____________________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления Правительства
Архангельской области от 3 апреля 2014 года N 128-пп
____________________________________________________________________
В связи с уменьшением доходной части бюджета Архангельской области в 2009 году администрация Архангельской области
постановляет:
1. Внести изменения в долгосрочную целевую программу Архангельской области «Молодежь Поморья (2009-2011 годы)», утвержденную постановлением администрации Архангельской области от 26 августа 2008 года N 189-па/27, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
И.Ф. Михальчук
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Архангельской области
от 26 августа 2008 года N 189-па/27
(в редакции постановления
администрации Архангельской области
от 2 июня 2009 года N 143-па/23)
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Архангельской области «Молодежь Поморья (2009-2011 годы)»
Наименование программы | - | долгосрочная целевая программа Архангельской области «Молодежь Поморья (2009-2011 годы)» (далее - Программа) |
Основание | - | |
Государственный заказчик-координатор Программы | - | комитет по молодежной политике Архангельской области |
Основные разработчики Программы | - | комитет по молодежной политике Архангельской области |
Цель Программы | - | создание условий для самореализации, вовлечение молодежи в социально-экономическую, политическую и общественную жизнь Архангельской области |
Задачи Программы | - | повышение политической, правовой культуры и социальной активности молодежи (задача N 1); |
Целевые показатели | - | задача N 1: |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2009-2011 годы, |
Перечень подпрограмм | - | нет |
Перечень основных мероприятий Программы | - | Программа реализуется через мероприятия, предусмотренные следующими направлениями Программы: |
Исполнители Программы | - | комитет по молодежной политике Архангельской области; |
Объемы и источники финансирования | - | общий объем финансирования - 76190 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы | - | повышение уровня электоральной активности молодежи (в соответствии с целевыми индикаторами); |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | контроль за реализацией Программы осуществляется комитетом по молодежной политике Архангельской области, государственными заказчиками Программы, администрацией Архангельской области в форме рассмотрения и утверждения отчетов о ходе (итогах) реализации Программы |
Государственная молодежная политика является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью отнесены к вопросам местного значения. В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью.
Настоящая Программа является продолжением социально-экономической целевой программы Архангельской области «Молодежь Поморья (2006-2008 годы)» и представляет собой систему мер по реализации государственной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для самореализации и многостороннего развития молодежи, включения ее в социально-экономическую, политическую и общественную жизнь Архангельской области.
Программа реализует требования областного закона от 20 сентября 2005 года N 83-5-ОЗ «О молодежи и молодежной политике в Архангельской области» (с изменениями от 19 апреля 2007 года N 351-17-ОЗ, от 26 сентября 2007 года N 387-20-ОЗ, от 15 апреля 2009 года N 3-2-ОЗ).
Программа призвана определить меры в соответствии с приоритетами государственной молодежной политики, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития Архангельской области.
Выбор направлений государственной молодежной политики основан на результатах анализа реализации социально-экономической целевой программы Архангельской области «Молодежь Поморья (2006-2008 годы)», аналогичных программ в муниципальных образованиях Архангельской области, потребностей, интересов и запросов молодых жителей.
Численность молодежи в Архангельской области - более 328 тысяч человек (26,0 процентов от общей численности населения). При этом 76,2 процента молодых людей проживают в городах области и лишь 23,8 процента - в сельской местности. Численность молодежи электорального возраста (старше восемнадцати лет, обладающей активным избирательным правом) составляет 258 700 человек (78,8 процента от общей численности молодежи).
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Архангельской области проживает 33 281 молодая семья. При этом среди молодых людей достаточно высока нестабильность браков. Во многом это обусловлено тем, что перед семейной молодежью стоит острая проблема приобретения жилья. Нехватка доступного жилья и низкий уровень доходов молодых граждан приводят к тому, что молодые семьи не имеют возможности приобрести жилье с помощью собственных или кредитных средств без оказания поддержки со стороны государства. Эта тенденция ведет к снижению рождаемости детей в молодых семьях, а также к увеличению разводов. Так, по данным 2006 года, на 9486 заключенных браков приходится 5428 разводов (в отношении браков супругов в возрасте до 34 лет). Распространение нерегистрируемых брачных союзов привело к увеличению количества детей, рожденных вне зарегистрированного брака. За последние 10 лет (1998-2007 годы) в Архангельской области доля таких детей увеличилась в 1,3 раза и составила 39 процентов от общего числа рождений.
Около 60 процентов участников социологического исследования «Социальное самочувствие молодежи», проведенного в 2006 году (далее - исследование), на вопрос о том, какое количество детей они хотели бы иметь в своей семье, ответили - один, максимум два, порядка 20 процентов - два - три и лишь около 3 процентов - три и более. Около 4 процентов опрошенных молодых людей считают, что в их семье не будет ни одного ребенка. Для улучшения семейно-брачных отношений в Архангельской области требуется принятие мер по пропаганде ценности семьи и брака, укреплению и пропаганде семейных отношений, сохранению духовно-нравственных ценностей, развитию и укреплению института семьи, семейно-бытовых традиций. Неслучайно подготовку к семейной жизни одним из приоритетных направлений молодежной политики называют 42,1 процента молодых людей из числа участников исследования.
Кроме того, более 60 процентов молодых людей одним из приоритетных направлений молодежной политики считают формирование у молодежи потребности в здоровом образе жизни, приобщение к спорту, борьбу с вредными привычками (по данным исследования).
В России в структуре смертности от неестественных причин первое место занимают суициды. На протяжении 15 лет Россия занимает второе место по суицидам в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения, 20 суицидов на 100 тысяч населения - критическая цифра, за которой государство уже не может контролировать ситуацию. В мире этот показатель составляет 14,5, среднероссийский - 30, в Архангельской области - 78. Уровень смертности в Архангельской области в молодом возрасте от неестественных причин (отравление алкоголем, транспортные травмы, самоубийства, убийства) в 2005 году составил 15,7 процента от общего количества умерших. Доля суицидов среди этих причин - 24,2 процента.
По состоянию на 01 января 2007 года в Архангельской области среди молодежи зарегистрировано 173 случая заболевания ВИЧ-инфекцией.
Наркоманию и алкоголизм наиболее важной для страны в целом проблемой назвали 65 процентов участников опроса, проведенного Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ) в марте 2008 года.
По данным исследования, проведенного департаментом образования и науки Архангельской области в 2006/2007 учебном году, 54 процента студентов и школьников употребляет алкоголь, а 25 процентов - курят. Так, в возрасте 13 лет каждый пятый ребенок приобщен к алкоголю, к 17 годам доля употребляющих спиртные напитки возрастает до 80 процентов.
На протяжении ряда лет растет число лиц, употребляющих наркотики без назначения врача. Так, по данным Архангельского областного психоневрологического диспансера, в 2005-2006 годах количество наркопотребителей, состоящих на медицинском учете, увеличилось на 66 процентов. Всего по состоянию на 01 января 2007 года в лечебно-профилактических учреждениях Архангельской области наблюдается 654 потребителя наркотиков, в числе которых 270 больных наркоманией и 384 потребителя наркотиков. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотиков превышает официальный уровень в 5-10 раз. При этом следует учитывать тот факт, что распространение употребления наркотических средств и психотропных веществ происходит, в основном, в молодежной среде.
Кроме того, широкая доступность других психоактивных веществ (алкогольные напитки, табак и др.), включение их в молодежную субкультуру обеспечивает рекламу психоактивным веществам и снижает «порог страха» перед применением наркотиков. На учете в Архангельском областном психоневрологическом диспансере состоит 609 больных токсикоманией, из них 76 процентов составляют несовершеннолетние. Прием наркотиков ведет, как известно, к крайне негативным последствиям: в 2006 году зарегистрировано 10 случаев наркотических отравлений со смертельным исходом, причем пятеро жителей Архангельской области скончались от передозировки наркотических средств в молодом возрасте, т.е. до 30 лет.
Также, по данным исследования, в числе желаемых приоритетов государственной молодежной политики сама молодежь называет поддержку молодежных организаций (35,2 процента), поддержку молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации (47,3 процента), содействие занятости (45,7 процента), организацию досуга молодежи (45,1 процента), поддержку талантливой молодежи (41,9 процента).
В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760р* (далее - Стратегия), отмечается, что в связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10-25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, а их трудовая деятельность - источником финансовых средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "N 1760-р". - Примечание компания "Двина-Софт".
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп дальнейшего продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. При этом результаты исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. Так, в среднем по стране в выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян. Однако в Архангельской области участие в выборах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации приняли участие 54,9 процента молодых людей, в выборах Президента Российской Федерации - 68,7 процента.
В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года среди стратегических планов развития страны было названо формирование дееспособного гражданского общества. Одним из индикаторов формирования в России активного гражданского общества при этом был обозначен рост числа действующих общественных организаций и их членов - добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу.
Между тем только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций, в Архангельской области этот показатель составляет около 3,6 процента. Важную роль в процессе включения молодежи в общественную жизнь и социально-значимую деятельность играет активное участие молодежи в работе органов молодежного самоуправления. В Архангельской области в 20 муниципальных образованиях созданы и осуществляют деятельность молодежные советы, в которых работает более 650 молодых людей. Разработана Концепция молодежного самоуправления в Архангельской области. В рамках Программы необходимо продолжить работу по развитию органов молодежного самоуправления, созданию их на уровне муниципальных образований первого уровня (сельских и городских поселений), обучению их участников.
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенных и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35 процентов молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, а 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп, что говорит о потенциальной опасности данных проявлений для разжигания религиозной и национальной розни на почве исповедания разных конфессий и принадлежности к различным этносам.
В Архангельской области доля безработных молодых людей от общей численности молодежи составляет 1,4 процента (по итогам 2007 года). Доля безработной молодежи среди общего количества зарегистрированных безработных в Архангельской области, по данным 2007 года, составляет 32,2 процента. Таким образом, важнейшим направлением государственной политики по увеличению возможностей трудоустройства и творческой самореализации молодежи является работа по профессиональной ориентации подрастающего поколения, содействие занятости молодых граждан, в том числе временной и сезонной занятости подростков и молодежи.
Проблему преступности 34 процента участников опроса, проведенного ВЦИОМ, считают наиболее важной для страны. Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними в Архангельской области, снижавшаяся на протяжении 2004-2007 годов (2004 год - 14,7 процента, 2005 год - 14,1 процента, 2006 год - 12,3 процента), в 2007 году вновь выросла до 13,4 процента. Число несовершеннолетних участников преступлений по области составило 1798 человек. По итогам года рост подростковой преступности зарегистрирован в 16 городах и районах области. Выявлено и поставлено на учет в подразделения по делам несовершеннолетних 3250 несовершеннолетних правонарушителей. На 01 января 2008 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит 5475 несовершеннолетних. Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения молодежи.
Анализ итогов миграции в Архангельской области за последние годы показывает, что отрицательное сальдо миграции держится на стабильном уровне, составляет около 5000 человек и будет снижаться на 2 процента ежегодно. Необходимо предусмотреть комплекс мер по уменьшению оттока из Архангельской области молодежи (особенно талантливой) как экономически активного трудоспособного населения, укреплению кадрового потенциала.
Программа также предусматривает организацию мер по поддержке молодежи в трудной жизненной ситуации. Цель этой работы - не создание льготных материальных условий, а создание социально-психологических и морально-нравственных условий, при которых молодые люди будут подготовлены к интеграции в жизнь общества, востребованы обществом, получат поддержку от своих сверстников и возможности для реализации своего личностного потенциала.
Учитывая рекомендации Стратегии, государственная молодежная политика в Архангельской области будет реализована в рамках Программы по следующим приоритетным направлениям:
1) вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
2) развитие созидательной активности молодежи;
3) интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Программа носит преемственный характер, что обеспечивает развитие положительных результатов в реализации молодежной политики, которых удалось достичь к 2008 году. Программа разработана с учетом опыта реализации государственной молодежной политики в Архангельской области и выполнения социально-экономической целевой программы Архангельской области «Молодежь Поморья (2006-2008 годы)».
Более 37 тысяч молодых людей (или 11,3 процента от общей численности молодежи) в 2007 году стали участниками мероприятий в рамках программы «Молодежь Поморья (2006-2008 годы)» (в 2006 году - более 38 тысяч, или 10,8 процента), в том числе в непосредственной реализации проектов различной направленности, поддержанных в рамках программы на конкурсной основе, приняли участие более 14,5 тысячи молодых людей, в течение года реализовано более 60 проектов (в 2006 году приняли участие более 12 тысяч молодых людей, реализован 61 проект). Осуществлена поддержка на конкурсной основе лучших молодежных инициатив, реализованы комплексы мероприятий по поддержке и укреплению благополучия молодых семей, стимулированию творческой и талантливой молодежи, организации трудовой занятости молодежи, поддержке молодежи в трудной жизненной ситуации.
Итогом работы по развитию молодежного самоуправления стало то, что в 20 муниципальных образованиях Архангельской области созданы и осуществляют деятельность советы по делам молодежи, общая численность членов советов - более 650 человек.
Реализация программы «Молодежь Поморья» содействовала развитию системы взаимодействия с муниципальными образованиями Архангельской области. Аналогичные программы по реализации молодежной политики разработаны и реализуются в 23 муниципальных районах и городских округах с общим финансированием более 7 миллионов рублей в год. В рамках программы оказывается информационная и методическая поддержка специалистов сферы молодежной политики муниципальных образований через организацию конференций, семинаров, участие в курсах повышения квалификации, издание информационно-аналитических и методических материалов. Участвуя в конкурсах проектов, муниципальные образования имеют возможность привлечь для их реализации на условиях софинансирования средства из областного бюджета. Программа дает возможность выстроить систему участия молодежи в различных конкурсных молодежных мероприятиях по уровневому принципу: районный (или городской) уровень, областной и всероссийский уровень.
Таким образом, решение вышеозначенных проблем наиболее эффективно может осуществляться с использованием уже положительно зарекомендовавшего себя в 2006-2008 годах программно-целевого метода. Программа носит комплексный характер и обеспечивает последовательность в осуществлении мер по реализации государственной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности, поддержки молодежных общественных объединений в целях повышения социального благополучия молодежи.