Об утверждении Стратегии развития физической культуры
и спорта в Архангельской области на период до 2020 года
В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 года N 1101-р:
1. Утвердить Стратегию развития физической культуры и спорта в Архангельской области на период до 2020 года согласно приложению.
2. Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области:
1) в ходе реализации указанной Стратегии считать приоритетом повышение целевых показателей Стратегии и доведение их до уровня федеральных показателей;
2) в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего распоряжения разработать и утвердить план мероприятий по реализации указанной Стратегии;
3) до 31 декабря 2010 года подготовить информацию об использовании по назначению спортивных объектов (независимо от форм собственности), находящихся на территории Архангельской области.
3. Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области обеспечить методическое сопровождение организации работы кабинетов спортивной медицины лечебно-профилактических учреждений муниципальных образований Архангельской области.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области разработать меры по содействию развитию физической культуры и спорта с учетом положений указанной Стратегии.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора по региональной политике Тайсаева Т.К.
6. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Архангельской области
И.Ф. Михальчук
ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению Правительства
Архангельской области
от 12 октября 2010 года N 505-рп
СТРАТЕГИЯ
развития физической культуры и спорта в Архангельской
области на период до 2020 года
1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Архангельской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основании Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 года N 1101-р, и во исполнение подпункта 4 пункта 5 распоряжения администрации Архангельской области от 25 ноября 2008 года N 244-ра/43 «О развитии физической культуры и спорта в муниципальных образованиях Архангельской области».
В Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, одобренной распоряжением администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года N 278-ра/48, определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала Архангельской области.
В настоящей Стратегии определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в сфере развития физической культуры и спорта в Архангельской области на период до 2020 года.
2. За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. В настоящее время реализуется долгосрочная целевая программа Архангельской области «Поддержка и развитие детско-юношеского спорта в Архангельской области на 2009-2011 годы», утвержденная постановлением администрации Архангельской области от 16 сентября 2008 года N 203-па/30. Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Архангельской области. При этом расходы на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни жителей Архангельской области.
Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные задачи, решение которых требует современных подходов.
3. В середине текущего десятилетия в сфере физической культуры и спорта Архангельской области, как и по всей Российской Федерации, возник комплекс проблем.
4. Первая проблема - ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения Архангельской области.
Так, не менее 60 процентов обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, абсолютно здоровыми могут считаться только 10 процентов учащихся, каждый второй ребенок имеет морфофункциональные отклонения, 40 процентов детей страдают хроническими заболеваниями.
Свыше 40 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.
Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. В настоящее время в Архангельской области 89,3 процента граждан, в том числе 63,6 процента детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.
5. Вторая проблема - отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Архангельской области и Российской Федерации.
Нерешенные проблемы нормативного-правового, организационно-управленческого, материально-технического, научно-методического, медико-биологического и кадрового обеспечения сдерживают развитие детско-юношеского спорта, не позволяют готовить полноценный резерв для спортивных сборных команд.
6. Третья проблема - усиление конкуренции в спорте высших достижений.
Высокие спортивные результаты - это отражение социально-экономического развития не только страны, но отдельно взятого субъекта Российской Федерации. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала Архангельской области, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа Архангельской области на всероссийской и международной аренах.
7. Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для жителей Архангельской области вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность архангельских спортсменов на всероссийской и международной спортивных аренах.
8. К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
1) модернизация системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта;
3) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения;
4) совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва, усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
5) развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
6) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
7) создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями.
9. Основные стратегические целевые ориентиры развития физической культуры и спорта в Архангельской области определены в приложении к Стратегии развития физической культуры и спорта в Архангельской области на период до 2020 года:
1) увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Архангельской области (на первом этапе - с 11,6 процента в 2009 году до 18 процентов в 2015 году и на втором этапе - до 30 процентов в 2020 году);
2) увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - с 53,2 процента в 2009 году до 60 процентов в 2015 году и на втором этапе - до 70 процентов в 2020 году);
3) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - с 0,4 процента в 2009 году до 2,5 процента в 2015 году и на втором этапе - до 5 процентов в 2020 году);
4) увеличение доли населения, занимающегося в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6-18 лет (на первом этапе - с 18 процентов в 2009 году до 30 процентов в 2015 году и на втором этапе до 40 процентов в 2020 году);
5) увеличение количества лиц, занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по видам спорта (на первом этапе - с 20 тыс. человек в 2009 году до 22,5 тыс. человек в 2015 году и на втором этапе - до 25 тыс. человек в 2020 году), в том числе по зимним видам спорта - с 3,5 тыс. человек до 5 тыс. человек в 2015 году и до 5,5 тыс. человек в 2020 году;
6) увеличение количества штатных работников физической культуры и спорта (на первом этапе - с 2,2 тыс. человек в 2009 году до 2,5 тыс. человек в 2015 году и на втором этапе - до 2,8 тыс. человек в 2020 году);
7) повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности (на первом этапе - с 15,8 процента в 2009 году до 20 процентов в 2015 году и на втором этапе - до 25 процентов в 2020 году).
10. Основными направлениями модернизации системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются:
1) разработка и формирование организационной основы управления развитием физической культуры и спорта;
2) совершенствование системы проведения спортивных и физкультурных мероприятий;
3) совершенствование взаимодействия субъектов физической культуры и спорта.
11. Для модернизации системы физкультурно-спортивного воспитания населения необходима реализация комплекса следующих мер:
1) совершенствование ежегодного календарного плана официальных физкультурных и спортивных мероприятий Архангельской области (составной частью календарного плана должна стать система областных спартакиад среди различных групп населения как основа комплексных многоэтапных спортивных и физкультурных мероприятий в Архангельской области);
2) обеспечение преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях;
3) реализация дифференцированного подхода к размещению объектов спорта с учетом плотности населения, транспортной доступности и развиваемых в Архангельской области видов спорта;
4) повышение роли областных спортивных федераций по видам спорта;
5) совершенствование нормативного правового регулирования, в том числе уточнение функций и полномочий субъектов физической культуры и спорта в Архангельской области.
12. Ожидаемыми результатами модернизированной системы физкультурно- спортивного воспитания населения в 2020 году являются:
регулярность проведения спартакиад среди различных групп и категорий населения Архангельской области;
выполнение норм всероссийского физкультурно-спортивного комплекса обучающимися и студентами образовательных учреждений;
увеличение количества организаций, имеющих спортивные клубы;
увеличение до 30 процентов общего числа лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
13. Основными направлениями разработки и реализации комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни являются:
1) определение приоритетных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
2) поддержка проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
3) расширение аудитории и повышение качества пропагандистской работы по физической культуре и спорту, здорового образа жизни;
4) формирование государственного заказа на создание и распространение печатной и наглядной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в сфере здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
5) пропаганда нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма;
6) разработка и реализация информационно-пропагандистских кампаний;
7) оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом;
8) разработка системы мер по популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения;
9) привлечение для организации регулярных показательных выступлений и мастер-классов в образовательных учреждениях и по месту жительства областных и муниципальных спортивных федераций по видам спорта.
14. Для пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни необходима реализация комплекса следующих мер:
1) разработка и реализация информационно-пропагандистских кампаний;
2) разработка и реализация на областных телеканалах физкультурно-оздоровительных программ в помощь лицам, самостоятельно занимающимся физической культурой и спортом;