Архангельская область является регионом, имеющим серьезные проблемы с обеспечением населения качественными и доступными продуктами питания. Основные причины этого - неблагоприятная конкурентная среда и высокая монополизированность в агропродовольственном комплексе, вызванная следующими факторами:
низкая доля продукции собственного агропромышленного комплекса на региональном продовольственном рынке;
неразвитость рыночной инфраструктуры;
огромная территория с низкой плотностью транспортного сообщения;
географические особенности, препятствующие наполнению рынка завозной продукцией.
Основной задачей для повышения конкуренции является развитие собственного агропромышленного комплекса. В настоящее время эта отрасль включает в себя:
130 действующих крупных, средних и малых сельскохозяйственных организаций (в том числе 6 птицефабрик, 2 тепличных хозяйства, 12 рыболовецких хозяйств);
более 270 крестьянских (фермерских) хозяйств и свыше 158 тысяч личных подсобных хозяйств, производящих сельскохозяйственную продукцию;
72 организации пищевой и перерабатывающей промышленности;
более 350 хлебопекарных предприятий;
70 сервисных и мелиоративных организаций;
24 ветеринарных учреждения.
Рынок продукции собственного агропромышленного комплекса характеризуется высокой конкуренцией. Но если доля местного хлеба, хлебобулочных изделий и картофеля на региональном продовольственном рынке традиционно высока, то доля мяса и мясопродуктов составляет всего 26 процентов, молока и молокопродуктов - 64 процента, яйца куриного - 63 процента.
На конкурентоспособность продовольствия, произведенного в Архангельской области, негативное влияние оказывают территориальный и отраслевой диспаритеты, а также технологическая и техническая отсталость многих организаций агропромышленного комплекса.
Территориальный диспаритет заключается в более высоком (по сравнению с соседними регионами) затратном механизме за счет:
неблагоприятных агроклиматических условий;
низких характеристик сельскохозяйственных угодий, во многом предопределяющих экономические параметры производства;
использования для энергоснабжения дорогостоящих энергоресурсов;
неравномерного размещения сельскохозяйственного производства по отношению к основным рынкам сбыта.
Отраслевой диспаритет, вызванный монополизмом в перерабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговле, за счет отсутствия альтернатив ведет к заниженным закупочным ценам сельхозпродукции у производителей и завышенным ценам на продовольствие для конечных покупателей.
Вместе с тем, как показывает практика, общие дополнительные расходы для региона на содержание собственного агропромышленного комплекса в неблагоприятных природно-климатических условиях ниже реального и потенциального ущербов от спекулирующих на географических особенностях коммерсантов. Также следует учитывать, что сельское хозяйство является системообразующей отраслью, положение дел в которой отражается не только на состоянии регионального продовольственного рынка, но и на социальной защищенности сельского населения. Поэтому объективной необходимостью и одной из задач для развития конкуренции на региональном продовольственном рынке является увеличение (сохранение) объемов производства местного продовольствия.
Развитие собственного агропромышленного комплекса осуществляется по следующим направлениям:
1. Поддержка производства местной продукции агропромышленного комплекса и расширение ее ассортимента путем модернизации и технического переоснащения отрасли, а также через повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В этих целях разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы Архангельской области «Развитие агропромышленного комплекса в Архангельской области на 2009-2011 годы» (постановление администрации Архангельской области от 12 мая 2009 года N 131-па/20) и «Развитие молочного скотоводства в Архангельской области на 2009-2012 годы» (постановление администрации Архангельской области от 11 марта 2009 года N 62-па/9).
2. Стимулирование продвижения местной продукции на региональные рынки области, в том числе:
повышение прозрачности для местных товаропроизводителей проведения закупок с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд;
реализация программы «Школьное молоко»;
развитие системы закупки сельскохозяйственной продукции и сельской кооперации;