Фельдшерско-акушерские пункты
На территории Архангельской области для оказания медицинской помощи сельскому населению на 01.01.2011 года функционируют 471 фельдшерско-акушерский пункт. Специалистами ФАПов обслуживается население численностью 154 тыс. человек или 12,52% от общего количества проживающих в Архангельской области.
Все фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории имеют лицензию и являются структурными подразделениями центральных районных больниц. Количество ФАП и врачебных амбулаторий несколько превышает рекомендуемый норматив (450 и 35 соответственно), что является обоснованным и необходимым для повышения доступности медицинской помощи населению в связи с территориальными особенностями Архангельской области: большая площадь региона при низкой плотности населения, труднодоступность и изолированность отдельных населенных пунктов (островные территории, отсутствие автомобильных дорог и водных переправ).
В рамках Программы в целях достижения максимального приближения первой помощи сельскому населению в малонаселенных пунктах где нет ФАП планируется создание дворовых хозяйств, на которые будут возложены функции оказания первой помощи (само- и взаимопомощи) с оснащением их средствами связи и обучением граждан.
В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие здравоохранения в Архангельской области» в течение 2008 - 2010 годов было оснащено медицинским оборудованием и медицинской мебелью 288 фельдшерско-акушерских пунктов Архангельской области: в 2008 году 151 ФАП на сумму 7 690,0 тыс. рублей; в 2009 году 125 ФАПов на сумму 6 516,58 тыс. рублей; в 2010 году 12 ФАПов на сумму 954,8 тыс. рублей.
Закуплены различные комплекты оборудования в зависимости от числа приписного населения, обслуживаемого специалистами ФАПов (аппараты ЭКГ одноканальные, стерилизаторы суховоздушные с охлаждением, глюкометры с комплектом тест-полосок, столики инструментальные, кушетки медицинские смотровые, облучатели-рециркуляторы бактерицидные и пр.).
Внедрены критерии оценки эффективности деятельности специалистов ФАП, планируется дальнейшее совершенствование их работы, в том числе активизация обслуживания населения на дому с проведением подворных обходов для выявления инфекционных заболеваний и пр.
Кроме того, проводится активная патронажная работа. До 30% пациентов обращаются на ФАП для проведения различных процедур (инъекции, забор крови и мочи на анализы, иммунизация и др.).
Также в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи на медицинских работников возложены дополнительные функции по ранней диагностике социально значимых заболеваний (проведение скрининга на кардиологические, онкологические офтальмологические, дерматологические заболевания, привлечение к профилактическим осмотрам), наблюдение хронических больных, наблюдение за приемом лекарственных средств больными туберкулезом.
В целях повышения доступности лекарственного обеспечения населения отдаленных территорий Архангельской области, а также в рамках реализации Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в течение I - II кварталов 2011 года планируется лицензирование фармацевтической деятельности во всех медицинских организациях (в т. ч. более 400 ФАП), расположенных в сельской местности, где нет аптечных организаций и получение медицинскими специалистами дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами.
Материально-техническая база сельских учреждений здравоохранения крайне изношена, 90% зданий ФАПов выполнены в приспособленных (нетиповых) зданиях деревянной постройки, 11% зданий построены более 50 лет назад.
По технической оснащенности зданий: только 20,8% из всего количества ФАПов имеют центральное отопление; 10,7% - имеют центральное водоснабжение; 10,7% - имеют канализацию; 67% - телефонизированы.
Требуется строительство/приобретение 65 новых фельдшерско-акушерских пунктов (13,6%), проведение капитального и текущего ремонтов в 298 зданиях ФАП (62,4%).
(абзац в редакции постановления Правительства Архангельской области от 14 сентября 2011 года N 325-пп-см. предыдущую редакцию)
В данном разделе Программы предусмотрено строительство/приобретение 22 модульных фельдшерско-акушерских пунктов в 18 муниципальных образованиях области. Их открытие позволит существенно укрепить социальные гарантии жителям этих населенных пунктов и приписных участков, улучшить социальную инфраструктуру, стабилизировать медико-демографическую ситуацию.
(абзац в редакции постановления Правительства Архангельской области от 14 сентября 2011 года N 325-пп-см. предыдущую редакцию)
Постоянно развиваются выездные формы работы. В 2010 году осуществлено 32 выезда мобильных бригад областных специалистов, осмотрено 10564 жителя отдаленных и сельских территорий, проведено 1182 телемедицинские консультации. Организована работа передвижных флюорографических установок для осмотров населения отдаленных территорий.
В рамках Программы предусмотрено:
- оснащение муниципальных учреждений здравоохранения 6 мобильными лечебно-профилактическими модулями - передвижными офисами общей врачебной практики для межрайонных центров на базе МУЗ «Котласская центральная городская больница им. святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)», «Вельская ЦРБ», «Карпогорская ЦРБ», «Няндомская ЦРБ», а также МУЗ «Холмогорская ЦРБ» и МУЗ «Шипицынская ЦРБ», которые обслуживают население сельских районов.
- приобретение 2 передвижных медицинских комплексов для мобильных бригад областных специалистов ГУЗ «Архангельская областная клиническая больница»;
- приобретение автотранспорта для специалистов участковой службы в сельской местности (за счет средств областного бюджета).
Всего на реализацию мероприятий по повышению доступности и качества оказания медицинской помощи населению, в том числе жителям сельских и отдаленных территорий, в рамках Программы предусмотрено 465 568,0 тыс. руб.
Реализация мероприятий данного раздела позволит обеспечить улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения в соответствии с утвержденными порядками и стандартами оказания медицинской помощи, достигнуть снижение показателей смертности населения от основных причин, улучшить раннюю выявляемость заболеваний, повысить уровень удовлетворенности населения медицинской помощью.