Правовой основой разработки долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011-2013 годы» являются:
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 06 мая 2008 года N 51;
областной закон от 07 июля 1999 года N 149-23-ОЗ «О туризме в Архангельской области»;
Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, одобренная распоряжением администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года N 278-ра/48;
Концепция развития туризма в Архангельской области, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 28 июля 2010 года N 222-пп.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем разработки федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма. На основании статьи 5 областного закона «О туризме в Архангельской области» вопросы туристской деятельности контролирует и координирует соответствующий уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области.
Стратегией социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года туризм отнесен к числу приоритетных отраслей региональной экономики. Отрасль выступает «локомотивом» развития региона, оказывая заметное стимулирующее влияние на развитие секторов экономики, вовлеченных в организацию обслуживания туристов и производство комплексного туристского продукта.
Архангельская область обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом, который используется не в полной мере. Существует значительный резерв для увеличения въездного туристского потока и повышения вклада туризма в развитие региональной экономики. Например, в 2008 году, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области, регион посетило 386,5 тыс. человек. Этот показатель почти в 1,5 раза меньше величины туристского потока, чем в Республике Карелия, в 3 раза меньше, чем в Вологодской области. Вместе с тем при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры Архангельская область способна принимать в год до 1 млн. туристов.
В области сложились хорошие условия для рекреации и развития различных видов туризма: культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного, экологического, водного, событийного, сельского. Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области рассматривают туризм в качестве приоритетного направления устойчивого развития территорий, что подтверждается наличием муниципальных целевых программ по развитию туризма в 7 муниципальных образованиях (Котласский, Красноборский, Устьянский, Коношский, Лешуконский, Мезенский, Плесецкий муниципальные районы). Идет формирование ведомственных и долгосрочных целевых программ по развитию туризма в 3 муниципальных образованиях (Вельский, Холмогорский, Шенкурский муниципальные районы), а также программ комплексного социально-экономического развития муниципальных районов с учетом комплекса мероприятий, направленных на развитие сферы туризма.
Анализ развития туристской индустрии в Архангельской области за период 2004-2007 годов свидетельствует о позитивных изменениях в сфере туризма. Так, в среднем ежегодно на 5-10 процентов увеличивалось количество граждан Российской Федерации и иностранных государств, размещенных в коллективных средствах размещения. Среднегодовое увеличение номерного фонда составило 3 процента, ежегодный рост объема туристских услуг, оказанных населению, - 40-60 процентов. Значительно увеличилось число граждан, занятых в туристской отрасли, уровень средней заработной платы составляет около 10 тыс. рублей.
Вместе с тем стоит отметить существенную положительную тенденцию в сфере туризма в 2008 году, достигнутую благодаря реализации социально-экономической целевой программы Архангельской области «Развитие туризма в Архангельской области (на 2007-2009 годы)». Так, на 32,5 процента увеличилось количество граждан Российской Федерации и иностранных государств, размещенных в коллективных средствах размещения, на 18 процентов увеличился номерной фонд коллективных средств размещения, в 2,4 раза вырос объем оказанных населению туристских услуг. Отмечено стремительное развитие сети гостевых домов (47 гостевых домов по состоянию на 01 января 2009 года).
По состоянию на 01 января 2010 года на территории Архангельской области распределение коллективных средств размещения по муниципальным образованиям Архангельской области представлено в следующей таблице.
Число коллективных средств размещения по городским округам
и муниципальным районам Архангельской области
Городские округа и муниципальные районы | Гостиницы и аналогичные | Гостевые дома |
1 | 2 | 3 |
Городские округа | ||
Город Архангельск | 8 | - |
Город Коряжма | 4 | - |
Город Новодвинск | 4 | - |
Северодвинск | 13 | - |
Муниципальные районы | ||
Вельский муниципальный район | 7 | 3 |
Верхнетоемский муниципальный район | 3 | - |
Вилегодский муниципальный район | 1 | 1 |
Виноградовский муниципальный район | 2 | - |
Каргопольский муниципальный район | 2 | 6 |
Коношский муниципальный район | 1 | 3 |
Котласский муниципальный район | 9 | 5 |
Красноборский муниципальный район | 2 | 8 |
Ленский муниципальный район | 2 | - |
Лешуконский муниципальный район | 2 | 1 |
Мезенский муниципальный район | 1 | 3 |
Няндомский муниципальный район | 3 | - |
Онежский муниципальный район | 3 | 4 |
Пинежский муниципальный район | 2 | 6 |
Плесецкий муниципальный район | 2 | - |
Приморский муниципальный район | 8 | 1 |
Устьянский муниципальный район | 2 | 4 |
Холмогорский муниципальный район | - | 3 |
Шенкурский муниципальный район | 1 | 1 |
ИТОГО | 82 | 49 |
Анализ развития туристской индустрии, представленный выше, подкрепляет важность и обоснованность применения программно-целевого метода при развитии сферы туризма. Основной проблемой, решение которой предполагается осуществить в рамках настоящей Программы, является низкая эффективность использования туристско-рекреационного потенциала ввиду недостаточной информации о туристских ресурсах и региональных продуктах в России и за рубежом, неразвитости туристских брендов Архангельской области. Коэффициент загрузки коллективных средств размещения составляет в среднем около 50 процентов. Фактор сезонности существующих региональных туристских продуктов сдерживает развитие новых видов туризма, климатически и традиционно присущих региону. Необходима более активная и правильно выстроенная рекламная стратегия продвижения Архангельской области на профессиональных туристских рынках, учитывающая сегментацию туристского рынка и его целевую аудиторию.
Серьезными факторами, сдерживающими развитие туризма, являются слабая инфраструктура, высокая степень износа материально-технической базы, ограниченные возможности инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры по приему туристских потоков, отсутствие комфортабельного автотранспорта и морских пассажирских судов, несоответствие цены качеству предоставляемых туристских услуг. Необходимо сформировать систему продвижения инвестиционных проектов в сфере туризма на российские и международные рынки инвестиций, что невозможно без совершенствования нормативной правовой базы и внедрения механизмов государственно-частного партнерства.
Для изменения сложившейся ситуации с учетом мирового опыта необходимо государственное участие в решении проблем по обеспечению туристско-рекреационных комплексов инженерной инфраструктурой, что позволит привлечь инвестиции в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства для создания туристских комплексов, а также сопутствующей инфраструктуры.
В последние годы в субъектах Российской Федерации накоплен определенный положительный опыт использования проектного метода в сфере туризма с применением механизмов государственно-частного партнерства. Однако для успешной реализации принципов государственно-частного партнерства на территории Архангельской области необходима разработка нормативной правовой базы и практическое внедрение механизмов государственно-частного партнерства через совместную реализацию приоритетных, ключевых туристских инвестиционных проектов.
В соответствии с Концепцией развития туризма в Архангельской области развитие туризма предполагается выстраивать на принципе эффективного освоения территории с использованием механизмов пространственного планирования посредством создания туристских рекреационных центров (территорий).
Перспективы развития туристских рекреационных
центров (территорий) Архангельской области
Туристско-рекреационная территория | Планы развития |
1 | 2 |
1. Туристско-рекреационная территория Онежского и Приморского муниципальных районов и Соловецкого архипелага | 1) создание туристско-рекреационного кластера в районе деревни Летняя Золотица Приморского муниципального района. |
2. Межмуниципальная туристско-рекреационная территория Устьянского и Вельского муниципальных районов | развитие конкурентоспособного спортивно- |
С этой целью планируется строительство лыжно-биатлонного комплекса, подъездных дорог и автостоянок на 315 мест, 64 коттеджей, рассчитанных для проживания 160 человек, VIP-гостиницы на 10 номеров, ресторана и банного комплекса в VIP-зоне с инженерными сетями, сноуборд-парка, конюшни, приобретение и монтаж системы искусственного снегообразования, кафе на 100 посадочных мест, создание сети организаций общественного обслуживания | |
3. Туристско-рекреационная территория Каргопольского муниципального района с учетом секторальной территории федерального государственного учреждения «Национальный парк “Кенозерский”» в Каргопольском и Плесецком муниципальных районах | создание центра культурно-познавательного и экологического туризма в Каргопольском муниципальном районе с учетом ресурсов федерального государственного учреждения «Национальный парк “Кенозерский”». |
4. Межмуниципальная туристско-рекреационная территория | создание центра делового, событийного и круизного туризма в городе Архангельске с учетом ресурсов культурно-познавательного и спортивного туризма городов Новодвинска и Северодвинска, острова Кего. |
5. Межмуниципальная туристско-рекреационная территория Котласского и Красноборского муниципальных районов | создание центра лечебно-оздоровительного и культурно-познавательного туризма в Котласском и Красноборском муниципальных районах. |
Межмуниципальная туристско-рекреационная территория Пинежского, Мезенского и Лешуконского муниципальных районов | создание комплексного маршрута сельского, культурно- |
Туристская рекреационная территория Холмогорского муниципального района | создание единого туристского маршрута «Родина М.В. Ломоносова - Холмогорские просторы». |