких территориях, как города Гусь-Хрустальный и Собинка, Камешковский, Киржачский, Меленковский и Юрьев-Польский районы, этот показатель превышает 20%.

Основными причинами неудовлетворительных условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются:

- недостаточная квалификация административно-технических руководителей производства;

- снижение внимания к безопасности производства работ;

- низкий уровень обучения и контроля навыков и знаний по охране труда;

- ухудшение производственной и технологической дисциплины;

- значительная степень износа основных производственных фондов;

- сокращение объемов капитального и профилактического ремонта зданий и сооружений, машин и оборудования;

- существенное сокращение работ по созданию новых технологий, новой техники.

Причины достаточно высокого уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости носят сложный, комплексный характер. Поэтому возможность позитивных сдвигов в улучшении условий и охраны труда связана с совершенствованием работы по различным направлениям государственного управления охраной труда в условиях динамичного развития социально-экономических процессов в обществе.

Сложившаяся ситуация во многом является следствием недостаточного внимания руководителей и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности к внедрению системы управления охраной труда на производстве как целенаправленной деятельности всех участников производственного процесса по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

Необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда на территории Владимирской области обусловливают:

социальная острота проблемы, вызванная относительно высоким уровнем профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;

невозможность решения данной проблемы в условиях рыночной экономики отдельными локальными мерами без создания комплексной системы управления охраной труда на территории Владимирской области, охватывающей исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности;

необходимость усиления взаимодействия и консолидации совместных усилий органов государственного надзора, исполнительной власти и общественного контроля, расширения форм социального партнерства в деле улучшения условий и охраны труда;

отсутствие развитой инфраструктуры по оказанию на договорной основе предприятиям и организациям услуг в области охраны труда.

2. ЦЕЛИ, ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Настоящая областная программа разработана с учетом тенденций развития охраны труда в Российской Федерации, а также с учетом экономического состояния предприятий и организаций области и представляет комплекс мер для решения проблемы улучшения условий и охраны труда во Владимирской области.

В значительной своей части программа носит преемственный характер и продолжает работы по многим направлениям, которые присутствовали в программах, реализуемых ранее. В частности, остается актуальным проведение работ по созданию в организациях служб охраны труда и их методическому обеспечению, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, создание и организация работы координационных советов по охране труда, организация областного смотра-конкурса по охране труда, организация и проведение обучения по охране труда руководителей, специалистов, членов совместных комитетов и уполномоченных лиц по охране труда, а также всех работающих, проведение семинаров и совещаний по охране труда.

На территориях муниципальных образований необходимо разрабатывать районные (городские) программы по улучшению условий и охраны труда с учетом специфики своего региона.

Основной целью программы является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности посредством реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории Владимирской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:

обеспечение эффективного функционирования системы государственного управления охраной труда на территории Владимирской области;

разработка и внедрение эффективных методов профилактики производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

обеспечение социальной защиты пострадавших на производстве, восстановление работоспособности;

реализация механизма экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий и охраны труда работников;

совершенствование нормативного правового и информационного обеспечения государственной политики в сфере охраны труда.

3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


3.1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА



Важнейшим направлением региональной политики по обеспечению безопасных условий труда является создание и совершенствование нормативной базы. Мероприятия данного раздела направлены на совершенствование существующих и создание новых нормативных правовых актов в сфере охраны труда.

Работу по нормативному правовому обеспечению охраны труда предусматривается проводить по двум направлениям:

разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы с целью усиления государственных гарантий по охране труда на федеральном уровне;

разработка областных нормативных правовых актов, регламентирующих безопасные условия и охрану труда в организациях.


3.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА


Мероприятия раздела направлены, прежде всего, на создание условий для снижения рисков производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Предусматривается дальнейшее развитие механизма социального партнерства и совместной деятельности органов управления охраной труда, надзора и контроля, местного самоуправления, работодателей и объединений профессиональных союзов по улучшению условий и охраны труда в рамках полномочий, определенных соответствующими нормативными правовыми актами.

Меры по улучшению состояния охраны труда в организациях предусматривают внедрение системного подхода к управлению охраной труда в организациях области на основе ГОСТ Р 12.0.006-2002 и OHSAS-18001, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и последующей сертификации работ по охране труда, внедрение механизма экономической заинтересованности работодателей в создании безопасных условий труда.

Содействие обеспечению работников современными сертифицированными средствами индивидуальной защиты заключается в создании реестра организаций, производящих и поставляющих средства индивидуальной защиты, и формирование базы данных (номенклатуры) видов средств защиты.


3.3. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ
МЕРОПРИЯТИЯ


Мероприятия этого раздела направлены на решение основной задачи - реализацию мер по профилактике профессиональных заболеваний, способствующих сохранению и восстановлению здоровья и работоспособности работников.

Приоритетным направлением раздела является профилактика профессиональной заболеваемости, включающая:

гигиеническую оценку условий труда с прогнозированием возникновения профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;

разработку системы анализа состояния профессиональной инвалидности трудоспособного населения;

учет канцерогенных производств и контингента работающих на них;

улучшение качества обследования работников и оснащение ЛПУ современным диагностическим и лабораторным оборудованием;

разработку механизма ограничения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»