Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области ... (Утратило силу на основании постановления Правительства Архангельской области от 3 апреля 2014 года N 128-пп)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Правовой основой разработки долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011-2013 годы» являются:

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 06 мая 2008 года N 51;

областной закон от 07 июля 1999 года N 149-23-ОЗ «О туризме в Архангельской области»;

Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, одобренная распоряжением администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года N 278-ра/48;

Концепция развития туризма в Архангельской области, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 28 июля 2010 года N 222-пп.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем разработки федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма. На основании статьи 5 областного закона «О туризме в Архангельской области» вопросы туристской деятельности контролирует и координирует соответствующий уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области.

Стратегией социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года туризм отнесен к числу приоритетных отраслей региональной экономики. Отрасль выступает «локомотивом» развития региона, оказывая заметное стимулирующее влияние на развитие секторов экономики, вовлеченных в организацию обслуживания туристов и производство комплексного туристского продукта.

Архангельская область обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом, который используется не в полной мере. Существует значительный резерв для увеличения въездного туристского потока и повышения вклада туризма в развитие региональной экономики. Например, в 2008 году, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области, регион посетило 386,5 тыс. человек. Этот показатель почти в 1,5 раза меньше величины туристского потока, чем в Республике Карелия, в 3 раза меньше, чем в Вологодской области. Вместе с тем при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры Архангельская область способна принимать в год до 1 млн. туристов.

В области сложились хорошие условия для рекреации и развития различных видов туризма: культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного, экологического, водного, событийного, сельского. Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области рассматривают туризм в качестве приоритетного направления устойчивого развития территорий, что подтверждается наличием муниципальных целевых программ по развитию туризма в 7 муниципальных образованиях (Котласский, Красноборский, Устьянский, Коношский, Лешуконский, Мезенский, Плесецкий муниципальные районы). Идет формирование ведомственных и долгосрочных целевых программ по развитию туризма в 3 муниципальных образованиях (Вельский, Холмогорский, Шенкурский муниципальные районы), а также программ комплексного социально-экономического развития муниципальных районов с учетом комплекса мероприятий, направленных на развитие сферы туризма.

Анализ развития туристской индустрии в Архангельской области за период 2004-2007 годов свидетельствует о позитивных изменениях в сфере туризма. Так, в среднем ежегодно на 5-10 процентов увеличивалось количество граждан Российской Федерации и иностранных государств, размещенных в коллективных средствах размещения. Среднегодовое увеличение номерного фонда составило 3 процента, ежегодный рост объема туристских услуг, оказанных населению, - 40-60 процентов. Значительно увеличилось число граждан, занятых в туристской отрасли, уровень средней заработной платы составляет около 10 тыс. рублей.

Вместе с тем стоит отметить существенную положительную тенденцию в сфере туризма в 2008 году, достигнутую благодаря реализации социально-экономической целевой программы Архангельской области «Развитие туризма в Архангельской области (на 2007-2009 годы)». Так, на 32,5 процента увеличилось количество граждан Российской Федерации и иностранных государств, размещенных в коллективных средствах размещения, на 18 процентов увеличился номерной фонд коллективных средств размещения, в 2,4 раза вырос объем оказанных населению туристских услуг. Отмечено стремительное развитие сети гостевых домов (47 гостевых домов по состоянию на 01 января 2009 года).

По состоянию на 01 января 2010 года на территории Архангельской области распределение коллективных средств размещения по муниципальным образованиям Архангельской области представлено в следующей таблице.

Число коллективных средств размещения по городским округам
 и муниципальным районам Архангельской области


Городские округа и муниципальные районы

Гостиницы и аналогичные
средства размещения

Гостевые дома

1

2

3

Городские округа

Город Архангельск

8

-

Город Коряжма

4

-

Город Новодвинск

4

-

Северодвинск

13

-

Муниципальные районы

Вельский муниципальный район

7

3

Верхнетоемский муниципальный район

3

-

Вилегодский муниципальный район

1

1

Виноградовский муниципальный район

2

-

Каргопольский муниципальный район

2

6

Коношский муниципальный район

1

3

Котласский муниципальный район

9

5

Красноборский муниципальный район

2

8

Ленский муниципальный район

2

-

Лешуконский муниципальный район

2

1

Мезенский муниципальный район

1

3

Няндомский муниципальный район

3

-

Онежский муниципальный район

3

4

Пинежский муниципальный район

2

6

Плесецкий муниципальный район

2

-

Приморский муниципальный район

8

1

Устьянский муниципальный район

2

4

Холмогорский муниципальный район

-

3

Шенкурский муниципальный район

1

1

ИТОГО

82

49


Анализ развития туристской индустрии, представленный выше, подкрепляет важность и обоснованность применения программно-целевого метода при развитии сферы туризма. Основной проблемой, решение которой предполагается осуществить в рамках настоящей Программы, является низкая эффективность использования туристско-рекреационного потенциала ввиду недостаточной информации о туристских ресурсах и региональных продуктах в России и за рубежом, неразвитости туристских брендов Архангельской области. Коэффициент загрузки коллективных средств размещения составляет в среднем около 50 процентов. Фактор сезонности существующих региональных туристских продуктов сдерживает развитие новых видов туризма, климатически и традиционно присущих региону. Необходима более активная и правильно выстроенная рекламная стратегия продвижения Архангельской области на профессиональных туристских рынках, учитывающая сегментацию туристского рынка и его целевую аудиторию.

Серьезными факторами, сдерживающими развитие туризма, являются слабая инфраструктура, высокая степень износа материально-технической базы, ограниченные возможности инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры по приему туристских потоков, отсутствие комфортабельного автотранспорта и морских пассажирских судов, несоответствие цены качеству предоставляемых туристских услуг. Необходимо сформировать систему продвижения инвестиционных проектов в сфере туризма на российские и международные рынки инвестиций, что невозможно без совершенствования нормативной правовой базы и внедрения механизмов государственно-частного партнерства.

Для изменения сложившейся ситуации с учетом мирового опыта необходимо государственное участие в решении проблем по обеспечению туристско-рекреационных комплексов инженерной инфраструктурой, что позволит привлечь инвестиции в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства для создания туристских комплексов, а также сопутствующей инфраструктуры.

В последние годы в субъектах Российской Федерации накоплен определенный положительный опыт использования проектного метода в сфере туризма с применением механизмов государственно-частного партнерства. Однако для успешной реализации принципов государственно-частного партнерства на территории Архангельской области необходима разработка нормативной правовой базы и практическое внедрение механизмов государственно-частного партнерства через совместную реализацию приоритетных, ключевых туристских инвестиционных проектов.

В соответствии с Концепцией развития туризма в Архангельской области развитие туризма предполагается выстраивать на принципе эффективного освоения территории с использованием механизмов пространственного планирования посредством создания туристских рекреационных центров (территорий).

Перспективы развития туристских рекреационных
центров (территорий) Архангельской области

Туристско-рекреационная территория

Планы развития

1

2

1. Туристско-рекреационная территория Онежского и Приморского муниципальных районов и Соловецкого архипелага

1) создание туристско-рекреационного кластера в районе деревни Летняя Золотица Приморского муниципального района.
С этой целью предполагается строительство дороги поселок Кянда - деревня Летняя Золотица, современного туристического комплекса с объектами размещения различной категории комфортности, приема и обслуживания туристов на материковой части Архангельской области, а также создание в районе деревни Летняя Золотица транспортно-логического центра с перспективой открытия регулярной линии морского сообщения между Соловецкими островами и деревней Летняя Золотица для организации регулируемых групповых экскурсионных поездок на архипелаг;
2) создание туристического спортивного комплекса «Онега» в Онежском муниципальном районе.
С этой целью предполагается строительство лыжно-биатлонного стадиона, двух гостиниц на 20-40 номеров, коттеджного комплекса (семь коттеджей на одну семью, восемь коттеджей на 2-3 семьи, три коттеджа на 4 семьи), трех кафе, трех развлекательных центров, детского спортивно-тренировочного лагеря, автостоянок

2. Межмуниципальная туристско-рекреационная территория Устьянского и Вельского муниципальных районов

развитие конкурентоспособного спортивно-
оздоровительного комплекса «Малиновка» в Устьянском муниципальном районе как объекта спортивного туризма на Северо-Западе Российской Федерации с учетом туристских ресурсов Вельского муниципального район.

С этой целью планируется строительство лыжно-биатлонного комплекса, подъездных дорог и автостоянок на 315 мест, 64 коттеджей, рассчитанных для проживания 160 человек, VIP-гостиницы на 10 номеров, ресторана и банного комплекса в VIP-зоне с инженерными сетями, сноуборд-парка, конюшни, приобретение и монтаж системы искусственного снегообразования, кафе на 100 посадочных мест, создание сети организаций общественного обслуживания

3. Туристско-рекреационная территория Каргопольского муниципального района с учетом секторальной территории федерального государственного учреждения «Национальный парк “Кенозерский”» в Каргопольском и Плесецком муниципальных районах

создание центра культурно-познавательного и экологического туризма в Каргопольском муниципальном районе с учетом ресурсов федерального государственного учреждения «Национальный парк “Кенозерский”».
С этой целью предполагается расширение сети гостевых домов в Каргопольском и Плесецком муниципальных районах, строительство автомобильных дорог

4. Межмуниципальная туристско-рекреационная территория
городов Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, острова Кего

создание центра делового, событийного и круизного туризма в городе Архангельске с учетом ресурсов культурно-познавательного и спортивного туризма городов Новодвинска и Северодвинска, острова Кего.
С этой целью предполагается строительство комплексного делового выставочного центра в городе Архангельске, развитие причальной инфраструктуры для приема и обслуживания прибывающих пассажирских судов с туристскими целями, развитие базы отдыха «Мечка» в городе Новодвинске, приобретение комфортабельных автобусов для организации экскурсионного обслуживания туристов

5. Межмуниципальная туристско-рекреационная территория Котласского и Красноборского муниципальных районов

создание центра лечебно-оздоровительного и культурно-познавательного туризма в Котласском и Красноборском муниципальных районах.
С этой целью предполагается реконструкция корпусов лечебно-профилактического учреждения «Санаторий “Солониха”», создание музейно-культурного центра на базе Дома-усадьбы художника им. А.А. Борисова в Красноборском муниципальном районе, создание сети малых средств размещения (гостиницы малой вместимости и гостевые дома) и точек питания в Котласском и Красноборском муниципальных районах, строительство автомобильных дорог, обеспечивающих транспортную доступность объектов туристского показа

Межмуниципальная туристско-рекреационная территория Пинежского, Мезенского и Лешуконского муниципальных районов

создание комплексного маршрута сельского, культурно-
познавательного и активного туризма в Пинежском, Мезенском и Лешуконском муниципальных районах.
С этой целью предполагается строительство туристской деревни в поселке Красная Горка Пинежского муниципального района, создание сети гостевых домов в Пинежском, Мезенском и Лешуконском муниципальных районах, строительство автомобильных дорог, обеспечивающих транспортную доступность маршрута

Туристская рекреационная территория Холмогорского муниципального района

создание единого туристского маршрута «Родина М.В. Ломоносова - Холмогорские просторы».
С этой целью предполагается осуществить капитальный ремонт Дома Бажениных под гостиницу на 30 мест и музей судостроения на Севере; строительство обсерватории
в селе Холмогоры, гостиницы в селе Холмогоры на 60 спальных мест, лыжного стадиона в селе Матигоры с роллерной трассой, гостевого дома в селе Ломоносово на 25 спальных мест с услугами питания (кафе на 50 посадочных мест)