ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 1999 года N 606
О концепции программы энергосбережения Владимирской области на 1999-2005 годы
Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 N 80, утвердившим Федеральную целевую программу "Энергосбережение России" (1998-2005 годы), и Законом Владимирской области от 05.07.99 N 37-ОЗ "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов на территории Владимирской области",
постановляю:
1. Утвердить Концепцию программы энергосбережения Владимирской области на 1999-2005 годы согласно приложению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления, руководителям коммерческих и некоммерческих организаций при разработке программ энергосбережения руководствоваться данной Концепцией.
3. Поручить осуществление координации работ при разработке областных программ энергосбережения и взаимодействие с организациями и учреждениями области:
- по "Программе энергосбережения в жилищно - коммунальном хозяйстве и учреждениях бюджетной сферы" - управлению жизнеобеспечения и развития инфраструктуры администрации области (Маркин А.И.);
- по "Программе повышения эффективности использования энергии в промышленности и сельском хозяйстве" - управлению промышленности (Шабардин И.Ф.), управлению инвестиционно - строительных программ (Кислов В.К.) и департаменту сельского хозяйства и продовольствия (Нагорный В.М.) администрации области;
- по "Программе развития производства энергоэффективного оборудования, приборов, материалов и развития местных ресурсов топлива и энергии на территории Владимирской области" - управлению промышленности (Шабардин И.Ф.) и управлению природопользования (Алексеев С.А.) администрации области;
- по "Программе энергосбережения в сферах производства и транспортировки электрической энергии и природного газа" - региональной энергетической комиссии Владимирской области (Ваулина Г.А.).
4. Руководителям органов и структурных подразделений администрации области, ответственным за координацию работ по энергосбережению, в срок до 01.01.2000 г. представить на утверждение в установленном порядке программы по энергосбережению.
5. Региональной энергетической комиссии области (Ваулина Г.А.) с 2000 года учитывать в тарифах на электрическую, тепловую энергию и природный газ потребность организаций в финансировании проектов, включенных в программу энергосбережения Владимирской области.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Карпова Е.А.
7. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Концепция
программы энергосбережения Владимирской области на 1999-2005 годы
Администрация Владимирской области отмечает, что в период 1997-1999 гг. был осуществлен ряд организационных и технических мероприятий, направленных на энергосбережение.
В целях реализации Федерального закона от 03.04.96 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" были приняты:
- Закон Владимирской области от 05.07 99 N 37-ОЗ "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов на территории Владимирской области";
- постановление главы администрации области от 06.10.97 N 630 "О мерах по энергосбережению во Владимирской области";
- постановление главы администрации области от 01.06.98 N 366 "О мерах по стимулированию энергосбережения во Владимирской области".
Начиная с 1997 года разрабатываются программы по энергосбережению городов и районов области, формируется пакет проектов энергосбережения.
Для организаций, финансируемых из областного бюджета, утверждаются годовые объемы потребления (лимиты в натуральном и стоимостном выражении) топливно - энергетических ресурсов. Центром стандартизации и метрологии совместно с территориальным управлением государственного энергетического надзора по Владимирской области введен Порядок проведения метрологического контроля и надзора в сфере энергосбережения, а также Порядок энергетических обследований организаций области.
Вместе с тем, несмотря на рост стоимости энергоресурсов и их высокую долю в общем объеме затрат муниципальных образований, наблюдается недостаточное финансирование отмеченных программ и отсутствие сколько-нибудь существенного снижения потребления энергоресурсов.
Организации, учреждения и население не проявляют конкретного интереса к энергосбережению, в основном, из-за высокой стоимости приборов учета и энергосберегающего оборудования, продолжающегося спада производства, отсутствия законодательно установленных стандартов и требований, регламентирующих потребление энергоресурсов, несовершенства тарифной политики.
Не способствуют широкому внедрению приборов учета утвержденные Минтопэнерго России 12 сентября 1995 года "Правила учета тепловой энергии и теплоносителя", требующие, в частности, обязательную установку датчиков замера давления с архивацией показаний, что усложняет и удорожает работы по организации и эксплуатации узлов коммерческого учета тепловой энергии.
В программу энергосбережения Владимирской области включаются следующие самостоятельные программы:
- энергосбережения в жилищно - коммунальном хозяйстве и учреждениях бюджетной сферы;
- повышения эффективности использования энергии в промышленности и сельском хозяйстве;
- развития производства энергоэффективного оборудования, приборов, материалов и развития местных ресурсов топлива и энергии на территории Владимирской области;
- энергосбережения в сферах производства и транспортировки электрической энергии и природного газа.
1. Программа энергосбережения в жилищно - коммунальном хозяйстве и учреждениях бюджетной сферы
Областная "Программа энергосбережения в жилищно - коммунальном хозяйстве и учреждениях бюджетной сферы" формируется на базе городских и районных программ.
Городские и районные программы должны разрабатываться на основе комплексного обследования объектов жизнеобеспечения (энергоаудит) и, как правило, состоять из пяти взаимосвязанных программ:
1. Программа модернизации муниципальных источников тепло - и водоснабжения;
2. Программа модернизации теплосетей и центральных тепловых пунктов и насосных станций, электрических сетей и подстанций;
3. Программа повышения эффективности использования электрической энергии, тепла и воды в зданиях бюджетной сферы;
4. Программа повышения эффективности использования электрической энергии, тепла и воды в жилом фонде и нежилых помещениях;
5. Программа "Тепло для малоимущих".
Каждая из них должна включать график оснащения объектов устройствами учета, контроля и регулирования потребления энергии.
Основные направления энергосбережения:
- ликвидация мелких неэкономичных котельных при централизации теплоснабжения;
- повышение теплозащиты строящихся и действующих жилых и общественных зданий, тепловых сетей;
- внедрение одноступенчатых систем распределения газа с комбинированным регулированием давления газа;
- повышение к.п.д. бытовой электрической и газовой аппаратуры;
- снижение удельных расходов топлива в отопительных котельных;
- сокращение потерь топлива и энергии в распределительных сетях;
- внедрение приборов учета, контроля и регулирования расхода энергоресурсов;
- применение на котельных жилищно - коммунального хозяйства противодавленческих турбин, устанавливаемых параллельно дроссельному устройству, для выработки дополнительной электроэнергии, что позволяет отказаться в определенных условиях от дизельных электроустановок;
- применение в системах тепловодоснабжения жилищно - коммунальных хозяйств вместо поверхностных теплообменников (бойлеров) трансзвуковых струйно - форсуночных аппаратов, совмещающих в себе одновременно функции теплообменника и насоса и не содержащих вращающихся и трущихся частей;
- проведение режимно - наладочных испытаний (не реже 1 раза в 3 года);
- применение децентрализованных источников теплоснабжения;
- анализ плановых и фактических расходов на единицу выпускаемой продукции по элементам затрат.
Областная "Программа энергосбережения в жилищно - коммунальном хозяйстве и учреждениях бюджетной сферы" должна содержать разделы по:
- совершенствованию договорных отношений на тепло -, газо -, электро - и водоснабжение муниципальных предприятий и организаций и объектов бюджетной сферы;
- совершенствованию системы тарифов на тепло -, газо -, электро - и водоснабжение муниципальных предприятий и организаций и объектов бюджетной сферы;
- совершенствованию организационной структуры рынка теплоснабжения;
- поэтапному переводу платежей населения за отопление и горячее и холодное водоснабжение, канализацию, а также газоснабжение по показателям приборов учета.
2. Программа повышения эффективности использования энергии в промышленности и в сельском хозяйстве
Областная "Программа повышения эффективности использования энергии в промышленности и в сельском хозяйстве" формируется на базе программ отдельных промышленных и сельскохозяйственных организаций, расположенных на территории области.
Цели и задачи программы:
- обеспечение перехода промышленных и сельскохозяйственных организаций на энергосберегающий путь развития при улучшении социально - бытовых условий населения;
- использование комплекса рыночных механизмов и мер государственного регулирования в энергосбережении;
- повышение конкурентоспособности вырабатываемой продукции;
- создание новых рабочих мест;
- уменьшение вредного воздействия на экологию.
Энергосберегающие мероприятия:
- совершенствование в литейном производстве пламенных термических и нагревательных печей за счет совершенствования конструкций, оснащения их рекуператорами, современными автоматизированными горелочными устройствами, системами автоматизированного управления процессами горения и термообработки;
- внедрение низкотемпературного нагрева металла под обычную и контролируемую прокатку;
- увеличение выпуска пустотелого кирпича и повышение доли топливо - содержащих добавок (золы ТЭС, продуктов углеобогащения и др.) в производстве керамического кирпича;
- внедрение новых обжиговых агрегатов и модернизация действующего оборудования в производстве керамзита и других пористых заполнителей;
- совершенствование сжигания топлива в шахтах и вращающихся печах, расширение использования фракционного сырья, внедрение систем КИП в производстве извести, модернизация действующих и внедрение новых вращающихся и шахтных печей;
- совершенствование технологии производства строительной керамики, минеральной ваты, сантехнических изделий;
- замена устаревших газогорелочных устройств на более экономичные;
- совершенствование структуры автомобильного транспорта в направлении его дизелизации, перевода на природный газ и рационализации перевозок;
- производство тракторов и сельскохозяйственных орудий повышенной экономичности;
- внедрение энергосберегающих технологий на полевых сельскохозяйственных работах;
- совершенствование структуры конструкционных материалов (замена металла пластмассами, железобетонными изделиями, деревянными конструкциями);
- развитие методов и средств поверки измерительных приборов и систем учета на месте эксплуатации без демонтажа;
- совершенствование нормативно - технической базы для повышения точности и достоверности учета энергоресурсов.
3. Программа развития производства энергоэффективного оборудования, приборов, материалов и развития местных ресурсов топлива и энергии на территории Владимирской области
Областная "Программа развития производства энергоэффективного оборудования, приборов, материалов и развития местных ресурсов топлива и энергии на территории Владимирской области" разрабатывается под руководством администрации области. Программа формируется на базе проектов по развитию производства энергоэффективного оборудования, приборов и материалов.