На потребительском рынке Архангельской области по состоянию на 01 января 2009 года функционировало 7054 стационарных организаций розничной торговли, 1312 организаций мелкорозничной торговли, 25 розничных рынков, 1722 организации общественного питания, 2103 организации бытового обслуживания.
Действующая розничная торговая сеть представлена как супермаркетами, так и организациями торговли малого формата (магазины «шаговой доступности», магазины по реализации продовольственных и непродовольственных товаров, павильоны, киоски) и обеспечивает потребность различных групп населения.
Выбор покупателем того или иного формата торговли определяется прежде всего фактором цены.
В целях сдерживания роста цен и расширения возможности реализации продовольственных товаров и сельхозпродукции населению проводятся ярмарки выходного дня.
На территориях всех действующих розничных рынков выделены торговые места для местных сельхозтоваропроизводителей. Гражданам, занимающимся садоводством, огородничеством, ведущим личные подсобные хозяйства, реализующим сельхозпродукцию, торговые места предоставляются бесплатно или по льготной стоимости.
Анализ рынка продовольственных товаров проводился по общему товарообороту торговой сети продовольственных товаров, в том числе по следующим продуктовым группам:
хлеб и хлебобулочные изделия;
цельномолочная продукция;
яйцо столовое;
масло сливочное;
сыр (жирность до 45 процентов);
масло подсолнечное.
Анализировались также имущественные связи и условия договоров с поставщиками продукции крупных торговых сетей.
Для входа на рассматриваемые товарные рынки имеются следующие барьеры:
необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости;
административные ограничения, вводимые федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Архангельской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.
Задачами исполнительных органов государственной власти Архангельской области по снижению барьеров входа хозяйствующих субъектов на потребительский рынок являются:
стимулирование создания инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства;
обеспечения полной информационной прозрачности потребительского рынка;
развитие системы управления, обеспечивающей эффективное регулирование потребительского рынка Архангельской области в условиях децентрализации и демократизации управленческих функций.
Кроме того, на потребительском рынке в сфере розничной торговли первоочередными мерами, направленными на создание условий для формирования благоприятной конкурентной среды, на текущий и перспективный период времени являются:
уменьшение звенности товародвижения посредством развития сети логистических и распределительных центров, организации сезонных ярмарок, выставок-продаж, ярмарок выходного дня;
достижение оптимального соотношения различных форм обслуживания.