Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2009 года N 79-па/11


Об утверждении Концепции развития государственной противопожарной службы
и иных видов пожарной охраны на территории Архангельской области

___________________________________________________________________

Утратило силу на основании постановления Правительства
Архангельской области от 15 июля 2014 года N 286-пп
____________________________________________________________________


В целях осуществления государственной политики в сфере обеспечения пожарной безопасности администрация Архангельской области
     
постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития государственной противопожарной службы и иных видов пожарной охраны на территории Архангельской области.

2. Управлению государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области совместно с Главным управлением МЧС России по Архангельской области:

до 30 апреля 2009 года разработать и представить на утверждение план первоочередных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в условиях экономического кризиса;

до 01 мая 2009 года разработать и утвердить в установленном порядке план реализации указанной Концепции.

3. Органам государственной власти Архангельской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области руководствоваться указанной Концепцией при решении задач в сфере обеспечения пожарной безопасности.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Архангельской области по строительству Молчанского С.Г.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации
И.Ф. Михальчук


УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Архангельской области
от 23 марта 2009 года N 79-па/11


КОНЦЕПЦИЯ
развития государственной противопожарной службы и иных видов
пожарной охраны на территории Архангельской области


I. Общие положения


1. Концепция развития государственной противопожарной службы и иных видов пожарной охраны на территории Архангельской области (далее - Концепция) разработана в соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями на 22 июля 2008 года), от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями на 09 февраля 2009 года), от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями на 25 декабря 2008 года), областным законом от 20 сентября 2005 года N 86-5-ОЗ «О пожарной безопасности в Архангельской области» (с изменениями от 18 апреля 2007 года N 343-17-ОЗ, от 06 декабря 2007 года N 460-22-ОЗ, от 23 апреля 2008 года N 500-26-ОЗ) и решением расширенного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе от 20 мая 2008 года.

2. Концепция определяет механизм и приоритетные направления развития государственной противопожарной службы и иных видов пожарной охраны на территории Архангельской области с учетом ее состояния и готовности к применению по предназначению, наличия рисков и угроз безопасности на территории Архангельской области, а также возможностей бюджетного финансирования. Концепция конкретизирует задачи и направления деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций Архангельской области по созданию и развитию пожарных формирований.

3. Основные понятия, используемые в настоящей Концепции:

система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности;

допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий;

социальный пожарный риск - степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара.

II. Содержание проблемы и необходимость ее решения
концептуальными методами в Архангельской области


4. На территории Архангельской области ежегодно происходит около 2600 пожаров со среднестатистическим материальным ущербом в 120 миллионов рублей, при пожарах погибают примерно 260 человек. Основное количество пожаров (66,2 процента от общего количества) приходится на жилой сектор, 29,6 процента - на объекты муниципальной собственности. При пожарах в жилом фонде погибают примерно 90 процентов от общего количества погибших при пожарах.

В основном жертвами пожаров становятся лица без определенного рода занятий (38 процентов от общего числа погибших) и пенсионеры (30 процентов).

Основные статистические данные по пожарам, произошедшим на объектах Архангельской области за три последних года, приведены в следующей таблице:

Показатели

Годы

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Произошло пожаров, всего

2573

2492

2346

2194

     в жилом секторе

1681

1655

1510

1434

     на 100 тыс. чел.

197,9

191,6

180,4

175,7

Погибло людей на пожарах, всего (чел.)

264

254

221

206

     на 100 тыс. чел.

20,3

19,5

17,0

16,5

Травмировано людей на пожарах, всего (чел.)

143

158

182

195

     на 100 тыс. чел.

11,0

12,1

14,0

15,6

Материальный ущерб от пожаров, всего (тыс. руб.)

116417

117999

161180

200990

     в расчете на 1 человека (руб.)

89,55

90,76

123,98

160,92

     в расчете на 1 пожар (тыс. руб.)

45,25

47,35

68,70

91,61

Сохранено материальных ценностей при пожарах (тыс. руб.)

155462

208542

355430

528015


5. Состав сил и средств, а также состояние пожарной охраны на территории Архангельской области характеризуются следующими данными:

1) группировка федеральной противопожарной службы МЧС России в Архангельской области состоит из 1085 единиц (военизированных сотрудников - 728 ед., работников - 357 ед.);

2) из федерального бюджета финансируются 9 территориальных подразделений федеральной противопожарной службы (далее - ФПС), в том числе:

в городе Архангельске - 5 (ПЧ-1, ПЧ-2, ПЧ-4, ПЧ-5, СЧ-12);

в городе Северодвинске - 1 (ПЧ-7);

в городе Котласе - 3 (ПЧ-13, ПЧ-15, ПЧ-16);

объектовых подразделений по охране критически важных объектов - 2 (ПЧ-64 по Архангельской области по охране ФГУ «Архангельский Государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Карелы» Федерального агентства по культуре и кинематографии и ПЧ-65 по охране ФГУ «Соловецкий Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» Федерального агентства по культуре и кинематографии);

3) в соответствии с областным законом Архангельской области N 86-5-ОЗ «О пожарной безопасности в Архангельской области» создана областная противопожарная служба. В состав службы входит 80 пожарных частей, 31 отдельный пост пожаротушения и ОГУ «Производственно-технический центр»;

4) подразделения областной противопожарной службы дислоцируются на территориях 108 населенных пунктов Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа, в том числе в 4 городских округах, 23 городских и 66 сельских поселениях, общая численность личного состава службы составляет 1544 человека;

5) на территории Архангельской области функционируют 51 подразделение ведомственной пожарной охраны общей численностью 568 единиц, 112 подразделений частной пожарной охраны общей численностью 988 единиц.

С целью реализации полномочий по принятию мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной пожарной службы (далее - ГПС) и обеспечению тушения пожаров в населенных пунктах, не прикрытых подразделениями ГПС, органами местного самоуправления (94 муниципальных образования Архангельской области) содержится личный состав численностью 455 человек.

6. Согласно требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» расположение пожарных подразделений необходимо планировать исходя из времени прибытия к месту вызова первого подразделения до 10 минут в городских и 20 минут - в сельских поселениях. Указанное требование выполняется лишь для 1081 населенного пункта Архангельской области (25,1 процента от общего количества).

В целях обеспечения тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах Архангельской области в объемах и сроках, отвечающих требованиям нормативно-правовых документов, необходимо увеличение штатной численности и укрепление материально-технической базы имеющейся группировки пожарной охраны.

7. Полномочия органов местного самоуправления и обязанности организаций Архангельской области по созданию условий для организации добровольной пожарной охраны, созданию и содержанию муниципальных противопожарных и аварийно-спасательных формирований реализуются не в полной мере.

8. Оценка возможных опасностей, угроз и пожарных рисков, состава и состояния имеющихся пожарных и аварийно-спасательных подразделений на территории Архангельской области обусловливает необходимость планирования и реализации мероприятий по развитию и совершенствованию сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации возникающих пожаров и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

9. Приведенные факты свидетельствуют о том, что в Архангельской области не обеспечивается необходимый уровень пожарной безопасности граждан, проживающих вне городских поселений. Для решения указанной проблемы необходимы комплексный подход и согласованные действия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественности Архангельской области.

III. Основные цели и задачи Концепции


10. Основная цель Концепции - обеспечение согласованности действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по доведению численности и готовности пожарных подразделений Архангельской области до уровня, обеспечивающего их прибытие к любому объекту населенного пункта Архангельской области в установленные сроки, а также тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в соответствии с регламентирующими документами.

11. Обязательными условиями достижения основной цели Концепции являются:

реализация в полном объеме органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления и организациями установленных законодательством и нормативно-правовыми актами полномочий и обязанностей в сфере обеспечения пожарной безопасности;

выработка ответственного отношения к вопросам безопасности и достижение надлежащего уровня подготовки населения к действиям при возникновении пожаров, чрезвычайных ситуациях и происшествиях природного и техногенного характера.

12. Для достижения основной цели Концепции органами государственной власти и местного самоуправления на территории Архангельской области в пределах своей компетенции должны решаться следующие основные задачи:

1) создание в административных центрах муниципальных районов Архангельской области высокоэффективных, оснащенных современными техническими средствами и владеющих передовыми технологиями пожарных подразделений, способных активно влиять на состояние пожарной безопасности в подведомственных районах, оперативно реагировать на пожары и чрезвычайные ситуации, обеспечивая при этом эффективное применение имеющихся сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

2) подготовка материально-технической базы и личного состава подразделений Архангельской области к переходу на функционирование в системе единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС) на базе телефона «112»;

3) поддержание органов управления, сил и средств пожарных подразделений в готовности к выполнению задач по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

4) выработка единой политики по вопросам технической оснащенности подразделений пожарной охраны на территории Архангельской области;

5) совершенствование материально-технической базы пожарных подразделений на территории Архангельской области;

6) создание условий для подготовки и аттестации личного состава и пожарных подразделений в целом на проведение аварийно-спасательных работ;

7) разработка и реализация мероприятий по недопущению снижения уровня возможностей по реабилитации, социальной и правовой защищенности работников пожарной охраны и членов их семей (независимо от видов пожарной охраны);

8) определение номенклатурного состава и объемов резервов материально-технических средств для ликвидации пожаров и других чрезвычайных ситуаций и их создание;

9) пропаганда деятельности противопожарной службы среди населения;

10) формирование информационной потребности и пропаганда знаний в сфере защиты населения и территорий от пожаров, участие в подготовке населения и служащих организаций к действиям в условиях пожара;

11) выработка единой кадровой политики, обеспечивающей пожарную охрану Архангельской области высококвалифицированным руководящим составом и начальствующим составом среднего звена на ближайшую (1-5 лет) и среднесрочную (5-10 лет) перспективу;

12) поддержка пожарно-прикладного спорта.

IV. Основные направления, принципы и приоритеты развития
пожарной охраны на территории Архангельской области


13. Развитие пожарной охраны на территории Архангельской области осуществляется за счет средств областного бюджета, бюджетов органов местного самоуправления, при участии Архангельского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества (далее - ВДПО).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»