Мероприятия
по защите прав потребителей Владимирской области на 1999-2000 годы
Цель и задачи мероприятий по защите прав потребителей Владимирской области на 1999-2000 гг.
Целью настоящих мероприятий является обеспечение реализации в регионе законодательства Российской Федерации на основе объединения усилий органов представительной и исполнительной власти Владимирской области, местного самоуправления, надзорных структур, правоохранительных органов, общественных организаций, для осуществления политики по защите прав потребителей.
Мероприятия предусматривают развитие и совершенствование нормативной базы на уровне области, регулирующей отношения в вопросах защиты прав потребителей в пределах компетенции субъектов Российской Федерации.
В числе основных задач мероприятий определено принятие мер для эффективной реализации правовой и судебной защиты прав потребителей, совершенствование деятельности по просвещению населения, создание соответствующей информационной системы.
Необходимость настоящих мероприятий состоит еще и в том, чтобы улучшить взаимодействие исполнительных органов власти всех уровней и общественных организаций по насыщению потребительского рынка товарами и услугами, развитию конкуренции, выявлению товаров и услуг, по которым наиболее часто допускаются нарушения прав потребителей и которые могут представлять опасность для жизни, здоровья и имущества потребителей.
Реализацию мероприятий позволит повысить социальную защищенность граждан, предотвратить причинение ущерба потребителям вследствие нарушения их прав и законных интересов.
В области для обеспечения защиты прав потребителей имеется значительное количество структур, координацией работы которых в этом направлении занимается Владимирское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В первую очередь это государственные органы, которые объединены в Межведомственный координационный совет по защите прав потребителей. В своей правозащитной деятельности по обеспечению интересов потребителей они опираются, главным образом, на досудебные формы урегулирования споров. Эффективность и оперативность досудебного порядка рассмотрения дел по защите прав потребителей органами исполнительной власти дают возможность с наименьшими моральными и материальными потерями для потребителей разрешать соответствующие споры.
За 1998 год органами местного самоуправления рассмотрено более четырех тысяч жалоб и обращений потребителей, более 60% жалоб из которых на предприятия торговли, почти 25% - на предприятия, оказывающие коммунальные услуги. В ходе рассмотрения заявлений потребителей выявлено почти 3000 нарушений Закона.
Помимо рассмотрения жалоб и заявлений граждан органы местного самоуправления провели более 6200 проверок хозяйствующих субъектов как по заявлениям потребителей, так и по собственной инициативе.
Органы местного самоуправления оказывают значительную помощь гражданам в судебной защите их потребительских прав. За 1998 год предъявлено более 200 исков, их них вынесено в пользу потребителей 118 судебных решений, размер минимальной компенсации составляет более 743 тысяч рублей.
Одной из форм деятельности отделом по защите прав потребителей при органах местного самоуправления является передача материалов по выявленным нарушениям на административные комиссии. Сумма штрафов в порядке наложения административных взысканий составила более 638 тысяч рублей.
Критерием оценки деятельности органов, занимающихся вопросом защиты прав потребителей, служит величина возмещенного ущерба потребителям. В целом по области этот показатель за год составил 1949 тыс.рублей.